Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тестовые задания по теме «Понятие»




Раздел 3. Тестовые задания по курсу «Логика»

Тестовые задания по теме «Общая характеристика логики

Как науки»

 

3.1.1. Наши мысли и рассуждения считаются логически правильными:

а) если их содержание соответствует тому, что есть в действительности;

б) если они правильно построены;

в) если они правильно построены и их содержание соответствует тому, что есть в действительности.

3.1.2. Если мысль является логически правильной, то:

а) она будет и содержательно правильной;

б) она может оказаться с содержательной точки зрения как правильной, так и неправильной.

3.1.3. Если мысль является логически неправильной, то:

а) она может оказаться правильной в содержательном аспекте;

б) она будет и содержательно неправильной.

3.1.4. Какие утверждения из приведенных являются логически неправильными?

а) "Люди не являются млекопитающими";

б) "Волга впадает в Черное море";

в) "Волга впадает";

г) "Иванов выше Петрова, а Перов выше Иванова";

д) "Речка движется и не движется".

3.1.5. Логика - это:

а) наука о законах мышления;

б) наука о законах правильного мышления;

в) наука о законах правильного построения мыслей и рассуждений, независимо от их содержания.

3.1.6. С какими утверждениями следует согласиться?

а) логику в равной степени интересуют и содержание, и строение мыслей;

б) логика интересуется только строением мыслей;

в) логику в большей степени интересует строение мыслей и в меньшей - их содержание.

3.1.7. Логическая форма - это:

а) словесная оболочка мыслей;

б) способ связи между содержательными компонентам мысли;

в) способ связи между словами в рассуждении.

3.1.8. Какое из утверждений правильное?

а) логических форм меньше, чем содержательно различных мыслей;

б) логических форм больше, чем содержательно различных мыслей;

в) логических форм по количеству столько же, сколько содержательно различных мыслей.

3.1.9. Какое из утверждений правильное?

а) люди, говорящие на различных языках, мыслят в разных логических формах;

б) люди, говорящие на разных языках, мыслят в одинаковых логических формах;

в) в одних случаях различие языков порождает различие логических форм, в других не порождает.

3.1.10. Какое из утверждений правильное?

а) обыденные и научные рассуждения различаются и содержательно, и с точки зрения используемых логических форм;

б) рассуждения в науке и в обычной жизни различны по содержанию, но протекают в одних и тех же логических формах;

в) различия между рассуждениями в науке и в обычной жизни не существенны ни с содержательной, ни с формальной точек зрения.

3.1.11. Какие из приведенных логических терминов являются обозначениями логических форм?

а) понятие;

б) вывод;

в) модальность;

г) умозаключение;

д) предикат.

3.1.12. Кто из перечисленных мыслителей считается "отцом логики"?

а) Платон;

б) Демокрит;

в) Аристотель;

г) Фома Аквинский.

3.1.13. Кто из перечисленных мыслителей внес заметный вклад в разработку проблем индуктивной логики?

а) Теофраст;

б) Оккам;

в) Бэкон;

г) Лейбниц;

д) Милль.

3.1.14. Чьи исследования заложили основы символической логики?

а) Лейбниц;

б) Кант;

в) Милль;

г) Буль;

д) Фреге.

3.1.15. Кто из перечисленных мыслителей и ученых плодотворно занимался проблемами модальной логики?

а) Бэкон;

б) Кант;

в) Милль;

г) Пост;

д) Лукасевич.

3.1.16. Могут ли люди логично мыслить и рассуждать без изучения логики как науки?

а) да;

б) нет;

в) некоторые люди - да, некоторые - нет.

3.1.17. "Стихийная логика" - это:

а) внезапная догадка о том, как решается та или иная проблема;

б) способность к логически правильному мышлению, формируемая у всех людей с детства без изучения логической теории;

в) мышление и рассуждения, не регулируемые никаким логическими законами и правилами.

3.1.18. С точки зрения владения "стихийной логикой", люди:

а) не отличаются друг от друга;

б) отличаются, но несущественно;

в) отличаются, и существенно.

3.1.19. Какие факторы оказывают влияние на степень владения человеком "стихийной логикой"?

а) врожденные мыслительные способности;

б) особенности социальной среды, в которой живет человек;

в) род деятельности, которой занят человек;

г) особенности языка, на котором говорит человек.

3.1.20. Какие из приведенных утверждений о значении логического знания следует считать верными?

а) логика может научить человека мыслить и рассуждать логично;

б) изучение логики может научить безошибочно выбирать из нескольких конкурирующих гипотез наиболее предпочтительную;

в) изучение логики может помочь человеку сделать свое мышление более точным, последовательным и доказательным;

г) изучение логики позволяет человеку легче обнаруживать изъяны в своих и чужих рассуждениях;

д) изучение логики способствует развитию интуиции.

