Педагогическое образование
Общая педагогика 1. Педагогика как социально-гуманитарная наука. Современное педагогическое знание: отрасли и классификация. Философские основания современной педагогики. Отражение психологических знаний в педагогических исследованиях.
2. Актуальные задачи российской школы, педагогической науки. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.). Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Структура и особенности современной системы образования в РФ. Основные понятия, содержащиеся в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Современные концептуальные идеи в педагогической науке. Сущность, особенности и потенциал педагогической антропологии (Б.М. Бим-Бад и др.), педагогической акмеологии (А.А. Деркач, Н.В.Кузьмина и др.), педагогической аксиологии (В.А. Сластёнин и др.), педагогической герменевтики (Ю.В. Сенько, А.Ф. Закирова и др.) как направлений развития педагогического знания.
4. Методология педагогики: сущность и структура. Специфика научного исследования в педагогике. Общая логика и структура педагогических исследований. Методы педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, А.М. Новиков, В.М. Полонский и др.).
5. Дидактика как теория образования и обучения. Теоретические основы, структура и функции процесса обучения (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, И.М. Осмоловская). Задачи и основные проблемы современной дидактики.
6. Основные подходы к отбору содержания образования (В.С. Леднев, В.В. Краевский, А.В. Хуторской и др.) Проблемы стандартизации содержания образования. Системно-деятельностный подход (А.Г. Асмолов и др.) как научная основа Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным и предметным), ее структуре, условиям реализации, определяющие отбор содержания образования.
7. Понятие о методах, приемах, средствах и технологиях обучения. Классификация методов обучения. Методы обучения, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Интерактивные образовательные технологии: диалоговые, проектные, исследовательские, игровые и др. Педагогическая инноватика (А.В. Хуторской, В.С. Лазарев и др.). Инновационные образовательные технологии в общеобразовательной школе.
8. Формы организации обучения в средней школе, их многообразие и динамика. Сетевая форма реализации основной образовательной программы. Реализация основных образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Современный урок: требования к нему и пути совершенствования. Педагогические условия эффективной индивидуализации обучения.
9. Сущность профилизации обучения. Принципы построения содержания профильного обучения. Психолого-педагогические основы предпрофильного и профильного обучения. Модели организации профильной подготовки в старших классах.
10. Сущность, функции, методы и средства оценивания и самооценивания в образовательном процессе. Современные формы, методы и средства оценивания результатов обучения. ГИА. ЕГЭ. Мониторинг в системе образования. Понятие качества образования как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося.
11. Социализация как процесс становления социального опыта личности. Сущность воспитания как социокультурного и педагогического процесса, его философские, психологические, педагогические основания (Е.В. Бондаревская, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.). Программа воспитания и социализации обучающихся в ФГОС общего образования.
12. Понятие о содержании воспитания. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании. Духовность и духовно-нравственное развитие личности. Основные направления воспитательной работы в современной школе: гражданское, патриотическое, эстетическое, физическое, профориентационно-трудовое и др.
13. Воспитательная система: сущность, структура, функции, динамика. Взаимодействие дидактической и воспитательной подсистем школы. Отечественные и зарубежные воспитательные системы (В.А. Караковский, А.А. Захаренко, Р. Штайнер и др.).
14. Дополнительное образование. Учреждения дополнительного образования. Развитие интересов и способностей ученика в процессе дополнительного образования в школе и вне ее. Дополнительное профессиональное образование.
15. Управление системой образования. Типы образовательных организаций. Управление образовательной организацией. Информационная открытость образовательной организации. Функции руководителей школы. Демократизации внутришкольного управления. Планирование работы школы, отчетность и внутришкольный контроль. Методическая работа в школе. Инновационные процессы в образовании. Мотивация инновационной деятельности учителя. Регионализация образования.
16. Особенности профессионально-педагогической деятельности современного учителя. Требования к учителю в теории и истории отечественной и зарубежной педагогики. Профессиональный стандарт «Педагог». Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации в законе «Об образовании в Российской Федерации». Система аттестации и повышения квалификации педагогических работников. Педагогика высшей школы 17. Педагогика высшей школы как отрасль педагогической науки, ее предмет и задачи. Связь педагогики высшей школы с другими науками об образовании человека. Закон «Об образовании в Российской Федерации» о новой структуре отечественного высшего профессионального образования. Проблемы подготовки кадров для высшей школы.
18. Болонский процесс и его влияние на реформирование системы профессионального образования в Европе и России. Модернизация высшего образования в России в контексте требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Теоретико-методологическое обоснование и проблемы реализации компетентностного подхода в образовании (А.В. Хуторской, И.А. Зимняя и др.).
19. Дидактика высшей школы, ее задачи и содержание. Специфика реализации общедидактических принципов в образовательном процессе высшей школы. Интеграция исследования, преподавания и учения как функция дидактики высшей школы. Специфика образовательного процесса в бакалавриате и магистратуре. Место аспирантуры в системе подготовки кадров высшей квалификации.
20. Содержание образования как проблема вузовской педагогики. Культура как основание содержания образования. Системно-деятельностный подход к учению и содержание образования. Уровни и принципы формирования содержания образования. ФГОС ВО третьего поколения: требования к структуре, результатам освоения, условиям реализации основных профессиональных образовательных программ. Профессиональные задачи и профессиональные компетенции выпускника в ФГОС ВО.
21. Процесс обучения в вузе. Организационные формы обучения в вузе.Аудиторные занятия. Самостоятельная работа студентов: сущность, функции, технологии организации и контроля. Практики студентов. Виды практик. Дистанционное образование. Технологии дистанционного обучения. Система дистанционного обучения Moodle.
22. Проблемы методов и технологий обучения в высшей школе. Задачный, проблемный, контекстный, личностно ориентированный подходы в обучении. Современные способы активизации обучения. Инновационные образовательные технологии в высшей школе (диалоговые; проектные;исследовательские; мультимедийные; кейс-стади и др.).
23. Проектирование содержания различных видов учебных занятий в вузе. Целеполагание, отбор и структурирование содержания учебного материала. Сценарный подход к проектированию семинарских, практических занятий.
24. Особенности проектирования и реализации различных диалоговых технологий (учебных конференций, круглых столов, учебных дискуссий, дебатов и др.), групповой работы, проектной деятельности студентов, деловых и ролевых игр. Разработка учебного кейса и организация работы с ним на занятии.
25. Технология организации различных форм внеаудиторной работы студентов (дискуссионный клуб, педагогический кинозал, конкурс профессионального мастерства, педагогическая олимпиада). Развитие профессиональных ценностей и компетенций студентов в ходе внеаудиторной работы.
26. Студент как субъект учебной, познавательной и социальной деятельности и самообразования. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов. Курсовые работы (проекты), выпускные квалификационные (дипломные) работы.
27. Педагогическое оценивание эффективности образовательного процесса: сущность, функции, содержание, виды и организация. Балльно-рейтинговая система оценивания и мониторинг учебных и внеучебных достижений студентов. Портфолио студента: назначение, структура и проблемы использования. Зачет и экзамен в высшей школе их задачи, разновидности и технология организации. Технология проектирования контрольно-измерительных материалов для оценки качества образовательного процесса.
28. Характеристика понятия «профессиональная компетенция». Особенности оценивания профессиональных компетенций как новых образовательных результатов. Критерии и показатели оценивания степени сформированности профессиональных компетенций студентов вуза.
29. Основные концептуальные подходы к воспитательной деятельности в высшей школе. Сущность, структура воспитательной системы вуза. Различные модели воспитательной системы вуза. Профессиональное воспитание в вузе. Студенческое самоуправление: сущность, назначение, формы и содержание деятельности. 30. Профессиональное сообщество. Личность педагога высшей школы. Профессиональная культура и профессиональная этика преподавателя высшей школы. Профессиональное мышление и методологическая культура преподавателя высшей школы. Структура профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы. Профессиональное саморазвитие и повышение квалификации преподавателей высшей школы.
31. Обучение в педагогическом вузе как поликультурный диалог. Сущность, структура и особенности педагогического общения в вузе. Субъективность преподавателя и пути ее преодоления в педагогическом общении. Конструктивное, деструктивное, конфликтное взаимодействие преподавателя и студента.
32. Система управления высшим учебным заведением. Сущность, функции и принципы управления вузом. Менеджмент качества образовательного процесса в вузе. Мониторинг качества образовательного процесса. Вопросы управления высшим учебным заведением, отраженные в нормативных документах (Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ВО и др.).
Список литературы для подготовки к государственному экзамену
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|