Тестовые задания по теме «Понятие»
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Раздел 3. Тестовые задания по курсу «Логика» Тестовые задания по теме «Общая характеристика логики Как науки»
3.1.1. Наши мысли и рассуждения считаются логически правильными: а) если их содержание соответствует тому, что есть в действительности; б) если они правильно построены; в) если они правильно построены и их содержание соответствует тому, что есть в действительности. 3.1.2. Если мысль является логически правильной, то: а) она будет и содержательно правильной; б) она может оказаться с содержательной точки зрения как правильной, так и неправильной. 3.1.3. Если мысль является логически неправильной, то: а) она может оказаться правильной в содержательном аспекте; б) она будет и содержательно неправильной. 3.1.4. Какие утверждения из приведенных являются логически неправильными? а) "Люди не являются млекопитающими"; б) "Волга впадает в Черное море"; в) "Волга впадает"; г) "Иванов выше Петрова, а Перов выше Иванова"; д) "Речка движется и не движется". 3.1.5. Логика - это: а) наука о законах мышления; б) наука о законах правильного мышления; в) наука о законах правильного построения мыслей и рассуждений, независимо от их содержания. 3.1.6. С какими утверждениями следует согласиться? а) логику в равной степени интересуют и содержание, и строение мыслей; б) логика интересуется только строением мыслей; в) логику в большей степени интересует строение мыслей и в меньшей - их содержание. 3.1.7. Логическая форма - это: а) словесная оболочка мыслей; б) способ связи между содержательными компонентам мысли; в) способ связи между словами в рассуждении. 3.1.8. Какое из утверждений правильное?
а) логических форм меньше, чем содержательно различных мыслей; б) логических форм больше, чем содержательно различных мыслей; в) логических форм по количеству столько же, сколько содержательно различных мыслей. 3.1.9. Какое из утверждений правильное? а) люди, говорящие на различных языках, мыслят в разных логических формах; б) люди, говорящие на разных языках, мыслят в одинаковых логических формах; в) в одних случаях различие языков порождает различие логических форм, в других не порождает. 3.1.10. Какое из утверждений правильное? а) обыденные и научные рассуждения различаются и содержательно, и с точки зрения используемых логических форм; б) рассуждения в науке и в обычной жизни различны по содержанию, но протекают в одних и тех же логических формах; в) различия между рассуждениями в науке и в обычной жизни не существенны ни с содержательной, ни с формальной точек зрения. 3.1.11. Какие из приведенных логических терминов являются обозначениями логических форм? а) понятие; б) вывод; в) модальность; г) умозаключение; д) предикат. 3.1.12. Кто из перечисленных мыслителей считается "отцом логики"? а) Платон; б) Демокрит; в) Аристотель; г) Фома Аквинский. 3.1.13. Кто из перечисленных мыслителей внес заметный вклад в разработку проблем индуктивной логики? а) Теофраст; б) Оккам; в) Бэкон; г) Лейбниц; д) Милль. 3.1.14. Чьи исследования заложили основы символической логики? а) Лейбниц; б) Кант; в) Милль; г) Буль; д) Фреге. 3.1.15. Кто из перечисленных мыслителей и ученых плодотворно занимался проблемами модальной логики? а) Бэкон; б) Кант; в) Милль; г) Пост; д) Лукасевич. 3.1.16. Могут ли люди логично мыслить и рассуждать без изучения логики как науки? а) да; б) нет; в) некоторые люди - да, некоторые - нет. 3.1.17. "Стихийная логика" - это: а) внезапная догадка о том, как решается та или иная проблема; б) способность к логически правильному мышлению, формируемая у всех людей с детства без изучения логической теории;
в) мышление и рассуждения, не регулируемые никаким логическими законами и правилами. 3.1.18. С точки зрения владения "стихийной логикой", люди: а) не отличаются друг от друга; б) отличаются, но несущественно; в) отличаются, и существенно. 3.1.19. Какие факторы оказывают влияние на степень владения человеком "стихийной логикой"? а) врожденные мыслительные способности; б) особенности социальной среды, в которой живет человек; в) род деятельности, которой занят человек; г) особенности языка, на котором говорит человек. 3.1.20. Какие из приведенных утверждений о значении логического знания следует считать верными? а) логика может научить человека мыслить и рассуждать логично; б) изучение логики может научить безошибочно выбирать из нескольких конкурирующих гипотез наиболее предпочтительную; в) изучение логики может помочь человеку сделать свое мышление более точным, последовательным и доказательным; г) изучение логики позволяет человеку легче обнаруживать изъяны в своих и чужих рассуждениях; д) изучение логики способствует развитию интуиции. 3.1.21. Логичность необходима: а) во всех ситуациях, когда мы думаем или говорим о чем-либо; б) во многих ситуациях, когда мы думаем или говорим о чем-либо, но далеко не во всех; в) только в научных рассуждениях; г) только в решении сложных вопросов. 3.1.22. В каких ситуациях специалисту в области управления людьми может пригодиться знание логической теории? а) когда он работает над научной диссертацией; б) когда он объясняется в любви; в) когда он убеждает своих подчиненных и начальников в своей правоте; г) когда он принимает управленческое решение; д) когда он делает нравственный выбор в отношениях со своими близкими. 3.1.23. Крупные научные открытия в науке совершаются: а) благодаря интуиции вопреки логике; б) благодаря интуиции, но не вопреки логике; в) в равной степени благодаря интуиции и логике; г) в большей степени благодаря логике, а не интуиции. 3.1.24. Логические законы - это: а) законы действительности, открытые путем логического анализа; б) любые законы человеческого мышления; в) законы строения человеческих мыслей и рассуждений.