3.1.21. Логичность необходима:

а) во всех ситуациях, когда мы думаем или говорим о чем-либо;

б) во многих ситуациях, когда мы думаем или говорим о чем-либо, но далеко не во всех;

в) только в научных рассуждениях;

г) только в решении сложных вопросов.

3.1.22. В каких ситуациях специалисту в области управления людьми может пригодиться знание логической теории?

а) когда он работает над научной диссертацией;

б) когда он объясняется в любви;

в) когда он убеждает своих подчиненных и начальников в своей правоте;

г) когда он принимает управленческое решение;

д) когда он делает нравственный выбор в отношениях со своими близкими.

3.1.23. Крупные научные открытия в науке совершаются:

а) благодаря интуиции вопреки логике;

б) благодаря интуиции, но не вопреки логике;

в) в равной степени благодаря интуиции и логике;

г) в большей степени благодаря логике, а не интуиции.

3.1.24. Логические законы - это:

а) законы действительности, открытые путем логического анализа;

б) любые законы человеческого мышления;

в) законы строения человеческих мыслей и рассуждений.

3.1.25. Нарушение логических законов ведет к тому, что:

а) результаты нашего мышления будут не соответствующими действительности;

б) результаты нашего мышления могут оказаться не соответствующими действительности.

3.1.26. Если мы не знаем логических законов, то:

а) наше мышление и рассуждение не будут логически правильными;

б) мы не сможем определить, насколько правильны с логической точки зрения наши мысли и рассуждения.

3.1.27. Какие логические законы из перечисленных традиционно относятся к разряду основных логических законов?

а) законы логического квадрата;

б) закон тождества;

в) закон "из лжи все, что угодно";

г) закон исключенного третьего;

д) закон контрапозиции;

е) закон противоречия.

3.1.28. Закон тождества касается отношения:

а) между мыслью и тем, что мыслится в ней;

б) мысли к самой себе;

в) между несколькими содержательно различными мыслями.

3.1.29. В соответствии с законом тождества наши мысли:

а) должны правильно отражать реальность;

б) должны быть строго определенными по своему содержанию;

в) должны быть тождественны нашим прошлым мыслям.

3.1.30.Если содержание научного понятия изменяется в результате развития научного знания, то это:

а) нарушает закон тождества;

б) не нарушает закон тождества;

в) иногда нарушает, а иногда не нарушает закон тождества.

1.31 Закон тождества относится:

а) к любым нашим мыслям, независимо от того, какую логическую форму они имеют;

б) только к понятиям;

в) только в понятиям и суждениям;

г) только к суждениям.

3.1.32. Если мы утверждаем, что Иванов умен, а он на самом деле глуп, то:

а) мы нарушаем закон тождества, поскольку наше утверждение не тождественно реальности;

б) мы не нарушаем закон тождества, поскольку мы высказываем только одну мысль;

в) мы не нарушаем закон тождества, поскольку различие между умом и глупостью весьма относительно.

3.1.33. Какие логические ошибки непосредственно связаны с нарушением закона тождества?

а) определение неясного через неясное;

б) подмена основания в делении;

в) учетверение терминов в силлогизме;

г) предвосхищение основания;

д) подмена тезиса;

е) круг в доказательстве.

3.1.34. Противоположные мысли - это:

а) мысли о предметах, различия между которыми весьма существенны;

б) мысли, в которых предмет наделяется несовместимыми признаками;

в) мысли, одна из которых отрицает другую;

г) мысли, одна из которых правильная, а другая неправильная.

3.1.35. Какие мысли могут считаться противоположными?

а) "зимой холодно" - "летом жарко";

б) "сегодня идет дождь" - "сегодня идет снег";

в) "Иванов - преуспевающий бизнесмен" - "Иванов - не преуспевающий бизнесмен";

г) "эта стена высокая" - "эта стена очень низкая";

д) "этот студент выше всяких похвал" - "этот студент не достоин похвалы".

3.1.36. Противоречивые мысли - это:

а) мысли о предметах, абсолютно непохожих друг на друга;

б) мысли, в которых предмет наделяется несовместимыми признаками;

в) мысли, одна из которых отрицает другую;

г) мысли, одна из которых истинная, а другая ложная.

3.1.37. Какие мысли могут считаться противоречивыми?

а) "зимой холодно" - "зимой жарко";

б) "все экономисты умеют считать" - "ни один экономист считать толком не умеет";

в) "некоторые телевизоры взрываются" - "нет ни одного телевизора, который мог бы взорваться";

г) "солнце светит всем" - "солнце светит многим";

д) "что ж ты, милая, смотришь искоса, низко голову наклоня".

3.1.38. В отношении противоположности могут находиться:

а) две мысли;

б) три мысли;

в) какое угодно количество мыслей;

г) не более двух мыслей.

3.1.39. В отношении противоречия могут находиться:

а) две мысли;

б) две и более мыслей.

3.1.40. Противоречивыми могут быть:

а) понятия;

б) суждения;

в) доказательство;

г) любая мысль.

