Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследования представлений студентов о карьере

Ранняя взрослость, это важный этап вхождения во взрослую жизнь со всем ее многообразием. И один из главных выборов в этот период является выбор профессионального пути, на этот выбор влияет множество факторов: социальных, психологических, материальных и т.д. В этот период студент выпускник стоит в самом начале профессионального пути, и именно в этот период он сталкивается с реалиями жизни, которые он не учел, или сознательно не хотел замечать в прошлом. Готовность личности совершить профессиональный выбор - это особое психологическое образование, которое состоит из познавательного, мотивационного, эмоционального и волевого компонента. Исходя из этого, если деятельность по своим характеристикам совпадает с мотивационными, эмоциональными, коммуникативными особенностями человека, он испытывает удовлетворение; в противном случае, эмоциональная напряженность может привести к негативным последствиям: конфликтной ситуации, невротизации, психологическим заболеваниям.

Перед студентом-выпускником, на момент выпуска из учебного заведения, на момент начала профессиональной деятельности, остро встают вопросы выбора своего уникального пути «Кто я? Чего я хочу? Что я могу?». Необходимость реализации себя переживается молодыми людьми зачастую очень остро, носит характер кризиса. Столкновение выпускника с требованиями реальной жизни, не всегда соответствующими его собственным представлениям. Также нередко молодой человек довольно долго продолжает цепляться за «детскую позицию», ожидая, что все придет к нему само собой в соответствии с его желаниями, хотелось бы ничего не делать, а если уж что-то делать, так ради собственного удовольствия.

В психологии существуют исследования, посвященные изучению представлений студентов о карьере. Далее мы представим основные результаты этих исследований.

Черемис Д.Ю. в выпускной квалификационной работе «Исследование представлений о карьерном росте студентов-выпускников педагогического вуза» изучил представления о карьере у студентов-педагогов. В ходе исследования были получены следующие результаты: у студентов-педагогов, в большинстве, нет четких представлений о том, как планировать свой карьерный рост, нет четкого плана развития своей карьеры. Выпускники педагогического вуза не представляют всех трудностей связанных с началом работы, не в полной мере владеют информацией о будущей работе. Присутствуют излишние амбиции выпускников, их нереалистично завышенные ожидания и желание сразу занять высшую должность в организации. Многие выпускники не представляют себя в другой профессиональной роли, как учителя, воспитателя, психолога. Студенты не замечают тех перспектив, которые они могли бы достичь.

Собранные данные позволили выявить экспериментальную группу испытуемых, представляющих группу риска на рынке труда - это студенты-выпускники специальности «Педагогика и методика начального образования». Результаты проведенного исследования со студентами-выпускниками специальности «Педагогика и методика начального образования» показали, что в большинстве, нет четких представлений о том, как планировать свой карьерный рост, нет четкого плана развития своей карьеры. В основе таких представлений лежат психологические проблемы, связанные с профессиональным становлением личности; кризисом профессионального самосознания молодого специалиста. Студенты не представляют себя в рамках другой профессии, и стремятся оттянуть наступление взрослой жизни и освоение новой социальной роли, т.е. причиной уязвимости являются внутренние проблемы личности будущих учителей начальных классов, попадающих на рынок труда с высокой конкуренцией.

Таким образом, в теоретическом и прикладном аспектах карьера рассматривается достаточно широко, тогда как в эмпирическом плане исследования, посвященные изучению карьеры крайне малочисленны.


Глава 2. Организация исследования представлений студентов о карьере

Процедура исследования

 

Исследование проводилось в марте 2010 г.

Исследование носило групповой характер.

Каждый участник получал индивидуальный пакет методик с прилагаемыми к нему бланками. Время работы было не ограничено. Участникам предъявлялся пакет методик, давалась инструкция, и предлагалось ответить на вопросы. Исследование занимало в среднем 30 минут.

К исследованию испытуемые приглашались с учетом положительного отношения, на основе добровольного участия. Исследователем гарантировалась конфиденциальность и предоставление обратной связи.

В исследовании приняли участие 60 студентов г.Перми. Возраст респондентов 18-22 года. Средний возраст по выборке 20,4 лет. В исследовании приняли участие 2 группы респондентов:

1) студенты 1 курса Пермского государственного университета. Количество респондентов 30 человек;

2) студенты 3 курса Пермского государственного университета. Количество респондентов 30 человек.

