Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие социальных представлений в психологии

Особенности представлений студентов о карьере

 

2010


Введение

 

Проблема развития современного профессионала состоит в реализации его карьерного потенциала и возможность осуществить собственную конкурентоспособность на современном рынке труда. Активное управление карьерой в динамичных социально-экономических условиях - одно из ключевых условий профессионального и даже шире - жизненного успеха человека.

К молодым специалистам в современных условиях рынка предъявляется целый ряд требований: они должны иметь не только достаточно высокий уровень теоретической и практической подготовки, но и отличаться социальной зрелостью, сохранять высокую эффективность в ситуации неопределенности и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рабочей среды [46].

Таким образом, актуальностью работы является проблема социальных представлений студентов о карьере, так как изучение социальных представлений позволяет определить, насколько у студентов спроектирован их профессиональный путь, а также определить динамику социальных представлений о карьере у студентов. Исследование социальных представлений студентов о карьере позволяет определить, каким образом студенты оценивают свое положение на рынке труда, как оценивают свои знания, навыки, возможности карьерного роста, какие видят пути и способы построения карьеры и др.

Исследования, посвященные изучению представлений студентов о карьере, проводились не однократно. Так, Черемис Д.Ю. проводил исследование представлений о карьерном росте студентов-выпускников педагогического вуза. Было выяснено, что одни выпускники вузов не знают о способах планирования своей карьеры, не имеют практики планирования, но задумывались о своем карьерном росте. Другие имеют практику планирования своей карьеры и уже делают карьеру. Еще одной проблемой было выявлено и то, что многие студенты по окончании вуза сомневаются в осуществлении карьеры по выбранной профессии. В связи с этим исследования представлений о карьере являются весьма значимыми.

Проблемой исследования карьеры также занимались: Ф. Парсонс, Ш. Бюлер, Д. Сьюпер, Эрик Эриксон, Абрахам Маслоу, А.К. Маркова, Е.А. Климов, А.М. Кухарчук, Е.А. Могилёвкин, А.В. Леонова, Н.С. Пряжников и другие.

Гипотеза исследования: социальные представления о карьере у студентов 1 и 3 курсов различаются.

В связи с этим мы ставим своей целью: изучить социальные представления студентов о карьере.

Поставленная цель реализуется в следующих задачах:

- рассмотреть сущность социальных представлений;

- проанализировать карьеру как объект психологического исследования;

- изучить социальные представления о карьере студентов 1 курса;

- изучить социальные представления о карьере студентов 3 курса;

- провести сравнительный анализ социальных представления о карьере студентов 1 и 3 курсов.

Объектом исследования являются социальные представления.

Предметом – социальные представления студентов о карьере.

Новизна данной работы состоит в том, что в работе приводится систематизированный материал по проблемам социальных представлений; в работе рассматривается карьера как предмет психологических исследований; в работе представлен комплекс методов исследования, направленных на изучение социальных представлений о карьере. В целом, работа позволила проанализировать и систематизировать методы и методики исследования представлений о карьере.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что собранные и проанализированные данные могут быть использованы в ходе прочтения курсов «Психология труда», «Возрастная психология», «Психология профессионального самоопределения», «Психология карьеры» и др. В работе приводится обширный и систематический материал по проблемам социальных представлений, карьеры и методов исследования.


Глава 1. Проблема представлений студентов о карьере в психологической науке

Сущность социальных представлений

Понятие социальных представлений в психологии

Процесс познания невозможен без представлений, которые являются промежуточной ступенью познания, звеном диалектического перехода от чувственного уровня на рациональный и обратно.

В 60-70 гг. XX века как реакция на засилье в современной науке американских образцов социально-психологического знания сциентистского толка во французской социальной психологии возникла концепция социальных представлений, которая была разработана С. Московичи при участии Ж. Абрика, Ж. Кодола, В. Дуаза, К. Херзлиш, Д. Жодале, М. Плона и др.

Идейным источником концепции социальных представлений является социологическая теория Дюркгейма (25, с.23-29). Э.Дюркгейм в своей системе конкретизирует идею «социального реализма»: «Нам нужно, - подчеркивает он, - рассматривать социальные явления сами в себе, отделяя их от сознающих и представляющих их себе субъектов, их нужно изучать извне, как внешние предметы, так как они предстают перед нами» (19, с.45-54).

Теория социальных представлений была детально разработана С. Московичи. Его книга «Психоанализ, его образ и публика» открыла «эру социальных представлений».

Дюркгеймовский метод изучения общественной жизни через коллективные представления чрезвычайно близок С.Московичи (59, с.49-53). С.Московичи призывает изучать психологические процессы на уровне общества: «Исходным пунктом изучения общества является само общество, хотя большинство социальных психологов до сих пор думают иначе» (60, с.56).

Ключевым понятием концепции является понятие социального представления, заимствованное из социологической доктрины Э. Дюркгейма. Одним из устоявшихся определений понятия «социальное представление» является трактовка С.Московичи данного феномена как сеть понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в повседневной жизни в ходе межличностной коммуникации. Значение термина «представление» в теории Московичи не эквивалентно тому значению, которое традиционно для психологии, где «представление» есть звено в переходе либо от восприятия к мышлению, либо от образа к понятию. Для С. Московичи социальные представления есть осмысленные знания.