3.1.41. Если мысли противоположны, то:

а) они могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными;

б) они не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными;

в) они не могут быть ни одновременно истинными, ни одновременно ложными.

3.1.42. Если мысли противоречивы то:

а) они не могут быть ни одновременно ложными, ни одновременно истинными;

б) они могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными;

в) они могут быть одновременно ложными, но не могут быть одновременно истинными.

3.1.43. Закон противоречия касается:

а) только противоположных мыслей;

б) и противоположных, и противоречивых мыслей;

в) только противоречивых мыслей.

3.1.44. Человек, который утверждает: "Я лгу и не лгу";

а) лжет;

б) не лжет;

в) частично не лжет, частично лжет;

г) без уточнения смысла этого высказывания определить возможность его истинности трудно.

3.1.45. Если мы имеем два противоречивых утверждения с неопределенной истинностью, можно ли чисто логическим путем определить, какое из них является истинным, а какое ложным?

а) да;

б) нет;

в) иногда нет, иногда да.

3.1.46. Что из ниже перечисленного необходимо учесть при анализе внешне противоречивой мысли о каком-либо предмете?

а) мыслится ли один и тот же предмет;

б) рассматривается ли предмет в одном и том же времени;

в) является ли предмет чувственно воспринимаемой вещью;

г) касается ли мысль прошлого состояния предмета, или его современного состояния.

3.1.47. Утверждение: "Четное число делится и не делится на два без остатка" в целом является:

а) ложным;

б) не истинным и не ложным;

в) частично истинным, частично ложным.

3.1.48. Нарушает ли закон противоречия утверждение: "Все студенты - отличники"?

а) да, поскольку это утверждение противоречит действительности;

б) нет, поскольку здесь имеется только одно утверждение и оно не содержит внутреннего противоречия;

в) нет, поскольку все студенты в каком-то смысле действительно отличники.

3.1.49. Какой логический закон постулирует невозможность одновременной ложности противоречивых мыслей?

а) закон тождества;

б) закон противоречия;

в) закон исключенного третьего.

3.1.50. Закон исключенного третьего касается:

а) противоположных мыслей;

б) противоречивых мыслей.

3.1.51. В отношении каких мыслей можно сказать: "Если одна из них истинна, то другая ложна и, если одна из них ложна, то другая истинна"?

а) только в отношении противоположных мыслей;

б) только в отношении противоречивых мыслей;

в) в отношении противоположных и противоречивых мыслей.

3.1.52. Закон исключенного третьего ("третьего не дано") называется так потому, что:

а) о предмете можно высказать только две мысли;

б) если есть две противоречивые мысли, то истина будет в первой мысли или во второй, но не в какой-либо третьей мысли;

в) после двух попыток сформулировать какую-либо мысль третья попытка ни к чему не приведет.

3.1.53. Какие утверждения по закону исключенного третьего не могут быть одновременно ложными?

а) "этот человек - мужчина" - "этот человек - женщина";

б) "сегодня будет дождь" - "завтра дождя не будет";

в) "лгать имеет смысл" - "лгать бессмысленно";

г) "указы президента конституционны" - "указы президента противоречат Конституции;

д) "эти часы идут медленно" и "эти часы идут быстро".

3.1.54. Можно ли сказать, что одно из утверждений будет по закону исключенного третьего истинным, если первое утверждение "Ротмики являются туганфурами", а второе - "Некоторые ротмики не являются туганфурами":

а) да, можно;

б) нет, так как закон исключенного третьего распространяется на противоречивые мысли, а в данном случае мысли не противоречивы;

в) нет, поскольку закон исключенного третьего не относится к бессмысленным суждениям.

3.1.55. Можно ли сказать, что одно из утверждений по закону исключенного третьего будет истинным, если первое утверждение "Этот Новый год мы встретим дома", а второе - "Этот Новый год мы встретим не дома"?

а) да, можно;

б) можно, если мы доживем до Нового года;

в) нет, поскольку закон исключенного третьего не распространяется на мысли о будущем.

3.1.56. Будет ли истинным, согласно закону исключенного третьего, утверждение "Иванов или прекратил воровать, или не прекратил воровать"?

а) да;

б) да, но только при условии, если Иванов когда-либо воровал;

в) нет.

3.1.57. Является ли истинным, согласно закону исключенного третьего, утверждение "Голосуй или проиграешь"?

а) да;

б) нет, поскольку понятия "голосовать" и "проиграть" не являются противоречивыми;

в) частично - да, частично - нет.

3.1.58. Какие поговорки своим смыслом связаны с законом исключенного третьего?

а) "Поспешишь - людей насмешишь";

б) "Сытый голодному не товарищ";

в) "Или пан, или пропал";

г) "Нельзя быть немножко беременной".

3.1.59. Какой вид доказательства опирается на закон исключенного третьего?

а) разделительное доказательство;

б) доказательство "от противного";

в) прямое доказательство.

