Рекомендации по самостоятельной работе студента.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Письменная контрольная работа должна быть объемом 6-8 страниц. Ссылки на источники информации обязательны. При использовании текста Конституции обязательна ссылка на номер статьи Конституции. Во всех случаях сравнение предполагает выявление общего и особенного и должно сопровождаться выводами! Параллельное или последовательное описание двух систем сравнением не является! Распределение вариантов работ Вариант 1 Фамилии студентов начинаются на буквы А-К Вариант 2 Фамилии студентов начинаются на буквы Л-Я
Доклады на семинарских занятиях, по темам занятий (выбор страны — по согласованию с преподавателем): · Взаимодействие правительства и парламента в рамках законодательного процесса (на примере одной страны) · Разграничение компетенций центральных и региональных органов власти в федеративных и регионализованных государствах (на примере одной страны) · Анализ реализации административных реформ в США. · Анализ реализации административных реформ в ФРГ · Анализ реализации административных реформ в Великобритании · Анализ реализации административных реформ во Франции · Анализ реализации административных реформ в Японии · Анализ реализации административных реформ в Италии · Анализ реализации административных реформ в Испании
Формы контроля самостоятельной работы студентов Контроль самостоятельной работы осуществляется: 1) в рамках обсуждения вопросов, сформулированных для практических занятий, в ходе самих занятий; 2) через тестирование, предшествующее экзамену. 3) через письменные контрольные работы, подготовленные в межсессионный период СИСТЕМА ОЦЕНКИ Аттестация письменной контрольной работы входит в число обязательных и является допуском к экзамену. Без положительного зачета контрольной работы студент не может получить итоговую положительную оценку за экзамен.
Контрольная работа оценивается по нескольким критериям: · соответствие содержания теме работы; · полнота раскрытия каждого пункта представленного алгоритма работы · сравнительный аспект работы (выявление общего и особенного) · полнота выводов · правильность оформления работы (сноски, список использованных источников и литературы).
Итоговой формой отчётности является экзамен. Экзамен проводится в виде письменной аудиторной работы: студентам предлагается ответить на 2 вопроса, относящихся к проблематике курса, на протяжении 2 часов. Критерии оценки: 1) точность ответа, 2) аргументированность, 3) подробность и полнота. 6. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Представьте, что состоялся съезд первых лиц США, Франции, Великобритании, Италии и ФРГ. Каждая страна представлена тремя высшими должностными лицами, занимающими наиболее высокие посты. Что это за должностные лица? Аргументируйте. 2. Проанализируйте, как различия между статусом муниципальных органов стран, относящихся к европейской континентальной модели, влияют на характер местного самоуправления. 3. Докажите или опровергните создание в США Ф.Д.Рузвельтом «второй республики», опираясь на анализ взаимодействия высших органов государственной власти. 4. Проанализируйте, как различия между статусом муниципальных органов стран, относящихся к англосаксонской модели, влияют на характер местного самоуправления. 5. Прокомментируйте особенности взаимодействия высших органов государственной власти в США, проявившиеся в истории с Б.Клинтоном и М.Левински. 6. Должны ли работники государственных органов быть государственными служащими? Аргументируйте, проиллюстрируйте примерами.
