Семья как институт социализации
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Гл а в а 5. Институциональный уровень социального влияния Специфика семьи как социального института состоит в том, что она, с одной стороны, может быть рассмотрена как структурный элемент общества, а с другой — как малая группа. Соотвсветственно семья, выполняя свою социализирующую функцию по отношению к личности, является, во-первых, проводником макросоциальных влияний, в частности влияний культуры, а во-вторых — средой микросоциального взаимодействия, характеризующийся своими особенностями. Изучение семьи входит в задачи не только социальной психологии, но и этнографии детства, социологии семьи, возрастной психологии, психологии личности; она является необходимым элементом анализа практически любой психотерапевтической практики. Но как бы ни варьировали предметные ракурсы ее исследо- мин, общий вывод состоит в том, что роль семьи в сенсомотор- >м, когнитивном, психосоциальном развитии ребенка является тающей. Как бы ни различались теоретико-методологические цокания исследователей семьи, они едины в одном: для своего мития дети нуждаются в безопасной, эмоционально-поддержива- щ'й и предсказуемой среде, предоставляющей им возможности для чнвления собственной активности. Естественной такой средой -пшнется семья. Во всех же социально-психологических концепци- нч личности семья традиционно рассматривается как важнейший институт социализации. Именно в ней «дети приобретают первые няныки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе половые роли, формирование черт маскулинности и феми- нинности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведе-
ния родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воз действие на формирование у ребенка образа Я»[1]
Как элемент макросреды семья является проводником ребенка в культуру: религиозные традиции, этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают в основном через семью. При этом отмечается, что роль семьи в трансляции культурных влияний тем больше, чем выше гомогенность окружающей ее социальной общ ности: в разнородном, поликультурном социуме отдельные культурные традиции могут находиться в противоречии друг с другом, затрудняя процесс вертикальной трансмиссии культуры[2] Однако множественные исследования показывают, что и при достаточной культурной разнородности общества родители становятся референтным источником выбора ценностей и моделей поведения в тех областях, в которых культурные нормы стабильны, а таковыми являются религиозные убеждения, этнические и полоролевые стереотипы [по: Кле М., 1991]. Особенно ярко это можно видеть на примере трансляции по лоролевых стереотипов. Начиная с младенческого возраста, родительское отношение к мальчикам и девочкам несет в себе явный отпечаток существующих в культуре представлений о «настоящем мужчине» и «истинной женщине»: в зависимости от пола в большей или меньшей степени поощряется двигательная активность, увеличивается/уменьшается количество вербальных реакций, направленных на ребенка, варьируют причинные объяснения его поведения и т.п. [Bern D., 1972, Bennett В., 1976]. При этом в экспериментальной ситуации, когда пол младенца специально затрудняли для идентификации (его одежда не несла явных признаков пола), взрослые испытуемые до начала взаимодействия так или иначе все-таки категоризовали его как мальчика или девочку и лишь потом на этой основе строили свое общение с ним [по Крайг Г., 2000]. Было показано также, что существует определенная преемственность полоролевых представлений родителей и подростков именно с точки зрения стереотипов мужественности/женственности, хотя частные оценки допустимости, например, тех или иных аспектов сексуального поведения могут быть причиной межпоколенных конфликтов [Кле М., 1991].
Косвенным подтверждением роли роди iелей в трансляции этнических и религиозных установок являются данные анализа причин конфликтных отношений в семье. Например, даже в подрост-Мшо-юношеском возрасте, когда начинается процесс эмансипации ребенка от семьи, конфликты между родителями и детьми по ишюду основных религиозных, политических или национально-кулыурных ценностей крайне редки [Я////., 1987] и независимый Идеологический выбор (если он происходит) датируется уже соб-tiMCHno молодежным возрастом [Waterman A., 1985)[3] Представляется, что для социально-психологического изложения краткий обзор исследований семейного влияния логично пред-спшить через описание эмпирически установленных взаимозависимостей структурно-динамических особенностей семьи как малой группы и тех или иных аспектов социального развития ребенка. Р целом можно выделить три основных параметра: состав семьи, ее сплоченность и качество коммуникации. Так, с точки зрения состава семьи отмечается следующее: • при отсутствии одного из родителей самовосприятие ребенка центрируется на образе того из родителей, который живет вместе • общее количество детей в семье незначимо влияет на их самооценку, впрочем, как и порядок их рождения; большее значение имеет характер отношений с родителем одного пола (там же); • эмоциональная депривация в раннем детстве (воспитание • сравнительные лонгитюдные исследования детей из полных
Что касается такого параметра, как сплоченность семьи, то было показано, что: • в целом сегодня для западноевропейских стран характерно • в установлении высокого уровня семейной сплоченности на • наибольшая эффективность в семейной жизни (в частности, • одним из основных объективных факторов, влияющих на спло • существует взаимосвязь между полом подростков и оценкой Наибольший эмпирический материал накоплен по вопросам Характера коммуникации в семье. В основном он касается выделения (тч или иных классификаций родительского поведения (типов роди-tenLCKon штасти, стратегий воспитания, видов родительской любви И mi.) и анализа межпоколенных конфликтов. Так, отмечается: • влияние родительской любви и эмоциональной поддержки
ормирования навыков социального поведения и скорости адап-|йипи к изменившимся условиям социальной среды, причем ги-|еропекающий стиль воспитания скорее отрицательно сказывает-на их самооценке [Берне Р., 1986]; • для формирования Я-концепции ребенка важны следующие • стиль детс ко-родительских отношений влияет на особенности отмечается также зависимость определенных параметров со • либеральное воспитание (эмоциональная поддержка при от • в последнее время все большее внимание в анализе законо
Анализ детско-родительских отношений (в частности — отношений родителей с подростками) с точки зрения их конфликтности показывает: • реальный уровень конфликтности ниже, чем это можно было бы предположить, исходя из обыденных представлений об этом возрасте [Кле Л/., 1991; Раис 0., 2000; Крайг Г., 2000], несмотря на все трудности достижения подростком эмоциональной автономии; • основные темы подростково-родительских конфликтов центрируются вокруг бытовых вопросов (одежды, прически, режима дня, помощи по дому), привычек, школьной успеваемости и общения со сверстниками, не затрагивая более 1лубокий ценност-п уровень [Ремшмидт X., 1994; Раис Ф., 2000]; • объективными факторами конфликтов этого возраста являютсяi подростка и родителя: девочки чаще, чем мальчики, жалуются фудности взаимопонимания в семье; и мальчики, и девочки чаще • уровень конфликтности в детско-родительских отношениях в юм выше в семьях с авторитарным стилем воспитания [fCie М.,Ремшмидт X., L994; Крайг Г., 2000]. Таким образом, семья оказывает решающее влияние на развитие ЦеСепка, задавая вектор его социального, нравственного и личност-развития. Наличие эмоциональных фигур идентификации — piii слей — создает условия для усвоения ребенком социального лта: интсрнализации ценностей и ролевых моделей поведения, жшрования Я-конценции, т.е. «индивид становится тем, кем он!яется, будучи направляем значимыми другими»[9]. Но проходит мя, и круг этих значимых других неминуемо расширяется — роцесс социализации включаются образовательные институты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|