Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема «Общая характеристика логики как науки»




4.1.1. Правильный ответ - б. Логическая правильность мыслей и рассуждений - это правильность их построения.

4.1.2. Правильный ответ - б. Конечно, логически правильная мысль может оказаться истинной и в содержательном отношении, но далеко не всегда. Например, утверждение: "Луна сделана из зеленого сыра" является логически правильной мыслью, но едва ли кто-то согласиться считать это утверждение истинным с содержательной точки зрения.

4.1.3. Правильный ответ - б. Если мысль неправильно построена, она теряет содержательную определенность и, следовательно, не может оказаться истинной в содержательном отношении.

4.1.4. Правильные ответы - в, г, д. Утверждения а и б являются ложными с содержательной точки зрения, но построены они правильно.

4.1.5. Правильный ответ - в. Изучая мышление, логика абстрагируется от его содержания. Поэтому не всякие законы мышления и правильного мышления являются предметом логического знания, а лишь законы строения мыслей и рассуждений.

4.1.6 Правильный ответ - б. См. п.4.1.5.

4.1.7. Правильный ответ - б. Логическая форма - это связь мыслей, а не связь слов, выражающих мысли. Последняя связь является сферой интереса грамматики, а не логики.

4.1.8. Правильный ответ - а. Бесконечное разнообразие содержательно различных мыслей мы структурируем в одни и теже логические формы, количество основных из которых можно пересчитать по пальцам одной руки.

4.1.9.Правильный ответ - б. Логические формы - общечеловеческий инвариант мышления, позволяющий людям, говорящим на разных языках понимать друг друга. Особенности конкретных языков оказывают влияние на степень "логичности" национальных культур, но не затрагивают структурных основ мышления.

4.1.10. Правильный ответ - б. Содержание научных теорий и обыденных представлений о действительности, конечно же, различно; однако, каких-либо особых форм строения мыслей и рассуждений в науке нет.

4.1.11. Правильные ответы - а, г.

4.1.12. Правильный ответ - в. Хотя некоторые аспекты логической теории и разрабатывались еще в древнеиндийской и древнекитайской философии, а также древнегреческими софистами, именно в работах Аристотеля была впервые осуществлена систематизация логического знания и предложено решение многих фундаментальных логических проблем.

4.1.13. Правильные ответы - в,д. Заслуга английского философа Ф. Бэкона состояла в том, что он первым после многовекового господства дедуктивной логики заговорил о значение индуктивных методов исследования в науке. Д.С. Милль систематизировал основные виды индуктивных умозаключений, один из которых впоследствии был назван его именем.

4.1.14. Правильные ответы - а, г, д. Программа символизации логического знания была впервые предложена Г. Лейбницем. Д. Буль и Г. Фреге - создатели двух фундаментальных теорий символической логики - логики высказываний (алгебраический вариант) и логики предикатов.

4.1.15. Правильные ответы - б, г, д. Заслуга И. Канта - в описании трех видов алетической модальности. Э. Пост и Я. Лукасевич - создатели и разработчики ряда современных модальных логик.

4.1.16. Правильный ответ - а. Люди, не обладающие даже минимальными способностями мыслить и рассуждать логично, едва ли приобретут эти способности после изучения логики.

4.1.17. Правильный ответ - б. Внезапная догадка (а) относится к сфере действия интуиции и с логикой не связана. Мышления же, не регулируемого никакими логическими законами (в), не существует.

4.1.18. Правильный ответ - в. Достаточно послушать нескольких людей, не изучавших логику, чтобы убедиться в том, что логичность их рассуждений, построенных на основе "стихийной логики", существенно различна.

4.1.19. Правильные ответы – а, г. Влияние врожденных особенностей интеллекта на уровень логичности мышления человека – психологический факт. Влияние языка, особенностей его грамматики на "стихийную логику" людей, говорящих на этом языке, так же несомненно. Социальный статус и род деятельности человека существенно не сказываются на его логической культуре.

4.1.20. Правильные ответы - в, г. Все другие варианты связывают с изучением логики неоправданно большие надежды.