7. В 1969 г. Палата представителей США приняла поправку к Конституции, в соответствии с которой Президент США должен был избираться путем прямых всеобщих выборов. Сенат отклонил предложение за счет голосов малонаселенных штатов; поправка не была принята. В чем причина такой реакции сенаторов? 8. Сравните, на конкретных примерах, системы открытого и закрытого набора на государственную службу, оцените их преимущества и недостатки. 9. В 1962 г. Президент Франции Ш. Де Голль провел референдум, в результате которого была изменена Конституция 1958 г., и Президента Франции стали избирать путем прямых всеобщих выборов. Тогда возникли споры: было ли проведение референдума конституционным. Ответьте на вопрос, показав несостоятельность одной из точек зрения. 10. Проиллюстрируйте примерами решение государственными органами однотипных проблем с помощью разных механизмов государственной политики. В чем причины различий, насколько они оправданы? 11. В 1986 г. Президент Франции Ф.Миттеран отказался подписывать ордонансы, относящиеся к приватизации государственных предприятий. В чем причина, имел ли право Президент не подписывать ордонансы, чем, по-Вашему, закончился конфликт? 12. Проиллюстрируйте примерами ситуацию, когда результат государственной политики определяется почти исключительно особенностями ее реализации. 13. Роспуск Президентом Франции Ж.Шираком Национальной Ассамблеи в 1997 г. в российской прессе называли «ошибкой Президента». В чем ошибка, каковы ее последствия для главы государства? 14. Местное самоуправления в азиатских государствах: основные отличия от европейской и американской моделей. 15. Многие специалисты считают, что в 1991 г. премьер-министр Великобритании Д.Мейджор «отложил парламентские выборы до апреля 1992 г.» ввиду экономического кризиса. Аналогично, летом 1978 г. премьер-министр Д.Каллаган решил отложить выборы в парламент до лета 1979 г. Объясните, как это возможно. 16. Территориальные единицы «среднего» или промежуточного уровня – креатуры государства или результат самоорганизации? Аргументируйте, проиллюстрируйте примерами. 17. В 1979 г. премьер-министр Великобритании Д.Каллаган (лейборист) конфликтовал с парламентским большинством и его правительству был вынесен вотум недоверия; правительство ушло в отставку. В 1990 г. аналогичный конфликт противопоставил парламентское большинство и премьер -министра М.Тэтчер (консерватор), однако депутаты отказались использовать вотум недоверия. М.Тэтчер была смещена с поста лидера партии на партийном съезде, накануне очередных выборов, а кандидатом в премьер-министры стал новый лидер. В чем разница?
18. Охарактеризуйте систему высших органов власти ЕС с точки зрения теории разделения властей. 19. «Главный кнут предложил закрытие, но спикер предпочел кенгуру, раз и так уже был под гильотиной». Расшифруйте. Какова роль оппозиции во всей этой истории? 20. Сравните статус территорий, не являющихся субъектами федерации, в нескольких федеративных государствах. Как их существование влияет на характер федеративных отношений? 21. В сентябре 1982 г., в результате «конструктивного вотума недоверия», федеральный канцлер ФРГ Г.Шмидт был отправлен в отставку, а на его место избран Г.Коль. Это единственный в истории ФРГ случай успешного использования вотума недоверия. Объясните, почему это происходит так редко, и что могло случиться в1982 г., так что процедура завершилась успехом. 22. Объясните, как существование автономий сочетается с принципами унитаризма. 23. Федеральный Президент ФРГ (с 1999 г.) Йоханнес Рау в прошлом – министр-президент земли Северный Рейн-Вестфалия. Также он в прошлом являлся лидером СДПГ. Что могло оказать большее влияние на его избрание Президентом ФРГ? 24. Продемонстрируйте, на примере нескольких стран, пределы власти абсолютного монарха или диктатора (~ президента с неограниченной властью). 25. Федеральный Президент ФРГ Й.Рау – бывший министр-президент земли Северный Рейн-Вестфалия; федеральный канцлер ФРГ Г.Шредер – бывший министр- президент земли Нижняя Саксония; министр финансов ФРГ Г.Эйхель – бывший премьер- министр земли Гессен; премьер-министр Баварии Э.Штойбер одновременно является лидером ХСС … Связано ли это с тем фактом, что СДПГ, к которой принадлежат первые три политика, обладает большинством в Бундесрате, если да – то как?
