Влияние средств массовой информации
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Наряду с семьей и системой образования сегодня к сильнейшим агентам социального влияния на личность все чаще относят средства массовой информации (СМИ): печать, радио, телевидение, Интернет. С одной стороны, это связано с глобальными макросоциаль-ными изменениями. Мир рубежа веков все чаще категоризуют как информационное общество, т.е. как такую социально-экономическую и социокультурную реальность, в которой информация становится самостоятельным экономическим и социальным ресурсом, определяя как процессы материального и духовного производства, так и социальную стратификацию[28]. С другой стороны, усиление роли информационных агентов влияния определяется их специфическими особенностями, которые оказываются максимально востребованы человеком современной эпохи. Ускорение темпов общественного развития, возрастание числа неопределенных социальных ситуаций и отсутствие жестких оснований для социальной идентификации постоянно ставят перед человеком задачу ориентировки в усложняющемся социальном мире, а СМИ в силу интерпретативного характера передаваемых ими сведений позволяют решить эту задачу максимально «удобч ным» способом. Подаваемая ими «информация уже прошла через отбор, классификацию, категоризацию фактов и явлений обществен-J ной жизни. Человек получает в итоге интерпретацию информации,! как бы ее объективный характер ни подчеркивался. Собственно пе-. ред каждым обыденным человеком социальный мир уже опредсленч ным образом «обозначен» средствами массовой информации»[29]. СМИ также предоставляют современному человеку больший простор поиска оснований для социальной идентификации[30], Се^ годня дело даже не только в том, что информация, передаваемая через СМИ, «расширяет перед индивидом возможности выбора группы принадлежности, ибо дает более широкий перечень раз-i личных групп, их спектр и совершенствует оценку их со стороны потребителя информации»[31]. Значительно большая интерактивность современных информационных потоков (прежде всего телевизионных и электронных) определяет и большие возможности непосредственного активного участия человека в этом процессе, возможности конструирования своей социальной идентичности[32].
Другая отмечаемая характерная особенность современных СМИ — их экспрессивность — также способствует общей задачей социальной ориентировки человека (построения им образа социального мира и социальной самокатегоризации): готовые образы,в большинстве своем визуальные, буквально «впечатываются» в его сознание, формируя определенные идеальные модели[33] социальной самокатегоризации. Все вышесказанное приводит к закономерному выводу: в анализе информационных реалий нашего дня ведущим должен стать со-циализационный подход. Роль СМИ в процессе социализации, в частности, на ее подростково-юношеском этапе, неоднократно отмечается как зарубежными, так и отечественными исследователями [Крайг Г., 2000; Раис Ф., 2000; Андреева Г. Л/., 2000; Собкин В. С, 2000J. В большинстве случаев ее констатация опирается на данные о возрастании количества часов потребления продукции СМИ в общей структуре досугового времени подростка[34](в основном речь идет о телевидении). В начале 90-х годов американский школьник смотрел телевизор в среднем 6,5 ч в день [по: Крайг Г., 2000], ненамного отставал от него западноевропейский сверстник — около 5 ч в день (по данным ЮНЕСКО), а их российские ровесники проводили у экрана в среднем до 3 ч в день, причем с того времени доля «телеманов» в отечественной подростковой выборке значительно возросла [Собкин В, С, 2000].
Однако дело не только в том, что для большой части детей каналы «активного» и самостоятельного освоения культуры вытесняются «пассивными» и интерпретативными. Как убедительно доказывает В. С. Собкин на материале социологических исследований младших школьников, определенные типы телевизионных передач «встраиваются» в традиционные, культурно отнормиро-ванные воспитательные ритуалы (например, «Спокойной ночи, малыши!» вместо родительской сказки на ночь) и не только «обслуживают» их, но и вытесняют [Собкин В. С, 2000]. В результате детско-родительские отношения опосредуются телевизором («детские» передачи ребенок смотрит, как правило, один, а «взрослые» — вместе, вернее — рядом с родителями), все больше «пристраиваясь» к взрослой структуре ТВ-потребления. Об увеличении роли современных СМИ в процессе социализации подрастающего поколения свидетельствуют также данные об изменившейся референтности различных источников информации: так, по сравнению с традиционными источниками информации (родителями, друзьями, учителями) значение СМИ (прежде всего телевизионных и электронных) постоянно растет[35] Наконец, сощгализационное влияние СМИ определяется тем, что они во многом задают содержательное пространство, в котором разворачивается социализация современного полростка: этические нормы и поведенческие модели, транслируемые СМИ, присваиваются подростком, формируя его ценностные ориентации и нередко реальное поведение. Особенно ярко это можно видеть на примере формирования политических предпочтений, а также агрессивного и полоролевого поведения. Отмечается, что в области политической социализации российского подростка роль СМИ превышает роль семьи и школы [Собкин В. С, 1999]. Детальный анализ телевизионных трансляций с точки зрения сцен насилия и эротики и их влияния на эмоциональное состояние детско-подростковой аудитории — при всей двойственности возможных теоретических интерпретаций1 — свидетельствует об их скорее «разрушающем» влиянии на личность [Собкин В. С, Хлебникова М. В., Грачева А. М., 2000]. Анализируя роль информационного влияния на личность в ходе социализации, мы практически лишь обозначили возможные модификации дайной проблемы в результате бурного развития новых информационных технологий. Между тем очевидно, что вес большее их проникновение (особенно в виде электронных СМИ) в обыденную социальную практику задает как новые социокультурные и психологические реалии, так и, соответственно, возможные направления их исследования. Подробнее они будут представлены в заключительной части данной работы.