3.1.25. Нарушение логических законов ведет к тому, что: а) результаты нашего мышления будут не соответствующими действительности; б) результаты нашего мышления могут оказаться не соответствующими действительности. 3.1.26. Если мы не знаем логических законов, то: а) наше мышление и рассуждение не будут логически правильными; б) мы не сможем определить, насколько правильны с логической точки зрения наши мысли и рассуждения. 3.1.27. Какие логические законы из перечисленных традиционно относятся к разряду основных логических законов? а) законы логического квадрата; б) закон тождества; в) закон "из лжи все, что угодно"; г) закон исключенного третьего; д) закон контрапозиции; е) закон противоречия. 3.1.28. Закон тождества касается отношения: а) между мыслью и тем, что мыслится в ней; б) мысли к самой себе; в) между несколькими содержательно различными мыслями. 3.1.29. В соответствии с законом тождества наши мысли: а) должны правильно отражать реальность; б) должны быть строго определенными по своему содержанию; в) должны быть тождественны нашим прошлым мыслям. 3.1.30.Если содержание научного понятия изменяется в результате развития научного знания, то это: а) нарушает закон тождества; б) не нарушает закон тождества; в) иногда нарушает, а иногда не нарушает закон тождества. 1.31 Закон тождества относится: а) к любым нашим мыслям, независимо от того, какую логическую форму они имеют; б) только к понятиям; в) только в понятиям и суждениям; г) только к суждениям. 3.1.32. Если мы утверждаем, что Иванов умен, а он на самом деле глуп, то: а) мы нарушаем закон тождества, поскольку наше утверждение не тождественно реальности; б) мы не нарушаем закон тождества, поскольку мы высказываем только одну мысль; в) мы не нарушаем закон тождества, поскольку различие между умом и глупостью весьма относительно. 3.1.33. Какие логические ошибки непосредственно связаны с нарушением закона тождества? а) определение неясного через неясное; б) подмена основания в делении;
в) учетверение терминов в силлогизме; г) предвосхищение основания; д) подмена тезиса; е) круг в доказательстве. 3.1.34. Противоположные мысли - это: а) мысли о предметах, различия между которыми весьма существенны; б) мысли, в которых предмет наделяется несовместимыми признаками; в) мысли, одна из которых отрицает другую; г) мысли, одна из которых правильная, а другая неправильная. 3.1.35. Какие мысли могут считаться противоположными? а) "зимой холодно" - "летом жарко"; б) "сегодня идет дождь" - "сегодня идет снег"; в) "Иванов - преуспевающий бизнесмен" - "Иванов - не преуспевающий бизнесмен"; г) "эта стена высокая" - "эта стена очень низкая"; д) "этот студент выше всяких похвал" - "этот студент не достоин похвалы". 3.1.36. Противоречивые мысли - это: а) мысли о предметах, абсолютно непохожих друг на друга; б) мысли, в которых предмет наделяется несовместимыми признаками; в) мысли, одна из которых отрицает другую; г) мысли, одна из которых истинная, а другая ложная. 3.1.37. Какие мысли могут считаться противоречивыми? а) "зимой холодно" - "зимой жарко"; б) "все экономисты умеют считать" - "ни один экономист считать толком не умеет"; в) "некоторые телевизоры взрываются" - "нет ни одного телевизора, который мог бы взорваться"; г) "солнце светит всем" - "солнце светит многим"; д) "что ж ты, милая, смотришь искоса, низко голову наклоня". 3.1.38. В отношении противоположности могут находиться: а) две мысли; б) три мысли; в) какое угодно количество мыслей; г) не более двух мыслей. 3.1.39. В отношении противоречия могут находиться: а) две мысли; б) две и более мыслей. 3.1.40. Противоречивыми могут быть: а) понятия; б) суждения; в) доказательство; г) любая мысль. 3.1.41. Если мысли противоположны, то: а) они могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными; б) они не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными; в) они не могут быть ни одновременно истинными, ни одновременно ложными. 3.1.42. Если мысли противоречивы то: а) они не могут быть ни одновременно ложными, ни одновременно истинными; б) они могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными; в) они могут быть одновременно ложными, но не могут быть одновременно истинными. 3.1.43. Закон противоречия касается: а) только противоположных мыслей; б) и противоположных, и противоречивых мыслей; в) только противоречивых мыслей. 3.1.44. Человек, который утверждает: "Я лгу и не лгу"; а) лжет; б) не лжет; в) частично не лжет, частично лжет;