3.1.60. В какой науке существует направление, представители которого отрицают правомерность использования закона исключенного третьего при доказательствах?

а) философия;

б) физика;

в) логика;

г) математика.

3.1.61. Кто из великих философов неоднократно пытался опровергнуть все основные логические законы?

а) Платон;

б) Декарт;

в) Кант;

г) Гегель;

д) Шопенгауэр.

 

Тестовые задания по теме «Понятие»

3.2.1. Термином "предмет" в философии и логике обозначается:

а) вещь, существующая в единственном числе;

б) любое вещественное образование, имеющее массу;

в) любой фрагмент реальности, о котором мы рассуждаем.

3.2.2. Что из перечисленного ниже может являться признаком предмета?

а) отношение предмета с другими предметами;

б) отсутствие у предмета какого-либо свойства;

в) отсутствие у предмета какого-либо отношения с другими предметами;

г) отношение между свойствами, присущими предмету.

3.2.3. Класс предметов - это?

а) любая совокупность предметов количеством более двух;

б) любая совокупность предметов количеством более одного;

в) любая совокупность предметов, имеющих общие признаки;

г) совокупность предметов, функционально связанных друг с другом.

3.2.4. Какое из утверждений правильное?

а) понятие - это любая человеческая мысль;

б) понятие - это слово, обозначающее класс предметов;

в) понятие - это мысль, выделяющая класс предметов;

г) понятие - это представление о том, как выглядит предмет определенного класса.

3.2.5. Какие части речи могут использоваться для фиксации понятий?

а) имя существительное;

б) имя прилагательное;

в) глагол;

г) причастие;

д) деепричастие;

е) наречие;

ж) местоимение.

3.2.6. Какое из утверждений правильное?

а) количество имеющихся понятий больше, чем количество слов, которые могут использоваться для их фиксации;

б) количество имеющихся понятий меньше, чем количество слов, которые могут использоваться для их фиксации;

в) количество понятий и количество слов, используемых для их фиксации, примерно одинаковы.

3.2.7. Дескрипция - это:

а) любое словосочетание;

б) словосочетание, используемое для фиксации понятия;

в) одна из разновидностей понятий.

3.2.8. Какое из утверждений правильное?

а) любое понятие фиксируется словом, но не любое слово содержит в себе понятие;

б) всякое слово содержит в себе понятие, но не любое понятие можно выразить словами;

в) не существует понятий, не выразимых словами, и слов, не содержащих в себе понятий.

3.2.9. Связь между понятием и классом предметов, мыслимым в этом понятии, является:

а) закономерной;

б) случайной;

в) иногда закономерной, иногда случайной.

3.2.10. Связь между словом и классом предметов, который обозначается этим словом, является:

а) закономерной;

б) случайной;

в) иногда закономерной, иногда случайной.

3.2.11. Объем понятия - это:

а) предметы, признаки которых мыслятся в понятии;

б) признаки предметов, которые мыслятся в понятии;

в) та область реальности, к которой принадлежат предметы, мыслимые в понятии.

3.2.12. В логический объем понятия входят:

а) все предметы, которые выделяются данным понятием в класс;

б) признаки предметов, известные на момент времени использования понятия;

в) все предметы, мыслимые в данном понятии и существующие в момент времени использования понятия.

3.2.13. В содержание понятия входят:

а) все признаки предметов, к которым относится данное понятие;

б) все существенные признаки предметов, к которым относится данное понятие;

в) части предметов, к которым относится данное понятие;

г) существенные признаки, общие для всех предметов, мыслимых в данном понятии, и присущие только им.

3.2.14. Признак "умение говорить" является для класса людей:

а) необходимым и достаточным;

б) необходимым, но недостаточным;

в) достаточным, но не необходимым;

г) недостаточным и не необходимым.

3.2.15. Точность понятия - это:

а) характеристика объема понятия;

б) характеристика содержания понятия;

в) характеристика и объема, и содержания понятия;

г) характеристика, не имеющая отношения ни к объему, ни к содержанию понятия.

3.2.16. Обыденные понятия являются, как правило:

а) точными, но неясным;

б) ясными, но неточными;

в) ясными и точными;

г) неясными и неточными.

3.2.17. Научные понятия, как правило, являются:

а) точными, но неясными;

б) неточными, но ясными;

в) точными и ясными;

г) неточными и неясными.

3.2.18. Пустые понятия - это:

а) несуществующие понятия;

б) понятия, не имеющие в своих объемах реальных предметов;

в) бесполезные понятия;

г) понятия, не имеющие содержания.

3.2.19. Пустоту понятия невозможно устранить, если:

а) в момент использования понятия отсутствуют предметы, мыслимые в понятии;

б) не пустота понятия противоречит законам природы или логики;

в) понятие не используется в рассуждении.

3.2.20. Единичные понятия - это:

а) понятия, которые используются только в одном конкретном рассуждении;

б) понятия, в которых мыслятся признаки конкретных единичных предметов;

в) понятия, в объеме которых есть только один элемент.