4.1.21. Правильный ответ - б. Варианты в и г неоправданно сужают значение принципов логичности нашего мышления. Предпочтение варианта а - симптом логического "занудства", мало плодотворного в решении многих жизненных вопросов.

4.1.22. Правильные ответы - а, в, г. При объяснении в любви требуется не логика, а умение полно выразить свои чувства и заразить ими того, к кому эти чувства испытываются. Нравственный выбор также зависит не от логики, а от совести.

4.1.23. Правильный ответ - б. Открытия в науке - это, как правило, продукт творческого мышления, в основе которого лежит интуитивный поиск, а не логический анализ. Однако результатом открытия не может стать нечто "вопреки логики", например, логически противоречивая гипотеза.

4.1.24. Правильный ответ - в. См. п.4.1.1 и п.4.1.5.

4.1.25. Правильный ответ - б. Вариант а - может считаться верным в отношении тех случаев, когда результат мышления сам по себе содержит нарушение логических законов, например, закона противоречия. Но нарушение логических законов может иметь место в процессе рассуждения, например, при умозаключениях или в доказательствах, а в этом случае конечный результат может оказаться как истинным, так и ложным.

4.1.26. Правильный ответ - б. Правильность наших мыслей и рассуждений может быть обеспечена нашей хорошей "стихийной логикой". Знание же логических законов - эффективный инструмент анализа наших и чужих мыслей.

4.1.27. Правильные ответы - б, г, е.

4.1.28. Правильный ответ - б. По определению закона тождества: всякая конкретная мысль в процесс конкретного рассуждения должна быть тождественной самой себе.

4.1.29. Правильный ответ - б. В своем мышлении мы конечно же стремимся правильно отразить реальность (а), но вопрос о тождестве мышления и реальности является философской, а не логической проблемой. Вариант в дает расширительную трактовку закона тождества и не учитывает, что данный закон касается только к о н к р е т н ы х мыслей, то есть высказанных в конкретный момент времени и в конкретном рассуждении (см.п.4.1.28).

4.1.30. Правильный ответ - б. См. п.4.1.29.

4.1.31. Правильный ответ - а. См. определение закона тождества в п.4.1.28.

4.1.32. Правильный ответ - б. Нетождественность мысли самой себе обнаруживается в том случае, когда она повторяется, по крайней мере, дважды.

4.1.33. Правильные ответы - в, д. В большинстве случаев эти ошибки непосредственно вытекают из сознательного или бессознательного игнорирования закона тождества.

4.1.34. Правильный ответ - б, согласно определению противоположных мыслей.

4.1.35. Правильные ответы - б, г, д. Утверждения варианта а не являются противоположными, поскольку касаются разных предметов. В варианте в сформулированы не противоположные, а противоречивые мысли.

4.1.36. Правильный ответ - в, согласно определению противоречивых мыслей.

4.1.37. Правильный ответ - в. Утверждения, приведенные в остальных вариантах, являются противоположными, но не противоречивыми. Поскольку в них нет прямого взаимоотрицания.

4.1.38. Правильный ответ - в. Поскольку в отношении многих предметов возможности наделять их несовместными признаками безграничны.

4.1.39. Правильный ответ - а, согласно определению противоречивых мыслей.

4.1.40. Правильный ответ - г.

4.1.41. Правильный ответ - б. Вариант а игнорирует закон противоречия. Вариант в неправомерно распространяет на противоположные мысли закон исключенного третьего.

4.1.42. Правильный ответ - а. Вариант б игнорирует закон противоречия, вариант в - закон исключенного третьего.

4.1.43. Правильный ответ - б, по определению закона противоречия.

4.1.44. Правильный ответ - г. Из высказывания неясно, имеет ли говорящий в виду момент времени, в который делается это высказывание, или разные временные периоды (например, летом он лжет, а зимой не лжет). Поэтому ответить на вопрос, подпадает ли данное утверждение под закон противоречия, трудно.

4.1.45. Правильный ответ - б. Конечно, если мы точно знаем, какое из двух противоречивых суждений истинно, то мы, опираясь на закон противоречия, сможем сказать, какое из их будет ложным. Однако в вопросе имеется в виду ситуация, когда неопределенной является истинность обоих противоречивых суждений, а поэтому логика здесь нам ничего не подскажет, кроме указания на то, что истинным будет только одно из двух суждений.