г) без уточнения смысла этого высказывания определить возможность его истинности трудно. 3.1.45. Если мы имеем два противоречивых утверждения с неопределенной истинностью, можно ли чисто логическим путем определить, какое из них является истинным, а какое ложным? а) да; б) нет; в) иногда нет, иногда да. 3.1.46. Что из ниже перечисленного необходимо учесть при анализе внешне противоречивой мысли о каком-либо предмете? а) мыслится ли один и тот же предмет; б) рассматривается ли предмет в одном и том же времени; в) является ли предмет чувственно воспринимаемой вещью; г) касается ли мысль прошлого состояния предмета, или его современного состояния. 3.1.47. Утверждение: "Четное число делится и не делится на два без остатка" в целом является: а) ложным; б) не истинным и не ложным; в) частично истинным, частично ложным. 3.1.48. Нарушает ли закон противоречия утверждение: "Все студенты - отличники"? а) да, поскольку это утверждение противоречит действительности; б) нет, поскольку здесь имеется только одно утверждение и оно не содержит внутреннего противоречия; в) нет, поскольку все студенты в каком-то смысле действительно отличники. 3.1.49. Какой логический закон постулирует невозможность одновременной ложности противоречивых мыслей? а) закон тождества; б) закон противоречия; в) закон исключенного третьего. 3.1.50. Закон исключенного третьего касается: а) противоположных мыслей; б) противоречивых мыслей. 3.1.51. В отношении каких мыслей можно сказать: "Если одна из них истинна, то другая ложна и, если одна из них ложна, то другая истинна"? а) только в отношении противоположных мыслей; б) только в отношении противоречивых мыслей; в) в отношении противоположных и противоречивых мыслей. 3.1.52. Закон исключенного третьего ("третьего не дано") называется так потому, что: а) о предмете можно высказать только две мысли; б) если есть две противоречивые мысли, то истина будет в первой мысли или во второй, но не в какой-либо третьей мысли; в) после двух попыток сформулировать какую-либо мысль третья попытка ни к чему не приведет. 3.1.53. Какие утверждения по закону исключенного третьего не могут быть одновременно ложными? а) "этот человек - мужчина" - "этот человек - женщина"; б) "сегодня будет дождь" - "завтра дождя не будет"; в) "лгать имеет смысл" - "лгать бессмысленно"; г) "указы президента конституционны" - "указы президента противоречат Конституции; д) "эти часы идут медленно" и "эти часы идут быстро". 3.1.54. Можно ли сказать, что одно из утверждений будет по закону исключенного третьего истинным, если первое утверждение "Ротмики являются туганфурами", а второе - "Некоторые ротмики не являются туганфурами": а) да, можно; б) нет, так как закон исключенного третьего распространяется на противоречивые мысли, а в данном случае мысли не противоречивы; в) нет, поскольку закон исключенного третьего не относится к бессмысленным суждениям. 3.1.55. Можно ли сказать, что одно из утверждений по закону исключенного третьего будет истинным, если первое утверждение "Этот Новый год мы встретим дома", а второе - "Этот Новый год мы встретим не дома"? а) да, можно; б) можно, если мы доживем до Нового года; в) нет, поскольку закон исключенного третьего не распространяется на мысли о будущем. 3.1.56. Будет ли истинным, согласно закону исключенного третьего, утверждение "Иванов или прекратил воровать, или не прекратил воровать"? а) да; б) да, но только при условии, если Иванов когда-либо воровал; в) нет. 3.1.57. Является ли истинным, согласно закону исключенного третьего, утверждение "Голосуй или проиграешь"? а) да; б) нет, поскольку понятия "голосовать" и "проиграть" не являются противоречивыми; в) частично - да, частично - нет. 3.1.58. Какие поговорки своим смыслом связаны с законом исключенного третьего? а) "Поспешишь - людей насмешишь"; б) "Сытый голодному не товарищ"; в) "Или пан, или пропал"; г) "Нельзя быть немножко беременной". 3.1.59. Какой вид доказательства опирается на закон исключенного третьего? а) разделительное доказательство; б) доказательство "от противного"; в) прямое доказательство. 3.1.60. В какой науке существует направление, представители которого отрицают правомерность использования закона исключенного третьего при доказательствах? а) философия; б) физика; в) логика; г) математика. 3.1.61. Кто из великих философов неоднократно пытался опровергнуть все основные логические законы? а) Платон; б) Декарт; в) Кант; г) Гегель; д) Шопенгауэр.