3.2.21. Какие из приведенных понятий являются безусловно единичными?

а) "автомобиль "Мерседес 600";

б) "президент России";

в) "самый длинный день в году";

г) "первый искусственный спутник Земли".

3.2.22. Общие понятия - это:

а) понятия, которым не достает точности и ясности;

б) понятия, в объем которых входят все предметы реальности;

в) понятия, в объеме которых содержится более одного элемента.

3.2.23. Может ли объем общего понятия включать бесконечное количество предметов?

а) да;

б) нет;

в) и да, и нет;

3.2.24. Универсальные понятия - это:

а) наиболее часто используемые понятия;

б) понятия, в объеме которых содержатся все предметы, изучаемые каким-либо видом знания.

3.2.25. Универсальные понятия называются также:

а) абстрактными понятиями;

б) категориями;

в) теоретическими понятиями.

3.2.26. Деление понятий на разделительные и собирательные учитывает:

а) количество элементов в объеме понятия;

б) характер элементов в объеме понятия;

в) особенности содержания понятия.

3.2.27. Какие из приведенных понятий являются собирательными?

а) "экономист";

б) "экономика";

в) "горный массив";

г) "спектр";

д) "кризис".

3.2.28. Абстрактные понятия - это:

а) понятия, в которых мыслятся признаки предметов;

б) понятия, в которых мыслятся признаки признаков предметов.

3.2.29. Какие из приведенных понятий являются абстрактными?

а) "термометр";

б) "температура";

в) "клавиша";

г) "популярный артист";

д) "популярность";

е) "глубина".

3.2.30. Экономические понятия в своем большинстве являются:

а) абстрактными;

б) конкретными.

3.2.31. Можно ли преобразовать абстрактное понятие в конкретное, а конкретное - в абстрактное?

а) да;

б) нет;

в) иногда да, иногда нет.

3.2.32. Отрицательные понятия - это:

а) понятия, в которых выражено отрицательное отношение к предмету;

б) неточные или неясные понятия;

в) понятия, в содержании которых фиксируются признаки, отсутствующие у предметов.

3.2.33. Можно ли определить, является ли понятие положительным или отрицательным, по его словесной оболочке?

а) да;

б) да, если в слове есть отрицающие частицы ("не", "без", "а" и т.д.);

в) да, если словесной оболочкой понятия является дескрипция (словосочетание);

г) нет.

3.2.34. Теоретические понятия - это:

а) то же самое, что и абстрактные понятия;

б) понятия, используемые в науке;

в) понятия, в содержании которых фиксируются чувственно не воспринимаемые признаки предметов.

3.2.35. Понятие "лето" является эмпирическим или теоретическим понятием?

а) эмпирическим;

б) теоретическим;

в) не раскрыв содержания этого понятия, ответить на данный вопрос невозможно.

3.2.36. Понятия считаются сравнимыми:

а) если они фиксируются одними и теми же словами;

б) если в их содержании есть одни и те же признаки помимо признака быть существующим;

в) если они относятся к похожим классам предметов.

3.2.37. Какие понятия являются несравнимыми?

а) "экономика" и "политика";

б) "экономическая политика" и "гусиная лапка";

в) "экономическое благоденствие" и "экономическое неблагополучие";

г) "экономическая реформа" и "человек преклонного возраста".

3.2.38. При определении типа отношения между сравнимыми понятиями необходимо анализировать:

а) объемы этих понятий;

б) содержание этих понятий;

в) и объемы, и содержание этих понятий.

3.2.39. Совместимыми понятиями считаются:

а) понятия, имеющие общие элементы в своих объемах;

б) понятия, имеющие общие признаки в содержании;

в) взаимозаменяемые понятия.

3.2.40. Какие отношения между понятиями являются разновидностями отношения совместимости?

а) пересечение;

б) соподчинение;

в) равнообъемность;

г) противоречие;

д) родовидовое отношение.

3.2.41. Могут ли общее и единичное понятия находиться в отношении пересечения?

а) да;

б) нет;

в) да, но только в редких случаях.

3.2.42. Какие из приведенных понятий являются пересекающимися?

а) "техника" и "компьютер";

б) "бизнесмен" и "пенсионер";

в) "друг" и "враг";

г) "город" и "улица".

3.2.43. Какие понятия могут находится в отношении подчинения?

а) общие понятия;

б) единичные понятия;

в) общее и единичное понятия.

3.2.44. Родовидовое отношение между понятиями - это:

а) то же самое, что и отношение подчинения;

б) одна из разновидностей отношения подчинения;

в) особый вид отношения между понятиями, отличный от всех других видов совместимости.

3.2.45. Какие понятия находятся в родовидовом отношении?

а) "молодой человек" и "студент";

б) "планета" и "Марс";

в) "велосипед" и "колесо";

г) "колесо" и "круглый предмет".

