Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

VII. Самостоятельная работа студентов




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для студентов

4 курса медико-диагностического факультета

по дисциплине «Внутренние болезни»

 

ТЕМА VII: «Острая и хроническая почечная недостаточность»

 

автор: д.м.н., профессор Саливончик Д.П.

ассистент кафедры Россолова В.В.

ассистент кафедры Рудько А.И.

 

ГОМЕЛЬ, 2014 г.

 

Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия (умение и знание). III. Базисные разделы. IV. Рекомендуемая литература. V. Вопросы для самоподготовки. VI. Графическая структуратемызанятия. VII. Схема обследования пациента. VIII. Самостоятельная работа студентов. IX. Клинические задачи и тестовый контроль.

 

I. Актуальность темы

 

В последнее десятилетие достигнуты значительные успехи в развитии нефрологии. Внедрение в нефрологию достижений генетики, иммунологии, клинической морфологии почек привело к пересмотру сложившихся представлений об этиологии и патогенезе ряда заболеваний почек.

Ежегодно регистрируют 40–200 случаев острой почечной недостаточности (ОПН) на 1 млн взрослого населения. ОПН развивается у 5% госпитализированных пациентов. Своевременное определение первых проявлений ОПН способствует раннему назначению патогенетического, этиотропного лечения и скорейшему выздоровлению пациента. Развитию хронической почечной недостаточности (ХПН) часто способствуют латентные формы нефропатологии, поэтому ранняя диагностика латентных форм заболеваний почек будет способствовать снижению количества случаев хронической почечной недостаточности, инвалидности и увеличению продолжительности жизни пациентов.

 

II. Цель занятия

 

Научить студентов современным методам диагностики, лечения и профилактики острой и хронической почечной недостаточности.

 

Студенты должны знать:

· Методы исследования заболеваний почек;

· Основы гемодиализа, показания и противопоказания к проведению перитонеального диализа и его осложнения;

· Консервативную терапию ОПН и ее осложнения;

· Причины развития ОПН; варианты течения, клиническую картину заболевания.

· Определение понятия “хроническая почечная недостаточность” (ХПН);

· Этиологию развития ХПН;

· Классификацию ХПН;

· Клиническую картину ХПН;

· Лечение ХПН;

· Показания к эфферентным методам лечения,

· Показания к трансплантации почек;

· Правила ведения пациентов после трансплантации почек.

 

 

Студенты должны уметь:

· Провести расспрос пациента с ОПН;

· Провести объективный осмотр пациента с ОПН и назначить ему необходимые диагностические исследования для уточнения причины развития ОПН;

· Анализировать лабораторно-инструментальные данные, способствующие дифференциальной диагностике заболевания;

· Правильно формулировать выставленные врачом клинические диагнозы;

· Оценить тяжесть состояния пациента

· Оценить прогноз заболевания.

· Расспрашивать пациента с хронической почечной недостаточностью;

· Проводить объективный осмотр пациента хронической почечной недостаточностью;

· Назначить пациенту необходимые диагностические исследования для уточнения причины развития хронической почечной недостаточности;

· Анализировать лабораторно-инструментальные данные, способствующие дифференциальной диагностике заболевания;

 

 

Практические навыки:

· Пальпация живота;

· Осмотр пациентов при патологии почек и мочевыделительной путей;

· Пальпация почек;

· Чтение и трактовка общего анализа мочи;

· Чтение и трактовка анализа мочи по Зимницкому и Нечипоренко;

III. Разделы, изученные ранее и необходимые

Для данного занятия (базисные знания).

 

1. Строение мочевыделительной системы.

2. Строение нефрона.

3. Кровоснабжение почек.

4. Методы исследования, используемые при заболеваниях почек.

5. Основные клинические синдромы, встречающиеся в нефрологической практике.

 

 

IV. Рекомендуемая литература по теме занятия:

I. Основная:

 

1. Внутренние болезни: в 2 т. / под ред. А.И. Мартынова, Н.А. Мухина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

2. Нефрология в терапевтической практике / под ред. А.С. Чижа. – Мн.: Вышэйшая школа, 1995.

 

II. Дополнительная:

 

1. Внутренние болезни / под ред. Ф.И. Комарова, А.С. Сметнева. - М.: Медицина, 1991.

2. Диагностика и лечение внутренних болезней / под ред. Ф.И. Комарова. - М.: Медицина, 1996.

3. Маколкин, В.И. Внутренние болезни / В.И. Маколкин, С.И. Овчаренко. - М.: Медицина, 1994.

4. Окороков, А.Н. Диагностика болезней внутренних органов: руководство / А.Н.Окороков. – М.: Медицинская литература, 2000.

5. Окороков, А.Н. Лечение болезней внутренних органов: руководство / А.Н.Окороков. – М.: Медицинская литература, 2000.

 

V.План проведения практического занятия

 

№ п/п Наименование этапов занятия Время
1. Организационно-вводная часть 10 минут
2. Исходный контроль знаний 45 минут
3. Курация пациентов и подготовка к клиническому разбору 100 минут
4. Клинический разбор пациентов 105 минут
5. Заключительное слово преподавателя, постановка домашнего задания на очередное занятие 10 минут
6. Самостоятельная работа студентов 45 минут

 

VI. Вопросы для самоподготовки:

 

а) по базисным знаниям:

1. Анатомия мочевыделительной системы.

2. Основные клинические синдромы при заболеваний почек.

3. Клинические методы исследования заболеваний мочевыделительной системы.

4. Патогенез почечных отеков.

5. Патогенез почечной артериальной гипертензии.

6. Нарушение водного и электролитного обмена при заболеваниях почек.

7. Патогенез анемии при заболеваниях почек.

 

б) ПО ДАННОЙ ТЕМЕ:

1. Этиология острой почечной недостаточности (ОПН). Механизм развития ОПН. Стадии ОПН. Клиническая картина ОПН.
2. Лечение по стадиям ОПН. Показания к гемодиализу и гемосорбции. Исходы, профилактика ОПН.
3. Этиология хронической почечной недостаточности (ХПН). Патогенез. Основные клинические синдромы. Стадийность течения ХПН.
4. Классификация ХПН. Возможности дифференциальной диагностики основного заболевания в период терминальных стадий ХПН.
5. Лечение ХПН (режим, диета, водно-солевой режим, коррекция ацидоза, дезинтоксикационная терапия, возможности симптоматического лечения). Гемодиализ и перитонеальный диализ. Трансплантация почек.

Темы УИРС:

 

1) Патология почек во время беременности: методы профилактики и лечения.

2) Роль почек в гомеостазе организма (на примере показателей свертываемости крови).

3) Нефротический синдром, обусловленный лекарственными средствами.

4) Синдром Гудпасчера: этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика, лечение.

 

VII. Самостоятельная работа студентов

 

Задание №1

Интерпретируйте общий и биохимический анализы крови, общий анализ мочи, анализ мочи по Нечипоренко, анализ мочи по Зимницкому у пациента при заболеваниях почек (хронический пиелонефрит, гломерулонефрит, ОПН, ХПН).

 

Задание №2

Обследуйте и изучите истории болезни пациентов с острой почечной недостаточностью (ОПН), ХПН, гломерулонефритом.

 

Задание №3

Проведите самостоятельную курацию пациентов с заболеваниями почек с последующим обсуждением каждого пациента и назначением индивидуального лечения.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...