Рекомендуемая литература 1. Андреева Г М. Психология социального познания. М., 2000. С. 227—256. 2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.С. 210-239. 3. Берне Р. Развитие Я-концегшии и воспитание. М., 1986. С. 119—168. 352-365. 4. Клe М. Психология подростка. М., 1991. С. 109-126. 5. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988. С. 223-241. 6. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000, С. 436-441, 479-487, 608-614. 7. Раис Ф. Психология подросткового и юношескою возраста. СПб., 2000.С. 404-450,484-512. 8. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.,2000. С 31-100. 9. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994. С. 135—147,174-180. 10. Собкин В С. Телевидение и образование: опыт социологических исследований 19801990годов//Образование и информационная культура (социологические аспекты). М., 2000.С. 11.78-
[1] Андреева Г. М Социальная психология М., 1996 С 284. [2] Так, сравнительный анализ мсжпо кол силой трансляции религиозных установок в израильском кибуие и современном американском обществе показывает однозначно большую эффективность первого Jno: Крайг Г., 2000J.
[3] В дампом случае речь идет о стабильном обществе. В ситуации радикальных социальных перемен и социальной нестабильности вырисовывается менее однозначпая картина. С одной стороны, есть данные, свидетельствующие об увеличении роли семьи в межпоколсниой трансляции ценностей [Баклушинский А С,1995), об определенности политических ориентации российских подростков характером их социальной идентичности, основу которой составляет социальныйч\с родительской семьи {Собкин В. С, 1997J, с другой — результаты об увели-I.H1 мсжпоколенных -разрывов» в ценностном отношении Однако нельзя немситься с И.С Коном, отмечающим, что если раньше любое обнаруженноеmi *,иоколенное совпадение установок и ценностных ориентации автоматически Приписывали родительскому влиянию, то сегодня, принимая во внимание когорт-цмс и исторические различия, а также данные об обратном нлияпии детей на(ншителей, исследователи стали гораздо осторожнее в своих выводах(|Кон И. С.,)
[4] Среди причин подобного увеличения внутрисемейной сплоченности исследователи выделяют обшие социально-структурные изменения (одинаковый уровень безработицы в родительском и в молодом поколении), изменения внутрисемейной структуры (увеличение авторитета женщин в семье) и более высокий уровень образования молодых по сравнению с их родителями [Ремшмидт X., 1994].
[5] Речь идет как о диспоэиционной («жесткость» социальных установок), так и»свой (ограниченность ролевого репертуара) социальной ригидности.
[6] Таковы особенности воспитания знаменитой #авторнтарной личности» у
[7] В основном он анализируется по двум параметрам: простота и альтернатив
[8] Предписание «съешь суп. ведь ты же хороший матьчик* легче преобразуется
[9] Бергер П., Лукман /". Социальное конструирование. М., 1995. С 215.
[10] Это наиболее ярко можно видеть на примере роли образования в воспроиз-:ве социальной стратификации Так. например, в фундаментальной работе I.рубслье прослежена эволюция института образования во Франции в период с ' по!950 г. и через ряд социологических критериев (в частности, через числен-I. учащихся) показано участие образовательной системы в воспроизводстве социальных страт французского общества: бюрократической элиты, мелкой /куаэии и квалифицированных рабочих [Crubellier M., 1979|.