Тестовые задания по теме «Понятие» 3.2.1. Термином "предмет" в философии и логике обозначается: а) вещь, существующая в единственном числе; б) любое вещественное образование, имеющее массу; в) любой фрагмент реальности, о котором мы рассуждаем. 3.2.2. Что из перечисленного ниже может являться признаком предмета? а) отношение предмета с другими предметами; б) отсутствие у предмета какого-либо свойства; в) отсутствие у предмета какого-либо отношения с другими предметами; г) отношение между свойствами, присущими предмету. 3.2.3. Класс предметов - это? а) любая совокупность предметов количеством более двух; б) любая совокупность предметов количеством более одного; в) любая совокупность предметов, имеющих общие признаки; г) совокупность предметов, функционально связанных друг с другом. 3.2.4. Какое из утверждений правильное? а) понятие - это любая человеческая мысль; б) понятие - это слово, обозначающее класс предметов; в) понятие - это мысль, выделяющая класс предметов; г) понятие - это представление о том, как выглядит предмет определенного класса. 3.2.5. Какие части речи могут использоваться для фиксации понятий? а) имя существительное; б) имя прилагательное; в) глагол; г) причастие; д) деепричастие; е) наречие; ж) местоимение. 3.2.6. Какое из утверждений правильное? а) количество имеющихся понятий больше, чем количество слов, которые могут использоваться для их фиксации; б) количество имеющихся понятий меньше, чем количество слов, которые могут использоваться для их фиксации; в) количество понятий и количество слов, используемых для их фиксации, примерно одинаковы. 3.2.7. Дескрипция - это: а) любое словосочетание; б) словосочетание, используемое для фиксации понятия; в) одна из разновидностей понятий. 3.2.8. Какое из утверждений правильное? а) любое понятие фиксируется словом, но не любое слово содержит в себе понятие; б) всякое слово содержит в себе понятие, но не любое понятие можно выразить словами; в) не существует понятий, не выразимых словами, и слов, не содержащих в себе понятий. 3.2.9. Связь между понятием и классом предметов, мыслимым в этом понятии, является: а) закономерной; б) случайной; в) иногда закономерной, иногда случайной. 3.2.10. Связь между словом и классом предметов, который обозначается этим словом, является: а) закономерной; б) случайной; в) иногда закономерной, иногда случайной. 3.2.11. Объем понятия - это: а) предметы, признаки которых мыслятся в понятии; б) признаки предметов, которые мыслятся в понятии; в) та область реальности, к которой принадлежат предметы, мыслимые в понятии. 3.2.12. В логический объем понятия входят: а) все предметы, которые выделяются данным понятием в класс; б) признаки предметов, известные на момент времени использования понятия; в) все предметы, мыслимые в данном понятии и существующие в момент времени использования понятия. 3.2.13. В содержание понятия входят: а) все признаки предметов, к которым относится данное понятие; б) все существенные признаки предметов, к которым относится данное понятие; в) части предметов, к которым относится данное понятие; г) существенные признаки, общие для всех предметов, мыслимых в данном понятии, и присущие только им. 3.2.14. Признак "умение говорить" является для класса людей: а) необходимым и достаточным; б) необходимым, но недостаточным; в) достаточным, но не необходимым; г) недостаточным и не необходимым. 3.2.15. Точность понятия - это: а) характеристика объема понятия; б) характеристика содержания понятия; в) характеристика и объема, и содержания понятия; г) характеристика, не имеющая отношения ни к объему, ни к содержанию понятия. 3.2.16. Обыденные понятия являются, как правило: а) точными, но неясным; б) ясными, но неточными; в) ясными и точными; г) неясными и неточными. 3.2.17. Научные понятия, как правило, являются: а) точными, но неясными; б) неточными, но ясными; в) точными и ясными; г) неточными и неясными. 3.2.18. Пустые понятия - это: а) несуществующие понятия; б) понятия, не имеющие в своих объемах реальных предметов; в) бесполезные понятия; г) понятия, не имеющие содержания. 3.2.19. Пустоту понятия невозможно устранить, если: а) в момент использования понятия отсутствуют предметы, мыслимые в понятии; б) не пустота понятия противоречит законам природы или логики; в) понятие не используется в рассуждении. 3.2.20. Единичные понятия - это: а) понятия, которые используются только в одном конкретном рассуждении; б) понятия, в которых мыслятся признаки конкретных единичных предметов; в) понятия, в объеме которых есть только один элемент. 3.2.21. Какие из приведенных понятий являются безусловно единичными? а) "автомобиль "Мерседес 600"; б) "президент России"; в) "самый длинный день в году"; г) "первый искусственный спутник Земли". 