4.1.46. Правильные ответы - а, б. Подлинно противоречивыми мысли являются только в том случае, если в них мыслится один и тот же предмет, взятый в одном и том же времени и в одном и том же отношении. Природа мыслимого предмета (в) и степень его удаленности от нас во времени (г) не являются значимыми логическими факторами в данной познавательной ситуации.

4.1.47. Правильный ответ - а. Приведенное сложное суждение содержит в себе внутреннее противоречие и, следовательно, является ложным. Варианты б и в игнорируют принцип двузначности логического значения суждения, на который опирается классическая логика.

4.1.48. Правильный ответ - б. Закон противоречия касается противоречий между мыслями или компонентами внутри мыслей, но не противоречия между мыслью и действительностью (а). Вариант в предполагает возможность вкладывать в одно понятие разное содержание, что не допустимо с точки зрения закона тождества.

4.1.49. Правильный ответ - в, согласно определению закона исключенного третьего.

4.1.50. Правильный ответ - б. На противоположные мысли закон исключенного третьего, в отличие от закона противоречия, не распространяется.

4.1.51. Правильный ответ - б.

4.1.52. Правильный ответ - б.

4.1.53. Правильный ответ - в, г. Остальные варианты не содержат противоречивых мыслей, на которые только и распространяется закон исключенного третьего.

4.1.54. Правильный ответ - в, если вопрос рассматривать с позиции традиционной логики, которая изучает только содержательно осмысленные утверждения.

4.1.55. Правильный ответ - б. Закон исключенного третьего распространяется на мысли о будущем, но в отношении этих мыслей всегда требуется учитывать, будет ли в будущем характеризуемый предмет существовать.

4.1.56. Правильный ответ - б. Закон исключенного третьего нельзя использовать в отношении случаев, когда предмету приписывается и одновременно отрицается признак, который у данного предмета не может быть в принципе (например, "Идеи спят и не спят"). Если Иванов никогда не воровал, то мы имеем дело именно с таким случаем.

4.1.57. Правильный ответ - б. Лозунг является типичной политической демагогией, рассчитанной на людей с дефективной логикой.

4.1.58. Правильный ответ - г. Согласно закону исключенного третьего, истина содержится или в утверждении, или в отрицании, но не в третьем промежуточном суждении, поэтому немножко беременной с логической точки зрения быть невозможно.

4.1.59. Правильный ответ - б. В доказательстве "от противного" мы устанавливаем ложность положения, противоречащего доказываемой теореме, а затем по закону исключенного третьего (две противоречивые мысли не могут быть одновременно ложными) делаем заключение об истинности теоремы.

4.1.60 Правильный ответ - г. Дискуссии математиков, начатые в XX в. Л. Брауэром, о законе исключенного третьего привели к возникновению интуиционистской математики, отвергающей этот закон как основу математических рассуждений. Закон исключенного третьего неоднократно подвергался сомнению и в философии, но здесь, однако, речь может идти лишь об отдельных персоналиях, а не о направлении.

4.1.61 Правильный ответ - б. Именно Гегелю принадлежат многие критические выпады и против формальной логики, и против ее основных законов, смысл которых, впрочем, интерпретировался Гегелем часто некорректно.

Тема «Понятие»

 

4.2.1. Правильный ответ - в. Предмет - это то, о чем мы мыслим или рассуждаем, а мыслить и рассуждать мы можем не только о вещественных образованиях или единичных вещах.

4.2.2. Правильные ответы - а, б, в. Признак - любая характеристика предмета, все что можно сказать о предмете. Отношение между свойствами предмета (г) является уже признаком не предмета, а его свойств и характеризует предмет лишь опосредованно.

4.2.3. Правильный ответ - в. Класс может состоять из любого количества предметов и даже быть пустым.

4.2.4. Правильный ответ - в, по определению понятия как логической формы.

4.2.5. Правильные ответы - а, б, г, ж. Поскольку понятие - это мысль о классе, языковыми средствами фиксации понятия могут быть только части речи, обозначающие классы. При использовании других частей речи для фиксации понятия необходимо их преобразование (например, глагола - в причастие).

