Теоретические аспекты педагогического содействия учащимся в выборе форм продолжения образования
ЗАДАНИЕ на курсовой проект студента 1 Дисциплина (специализация) «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству» 2 Тема проекта «Педагогическое содействие в выборе учащимися 9-го класса форм продолжения образования» 3 Срок сдачи студентом законченного проекта «» мая 2010 г. 4 Перечень вопросов, подлежащих разработке: 1) изучить современное состояние вопроса выбора форм продолжения образования учащимися (в трудах отечественных и зарубежных авторов) и на практике; 2) разработать методику содействия в выборе учащихся форм продолжения образования в соответствии с целями исследования; 3) обосновать педагогическую модель содействия в выборе учащимися 9-го класса форм продолжения образования; 4) осуществить апробацию разработанной педагогической модели; 5) разработать планы-конспекты мероприятий для учащихся 9-го класса, направленные на содействие в выборе форм продолжения образования в соответствии с целями исследования. 5 Календарный план
РЕФЕРАТ
Педагогическое содействие в выборе учащимися 9-го класса форм продолжения образования. – Челябинск: ЮУрГУ, МТ–474, 2010. – **с., 1 илл., 1 табл., библиографический список – 30 наим., 3 прил. Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе. Предмет исследования – педагогическое содействие в выборе форм продолжения образования учащимися 9-го класса в ходе образовательного процесса.
Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка педагогической модели содействия в выборе учащимися 9-го класса форм продолжения образования. Задачи исследования: 1) изучение состояния вопроса в теории – в современных источниках и в исторической ретроспективе; 2) изучение состояния вопроса в практике; 3) обоснование проекта для решения поставленной задачи (педагогический уровень); 4) разработка проекта на методическом уровне. В работе раскрыты понятия «педагогическое содействие», «методика», рассмотрены психологические особенности учащихся 9-го класса, их готовность к выбору форм продолжения образования. Разработана педагогическая модель содействия учащимся 9-го класса в выборе форм продолжения образования.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИМСЯ В ВЫБОРЕ ФОРМ ПРОДОЛЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 Педагогическое содействие в выборе учащимися форм продолжения образования как педагогическое понятие 1.2 Анализ отечественного и зарубежного опыта в рассмотрении проблемы выбора учащимися форм продолжения образования 2 РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИМИСЯ 9 КЛАССА В ВЫБОРЕ ФОРМ ПРОДОЛЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 2.1 Модель педагогического содействия учащимся 9-х классов в выборе форм продолжения образования 2.2 Методика осуществления педагогического содействия учащимся 9-х классов в выборе форм продолжения образования ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время стремительно возрастает роль образования, усиливается его влияние на все сферы социальной жизни. Переход от индустриального общества к постиндустриальному и информационному означает, что процессы создания и распространения знания становятся ключевыми. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни современного мира.
В это же время существенно увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Российская система образования пока еще способна конкурировать с системами образования передовых цивилизованных стран, однако ее преимущества могут быть быстро утрачены, если не будет осуществлена глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования, в том числе и педагогического содействия. Проблема выбора формы продолжения образования является одной из главных для учащихся 9-х классов. Данные современных исследований свидетельствуют о том, что по причине незнания правил выбора профессий, ситуации на рынке труда, отсутствия практического опыта в профессиональной деятельности, многие учащиеся 9 класса выбирают учебные заведения, специализация которых не соответствует их интересам, наклонностям и убеждениям. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором – старшеклассника манят десятки профессий. Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Поэтому нелегко сделать социально и глубоко личностный выбор формы продолжения образования – будет ли это окончание общеобразовательной школы, поступление в профильный класс, профессиональное училище, колледж и т.д. О чём, прежде всего, думает старшеклассник, выбирая для продолжения образования определённое учебное заведение? Во-первых, о том, какую профессию он хотел бы получить. Во-вторых, достаточно ли его способностей, чтобы заниматься ею, позволит ли ему здоровье. В-третьих, он задумывается, как обстоят дела на рынке труда, востребована ли данная профессия. Общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворённость работой, физическое и нервно-психическое здоровье напрямую зависят от того, насколько правильно он выбрал свою профессиональную деятельность.
Таким образом, проблема выбора учащимися форм продолжения образования приобретает особую актуальность в наше время, а так же возрастает роль педагогического содействия в этом выборе. В последние годы эти проблемы разрабатываются в трудах Е.В. Ворониной, А.А. Пинского, В.В. Семенцова, С.Н. Чистяковой и др. Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка педагогической модели содействия в выборе учащимися 9-го класса форм продолжения образования. Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе. Предмет исследования – педагогическое содействие в выборе форм продолжения образования учащимися 9-го класса в ходе образовательного процесса. Задачи исследования: 1) изучение состояния вопроса в теории – в современных источниках и в исторической ретроспективе; 2) изучение состояния вопроса в практике; 3) обоснование проекта для решения поставленной задачи (педагогический уровень); 4) разработка проекта на методическом уровне. Гипотеза: содействие в выборе учащимися 9-х классов форм продолжения образования будет протекать более эффективно, если разработана и внедрена в образовательный процесс педагогическая модель, где: 1) системообразующим элементом является цель – педагогическое содействие в выборе учащимися 9-го класса форм продолжения образования; 2) содержательный компонент включает в себя сведения о мире профессий, о видах учебных заведений, о способах составления профессионального и жизненного плана учащимися; 3) процессуальный компонент предполагает использование таких форм и методов учебной и внеклассной работы, которые позволяют сформировать у учащихся целостное представление о мире профессий, о видах учебных заведений, а также мотивы саморазвития и личностного роста. В ходе работы использованы теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, сравнение, обобщение, моделирование. Курсовой проект состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, библиографического списка и приложений.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ УЧАЩИМСЯ В ВЫБОРЕ ФОРМ ПРОДОЛЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|