Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель содействия учащимся 9-х классов в выборе форм продолжения образования

 

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил обоснованно выбрать теоретико-методологические ориентиры для построения педагогической модели, а также определиться с параметром исследования.

Итак, начнем с самого понятия «модель», которое используется во многих (а возможно, и во всех) областях науки. Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [19].

Принято условно подразделять модели на три вида: физические (имеющие природу, сходную с оригиналом); вещественно-математические (их физическая природа отличается от прототипа, но возможно математическое описание поведения оригинала); логико-семиотические (конструируются из специальных знаков, символов и структурных схем). Между названными типами моделей нет жестких границ. Педагогические модели в основном входят во вторую и третью группу перечисленных видов.

Разработанная нами модель включает следующие компоненты:

1) системообразующим элементом является цель – педагогическое содействие учащимся 9-х классов в выборе форм продолжения образования;

2) содержательный компонент модели включает в себя:

– сведения о видах средне-специальных учебных заведений;

– сведения о типах профилей обучения в общеобразовательных школах;

– сведения о требованиях, предъявляемых к выпускникам 9-х классов при поступлении в ССУЗы, либо в профильные классы;

3) процессуальный компонент предполагает использование таких форм и методов работы, которые позволяют сформировать теоретические представления, связанные с видами учебных заведений, профильных классов, а также сформировать у учащихся мотивы самоопределения в формах продолжения образования.

Представляется, что осуществлению процесса педагогического содействия учащимся 9-х классов в выборе форм продолжения образования способствуют следующие методы:

1) методы формирования сознания личности (беседа, лекция);

2) методы стимулирования и мотивации деятельности личности (игровой метод, дискуссия);

3) практические методы.

Беседы – имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности. Проведение бесед о формах продолжения образования помогает учащимся сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляются к выпускникам 9-х классов при поступлении в ССУЗы или профильные классы.

Лекция. Может содержать несколько сюжетных линий, которые излагаются как последовательно, так и параллельно. Этот метод позволяет концентрированно подать большой объём учебного материала.

Дискуссия. Включение учеников в ситуации обсуждения какого-либо вопроса не только углубляет их знания, но и невольно приковывает их внимание к теме, а на этой основе вызывает прилив интереса к изучаемому материалу.

Демонстрация. Особенностью этого метода обучения является то, что он обязательно предполагает в той или иной мере сочетание со словесными методами, в данном случае – рассказ. Тесная связь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики.

Разработанная нами модель включает в себя следующие формы внеклассной деятельности – экскурсия, игра.

Весьма перспективным представляется использование для педагогического содействия учащимся такой вид внеклассной работы как игра.

Характерные особенности игр:

1) её целью является выработка новых форм интеллектуальной деятельности: развитие, перестройка мышления у участников игры;

2) предполагается методологизация играющих через их чёткое позиционное самоопределение в рамках темы и собственной ситуации по отношению к теме;

3) игра, через осознание играющими своих жизнедеятельностных и мыследеятельностных установок, разрушает привычные стереотипы действия и мысли;

4) приобретаются и развиваются способности и навыки коллективной мыслительной деятельности.

Вторая форма проведения внеклассного мероприятия – экскурсия в высшее учебное заведение.

Характерные особенности экскурсии:

1) экскурсия позволяет увидеть, как на самом деле проходит учебная деятельность в высшем учебном заведении;

2) в процессе экскурсии ученики задают наиболее интересующие их вопросы и делают собственные выводы;

3) наглядность позволяет ребятам определиться в выборе форм продолжения образования.

Все эти формы внеклассной работы являются коллективными, и, следовательно, в ходе их проведения учащиеся научатся сотрудничать, организовывать совместную деятельность, что является ценным в дальнейшей профессиональной деятельности.

Педагогическое содействие учащимся в выборе форм продолжения образования происходит в ходе образовательного процесса, где учащиеся присваивают образованность.

Данная модель может быть охарактеризована с точки зрения системного подхода. Все элементы системы взаимосвязаны между собой и способствуют приобретению личностью образованности [25].

Для достижения поставленной цели содержание отобрано с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся и опирается на знания, полученные на предшествующих этапах обучения. Содержательный компонент реализуется при проведении внеклассных мероприятий.

Системные свойства модели: открытость системы, полезное содержание сообщаемых сведений, подбор форм и методов, соответствующих возрасту учащихся.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...