 

Описание методик

 

Опросник «Якорь карьеры» Э. Шейна (перевод и адаптация В.А. Чикер и В.Э. Винокуровой) (28)

Цель: оценить свои карьерные ориентации.

Инструкция: используя систему оценок от 1 (совершенно неважно) до 10 (исключительно важно), укажите насколько важным для Вас является каждое из следующих утверждений.

 

Таблица 2 - Обработка результатов производится в соответствии с ключом

Карьерная ориентация

Номера вопросов

Кол - во вопро-сов
Профессиональная компетентность 1 9 17 25 33 5
Менеджмент 2 10 18 26 34 5
Автономия (независимость) 3 11 19 27 35 5
Стабильность работы места жительства 4 20 12 18 36 41     3 3
Служение 5 13 21 29 37 5
Вызов 6 14 22 30 38 5
Интеграция стилей жизни 7 15 23 31 39 5
Предпринимательство 8 16 24 32 40 5

 

По каждой из восьми карьерных ориентации подсчитывается количество баллов. Для этого необходимо, пользуясь ключом, суммировать баллы по каждой ориентации и полученную сумму разделить на количество вопросов (5 для всех ориентации, кроме «Стабильности»). Таким образом, определяется ведущая карьерная ориентация - количество набранных баллов должно быть не менее пяти. Иногда ведущей не становится ни одна карьерная ориентация - в таком случае карьера не является центральной в жизни личности.

Метод «Семантического дифференциала»

При помощи данной методики определяется эмоционально-личностное отношение человека к некоторому явлению.

Характеристика метода семантического дифференциала описана в книге Петренко В.Ф. [55]. В.Ф. Петренко пишет, что метод семантического дифференциала был предложен в 1995 году группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом как метод измерения прагматического значения. «Тот вид значения, который мы пытаемся измерять, - это те состояния, которые следуют за восприятием символа-раздражителя, и необходимо предшествуют осмысленным операциям с символами» [55]. Таким образом, под прагматическим значением понимается поведенческая реакция на слово, которое условно-рефлекторно связано с общей реакцией на объект, обозначенный этим словом, то есть психологическое значение идентифицируется с репрезентативными опосредованными процессами. Такое понимание значения, как отмечает Кэрролл, ставит его в зависимость от индивидуального знания и опыта. Сам Кэрролл полагает, что оценка понятий по технике семантического дифференциала является на самом деле оценкой опыта индивидуума, относящегося к материальным референтам этих понятий: оценка делается по ряду параметров, соответствующих обобщённым качествам опыта.

СД – это измерительная техника, основанная на применении факторного анализа к исследованию значений. Как отмечает Осгуд, семантический дифференциал является в основном комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования. В методике семантического дифференциала процесс описания исследуемого объекта может рассматриваться как помещение его в экспериментальный континуум, определяемый парой антонимичных терминов. Многие экспериментальные континуумы фактически эквивалентны и могут быть сведены в одно измерение. Ограниченное число континуумов используется для построения семантического пространства, в котором можно оценивать значения любого объекта. В исследования Осгуда таким пространством оказалось декартово трёхмерное пространство, где его координаты образовывали выделенные в факторном анализе ортогональные факторы: «Оценка», «Сила», «Активность». Последующие эксперименты показали универсальность выделенных факторов по отношению к испытуемым. Так, была показана идентичность факторных структур у представителей разных языковых культур, у испытуемых с разным образовательным уровнем и даже у больных шизофренией по сравнению со здоровыми испытуемыми.

Метод применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов. Психосемантические методы переводят информацию с когнитивного уровня (а исследовательская задача всегда сформулирована в его понятиях), на аффективный уровень, где эта информация закодирована не языковыми формами, а разнообразными ощущениями.

Метод семантического дифференциала основывается на явлении синестезии (мышления по аналогии, когда одни чувственные восприятия возникают под воздействием других) и является операциональным способом «улавливания» эмоциональной стороны смысла, воспринимаемых индивидом в объектах. СД позволяет выявить бессознательные ассоциативные связи между объектами в сознании людей, а также найти систему латентных факторов, в рамках которых индивид оценивает объекты. По существу, семантическое пространство исследовательская модель структуры индивидуального сознания, и задача состоит в определении того, где в этом пространстве находится изучаемый объект.

Оценка результатов

Оценки, данные по каждой шкале (паре противоположных эмоционально-оценочных прилагательных), переводятся в баллы. Если отметка испытуемого располагается между двумя пунктами шкалы, то берется промежуточное, дробное число баллов.

