Форма итогового контроля
(зачет, экзамен, контрольная работа)
экзамен
Содержание дисциплины
5.1 Разделы, темы дисциплины и формы учебной работы
№
Разделы, темы
Лекции
(кол-во час.)
Практические
(семинарские) занятия
(кол-во час.)
Лабораторные занятия
(кол-во час.)
Самостоя-тельная работа
(кол-во час.)
Общие вопросы специальной психологии.
-
Основные виды нарушений психического развития.
-
Психологическая помощь в системе образования.
-
Итого:
-
5.2 Тематическое планирование.
№
Раздел ГОС
Лекции
(тем №…)
(кол-во час.)
Практические занятия
(тема №…)
(кол-во час.)
Общие вопросы специальной психологии.
1 Специальная психология как наука.
2 Проблема развития в специальной психологии.
1 Аномальные дети, их характеристика.
Основные виды нарушений психического развития.
3 Психологические особенности развития детей с психологическим недоразвитием.
4 Особенности психического развития и формирования личности детей с повреждением развития.
5 Актуальные проблемы психологии детей с задержанным психическим развитием.
6 Интегральная психологическая характеристика детей с искаженным психическим развитием.
7 Психологическая структура нарушений у детей с дисгармоническим развитием.
8 Дефицитарное психическое развитие как вид дизонтогенеза.
2 Диагностика отклонений в развитии у детей.
3 Методы психологического исследования аномальных детей.
4 Роль и значение обучающего эксперимента в психологическом обследовании аномальных детей.
Психологическая помощь в системе образования.
9 Методологические основы психолого-педагогического изучения и коррекции детей с аномальным развитием.
5 Основные направления современной коррекционно-развивающей работы с детьми с отклонениями в развитии.
6 Роль и значение психологической помощи в комплексном подходе к преодолению отклонений в развитии у детей.
5.3 Содержание дисциплины и результаты ее изучения
№ п/п
Тема и её содержание
Интерактивные формы проведения
Результаты обучения, формируемые компетенции
лекции
Тема: Специальная психология как наука.
Предмет, задачи, актуальные проблемы специальной психологии.
Научные предпосылки становления и развития специальной психологии.
Место специальной психологии в системе наук.
Основные понятия специальной психологии.
Методы исследования в специальной психологии.
Тема: Проблема развития в специальной психологии.
Развитие, аномальное развитие, коррекционное развитие.
Структура аномального развития (по Л.С. Выготскому).
Проблема соотношения социального и биологического при аномальном развитии.
Параметры нарушений психического развития.
Классификация форм аномального развития (по В.В. Лебединскому).
Тема: Психологические особенности развития детей с психическим недоразвитием.
Общие теоретические вопросы психологии умственно отсталых детей.
Причины возникновения умственной отсталости.
Структура интеллектуального дефекта при психическом недоразвитии.
Проблема типологии детей с психическим недоразвитием (степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотия; классификация форм олигофрении по М.С. Певзнер).
Особенности ВНД детей с психическим недоразвитием.
Тема: Особенности психического развития и формирования личности детей с поврежденным психическим развитием.
Понятие «деменция». Этиопатогенез.
Структура дефекта при резидуальной деменции, ее зависимость от срока повреждения ЦНС.
Структура дефекта при прогредиентной деменции.
Интегральная психологическая характеристика детей с эпилептической деменцией.
Интегральная психологическая характеристика детей с шизофренической деменцией.
Тема: Актуальные проблемы психологии детей с задержанным психическим развитием.
Задержанное психическое развитие как вид дизонтогенеза.
Этиопатогенез ЗПР.
Классификация ЗПР по К.С.Лебединской (конституциональная, соматогенная, психогенная, цереброастеническая формы).
Отграничение цереброастенического варианта ЗПР от легкой степени олигофрении.
Методологические принципы диагностики и коррекции ЗПР.
Тема: Интегральная психологическая характеристика детей с искаженным психическим развитием.
Ранний детский аутизм как особый вид аномалии психического развития.
