Виды самостоятельной работы студентов
№
п/п
| Название раздела, темы
| Самостоятельная работа студентов
| Формы контроля
|
Количество
часов в
соотв. с тематическим планом
| Виды самостоятельной работы
| Сроки выполнения
|
| Общие вопросы специальной психологии.
|
| Заполнение таблицы «Характеристика основных видов дизонтогенеза».
Содержание: графы таблицы:
№ п/п;
вид дизонтогенеза;
клинический вариант;
структура дефекта (первичный дефект, вторичные дефекты);
компенсация дефекта;
коррекция дефекта;
дополнительные сведения.
| В течение семестра, согласно расписанию занятий
| Выступление на семинаре
|
| Основные виды нарушений психического развития.
|
| Составление таблицы «Психологические особенности детей с различными нарушениями развития»
Реферат. Дефицитарное психическое развитие.
| В течение семестра, согласно расписанию занятий
| Выступление на семинаре
|
| Психологическая помощь в системе образования.
|
| Составление комплекта диагностических материалов психолого-педагогического изучения ребенка с нарушениями развития
Эссе: Роль и значение психологической помощи в комплексном подходе к преодолению отклонений в развитии у детей
| В течение семестра, согласно расписанию занятий
| Выступление на семинаре
|
Содержание текущего и итогового контроля
Текущий контроль.
Формы контроля: реферат, терминологические диктанты
Содержание контрольных мероприятий:
Темы рефератов:
1. Особенности развития ощущения и восприятия у детей с сохранным и нарушенным интеллектом.
2. Особенности развития ощущения и восприятия у детей с сохранным и нарушенным слухом.
3. Особенности развития ощущения и восприятия у детей с охранным и нарушенным зрением.
4. Особенности развития памяти у детей с сохранным и нарушенным интеллектом.
5. Особенности развития памяти у детей с сохранным и нарушенным слухом.
6. Особенности развития памяти у детей с сохранным и нарушенным зрением.
7. Особенности наглядно-практического мышления у детей с сохранным и нарушенным интеллектом.
8. Особенности наглядно-образного мышления у детей с сохранным и нарушенным интеллектом.
9. Особенности словесно-логического мышления у детей с сохранным и нарушенным интеллектом.
10. Особенности развития мышления у детей с охранным и нарушенным слухом.
11. Особенности развития мышления у детей с сохранным и нарушенным зрением.
12. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с сохранным и нарушенным интеллектом.
13. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с сохранным и нарушенным слухом.
14. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с сохранным и нарушенным зрением.
15. Особенности самооценки у детей с сохранным и нарушенным интеллектом.
16. Особенности самооценки у детей с сохранным и нарушенным слухом.
17. Особенности самооценки у детей с сохранным и нарушенным зрением.
18. Особенности развития речи у детей с сохранным и нарушенным интеллектом.
19. Особенности развития речи у детей с сохранным и нарушенным слухом.
20. Особенности развития речи у детей с сохранным и нарушенным зрением.
21. Особенности развития речи у детей в норме и при раннем детском аутизме.
22. Особенности внимания у детей с сохранным и нарушенным интеллектом.
23. Особенности внимания у детей с сохранным и нарушенным слухом.
24. Особенности внимания у детей с сохранным и нарушенным зрением.
25. Особенности игровой деятельности у детей с сохранным и нарушенным интеллектом.
26. Особенности игровой деятельности у детей с сохранным и нарушенным слухом.
27. Особенности игровой деятельности у детей с сохранным и нарушенным зрением.
28. Особенности учебной деятельности у детей с сохранным и нарушенным интеллектом.
29. Особенности учебной деятельности у детей с сохранным и нарушенным слухом.
30. Особенности учебной деятельности у детей с сохранным и нарушенным зрением.
31. Особенности игровой деятельности у детей в норме и при раннем детском аутизме.
32. Особенности мотивационно-потребностной сферы у детей в норме и при нарушении интеллекта.
33. Особенности трудовой деятельности у детей с сохранным и нарушенным интеллектом.
34. Особенности общения ребенка с сохранным и нарушенным интеллектом.
35. Особенности общения ребенка с сохранным и нарушенным слухом.