3.2.22. Общие понятия - это: а) понятия, которым не достает точности и ясности; б) понятия, в объем которых входят все предметы реальности; в) понятия, в объеме которых содержится более одного элемента. 3.2.23. Может ли объем общего понятия включать бесконечное количество предметов? а) да; б) нет; в) и да, и нет; 3.2.24. Универсальные понятия - это: а) наиболее часто используемые понятия; б) понятия, в объеме которых содержатся все предметы, изучаемые каким-либо видом знания. 3.2.25. Универсальные понятия называются также: а) абстрактными понятиями; б) категориями; в) теоретическими понятиями. 3.2.26. Деление понятий на разделительные и собирательные учитывает: а) количество элементов в объеме понятия; б) характер элементов в объеме понятия; в) особенности содержания понятия. 3.2.27. Какие из приведенных понятий являются собирательными? а) "экономист"; б) "экономика"; в) "горный массив"; г) "спектр"; д) "кризис". 3.2.28. Абстрактные понятия - это: а) понятия, в которых мыслятся признаки предметов; б) понятия, в которых мыслятся признаки признаков предметов. 3.2.29. Какие из приведенных понятий являются абстрактными? а) "термометр"; б) "температура"; в) "клавиша"; г) "популярный артист"; д) "популярность"; е) "глубина". 3.2.30. Экономические понятия в своем большинстве являются: а) абстрактными; б) конкретными. 3.2.31. Можно ли преобразовать абстрактное понятие в конкретное, а конкретное - в абстрактное? а) да; б) нет; в) иногда да, иногда нет. 3.2.32. Отрицательные понятия - это: а) понятия, в которых выражено отрицательное отношение к предмету; б) неточные или неясные понятия; в) понятия, в содержании которых фиксируются признаки, отсутствующие у предметов. 3.2.33. Можно ли определить, является ли понятие положительным или отрицательным, по его словесной оболочке? а) да; б) да, если в слове есть отрицающие частицы ("не", "без", "а" и т.д.); в) да, если словесной оболочкой понятия является дескрипция (словосочетание); г) нет. 3.2.34. Теоретические понятия - это: а) то же самое, что и абстрактные понятия; б) понятия, используемые в науке; в) понятия, в содержании которых фиксируются чувственно не воспринимаемые признаки предметов. 3.2.35. Понятие "лето" является эмпирическим или теоретическим понятием? а) эмпирическим; б) теоретическим; в) не раскрыв содержания этого понятия, ответить на данный вопрос невозможно. 3.2.36. Понятия считаются сравнимыми: а) если они фиксируются одними и теми же словами; б) если в их содержании есть одни и те же признаки помимо признака быть существующим; в) если они относятся к похожим классам предметов. 3.2.37. Какие понятия являются несравнимыми? а) "экономика" и "политика"; б) "экономическая политика" и "гусиная лапка"; в) "экономическое благоденствие" и "экономическое неблагополучие"; г) "экономическая реформа" и "человек преклонного возраста". 3.2.38. При определении типа отношения между сравнимыми понятиями необходимо анализировать: а) объемы этих понятий; б) содержание этих понятий; в) и объемы, и содержание этих понятий. 3.2.39. Совместимыми понятиями считаются: а) понятия, имеющие общие элементы в своих объемах; б) понятия, имеющие общие признаки в содержании; в) взаимозаменяемые понятия. 3.2.40. Какие отношения между понятиями являются разновидностями отношения совместимости? а) пересечение; б) соподчинение; в) равнообъемность; г) противоречие; д) родовидовое отношение. 3.2.41. Могут ли общее и единичное понятия находиться в отношении пересечения? а) да; б) нет; в) да, но только в редких случаях. 3.2.42. Какие из приведенных понятий являются пересекающимися? а) "техника" и "компьютер"; б) "бизнесмен" и "пенсионер"; в) "друг" и "враг"; г) "город" и "улица". 3.2.43. Какие понятия могут находится в отношении подчинения? а) общие понятия; б) единичные понятия; в) общее и единичное понятия. 3.2.44. Родовидовое отношение между понятиями - это: а) то же самое, что и отношение подчинения; б) одна из разновидностей отношения подчинения; в) особый вид отношения между понятиями, отличный от всех других видов совместимости. 3.2.45. Какие понятия находятся в родовидовом отношении? а) "молодой человек" и "студент"; б) "планета" и "Марс"; в) "велосипед" и "колесо"; г) "колесо" и "круглый предмет". 3.2.46. Равнообъемными считаются понятия, если: а) они имеют одинаковое содержание; б) если в них выделяются одни и те же классы, предметы; в) если они имеют одинаковые объемы и одно и тоже содержание. 3.2.47. Какие понятия являются равнообъемными? а) "молодой" и "нестарый"; б) "сын" и "внук"; в) "успевающий студент" и "студент-отличник"; г) "вода" и "среда обитания рыб". 3.2.48. Понятия несовместимы, если: а) они фиксируют противоположные признаки предметов; б) если в их объемах нет общих элементов; в) если они взаимоотрицают друг друга. 