Данный метод был выбран нами в соответствии с тем, что позволяет изучить социальные представления о карьере с опорой на количественную методологию.

Инструкция: «Оцените, пожалуйста, свою карьеру с помощью приведенных ниже пар прилагательных. Эти пары прилагательных выражают качественно противоположные характеристики оцениваемого понятия. Обведите цифру в кружок (из ряда 3210123), которая по-вашему мнению наиболее точно определяет степень выраженности каждой конкретной характеристики карьеры, при условии что 0 – качество не выражено, 1 – слабо выражено, 2 – средне выражено, 3 – сильно выражено».

Бланк методики представлен в Приложении 1.

Анкета

В основу создания анкеты положен принцип свобожных высказываний, ассоциаций, который является одним из важных методов анализа социальных представлений, разрабатываемых в русле французской концепции социальных представлений. Участникам опроса предлагалось выполнить 3 задания для изучения социальных представлений о карьере. Задания включали в себя метод определений и метод ассоциаций.

В первом задании – метод определений – респондентам предлагалось закончить фразу: «Я считаю, что для большинства студентов карьера – это…». Ссылка в вопросе на мнение большинства использовалась нами с учетом известного в социальной психологии механизма разделенной ответственности за групповое решение. Данная форма вопроса могла бы способствовать более открытому и свободному выражению субъективной позиции испытуемого.

Второй вопрос анкеты был направлен на выявление у респондентов ассоциативного ряда, связанного со словом-стимулом «Карьера». Респонденты должны были указать любое число ответов, фиксируя их в порядке поступлении и не заботясь об их логичности.

В третьем вопросе испытуемым было предложено перечислить качества, необходимые для построения карьеры.

Сконструированная таким образом анкета (см. Приложение 1) помогла исследовать семантическое поле испытуемых и выделить наиболее устойчивые и чаще повторяющиеся его элементы, или, иначе говоря, центральное ядро социальных представлений студентов о карьере.


Обработка данных

 

Опросник «Якорь карьеры» Э. Шейна (перевод и адаптация В.А. Чикер и В.Э. Винокуровой) (28) обрабатывался нами в соответствии с ключом. В ходе исследования был получен массив данных, который был сведен нами в таблицу первичных данных. Таблица первичных данных представлена в Приложении 2 и 3.

Методика «Семантический дифференциал» обрабатывалась нами посредством подсчета средних значений по шкалам. В ходе исследования был получен массив данных, который был сведен нами в таблицу первичных данных. Таблица первичных данных представлена в Приложении 4 и 5.

Анкета обрабатывалась нами с помощью контент-анализа (англ. Content analysis; от Content - содержание) – формализованный метод изучения текстов и графической информации в количественных показателях и ее статистической обработке. Метод контент-анализа широко применяется в психологии, социологии и других науках.

«Контент-анализ – это метод исследования документов, рассматриваемых как сообщения для изучения в социально-психологическом плане различных видов социальной коммуникации и их субъектов, а также отражаемой в сообщениях действительности посредством надежной регистрации и количественной обработки определенных единиц содержания».

Новизна контент-анализа заключается в том, что впечатления исследователя, которые зависят от его личных качеств, заменяются более стандартизированными процедурами, которые часто предполагают изменения и выражают материал в виде данных, которые могут быть рассмотрены научно.

Применение контент-анализа позволяет формализовать, структурировать большие массивы информации и выявить интересующие исследователя психологические особенности автора текста.

Нами был выбран сегментарный вариант количественного контент-анализа, использование которого констатирует сам факт наличия или отсутствия в массиве информации какой-либо категории.

Суть данного метода заключается в том, что фиксируется сам факт наличия или присутствия во всем массиве информации какой-либо категории. После выявления смысловой единицы, отнесенной к определенной категории, дальнейшие случаи встречи в том же тексте идентичных по семантической нагрузке единиц не учитываются, не фиксируются.

В данном случае научную ценность представляет то, встречается в тексте данная категория или нет.

Сегментарный контент-анализ позволяет несколько иначе, нежели сплошной моделировать смысловую картину текста. В данном случае на первый план выступает то, насколько широко или узко представлены у респондента те или иные смысловые блоки, насколько широк диапазон, затрагиваемых им тем.

Метод контент-анализа применялся в ходе обработки данных, полученных с помощью анкеты. Матрица контент-анализа текстов анкет приведена в Приложении 6.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...