Таким образом, социальное представление – это специфическая форма познания социальной действительности, знания здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которых социально обусловлены.

Согласно С. Московичи, социальные представления - это обобщающий символ, система интерпретации, классификации явлений. Именно здравый смысл, обыденные знания, folk-science (популярная наука), по мнению С. Московичи, открывают доступ к фиксации социальных представлений (88, с.45), это общественное обыденное сознание, в котором очень сложно взаимодействуют на уровне здравого смысла различные убеждения (отчасти иррациональные), идеологические взгляды, знания, собственно наука, раскрывающие и во многом составляющие социальную реальность (86, с. 27).

Представление – одновременно и образ, и структура изображаемого предмета, то, что обнаруживает смысл вещей, существующих в совокупности, но и то, что в вещах отсутствует или представляется незримым (88, с.90).

Под социальным представлением понимается сеть понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в повседневной коммуникации. Социальное представление необходимо человеку для того, чтобы «приручить» новую информацию, преобразовать «странное» и «незнакомое» в «понятное» и «знакомое». Эта необходимость обусловлена тем, что для человека характерна потребность в понимании смысла окружения, в соответствии с которым он выстраивает линию поведения. Только таким путем можно уменьшить опасность разрушения привычного хода вещей и осмыслить социальную реальность (88, с.167).

Понятия и образы, принадлежащие социальным представлениям, фильтруют мотивы, желания, предпочтения, оставляя только те, которыми можно обмениваться и которые можно разделять. Эти представления подготавливают психические содержания к принятию коллективной формы. Представления позволяют мысленно опробовать тот оборот, который примут эти действия; предусматривать формы, которые нужно им придать, и предвосхищать результаты (90, с.80).

Социальные представления создаются коллективно и коллективно поддерживаются. Поскольку многие из самых фундаментальных представлений существуют в определенной культурной группе на протяжении довольно длительного периода времени, существует очень малая вероятность того, чтобы один индивид мог вызвать существенное изменение в социальных представлениях, превалирующих внутри этой группы. Индивиду или группе нельзя приписать изолированное убеждение или категорию. Любая идея (убеждение) предполагают наличие огромного количества других, вместе с которыми она образует представление (83, с.48).

Социальные представления – основной элемент группового сознания, в них выражено отношение определенной группы к тому или иному объекту. Поэтому социальное представление выражает не индивидуальное мнение человека, а его мнение как члена группы, класса, структуры. Группа играет определяющую роль в выработке социального представления:

фиксирует определенные аспекты социального представления;

влияет на принятие/отторжение той или иной информации;

определяет частоту использования социальных представлений;

при помощи социальных представлений группа может варьировать способы манипуляции фактами, формировать свою идентичность.

Возникает «двойная» социальная зависимость когнитивного акта: с одной стороны, социальное представление порождается группой, с другой - включается в систему социальных коммуникаций (78, с.612).

Коллективные культурные представления описываются С. Московичи как бессознательные и связанные с навыком, получаемым в процессе социализации.

Коллективное сознание состоит из чувств и убеждений, разделяемых обществом. Они передаются от одного поколения к другому, запечатленные в памяти, языке и в разных типах произведений искусства; проявляются в традициях и пословицах, в предписаниях и запретах, а также в реакциях на попрание общественных или религиозных норм. Все вместе они образуют автономную систему, являющуюся системой сознания, отличного от индивидуальных сознаний и которое можно квалифицировать как коллективное. Предполагается, что такое сознание обеспечивает своего рода заранее установленную гармонию и предварительную общность собравшихся вместе людей (73, с.34.).

Функция коллективного представления состоит в том, что «оно – творение всех и становится стабильным благодаря репродукции и передаче его от одного поколения к другому. И оно становится безразличным в той мере, в какой отделяется от каждого и разделяется всеми посредством понятий и общего языка» (69, с.47).

Психическая энергия, созданная участием людей в групповой жизни, и кристаллизующиеся ментальные категории позволяют коллективным представлениям отделиться, образуя комплекс идей и выводов, который нельзя не назвать рациональным (63, с.67).

Образы и понятия, производимые в каждый момент встреч, разговоров, споров, передачи слухов, имеют широкий резонанс. Он проявляется в том, что, создав эти образы и понятия, индивид в состоянии их объективировать, давать жизнь во внешнем мире тому, что он произвел в мире внутреннем. Следовательно, представления – это не столько продукты ума, имеющие социальные последствия, сколько социальные продукты, созданные умом и становящиеся реальными. Влияние представлений, выработанных в ходе этого медленного процесса, велико, поскольку их не отличают более от мира коллективного опыта, который их реифицирует (62, с.5).

Основные положения теории социальных представлений:

примат представлений или убеждений: люди познают мир природный и мир социальный посредством сенсорного восприятия информации, рассмотренной и объясненной затем в адекватных понятиях;

социальное происхождение восприятия и убеждения: значимые убеждения и знания берут свои истоки во взаимодействии людей и иным способом не образуются;

анализ социальной реальности возможен только через коммуникацию, в ходе которой создаются разделяемые группой представления о действительности, позволяющие конструировать социальную реальность. Здесь С.Московичи исходит из того, что социальные представления как когнитивные образования относятся к той области психического, которая самым непосредственным образом детерминирована социальными условиями жизни индивида(59, с.6.).

Причинная, а иногда принудительная роль представлений и убеждений (62, с.8.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...