3.2.49. Какие отношения между понятиями являются разновидностями отношения несовместимости? а) противоречие; б) подчинение; в) соподчинение; г) пересечение. 3.2.50. Соподчиненными понятиями являются понятия, если: а) они своими объемами исчерпывают объем третьего родового по отношению к ним понятия; б) они несовместимы и исчерпывают своими объемами объем третьего родового по отношению к ним понятия; в) они несовместимы и не исчерпывают объем третьего родового по отношению к ним понятия. 3.2.51. Какие понятия являются соподчиненными? а) "белое" и "черное"; б) "молодой" и "старый"; в) "друг" и "враг"; г) "счастливый" и "несчастливый"; д) "планета" и "звезда"; г) "специалист" и "юрист". 3.2.52. Если понятия несовместимы и своими объемами исчерпывают объем третьего родового по отношению к ним понятия, то они являются: а) пересекающимися; б) противоречивыми; в) противоположными; г) соподчиненными. 3.2.53. Отношение противоположности между понятиями является разновидностью отношения: а) противоречия; б) соподчинения; в) подчинения. 3.2.54. Какие понятия находятся в отношении противоречия? а) "внучка" и "бабушка"; б) "мужчина" и "женщина"; в) "солнечный" и "дождливый"; г) "большой" и "небольшой"; д) "маленький" и "крошечный". 3.2.55. Логическая операция, посредством которой раскрывается содержание понятия, называется: а) переименование; б) определение; в) остенсия; г) классификация. 3.2.56. Какое из утверждений правильное: а) любое определение имеет реальный аспект, но не любое имеет номинальный аспект; б) любое определение имеет номинальный аспект, но не любое имеет реальный аспект; в) любое определение имеет и реальный, и номинальный аспект. 3.2.57. Является ли определением логическая конструкция "Менеджер - это руководитель"? а) да; б) нет; в) да, но лишь частично. 3.2.58.Если в определении определяющее понятие выражено не словами, а указанием пальцем на предмет, то такое определение называется: а) контекстуальное определение; б) дескриптивное определение; в) остенсивное определение. 3.2.59. Различие между явными и неявными определениями состоит в том, что: а) явное определение является точным, а неявное - неточным; б) в явном определении четко разграничены определяемое и определяющее понятия, а в неявном такого разграничения нет; в) явное определение выражено в словах, а неявное в несловесной форме. 3.2.60. Какие виды определения относятся к неявным определениям: а) остенсивное определение; б) аксиоматическое определение; в) родовидовое определение; г) дескриптивное определение; д) контекстуальное определение. 3.2.61. Если в определении есть четкое разграничение между определяемыми определяющим понятием, то такое определение считается: а) вербальным определением; б) явным определением; в) родовидовым определением; г) дескриптивным определением. 3.2.62. Какой вид определения наиболее четко раскрывает необходимые и достаточные признаки предметов, входящих в объем определяемого понятия? а) явное определение; б) родовидовое определение; в) остенсивное определение; г) определение через противоположность. 3.2.63. К какому виду родовидового определения относится определение "Человек - это существо, рожденное женщиной"? а) функциональное определение; б) атрибутивное определение; в) генетическое определение; г) операциональное определение. 3.2.64. К какому виду родовидового определения относится определение "Менеджер - человек, организующий процесс работы группы людей": а) атрибутивное определение; б) функциональное определение; в) генетическое определение; г) операциональное определение. 3.2.65. К какому виду родовидового определения относится определение "Студент, заслуживающий положительной оценки по логике, - это студент, умеющий решать логические задачи"? а) функциональное определение; б) атрибутивное определение; в) генетическое определение; г) индикативное определение; д) дескриптивное определение. 3.2.66. Четко фиксируемые правила определения в логике устанавливаются: а) для всех видов определения; б) для явных определений; в) для родовидовых определений; г) для атрибутивных родовидовых определений. 3.2.67. Несоразмерность определения может проявляться в том, что: а) объем определяемого понятия больше объема определяющего понятия; б) объем определяемого понятия меньше объема определяющего понятия; в) признаки предмета, указанные в определении, недостаточно ясны для тех, на кого определение рассчитано. 3.2.68. Если объем определяемого понятия в определении оказывается больше объема определяющего понятия, то совершена ошибка: а) слишком широкое определение; б) слишком узкое определение. 3.2.69. Ошибка слишком широкого определения обычно связана с тем, что: а) в определение введен признак, не являющийся необходимым для характеризуемого класса предметов; б) в определение введен признак, не являющийся достаточным для характеризуемого класса предметов. 