4.2.6. Правильный ответ - б. Даже если брать в расчет один язык, например, русский, то количество синонимов в нем больше, чем количество омонимов. Если же учесть, что одни и те же понятия фиксируются в разных языках разными словами, то станет ясно, что количество понятий несравнимо меньше, чем количество слов.

4.2.7. Правильный ответ - б, по определению дескрипции.

4.2.8. Правильный ответ - а. См. п.4.2.5. Понятий, не выразимых словесно (б), не существует.

4.2.9. Правильный ответ - а. В любом понятии мыслятся признаки строго определенного класса предметов.

4.2.10. Правильный ответ - б. Если бы связь межу словами и обозначаемыми ими классами предметов была закономерной, все люди говорили бы на одном языке, в котором не было бы ни синонимов, ни омонимов.

4.2.11. Правильный ответ - а, по определению объема понятия.

4.2.12. Правильный ответ - а, по определению логического объема.

4.2.13. Правильный ответ - г. Поскольку понятие призвано выделять класс предметов и отличать его от других классов, то в его содержание включаются общие (необходимые) и специфические (достаточные) признаки этих предметов, причем признаки существенные.

4.2.14. Правильный ответ - в. Только люди умеют говорить. Значит, этот признак является достаточным. Но не все люди умеют говорить (например, младенцы). Значит, этот признак не является необходимым.

4.2.15. Правильный ответ - а. Понятие считается точным, если имеет четко определенный объем.

4.2.16. Правильный ответ - б. Большинство обыденных повседневных понятий ясны всем людям, но их объем очерчен нечетко. Например, всем ясно, что означает понятие "молодой человек", но определить, является ли конкретный человек молодым или нет порой бывает довольно сложно.

4.2.17. Правильный ответ - а, поскольку в вопросе идет речь о большинстве научных понятий. Хотя в науке, конечно, есть понятия, перечисленные в вариантах б, в, г.

4.2.18. Правильный ответ - б. Не существующие понятия (а) не имеют объема. Бесполезных (в), а тем более не имеющих содержания понятий (г), не существует.

4.2.19. Правильный ответ - в. Пустоту понятия невозможно устранить, если отсутствуют предметы с признаками, зафиксированными в понятии, и это отсутствие обусловлено законами природы или логики.

4.2.20. Правильные ответы - б, в. Единичное понятие имеет в своем объеме один предмет и в нем мыслятся признаки данного предмета. Вопрос же о частоте использования понятия (а) логической проблемой не является.

4.2.21. Правильный ответ - г. Понятие "автомобиль "Мерседес" - общее с точки зрения и логического, и фактического объема. Понятия б и г могут считаться общими, если их рассматривать с точки зрения логического объема.

4.2.22. Правильный ответ - в, по определению общего понятия.

4.2.23. Правильный ответ - а. Это так называемые не регистрирующие понятия, например, понятие " натуральное число".

4.2.24. Правильный ответ - б, по определению универсального понятия.

4.2.25. Правильный ответ - б. Абстрактные и теоретические понятия могут быть и универсальными, и не универсальными (простыми).

4.2.26. Правильный ответ - б. Объем собирательных понятий включает предметы, состоящие из однородных частей.

4.2.27. Правильные ответы - в, г.

4.2.28. Правильный ответ - б. В любом понятии мыслятся признаки предметов. Поскольку в абстрактных понятиях в качестве "предмета" выступает признак, постольку в них мыслятся признаки признаков.

4.2.29. Правильные ответы - б, д, е. Эти варианты содержат понятия о признаках, которые сами по себе вне предметов не существуют. Нет, например, глубины как таковой. Есть глубина озера, моря и т.д.

4.2.30. Правильный ответ - а. Большинство понятий в любой науке являются абстрактными.

4.2.31. Правильный ответ - а. Различие между конкретными и абстрактными понятиями относительно и зависит от познавательной ситуации. Если признак предмета подвергается самостоятельному исследованию, то абстрактное понятие о признаке превращается в конкретное понятие о некоем условном предмете. С другой стороны, конкретное понятие можно превратить в абстрактное, выразив его через основной признак предмета (например, "человек" - "человечность").