26. Проиллюстрируйте примерами преимущества и недостатки «должностной системы» в государственной службе. 27. Президент Шри-Ланки Д.Р.Джаявардене (1978- 1988) одновременно возглавлял 6 министерств; его преемник Р.Премадаса совместил должности премьер -министра и президента; нынешний президент Ч.Б.Кумаратунге совмещала свою должность с постами министра обороны и министра финансов, а с 2003 г. – министра обороны и министра информации. Отличия от других смешанных республик (Франция, Россия…) очевидны; в чем смысл этих отличий? (В Шри-Ланке – двухполюсная партийная система). 28. Проиллюстрируйте примерами преимущества и недостатки «системы карьеры» в государственной службе. 29. 3 октября 2003 г. депутат бундестага ФРГ Мартин Хоманн, выступая в одном из немецких городков, напомнил собравшимся, что большинство организаторов русской революции 1917 г. были евреями. И если немцев называют нацией преступников за их действия в годы холокоста, то с таким же основанием можно называть преступным и еврейский народ: ведь русская революция тоже привела к миллионам жертв. Против Хоманна были выдвинуты обвинения – что это за обвинения, имеют ли они юридическую силу? 30. Сравните статус и степень самостоятельности автономий в двух регионализованных государствах. 31. В мае 2003 г. генерал-губернатор Австралии Питер Холлингуорт был временно отстранен от выполнения своих обязанностей – на период, пока не завершилось расследование по обвинению его в уголовном преступлении. Кто принимал это решение, какова процедура, кто проводил расследование и полномочен выносить приговор? 32. Сравните роль верхней палаты парламента в законодательной деятельности на примере двух стран. 33. В 1963 г. в Италии была создана новая область (регион) Молизе. Опишите предположительную процедуру создания, аргументируйте. 34. Сравнить влияние Президента на законодательный процесс в США и во Франции. 35. На протяжении большей части XIX в. между американскими штатами шла «налоговая война». Возможны ли такие «войны» в ФРГ? В России? Аргументируйте. 36. Проанализируйте «карманное вето»: каковы условия его использования, в чем его преимущества перед обычным вето? Возможно ли «карманное вето» в других странах, почему (приведите примеры)? 37. В 2002 г. Верховный Суд штата Оклахома принял решение, согласно которому ни один язык на территории штата не может считаться государственным. Какова юридическая сила этого решения? Аргументируйте. На основании каких положений Конституции США его можно обосновать или оспорить?
38. Проанализируйте символический, политический и управленческий смысл контрассигнатуры. 39. Французское правительство неоднократно пыталось сократить количество коммун через их укрупнение, но всякий раз наталкивалось на сопротивление Сената. В результате соответствующий закон так никогда и не был принят. Объясните, в чем суть конфликта. 40. Сенат Французской Республики и Бундесрат в ФРГ являются органами территориального представительства. В чем различие между этими органами, какие именно территориальные интересы они представляют? 41. Высшими должностными лицами французской Новой Каледонии являются верховный комиссар и председатель правительства. Наиболее важные должностные лица французского острова Реюньон – префект, председатель генерального совета и председатель регионального совета. В чем основные различия между статусом должностных лиц и статусом двух этих территорий? 42. Сравните статус Президента ФРГ и Президента Итальянской республики. Президент какой страны имеет больше возможностей влиять на государственную политику? В чем это проявляется? 43. В октябре 2003 г. в американском штате Мэриленд вступил в силу закон, регулирующий курение марихуаны. Каждый, кто сумеет убедить суд в том, что употреблял наркотик "по медицинской необходимости", для облегчения симптомов хронического или смертельного заболевания, несет максимальное наказание в виде штрафа в $100. Остальные курильщики марихуаны по-прежнему рискуют штрафом в $1000 и годичным тюремным заключением. Соответствует ли это решение конституции США, в каких федеративных государствах субъекты федерации могут самостоятельно решать такие вопросы? 44. Сравнить влияние правительства ФРГ и Великобритании на законодательный процесс. 45. В 1986 г. был упразднен Совет Большого Лондона, председателем которого был К.Ливингстон. На выборах 1 мая 2000 г. К.Ливингстон избран первым мэром Лондона. Объясните, с чем связаны реформы и такое постоянство избирателей (не считая личного обаяния кандидата). 46. Сравните институт делегированного законодательства в нескольких странах, продемонстрируйте основные различия. 47. В 1963 г. французский политолог П.Вормс опубликовал статью, озаглавленную «Префект и его нотабли» (нотабли – местные влиятельные лица, традиционно занимающие выборные должности в органах местного самоуправления). Попробуйте восстановить логику статьи. 48. Проанализируйте особенности взаимодействия парламента и правительства в Великобритании, по сравнению с другими европейскими государствами. 49. В большинстве зарубежных государств основу местных налоговых поступлений составляет налог на собственность, в тех или иных формах. С чем связанно такое постоянство? С чем связаны исключения? 50. Продемонстрируйте черты унитаризма и черты регионализованности в Великобритании. 51. В соответствии с законом о реформе государственной службы 1976 г., в США была создана Служба Высших Руководителей. Каковы цели реформы, в чем преимущества новой системы перед прежней? 52. Францию часто называют децентрализованным унитарным государством. Докажите или опровергните это определение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|