3.2.70. Какая ошибка имеет место в определении "Студент - человек, обучающийся в университете"? а) слишком широкое определение; б) слишком узкое определение; в) круг в определении. 3.2.71. Какая ошибка имеет место в определении "Лошадь - это млекопитающее, имеющее хвост и копыта"? а) слишком широкое определение; б) слишком узкое определение; в) метафора в определении. 3.2.72. Какая ошибка имеет место в определении: "Утка - это домашняя птица, имеющая разноцветное оперение"? а) слишком широкое определение; б) слишком узкое определение; в) круг в определении. 3.2.73. Как называется ошибка, когда в определяющем понятии явно или неявно используется определяемое понятие? а) метафора в определении; б) круг в определении; в) определение неясного через неясное. 3.2.74. Содержится ли ошибка "круг в определении" в определении "Гражданин России - это человек, имеющий российский паспорт"? а) нет; б) да; в) нет, если определить понятие "российский паспорт" можно без использования понятия "гражданин России". 3.2.75. Какая ошибка имеет место в определении "Архитектура - это застывшая музыка"? а) круг в определении; б) метафора в определении; в) определение неясного через неясное. 3.2.76. Нарушено ли правило ясности в определении "Конъюнктивная нормальная форма - это любая "конъюнкция элементарных дизъюнкций"? а) да; б) нет; в) нет, если тот, на кого рассчитано определение, знаком с понятиями "конъюнкция" и "элементарная дизъюнкция". 3.2.77. Какие из правил определения относятся к разряду рекомендательных? а) правило соразмерности; б) правило ближайшего рода; в) правило ясности; г) правило преимущества положительного определения. 3.2.78. Какое из утверждений правильное? а) в каждой науке используется только один данной науке присущий вид определений; б) каждая наука использует в равной степени часто все виды определения; в) каждая наука отдает предпочтение какому-то одному виду определения, но ни одна наука не может обойтись только одним видом определения. 3.2.79. Какое из утверждений правильное? а) в определении нуждаются все понятия без исключения; б) в определении нуждаются все научные понятия, но нет необходимости определять "обыденные понятия", например, "стол", "окно" и т.д.; в) невозможно установить, какие понятия следует определять, а какие нет, без учета конкретной ситуации, в которой используется то или иное понятие. 3.2.80. Логическая операция, в результате которой находится видовое понятие по отношению к исходному, называется: а) обобщение; б) ограничение; в) определение. 3.2.81. Логическая операция, в результате которой находится родовое понятие по отношению к исходному, называется: а) обобщение; б) ограничение; в) деление. 3.2.82. Какие понятия невозможно обобщить? а) единичные понятия; б) абстрактные понятия; в) философские понятия типа "предмет", "явление" и т.д.; г) понятия о бесконечных классах. 3.2.83. Какие понятия невозможно ограничить? а) конкретные понятия; б) единичные понятия; в) отрицательные понятия; г) эмпирические понятия. 3.2.84. При обобщении понятия: а) уменьшается объем понятия и обедняется его содержание; б) увеличивается объем понятия и обогащается его содержание; в) уменьшается объем понятия и обогащается его содержание; г) увеличивается объем понятия и обедняется его содержание. 3.2.85. При ограничении понятия: а) уменьшается объем понятия, а содержание остается неизменным; б) уменьшается объем понятия и обогащается его содержание; в) уменьшается объем понятия и обедняется его содержание. 3.2.86. Если при обобщении понятия "учащийся" получено понятие "молодой человек", то: а) обобщение сделано правильно; б) совершена ошибка "равнообъемность при обобщении"; в) совершена ошибка " пересечения при обобщении"; г) совершена ошибка "несовместимость при обобщении". 3.2.87. Если при ограничении понятия "велосипед" мы получили понятие "велосипедное колесо", то: а) ограничение произведено правильно; б) совершена ошибка "пересечение при ограничении"; в) совершена ошибка "несовместимость при ограничении". 3.2.88. Если при обобщении понятия "правнучка" получено понятие "женщина", то: а) обобщение произведено правильно; б) совершена ошибка "пересечение при обобщении"; в) совершена ошибка "равнообъемность при обобщении"; г) совершена ошибка "несовместимость при обобщении". 3.2.89. Если при обобщении понятия "дедушка" получено понятие "внук", то: а) обобщение произведено правильно; б) совершена ошибка "равнообъемность при обобщении"; в) совершена ошибка "несовместимость при обобщении". 3.2.90. Деление понятия - это: а) получение понятий, обозначающих части предмета; б) преобразование конкретного понятия в абстрактное; в) получение понятий о подклассах предметов, входящих в объем исходного понятия. 