3.2.46. Равнообъемными считаются понятия, если:

а) они имеют одинаковое содержание;

б) если в них выделяются одни и те же классы, предметы;

в) если они имеют одинаковые объемы и одно и тоже содержание.

3.2.47. Какие понятия являются равнообъемными?

а) "молодой" и "нестарый";

б) "сын" и "внук";

в) "успевающий студент" и "студент-отличник";

г) "вода" и "среда обитания рыб".

3.2.48. Понятия несовместимы, если:

а) они фиксируют противоположные признаки предметов;

б) если в их объемах нет общих элементов;

в) если они взаимоотрицают друг друга.

3.2.49. Какие отношения между понятиями являются разновидностями отношения несовместимости?

а) противоречие;

б) подчинение;

в) соподчинение;

г) пересечение.

3.2.50. Соподчиненными понятиями являются понятия, если:

а) они своими объемами исчерпывают объем третьего родового по отношению к ним понятия;

б) они несовместимы и исчерпывают своими объемами объем третьего родового по отношению к ним понятия;

в) они несовместимы и не исчерпывают объем третьего родового по отношению к ним понятия.

3.2.51. Какие понятия являются соподчиненными?

а) "белое" и "черное";

б) "молодой" и "старый";

в) "друг" и "враг";

г) "счастливый" и "несчастливый";

д) "планета" и "звезда";

г) "специалист" и "юрист".

3.2.52. Если понятия несовместимы и своими объемами исчерпывают объем третьего родового по отношению к ним понятия, то они являются:

а) пересекающимися;

б) противоречивыми;

в) противоположными;

г) соподчиненными.

3.2.53. Отношение противоположности между понятиями является разновидностью отношения:

а) противоречия;

б) соподчинения;

в) подчинения.

3.2.54. Какие понятия находятся в отношении противоречия?

а) "внучка" и "бабушка";

б) "мужчина" и "женщина";

в) "солнечный" и "дождливый";

г) "большой" и "небольшой";

д) "маленький" и "крошечный".

3.2.55. Логическая операция, посредством которой раскрывается содержание понятия, называется:

а) переименование;

б) определение;

в) остенсия;

г) классификация.

3.2.56. Какое из утверждений правильное:

а) любое определение имеет реальный аспект, но не любое имеет номинальный аспект;

б) любое определение имеет номинальный аспект, но не любое имеет реальный аспект;

в) любое определение имеет и реальный, и номинальный аспект.

3.2.57. Является ли определением логическая конструкция "Менеджер - это руководитель"?

а) да;

б) нет;

в) да, но лишь частично.

3.2.58.Если в определении определяющее понятие выражено не словами, а указанием пальцем на предмет, то такое определение называется:

а) контекстуальное определение;

б) дескриптивное определение;

в) остенсивное определение.

3.2.59. Различие между явными и неявными определениями состоит в том, что:

а) явное определение является точным, а неявное - неточным;

б) в явном определении четко разграничены определяемое и определяющее понятия, а в неявном такого разграничения нет;

в) явное определение выражено в словах, а неявное в несловесной форме.

3.2.60. Какие виды определения относятся к неявным определениям:

а) остенсивное определение;

б) аксиоматическое определение;

в) родовидовое определение;

г) дескриптивное определение;

д) контекстуальное определение.

3.2.61. Если в определении есть четкое разграничение между определяемыми определяющим понятием, то такое определение считается:

а) вербальным определением;

б) явным определением;

в) родовидовым определением;

г) дескриптивным определением.

3.2.62. Какой вид определения наиболее четко раскрывает необходимые и достаточные признаки предметов, входящих в объем определяемого понятия?

а) явное определение;

б) родовидовое определение;

в) остенсивное определение;

г) определение через противоположность.

3.2.63. К какому виду родовидового определения относится определение "Человек - это существо, рожденное женщиной"?

а) функциональное определение;

б) атрибутивное определение;

в) генетическое определение;

г) операциональное определение.

3.2.64. К какому виду родовидового определения относится определение "Менеджер - человек, организующий процесс работы группы людей":

а) атрибутивное определение;

б) функциональное определение;

в) генетическое определение;

г) операциональное определение.

3.2.65. К какому виду родовидового определения относится определение "Студент, заслуживающий положительной оценки по логике, - это студент, умеющий решать логические задачи"?

а) функциональное определение;

б) атрибутивное определение;

в) генетическое определение;

г) индикативное определение;

д) дескриптивное определение.

3.2.66. Четко фиксируемые правила определения в логике устанавливаются:

а) для всех видов определения;

б) для явных определений;

в) для родовидовых определений;

г) для атрибутивных родовидовых определений.

3.2.67. Несоразмерность определения может проявляться в том, что:

а) объем определяемого понятия больше объема определяющего понятия;

б) объем определяемого понятия меньше объема определяющего понятия;

в) признаки предмета, указанные в определении, недостаточно ясны для тех, на кого определение рассчитано.