Терминологический диктант № 1:
№
| 1 вариант
| 2 вариант
| 3 вариант
|
1.
| специальная психология
| предмет специальной психологии
| задачи специальной психологии
|
2.
| отрасли специальной психологии
| норма
| дефект
|
3.
| структура дефекта
| виды дефектов
| первичные дефекты
|
4.
| вторичные дефекты
| сложный дефект
| компенсация дефекта
|
5.
| аномальные дети
| коррекция
| дивергенция
|
6.
| коррекция
| актуальный уровень развития
| зона ближайшего развития
|
7.
| абилитация
| реабилитация
| социальная адаптация
|
8.
| основные категории аномальных детей
| виды дизонтогенеза
| причины дефектов
|
9.
| психическое недоразвитие
| задержанное развитие
| поврежденное развитие
|
10.
| искаженное развитие
| дефицитарное развитие
| дисгармоническое развитие
|
Терминологический диктант № 2:
№
| 1 вариант
| 2 вариант
| 3 вариант
|
1.
| олигофрения
| тотальность нарушений
| иерархичность нарушений
|
2.
| структура дефекта при олигофрении
| дебильность
| имбецильность
|
3.
| умственно отсталые дети
| идиотия
| деменция
|
4.
| резидуальная деменция
| прогредиентная деменция
| торпидные олигофрены
|
5.
| эретические олигофрены
| фазовые состояния у олигофренов
| шизофрения
|
6.
| эпилепсия
| основные формы олигофрении (М.С.Певзнер)
| основные отличия олигофрении и деменции
|
7.
| дети с ЗПР
| структура дефекта при легкой форме ЗПР
| структура дефекта при стойкой форме ЗПР
|
8.
| конституциональная форма ЗПР
| соматогенная форма ЗПР
| психогенная форма ЗПР
|
9.
| цереброастеническая форма ЗПР
| принципы диагностики ЗПР
| принципы коррекции ЗПР
|
10.
| ранний детский аутизм
| первичные дефекты при РДА
| вторичные дефекты при РДА
|
11.
| третичные дефекты при РДА
| основные варианты РДА
(по О.С.Никольской)
| клинические признаки при РДА
|
12.
| психопатия
| базальные уровни эмоциональной регуляции
| виды психопатий
|
13.
| механизм формирования
| критерии психопатии
| невропатия
|
14.
| психогении
| невроз
| формы неврозов
|
15.
| глухота
| глухие дети
| ранооглохшие дети
|
16.
| позднооглохшие дети
| тугоухость
| слабослышащие дети
|
17.
| структура дефекта при глухоте
| компенсация дефекта при глухоте
| коррекция дефекта при глухоте
|
18.
| мимико-жестовая речь глухих
| дактильная речь глухих
| условия овладения глухими устной речью
|
19.
| слепые дети
| слабовидящие
| слепорожденные дети
|
20.
| Ослепшие дети
| Тотально слепые
| Парциально слепые
|
21.
| Структура дефекта при слепоте
| Коррекция дефекта при слепоте
| Компенсация дефекта при слепоте
|
22.
| депривация (сенсорная)
| слепоглухие дети
| слепоглухонемота
|
23.
| компенсация дефекта при слепоглухонемоте
| структура дефекта при слепоглухонемоте
| коррекция дефекта при слепоглухонемоте
|
24.
| дети с ДЦП
| детский церебральный паралич
| структура дефекта при ДЦП
|
25.
| спастическая диплегия
| двойная гемиплегия
| гиперкинетическая форма
|
26.
| атонически-астеническая
| тремор
| хорея
|
27.
| алалия
| афазия
| дизартрия
|
28.
| задержка речевого развития
| дислексия
| дисграфия
|
29.
| дети-логопаты
| структура дефекта при тяжелых речевых нарушения
| мутизм
|
30.
| логопатия
| логоневроз
| косноязычие
|
Терминологический диктант № 3:
№
| 1 вариант
| 2 вариант
| 3 вариант
|
1.
| интеграция
| интегрированное обучение
| дети-инвалиды
|
2.
| ПМПК
| принципы деятельности ПМПК
| система ПМПК
|
3.
| направления деятельности ПМПК
| специалисты ПМПК
| документация на ПМПК
|
4.
| комплексный подход
| коррекционно-педагогическая помощь
| лечебно-оздоровительная помощь
|
5.
| психологическая помощь
| основные задачи психологической помощи
| консультативная помощь семье
|
6.
| психопрофилактика
| психогигиена
| уровни психопрфилактики
|
7.
| психогимнастика
| психотерапия
| музыкотерапия
|
8.
| куклотерапия
| игротерапия
| рисуночная терапия
|
9.
| поведенческая терапия
| суггестивная терапия
| родительские группы
|
10.
| общая модель коррекции
| типовая модель коррекции
| индивидуализитрованная модель коррекции
|
Промежуточный контроль.