4.2.32. Правильный ответ - в, по определению отрицательного понятия.

4.2.33. Правильный ответ - в. Положительный или отрицательный характер понятия зависит от его содержания. Если понятие выражено одним словом, то судить о его содержании невозможно, даже если в слове есть отрицательные частицы. Дескрипции же делают содержание понятия явным.

4.2.34. Правильный ответ - в, по определению теоретического понятия.

4.2.35. Правильный ответ - в. Отнесение понятий к эмпирическим или теоретическим требует раскрытия содержания понятия. Понятие "лето" будет эмпирическим, если мы мыслим чувственно воспринимаемые признаки лета (тепло и т.д.), и будет теоретическим, если мы мыслим признаки, чувственно не воспринимаемые (наклон оси Земли в направлении Солнца и т.п.).

4.2.36. Правильный ответ - б. Сравнимыми могут быть и понятия о непохожих классах, и выраженные разными словами.

4.2.37. Правильные ответы - б, г. У предметов, зафиксированных этими понятиями, трудно обнаружить какие-либо общие признаки помимо признака существования.

4.2.38. Правильный ответ - а. Отношение между сравнимыми понятиями - это отношение между их объемами.

4.2.39. Правильный ответ - а, по определению отношения совместимости.

4.2.40. Правильные ответы - а, в, д.

4.2.41. Правильный ответ - б. В объеме единичного понятия есть только один предмет, и поэтому объем единичного понятия входить частично в объем общего понятия не может.

4.2.42. Правильные ответы - б, в. Понятия варианта а находятся в родовидовом отношении, варианта г - в отношении несовместимости.

4.2.43. Правильные ответы - а, г. Если есть два единичных понятия, то они могут находится только либо в отношении равнообъемности (например, "Луна" и "естественный спутник Земли"), либо в отношении несовместимости (например, "Марс" и "Венера").

4.2.44. Правильный ответ - б. Родовидовое отношение - это тот случай отношения подчинения, когда оба понятия являются общими.

4.2.45. Правильный ответ - г. Понятия варианта а - пересекающиеся, варианта в - несовместимые. Понятия "планета" и "Марс" варианта б находятся в отношении подчинения, но родовидового отношения между ними нет, поскольку Марс - не вид планеты, а конкретная планета.

4.2.46. Правильный ответ - б, по определению отношения равнообъемности.

4.2.47. Правильные ответы - б, г. Понятия вариантов а и б находятся в родовидовом отношении.

4.2.48. Правильный ответ - б, по определению отношения несовместимости.

4.2.49. Правильные ответы- а, в.

4.2.50. Правильный ответ - в, по определению отношения соподчинения.

4.2.51. Правильные ответы - а, б. Понятия варианта в - пересекающиеся, варианта г - противоречивые, д и е - находятся в отношении подчинения.

4.2.52. Правильный ответ - б, по определению отношения противоречия.

4.2.53. Правильный ответ - б.

4.2.54. Правильный ответ - г. Понятия вариантов а и д находятся в отношении подчинения, б и в - в отношении соподчинения.

4.2.55. Правильный ответ - б. Переименование и классификация не раскрывают содержание понятия. Остенсия является видом определения.

4.2.56. Правильный ответ - в. Если определение не имеет реального аспекта б, то есть не характеризует реальный класс, то - это не определение. Поскольку в любом определении, даже остенсивном, определяемое понятие выражено словами, постольку любое определение имеет и номинальный аспект.

4.2.57. Правильный ответ - б. Данная конструкция является всего лишь переименованием, поскольку в ней не раскрывается содержание понятия "менеджер".

4.2.58. Правильный ответ - г, по определению остенсивного определения.

4.2.59. Правильный ответ - б. Точными и неточными могут быть как явные, так и неявные определения. И явные, и неявные определения являются вербальными (словесными).

4.2.60. Правильные ответы - б, д. В остальных вариантах - разновидности явного определения и особый вид определения (остенсия).

4.2.61. Правильный ответ - в, по определению явного определения.

