VII. Самостоятельная работа студентов
Стр 1 из 3Следующая ⇒ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для студентов 4 курса медико-диагностического факультета по дисциплине «Внутренние болезни»
ТЕМА VII: «Острая и хроническая почечная недостаточность»
автор: д.м.н., профессор Саливончик Д.П. ассистент кафедры Россолова В.В. ассистент кафедры Рудько А.И.
ГОМЕЛЬ, 2014 г.
Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия (умение и знание). III. Базисные разделы. IV. Рекомендуемая литература. V. Вопросы для самоподготовки. VI. Графическая структуратемызанятия. VII. Схема обследования пациента. VIII. Самостоятельная работа студентов. IX. Клинические задачи и тестовый контроль.
I. Актуальность темы
В последнее десятилетие достигнуты значительные успехи в развитии нефрологии. Внедрение в нефрологию достижений генетики, иммунологии, клинической морфологии почек привело к пересмотру сложившихся представлений об этиологии и патогенезе ряда заболеваний почек. Ежегодно регистрируют 40–200 случаев острой почечной недостаточности (ОПН) на 1 млн взрослого населения. ОПН развивается у 5% госпитализированных пациентов. Своевременное определение первых проявлений ОПН способствует раннему назначению патогенетического, этиотропного лечения и скорейшему выздоровлению пациента. Развитию хронической почечной недостаточности (ХПН) часто способствуют латентные формы нефропатологии, поэтому ранняя диагностика латентных форм заболеваний почек будет способствовать снижению количества случаев хронической почечной недостаточности, инвалидности и увеличению продолжительности жизни пациентов.
II. Цель занятия
Научить студентов современным методам диагностики, лечения и профилактики острой и хронической почечной недостаточности.
Студенты должны знать: · Методы исследования заболеваний почек; · Основы гемодиализа, показания и противопоказания к проведению перитонеального диализа и его осложнения; · Консервативную терапию ОПН и ее осложнения; · Причины развития ОПН; варианты течения, клиническую картину заболевания. · Определение понятия “хроническая почечная недостаточность” (ХПН); · Этиологию развития ХПН; · Классификацию ХПН; · Клиническую картину ХПН; · Лечение ХПН;
· Показания к трансплантации почек; · Правила ведения пациентов после трансплантации почек.
Студенты должны уметь: · Провести расспрос пациента с ОПН; · Провести объективный осмотр пациента с ОПН и назначить ему необходимые диагностические исследования для уточнения причины развития ОПН; · Анализировать лабораторно-инструментальные данные, способствующие дифференциальной диагностике заболевания; · Правильно формулировать выставленные врачом клинические диагнозы; · Оценить тяжесть состояния пациента · Оценить прогноз заболевания. · Расспрашивать пациента с хронической почечной недостаточностью; · Проводить объективный осмотр пациента хронической почечной недостаточностью; · Назначить пациенту необходимые диагностические исследования для уточнения причины развития хронической почечной недостаточности; · Анализировать лабораторно-инструментальные данные, способствующие дифференциальной диагностике заболевания;
Практические навыки: · Пальпация живота; · Осмотр пациентов при патологии почек и мочевыделительной путей; · Пальпация почек; · Чтение и трактовка общего анализа мочи; · Чтение и трактовка анализа мочи по Зимницкому и Нечипоренко;
III. Разделы, изученные ранее и необходимые Для данного занятия (базисные знания).
1. Строение мочевыделительной системы. 2. Строение нефрона. 3. Кровоснабжение почек. 4. Методы исследования, используемые при заболеваниях почек. 5. Основные клинические синдромы, встречающиеся в нефрологической практике.
IV. Рекомендуемая литература по теме занятия: I. Основная:
1. Внутренние болезни: в 2 т. / под ред. А.И. Мартынова, Н.А. Мухина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. 2. Нефрология в терапевтической практике / под ред. А.С. Чижа. – Мн.: Вышэйшая школа, 1995.
II. Дополнительная:
1. Внутренние болезни / под ред. Ф.И. Комарова, А.С. Сметнева. - М.: Медицина, 1991. 2. Диагностика и лечение внутренних болезней / под ред. Ф.И. Комарова. - М.: Медицина, 1996. 3. Маколкин, В.И. Внутренние болезни / В.И. Маколкин, С.И. Овчаренко. - М.: Медицина, 1994. 4. Окороков, А.Н. Диагностика болезней внутренних органов: руководство / А.Н.Окороков. – М.: Медицинская литература, 2000. 5. Окороков, А.Н. Лечение болезней внутренних органов: руководство / А.Н.Окороков. – М.: Медицинская литература, 2000.
V.План проведения практического занятия
VI. Вопросы для самоподготовки:
а) по базисным знаниям: 1. Анатомия мочевыделительной системы. 2. Основные клинические синдромы при заболеваний почек. 3. Клинические методы исследования заболеваний мочевыделительной системы. 4. Патогенез почечных отеков. 5. Патогенез почечной артериальной гипертензии. 6. Нарушение водного и электролитного обмена при заболеваниях почек. 7. Патогенез анемии при заболеваниях почек.
б) ПО ДАННОЙ ТЕМЕ:
Темы УИРС:
1) Патология почек во время беременности: методы профилактики и лечения. 2) Роль почек в гомеостазе организма (на примере показателей свертываемости крови). 3) Нефротический синдром, обусловленный лекарственными средствами. 4) Синдром Гудпасчера: этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика, лечение.
VII. Самостоятельная работа студентов
Задание №1 Интерпретируйте общий и биохимический анализы крови, общий анализ мочи, анализ мочи по Нечипоренко, анализ мочи по Зимницкому у пациента при заболеваниях почек (хронический пиелонефрит, гломерулонефрит, ОПН, ХПН).
Задание №2 Обследуйте и изучите истории болезни пациентов с острой почечной недостаточностью (ОПН), ХПН, гломерулонефритом.
Задание №3 Проведите самостоятельную курацию пациентов с заболеваниями почек с последующим обсуждением каждого пациента и назначением индивидуального лечения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|