3.2.91. Понятие, которое при делении является исходным, называется: а) основание деления; б) делимое понятие; в) делитель. 3.2.92. Делитель - это: а) то понятие, которое делится; б) одно из понятий, которые получены в результате деления; в) тот признак, который учитывается при делении понятия. 3.2.93. Основание деления - это: а) то понятие, которое делится; б) тот признак, который учитывается при делении; в) то понятие, которое получено в результате деления. 3.2.94. Если в результате деления получено два делителя, то это деление: а) является делением по видоизменению признака; б) является дихотомическим; в) может быть дихотомическим, а может быть и делением по видоизменению признака. 3.2.95. Понятия, полученные в результате дихотомического деления, находятся в отношении: а) равнообъемности; б) противоречия; в) соподчинения. 3.2.96. В результате деления по видоизменению признака может быть получено: а) не менее двух делителей; б) не менее трех делителей. 3.2.97. Какие деления являются дихотомическими: а) "люди делятся на мужчин и женщин"; б) "люди делятся на старых и молодых"; в) "люди бывают бородатыми и безбородыми". 3.2.98. Какое из утверждений правильное: а) любое понятие можно делить по разным основаниям; б) любое понятие можно делить по разным основаниям, но в конкретном делении основание должно быть одним; в) любое понятие можно делить только по одному основанию. 3.2.99. Сумма объемов, полученных при делении понятия делителей: а) должна быть больше объема делимого понятия; б) должна быть меньше объема делимого понятия; в) должна быть равна объему делимого понятия. 3.2.100.Какие логические ошибки связаны с нарушением правила соразмерности при делении понятий? а) подмена основания; б) деление с лишним членом; в) скачок в делении; г) пропуск делителя. 3.2.101.Если полученные в результате деления делители являются совместимыми понятиями, то: а) это не нарушает правил деления; б) это нарушает правила деления. 3.2.102. Если делители, полученные в результате деления, являются противоречивыми понятиями, то: а) это нарушает правила деления; б) это не нарушает правил деления. 3.2.103. Скачок в делении имеет место, когда: а) делители оказываются совместимыми понятиями; б) в делении выделяются одновременно виды и подвиды делимого понятия; в) в делении учитываются разные признаки. 3.2.104. Деление "столы бывают круглыми и прямоугольными": а) является правильным; б) содержит ошибку "подмена основания"; в) содержит ошибку "пропуск делителя"; г) содержит ошибку "скачок в делении". 3.2.105. Деление "Продукты бывают качественными, съедобными и некачественными": а) является правильным; б) содержит ошибку "подмена основания"; в) содержит ошибку "деление с лишним членом". 3.2.106. Деление " по породе слоны делятся на африканских, индийских и американских": а) является правильным; б) содержит ошибку "подмена основания"; в) содержит ошибку "деление с лишним членом"; г) содержит ошибку "пропуск делителя". 3.2.107. Деление людей на обедающих дома, в столовой, в кафе и в ресторане: а) является правильным; б) содержит ошибку "подмена основания"; в) содержит ошибку "деление с лишним членом"; г) содержит ошибку "совместимость делителей". 3.2.108. Деление суждений на атрибутивные, релятивные и сложные: а) является правильным; б) содержит ошибку "пропуск делителя"; в) содержит ошибку "скачок в делении"; г) содержит ошибку "совместимость делителей". 3.2.109.Деление "Человек имеет голову, туловище и конечности": а) является правильным; б) содержит ошибку "подмена основания"; в) содержит ошибку "скачок в делении"; г) не является логическим делением. 3.2.110.Классификация - это: а) особая логическая операция, имеющая свои собственные правила; б) разновидность деления понятия; в) многоразовое деление какого-либо понятия; г) разновидность ограничения понятия. 3.2.111. Если все полученные на предыдущем шаге классификации делители на следующем шаге делятся по одному и тому же основанию, то классификация считается: а) естественной; б) сквозной; в) искусственной. 3.2.112. В большинстве наук преобладают: а) сквозные классификации; б) несквозные классификации. 3.2.113. Искусственная классификация - это: а) классификация произведений искусства; б) классификация, учитывающая признаки, несущественные для классифицируемых предметов; в) классификация, нарушающая логические правила. 3.2.114. Искусственные классификации создаются: а) когда нет возможности произвести естественную классификацию; б) для облегчения обнаружения классифицируемых предметов; в) в результате логических ошибок. 3.2.115. Научные классификации - это: а) искусственные классификации; б) естественные классификации; в) некоторые – естественные, некоторые – искусственные.
Читайте также: Вопрос 11. Естественный способ задания движения точки. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|