3.2.68. Если объем определяемого понятия в определении оказывается больше объема определяющего понятия, то совершена ошибка:

а) слишком широкое определение;

б) слишком узкое определение.

3.2.69. Ошибка слишком широкого определения обычно связана с тем, что:

а) в определение введен признак, не являющийся необходимым для характеризуемого класса предметов;

б) в определение введен признак, не являющийся достаточным для характеризуемого класса предметов.

3.2.70. Какая ошибка имеет место в определении "Студент - человек, обучающийся в университете"?

а) слишком широкое определение;

б) слишком узкое определение;

в) круг в определении.

3.2.71. Какая ошибка имеет место в определении "Лошадь - это млекопитающее, имеющее хвост и копыта"?

а) слишком широкое определение;

б) слишком узкое определение;

в) метафора в определении.

3.2.72. Какая ошибка имеет место в определении: "Утка - это домашняя птица, имеющая разноцветное оперение"?

а) слишком широкое определение;

б) слишком узкое определение;

в) круг в определении.

3.2.73. Как называется ошибка, когда в определяющем понятии явно или неявно используется определяемое понятие?

а) метафора в определении;

б) круг в определении;

в) определение неясного через неясное.

3.2.74. Содержится ли ошибка "круг в определении" в определении "Гражданин России - это человек, имеющий российский паспорт"?

а) нет;

б) да;

в) нет, если определить понятие "российский паспорт" можно без использования понятия "гражданин России".

3.2.75. Какая ошибка имеет место в определении "Архитектура - это застывшая музыка"?

а) круг в определении;

б) метафора в определении;

в) определение неясного через неясное.

3.2.76. Нарушено ли правило ясности в определении "Конъюнктивная нормальная форма - это любая "конъюнкция элементарных дизъюнкций"?

а) да;

б) нет;

в) нет, если тот, на кого рассчитано определение, знаком с понятиями "конъюнкция" и "элементарная дизъюнкция".

3.2.77. Какие из правил определения относятся к разряду рекомендательных?

а) правило соразмерности;

б) правило ближайшего рода;

в) правило ясности;

г) правило преимущества положительного определения.

3.2.78. Какое из утверждений правильное?

а) в каждой науке используется только один данной науке присущий вид определений;

б) каждая наука использует в равной степени часто все виды определения;

в) каждая наука отдает предпочтение какому-то одному виду определения, но ни одна наука не может обойтись только одним видом определения.

3.2.79. Какое из утверждений правильное?

а) в определении нуждаются все понятия без исключения;

б) в определении нуждаются все научные понятия, но нет необходимости определять "обыденные понятия", например, "стол", "окно" и т.д.;

в) невозможно установить, какие понятия следует определять, а какие нет, без учета конкретной ситуации, в которой используется то или иное понятие.

3.2.80. Логическая операция, в результате которой находится видовое понятие по отношению к исходному, называется:

а) обобщение;

б) ограничение;

в) определение.

3.2.81. Логическая операция, в результате которой находится родовое понятие по отношению к исходному, называется:

а) обобщение;

б) ограничение;

в) деление.

3.2.82. Какие понятия невозможно обобщить?

а) единичные понятия;

б) абстрактные понятия;

в) философские понятия типа "предмет", "явление" и т.д.;

г) понятия о бесконечных классах.

3.2.83. Какие понятия невозможно ограничить?

а) конкретные понятия;

б) единичные понятия;

в) отрицательные понятия;

г) эмпирические понятия.

3.2.84. При обобщении понятия:

а) уменьшается объем понятия и обедняется его содержание;

б) увеличивается объем понятия и обогащается его содержание;

в) уменьшается объем понятия и обогащается его содержание;

г) увеличивается объем понятия и обедняется его содержание.

3.2.85. При ограничении понятия:

а) уменьшается объем понятия, а содержание остается неизменным;

б) уменьшается объем понятия и обогащается его содержание;

в) уменьшается объем понятия и обедняется его содержание.

3.2.86. Если при обобщении понятия "учащийся" получено понятие "молодой человек", то:

а) обобщение сделано правильно;

б) совершена ошибка "равнообъемность при обобщении";

в) совершена ошибка " пересечения при обобщении";

г) совершена ошибка "несовместимость при обобщении".

3.2.87. Если при ограничении понятия "велосипед" мы получили понятие "велосипедное колесо", то:

а) ограничение произведено правильно;

б) совершена ошибка "пересечение при ограничении";

в) совершена ошибка "несовместимость при ограничении".

3.2.88. Если при обобщении понятия "правнучка" получено понятие "женщина", то:

а) обобщение произведено правильно;

б) совершена ошибка "пересечение при обобщении";

в) совершена ошибка "равнообъемность при обобщении";

г) совершена ошибка "несовместимость при обобщении".

3.2.89. Если при обобщении понятия "дедушка" получено понятие "внук", то:

а) обобщение произведено правильно;

б) совершена ошибка "равнообъемность при обобщении";

в) совершена ошибка "несовместимость при обобщении".

3.2.90. Деление понятия - это:

а) получение понятий, обозначающих части предмета;

б) преобразование конкретного понятия в абстрактное;

в) получение понятий о подклассах предметов, входящих в объем исходного понятия.

3.2.91. Понятие, которое при делении является исходным, называется:

а) основание деления;

б) делимое понятие;

в) делитель.

3.2.92. Делитель - это:

а) то понятие, которое делится;

б) одно из понятий, которые получены в результате деления;

в) тот признак, который учитывается при делении понятия.

3.2.93. Основание деления - это:

а) то понятие, которое делится;

б) тот признак, который учитывается при делении;

в) то понятие, которое получено в результате деления.

3.2.94. Если в результате деления получено два делителя, то это деление:

а) является делением по видоизменению признака;

б) является дихотомическим;

в) может быть дихотомическим, а может быть и делением по видоизменению признака.

3.2.95. Понятия, полученные в результате дихотомического деления, находятся в отношении:

а) равнообъемности;

б) противоречия;

в) соподчинения.

3.2.96. В результате деления по видоизменению признака может быть получено:

а) не менее двух делителей;

б) не менее трех делителей.

3.2.97. Какие деления являются дихотомическими:

а) "люди делятся на мужчин и женщин";

б) "люди делятся на старых и молодых";

в) "люди бывают бородатыми и безбородыми".

3.2.98. Какое из утверждений правильное:

а) любое понятие можно делить по разным основаниям;

б) любое понятие можно делить по разным основаниям, но в конкретном делении основание должно быть одним;

в) любое понятие можно делить только по одному основанию.

3.2.99. Сумма объемов, полученных при делении понятия делителей:

а) должна быть больше объема делимого понятия;

б) должна быть меньше объема делимого понятия;

в) должна быть равна объему делимого понятия.

3.2.100.Какие логические ошибки связаны с нарушением правила соразмерности при делении понятий?

а) подмена основания;

б) деление с лишним членом;

в) скачок в делении;

г) пропуск делителя.

3.2.101.Если полученные в результате деления делители являются совместимыми понятиями, то:

а) это не нарушает правил деления;

б) это нарушает правила деления.

3.2.102. Если делители, полученные в результате деления, являются противоречивыми понятиями, то:

а) это нарушает правила деления;

б) это не нарушает правил деления.

3.2.103. Скачок в делении имеет место, когда:

а) делители оказываются совместимыми понятиями;

б) в делении выделяются одновременно виды и подвиды делимого понятия;

в) в делении учитываются разные признаки.

3.2.104. Деление "столы бывают круглыми и прямоугольными":

а) является правильным;

б) содержит ошибку "подмена основания";

в) содержит ошибку "пропуск делителя";

г) содержит ошибку "скачок в делении".

3.2.105. Деление "Продукты бывают качественными, съедобными и некачественными":

а) является правильным;

б) содержит ошибку "подмена основания";

в) содержит ошибку "деление с лишним членом".

3.2.106. Деление " по породе слоны делятся на африканских, индийских и американских":

а) является правильным;

б) содержит ошибку "подмена основания";

в) содержит ошибку "деление с лишним членом";

г) содержит ошибку "пропуск делителя".

3.2.107. Деление людей на обедающих дома, в столовой, в кафе и в ресторане:

а) является правильным;

б) содержит ошибку "подмена основания";

в) содержит ошибку "деление с лишним членом";

г) содержит ошибку "совместимость делителей".

3.2.108. Деление суждений на атрибутивные, релятивные и сложные:

а) является правильным;

б) содержит ошибку "пропуск делителя";

в) содержит ошибку "скачок в делении";

г) содержит ошибку "совместимость делителей".

3.2.109.Деление "Человек имеет голову, туловище и конечности":

а) является правильным;

б) содержит ошибку "подмена основания";

в) содержит ошибку "скачок в делении";

г) не является логическим делением.

3.2.110.Классификация - это:

а) особая логическая операция, имеющая свои собственные правила;

б) разновидность деления понятия;

в) многоразовое деление какого-либо понятия;

г) разновидность ограничения понятия.

3.2.111. Если все полученные на предыдущем шаге классификации делители на следующем шаге делятся по одному и тому же основанию, то классификация считается:

а) естественной;

б) сквозной;

в) искусственной.

3.2.112. В большинстве наук преобладают:

а) сквозные классификации;

б) несквозные классификации.

3.2.113. Искусственная классификация - это:

а) классификация произведений искусства;

б) классификация, учитывающая признаки, несущественные для классифицируемых предметов;

в) классификация, нарушающая логические правила.

3.2.114. Искусственные классификации создаются:

а) когда нет возможности произвести естественную классификацию;

б) для облегчения обнаружения классифицируемых предметов;

в) в результате логических ошибок.

3.2.115. Научные классификации - это:

а) искусственные классификации;

б) естественные классификации;

в) некоторые – естественные, некоторые – искусственные.


Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...