Этиопатогенез РДА.
Структура дефекта при РДА.
Клинико-психологическая классификация РДА по О.С.Никольской (аутистическая отрешенность, отвержение, замещение, сверхтормозимость).
Проблема дифференциальной диагностики РДА.
Тема: Психологическая структура нарушений у детей с дисгармоническим развитием.
Общие вопросы психического развития при дисгармонических нарушениях.
Нарушение эмоциональной регуляции как основа дисгармонического развития детей.
Психологическая структура психопатий.
Виды психопатий, их взаимосвязь с уровнями эмоциональной регуляции особенностями ВНД.
Невроз как вариант дисгармонического развития, механизмы его формирования.
Тема: Дефицитарное психическое развитие как вид дизонтогенеза.
Дефицитарное психическое развитие как особый вид дизонтогенеза.
Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха.
Аномалии развития в связи с недостаточностью двигательной сферы.
Особенности психического развития детей с речевыми нарушениями.
Психологические проблемы развития детей с сочетанными дефектами.
Тема: Методологические основы психолого-педагогического изучения и коррекции детей с аномальным развитием.
Общие теоретические вопросы интегративной диагностики отклоняющегося развития.
Особенности процедуры проведения психологического обследования аномального ребенка.
Технология составления заключения по результатам психологического обследования.
Методология коррекционно-развивающей работы с детьми с отклоняющимся развитием.
Основные направления психокоррекционной практики в дошкольном возрасте.
Аномальные дети, их характеристика.
1. Понятие «норма» и «отклонение» в специальной психологии.
2. Теоретические положения Л.С. Выготского о структуре аномального развития.
3. Причины аномалий и виды нарушений.
4. Основные классификации нарушений развития.
4.1. по причинам нарушений;
4.2. по сферам нарушений;
4.3. по последствиям влияния на развитие человека;
4.4. по глубине и тяжести нарушений.
5. Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием.
Диагностика отклонений в развитии у детей.
1. Место и значение психологического обследования в комплексном клинико - психолого-педагогическом изучении отклонений в развитии у детей.
2. Принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии.
3. Этапы психологического изучения, их характеристика.
4. Особенности формулировки психологического заключения по результатам обследования.
5. Основные требования к подготовке и проведению психологического изучения ребенка.
Методы психологического исследования аномальных детей.
1. Специфика применения психологических методов в исследовании аномальных детей (метод наблюдения, беседы, эксперимента, анализа продуктов деятельности).
2. Роль анамнеза в психологическом исследовании аномальных.
3. Особенности проведения тестового и клинического обследования детей.
4. Примерные диагностические комплексы методик для оценки психического развития ребенка на разных возрастных стадиях:
а) для детей раннего возраста;
б) для детей дошкольного возраста;
в) для детей школьного возраста.
Роль и значение обучающего эксперимента в психологическом обследовании аномальных детей.
1. Научный вклад Л.С. Выготского в развитие отечественной специальной психологии.
2. Проблема обучения и развития в научной концепции Л.С. Выготского.
3. Значение обучающего эксперимента в психодиагностике аномальных детей.
4. Структура обучающего эксперимента и требования к его проведению.
Основные направления современной коррекционно-развивающей работы с детьми с отклонениями в развитии.
1. Цели и содержание психологической помощи в системе специального образования.
2. Принципы коррекционной работы с аномальными детьми.
3. Характеристика методов коррекции аномального развития:
а) игротерапия;
б) арттерапия (рисуночная, музыкальная);
в) кулотерапия;
г) сказкотерапия.
Роль и значение психологической помощи в комплексном подходе к преодолению отклонений в развитии у детей.
1. Сущность комплексного подхода к преодолению отклонений в развитии у детей (медицинская, педагогическая и психологическая помощь ребенку).
2. Цели и содержание психологического сопровождения ребенка с отклонениями в развитии.
3. Сотрудничество психолога с семьей как условие эффективной коррекции.
4. Формы и содержание взаимодействия психолога с педагогами и семьей.