Формы контроля: экзамен
Содержание контрольных мероприятий:
1. Специальная психология как наука (предмет, задачи, актуальные проблемы).
2. Научный вклад Л.С. Выготского в развитие специальной психологии.
3. Дефект и дефективность.
4. Компенсация аномального развития.
5. Коррекция аномального развития.
6. Аномальное развитие, его структура и закономерности.
7. Основные формы аномального развития, их общая характеристика (по В.В. Лебединскому).
8. Диагностика отклонений в развитии у детей.
9. Характеристика этапов психологического изучения детей с отклонениями в развитии.
10. Специфика психологического обследования ребенка с отклонениями в развитии.
11. Методы экспериментально-психологического изучения нарушений в развитии у детей.
12. Психолого-педагогическая характеристика детей с различной степенью психического недоразвития (дебильностью, имбецильностью, идиотией).
13. Структура интеллектуального дефекта при психическом недоразвитии.
14. Психологическая структура дефекта при резидуальной деменции.
15. Психологическая характеристика детей с прогредиентной деменцией.
16. Задержанное психическое развитие как вид дизонтогенеза.
17. Психолого-педагогическая характеристика детей с различными вариантами ЗПР (по классификации К.С. Лебединской).
18. Психологическая структура дефекта при раннем детском аутизме.
19. Психологическая характеристика детей с различными вариантами аутизма (по классификации О.С. Никольской).
20. Психологическая структура психопатий.
21. Психологическая характеристика детей с различными видами психопатий.
22. Особенности структуры, компенсации и коррекции дефекта при тяжелых нарушениях слуха.
23. Особенности структуры, компенсации и коррекции дефекта при тяжелых нарушениях зрения.
24. Психологические особенности развития детей со сложными сенсорными нарушениями.
25. Психологическая структура дефекта у детей с детским церебральным параличом.
26. Характеристика основных форм ДЦП.
27. Особенности психического развития и формирования личности ребенка с тяжелым речевым дефектом.
28. Психологические условия интеграции лиц с отклонениями в развитии в образовательное и общекультурное пространство.
29. Психологическая помощь в системе специального образования (задачи, формы, методы).
30. Особенности психологической работы с семьей ребенка с отклонениями в развитии.
Список литературы
№
п/п
| Наименование
| Наличие в библиотеке
(кол-во экз.)
|
| Основная литература
|
|
1.
| Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М: Просвещение, 1991
|
|
2.
| Лебединский В.В.. Нарушение психического развития у детей. – М., 1985.
|
|
| Основы специальной психологии.Учебное пособие для вузов./Под ред. Л.В. Кузнецовой.-М.: Академия, 2003
|
|
| Специальная психология.Учебное пособие для вузов./ Под ред. В.И. Лубовского.-М.: 2003
|
|
| Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. – М., 1990.
|
|
| Дополнительная литература
|
|
1.
| Актуальные проблемы задержки психического развития / Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1983.
|
|
2.
| Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
|
|
| Борякова Н.Ю. Ступеньки развития: Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 1999.
|
|
| Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение. 1973.
|
|
| Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.
|
|
| Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах. - М., 1983.
|
|
| Гурьева В.А.. Психогенные расстройства у детей и подростков. – М., 1996.
|
|
| Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. / Под ред. К.С. Лебединской, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской и др. – М., 1989.
|
|
| Дефектология: Словарь-справочник./Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1996.
|
|
| Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб.: Союз, 1997.
|
|
| Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь./Сост. Н.В. Новоторцева. -Ярославль, 1999
|
|
| Литвак А.Г.. Психология слепых и слабовидящих. - СПб.: КАРО., 2006
|
|
| Литвак А.Г.. Тифлопсихология. – М., 1985.
|
|
| Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М, 1989
|
|
| Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М., 1999
|
|
| Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети: Развитие психики в процессе формирования поведения. – М., 1974.
|
|
| Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков в патопсихологии. М., 1996.
|
|
| Рубинштейн С..Я.. Экспериментальные методики патопсихологии. – М., 1999.
|
|
| Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.„ 1996.
|
|
| Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М., 1990.
|
|
| Учителю о детях с отклонениями в развитии /Под ред. Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1967
|
|
| Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно- двигательного аппарата.Учебное пособие для вузов.-М.: Владос, 2004
|
|
| Методические пособия / рекомендации
|
|
1.
| Забрамная С.Д.. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
|
|
2.
| Циркин СЮ. Справочнок по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. — СПб., 2000
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: