Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторические основы развития стандартизации в России




Разносторонняя деятельность человечества привела к необ­ходимости отбора каких-то стандартных методов, пригодных для решения той или иной задачи, их закрепления и передачи дру­гим поколениям. Еще при Иване Грозном в 1555 г. был издан Указ о стандартных калибрах. При Петре I стандартизация рас­пространилась более широко: было введено строительство в Москве типовых домов, деление на 3 типа орудий — пушки, гаубицы, мортиры. В 1712 г. вышел Указ Петра I об едином ка­либре пистолетов и ружей.

В середине XIX в. с развитием водного и железнодорожного транспорта в России увеличивается роль стандартизации. Вво­дятся единые требования на котлы, трубы, крепеж. Однако в на­чале XX в. общей системы стандартов еще не существовало, применялось несколько систем мер: миллиметры, дюймы.

1 аршин = 16 вершков = 28 дюймов = 0,711 метра;

1 дюйм = 25,4 миллиметра;

1 сажень = 3 аршина = 2,1336 метра;

1 фут = 12 дюймов = 304,8 миллиметра;

1 верста = 500 саженей = 1,0668 километра.

Развитие стандартизации после 1917 г.:

1918 г. —декрет «О введении международной метрической системы мер и весов».

1925 г. — организован первый комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны.

7 мая 1926 г. — появился первый общесоюзный стандарт: ОСТ1 «Пшеница, селекционные сорта зерна, номенклатура».

1940 г. — постановление «Об ответственности за выпуск не­доброкачественной продукции и за несоблюдение стандартов». общесоюзные стандарты переросли в ГОСТ с добавлением по­рядкового номера и года утверждения; основан Всесоюзный ко­митет по стандартизации.

1965 г. — образованы два института:

Всесоюзный научно-исследовательский институт по стандар­тизации (ВНИИС);

Всесоюзный информационный фонд стандартизации (ВИФС).

1986 г. — постановление о повышении качества продукции. Деятельность по стандартизации отнесена к основному произ­водственному процессу.

10 июня 1993 г. — Закон «О стандартизации».

7 мая 1999 г. — постановление «Об утверждении Положе­ния о Государственном комитете Российской Федерации по стан­дартизации и метрологии».

17 июня 2004 г. — постановление «О Федеральном агент­стве по техническому регулированию и метрологии».

2004 г. — принят Федеральный закон Российской Федера­ции «О техническом регулировании», а Закон «О стандартиза­ции» утратил силу.

Современный этап развития мирового сообщества характе­ризуется поступательным движением в сторону создания общего рынка товаров и услуг, международного разделения труда, кол­лективного решения вопросов безопасности и охраны окружаю­щей среды.

Понятие качества

Качество — наличие существенных признаков, свойств, осо­бенностей, отличающих один предмет или явление от другого. Качество любой промышленной продукции характеризуется со­вокупностью многих взаимосвязанных между собой параметров, каждый из которых отражает только отдельные стороны каче­ства и не может быть взят за основу оценки качества изделия в целом.

Под качеством понимают также совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установ­ленные и предполагаемые потребности. Потребности могут ме­няться, это обусловливает проведение периодического анали­за требований к качеству. Обычно потребности переводятся в характеристики на основе установленных критериев (эксплуатацион­ные характеристики, функциональная пригодность, надежность — готовность, безотказность, ремонтопригодность, безопасность, ок­ружающая среда, экономические и эстетические требования). Для выражения оценок качества применяют следующие термины: «относительное качество», когда объекты классифицируются в зависимости от их степени превосходства или в сравнительном смысле;

«уровень качества» в количественном смысле (применяется при статистическом приемочном контроле) и «мера качества», когда проводятся точные технические оценки. В некоторых справочных источниках качество обозначается как «пригодность для использования» или «соответствие цели», или «удовлетворение нужд потребителя», или «соответствие требованиям». Все это представляет собой только некоторые стороны качества, определенного выше.

Качество услуги — обобщенный эффект услуги, который определяет, в какой степени потребитель удовлетворен ею.

Система качества — совокупность организационной струк­туры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуще­ствления общего руководства качеством. Масштабы системы качества должны соответствовать целям в области качества. Система качества организации предназначена прежде всего для удовлетворения внутренних потребностей управления организа­цией. Она шире, чем требования определенного потребителя, который оценивает только ту часть системы качества, которая относится к этим требованиям. В связи с требованиями контрак­та или обязательными предписаниями по проведению оценки качества может быть затребовано наглядное доказательство применения определенных элементов системы качества.

Петля качества — концептуальная модель взаимозависи­мых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетво­рения. Вклад в качество стадий петли качества иногда оцени­вается отдельно.

Обеспечение качества —■ представляет собой все планиру­емые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые (если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенно­сти в том, что объект будет выполнять требования к качеству.

Существуют как внешние, так и внутренние цели обеспече­ния качества:

внутреннее обеспечение качества создает уверенность у руководства в качестве своей продукции;

внешнее обеспечение качества в контрактных или других ситуациях создает уверенность у потребителя или других лиц. Некоторые действия по управлению качеством и обеспечению качества взаимосвязаны. Если требования к качеству не отражают полностью потребности пользователя, обеспечение качества может не создать достаточной уверенности.

Затраты, связанные с качеством — затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного каче­ства, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удов­летворительное качество. Затраты, связанные с качеством, клас­сифицируются внутри организации согласно ее собственным критериям. Некоторые потери можно с трудом определить ко­личественно, но они могут быть очень существенными, напри­мер, такие, как потеря престижа фирмы.

Уровень качества — мера качества, выражаемая через та­кие величины, как доля годных изделий, процент дефектных изделий, доля дефектных изделий на миллион и т.д.

Управление качеством

Управление качеством опирается на применение и разра­ботку стандартов, опережающих достигнутый уровень и позво­ляющих подготовить компоненты измерительных средств с но­выми, более высокими показателями качества. Одна из основ­ных целей управления качеством — снижение затрат на качество, которые складываются из расходов изготовителя и прочих расходов. Расходы изготовителя включают расходы, свя­занные с планированием, организацией и внедрением систем качества, разработкой требований методик и производственных процессов; расходы на оценку качества; издержки из-за внутрен­них и внешних отказов, образующихся по причинам потерь ка­чества.

Требования к качеству — выражение отдельных потребно­стей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки. Существенно, что­бы требования к качеству полностью отражали установленные и предполагаемые потребности потребителя. Термин «требова­ние» охватывает рыночные и контрактные требования, а также внутренние требования организации. Они могут быть разрабо­таны, детализированы и актуализированы на различных этапах планирования. Заданные количественные требования к харак­теристикам включают, например, номинальные значения, относительные значения, предельные отклонения и допуски. Требо­вания к качеству должны быть выражены на начальной стадии в функциональных терминах и документально оформлены.

Оценка качества — систематическая проверка, насколько объект способен выполнять установленные требования. Оцен­ка качества может производиться с целью определения возмож­ностей поставщика в области качества. В этом случае, в зави­симости от конкретных условий, результат оценки качества мо­жет быть использован в целях квалификации, одобрения, регистрации или аккредитации.

Общая оценка качества поставщика может также включать оценку финансовых и технических ресурсов.

Планирование качества — деятельность, которая устанав­ливает цели и требования к качеству и применению элементов системы качества. Планирование качества охватывает: а) плани­рование качества продукции — идентификация, классификация и оценка характеристик качества, а также установление целей, требований к качеству и штрафных санкций; б) планирование управленческой и функциональной деятельности — подготовка применения системы качества, в том числе организация и состав­ление календарного графика; в) подготовку программы качества и выработку положений по улучшению качества.

Общее руководство качеством (административное управ­ление качеством) — те аспекты общей функции управления, ко­торые определяют политику в области качества, цели и ответ­ственность. Включает: планирование качества, управление ка­чеством, обеспечение качества и улучшение качества в рамках системы качества. Обязанности по общему руководству каче­ством лежат на всех уровнях управления, но управлять ими должно высшее руководство. В общее руководство качеством вовлекаются все члены организации. При общем руководстве качеством акцент делается на экономические аспекты.

В общем случае система управления качеством склады­вается из следующих направлений работ:

1) анализ фактического качества производимой продукции;

2) планирование уровня качества для новых разработок;

3) контроль и обеспечение качества.

Улучшение качества — мероприятия, предпринимаемые по­всюду в организации с целью повышения эффективности и ре­зультативности деятельности и процессов для получения выго­ды как для организации, так и для ее потребителей.

Ответственность за качество продукции — термин, опи­сывающий обязательства, возлагаемые на изготовителя или дру­гих лиц, по возмещению ущерба из-за нанесения травм, повреждения собственности или другого вреда, вызванного продукци­ей. Юридическое и финансовое значение ответственности за качество продукции может меняться от одной области примене­ния юридических актов к другой.

Надзор за качеством — непрерывное наблюдение и провер­ка состояния объекта, а также анализ протоколов с целью уста­новления того, что установленные требования выполняются.

Надзор за качеством может осуществляться потребителем или от его имени. Надзор за качеством может включать управ­ление наблюдением и проверкой, которое может предотвратить износ или ухудшение качества объекта (например, процесса) со временем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...