[11] Забавно, что основное содержание многочисленных критических сетовании как практиков, так и теорегикоп образования состоит как раз в оценке слабого соответствия *того, что хотели» и «того, что получилось». Между тем нельзя mi согласиться с мнением И. С. Кона, утверждающим (и убедительно доказывающим), что определенная рассогласованность целей и результатов воспитания составляет необходимое условие исторического развития [Кон И. С., 1989]. [12] Не стоит забывать, что исходно образовательные институты возникали для организованного решения задачи профессионального обучения [13] Так современная школа наследует принципы рационального мышлении Нового времени.
[14] Реан А. А., Коломинский Я. Д. Социальная педагогическая психология. СПб., ДНЮ С. 31. '
[15] Характерно, что даже профессионалы, заявляющие о своей гуманистичес->риентации, на первое место в перечне задач образования ставят «развитие [лекта» и других познавательных процессов [Реан А. А., Коломинский Я. Л. Со-|',ная педагогическая психология. СПб., 2000. С. 32].
[16] Следует заметить, что эта тема — характер эмоциональных отношений рсбен-i ч {рослого в образовательном институте — является предметом множественных i i огичсских спекуляций и мифов, в основном п них априорно предполагается i.одимость «всеобщей любви». Именно в целях развенчивания этих представле-i,tbi посчитали возможным привести столь развернутые цитаты из теоретичен-i абогы П. Бергера и Т. Лукмана. Эмпирические социально-психологические дан-I подтверждающие как минимум неоднозначность эффективности «педагоги-MiikuM любви», будут приведены несколько ниже. Частичную психоаналитическую «товку данных представлений можно также найти в работе Ф. Дольто (1997).._* Бергер П., Лукман Т, Социальное конструирование реальности. М., 1995. С. 230.
[17] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. С. 230. [18] 2 Там же. С. 232.
[19] При этом нсяпно предполагается, что, изучив подобные особенности основ
[20] Так. например, анализируются не особенности того или иного стиля педа
[21] Есть определенная парадоксальность в том. что наиболее многочисленные и
[22] Может показаться невероятным, но, по данным некоторых исследований,
[23] Повторим, что речь идет об исследовании российской школы, и подобный
[24] Мы намеренно поставили наиболее часто используемые определения этих двух типов педагогического взаимодействия в скобки: как правило, все они явно или неявно несут в себе оценочную нагрузку (и тогда получается, что первый однозначно «плохой», а второй — всегда «хороший»). Между тем речь идет всего лишь об определенном балансе традиционности и проблсмности преподаваемого знания, который, конечно, связан с использованием специфических приемов, но неоднозначно жестко — так, проблемный стиль обучения, открывающий перспективы личностного развития, может быть реализован монологически.
[25] В разных странах начало активного критического осмысления системы образования датировалось no-разному: с начала 60-х годов постоянно пересматри- !вают свою образовательную политику США, с 70-х годов западноевропейские исследователи также выражают озабоченность состоянием своих образователь- |НЫХ институтов, в 80-е годы к ним присоединилась Япония, традиционно оцениваемая заокеанскими коллегами как «благополучная» п этом вопросе, а рубеж 80-90-х годов оказался наиболее активным для критического анализа отечественной школы.
[26] В середине 90-х годов «прирост» крайне негативных родительских оценок
[27] По результатам исследований середины 90-х годов на выборке старшекласс
[28] В данном случае мы исходим из определении классиков футурологического подхода — Белла, Турена, Тоффлера. Напомним, что их работы датировались в основном рубежом 60-70-х голов, и сегодня представления о реальностях информационного общества претерпевают значительные изменения |см, например, Castelh М., 1998, Иванов Д. М., 1999). Более подробно на проблеме влияния информационной культуры на личность человека эпохи постмодерна мы остановимся в четвертой части пособия
[29] Андреева Г. М. Психологин социального познания. М., 2000. С. 243-245.
[30] 1 Формирование социальной идентичности как одной из ведущих социально-психологических функций СМИ традиционно выделяется исследователями массовой коммуникации [см,, например, Богомолова Н. Н., 1991]
[31] Андреева Г М Психология социального познания. М. 2000. С 246.
[32] О некоторых особенностях данного процесса в условиях Интернет-коммуникации, исследованных на подростковой выборке, см., например, в работе Жички-ноц А. Е, Белинской Е. Л. (2000). [33] Так, в дипломном исследовании, проведенном под нашим руководством, была показана взаимосвязь идеальных моделей личности, транслируемых молодежной прессой, и особенностей персональной идентичности ее читателей [Псковских Л. Н., 1998 [34] По последним данным, в свободное время предпочитают смотреть телевизор
[35] Несмотря на то что подросток оказывается, по сути, на периферии инфор
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|