4.2.62. Правильный ответ - б. Указывая на род, к которому принадлежит определяемое понятие, мы указываем на необходимый признак предметов, входящих в его объем. Указывая на видовые признаки, мы обеспечиваем достаточность определения.

4.2.63. Правильный ответ - в. В данном определении видовым признаком человека выступает указание на способ его возникновения.

4.2.64. Правильный ответ - б, поскольку менеджер характеризуется в этом определении указанием на его функцию.

4.2.65. Правильный ответ - г. В определении указывается на способ отличения предмета от других предметов.

4.2.66. Правильный ответ - б.

4.2.67. Правильные ответы - а, б. Вариант в к несоразмерности определения не имеет отношения и связан с нарушением правила ясности.

4.2.68. Правильный ответ - б.

4.2.69. Правильный ответ - б. При широком определении объем определяющего понятия оказывается больше объема определяемого понятия, а это будет неизбежным, если признак, введенный в определение, является недостаточным, то есть присущим не только характеризуемым предметам, но и другим.

4.2.70. Правильный ответ - б, поскольку многие студенты (например, обучающиеся в институтах) не попадают в объем определяющего понятия, а аспиранты, обучающиеся в университетах, не являются студентами.

4.2.71. Правильный ответ - а, поскольку хвост и копыта имеются не только у лошадей.

4.2.72. Правильные ответы - а, б. Определение является одновременно и узким, и широким, поскольку не все утки домашние, и не только утки имеют разноцветное оперение.

4.2.73. Правильный ответ - б.

4.2.74. Правильный ответ - в. Круг в определении, как правило, содержится не в одном, а в нескольких определениях. Поэтому для обнаружения этой ошибки необходимо анализировать возможность определения используемых в определении понятий без помощи определяемого понятия.

4.2.75. Правильный ответ - б. В определении используется иносказание (метафора).

4.2.76. Правильный ответ - в. Определение абсолютно корректно, если рассчитано на людей, владеющих исходными понятиями математической логики.

4.2.77. Правильный ответ - г. Определение, п о в о з м о ж н о с т и, не должно быть отрицательным.

4.2.78. Правильный ответ - в. Об этом говорит реальная ситуация в различных науках, хотя вопрос о том, какие определения необходимо использовать, решается не логикой, а самими науками.

4.2.79. Правильный ответ - в. Конечно, все зависит от конкретных ситуаций, требующих или не требующих раскрытия содержания используемых понятий с помощью определений. Не все научные понятия на сегодняшний день строго определены. С другой стороны, иногда возникает необходимость строго определять даже самые повседневные понятия (например, в сфере законотворчества).

4.2.80. Правильный ответ - б, по определению ограничения.

4.2.81. Правильный ответ - а, по определению обобщения.

4.2.82. Правильный ответ - в. Философские понятия являются предельно широкими по объему и найти родовое понятие по отношению к ним зачастую невозможно.

4.2.83. Правильный ответ - б. В объеме единичных понятий есть только один предмет и поэтому найти видовое понятие по отношению к ним невозможно.

4.2.84. Правильный ответ - г, согласно логическому закону обратно пропорционального отношения между объемом и содержанием понятия.

4.2.85. Правильный ответ - б. См.п.4.2.84.

4.2.86. Правильный ответ - в. Не все молодые люди - студенты, и не все студенты - молодые люди.

4.2.87. Правильный ответ - в. При ограничении понятия "велосипед" мы должны получить понятие о виде велосипедов ("двухколесный велосипед", "спортивный велосипед" и т.п.). Велосипедное колесо - не вид велосипеда, а его часть. Отношение "часть-целое" в традиционной логике не исследуется.

4.2.88. Правильный ответ - в. Хотя может показаться, что правнучек меньше, чем женщин, их в действительности столько же, сколько и женщин, так как любая женщина - чья-то правнучка.

4.2.89. Правильный ответ - а. Дедушка - вид внуков, так как любой дедушка чей-то внук, но не любой внук - дедушка.

4.2.90. Правильный ответ - в, по определению логической операции деления.

4.2.91. Правильный ответ - б. На это указывает даже смысловое значение термина "делимое понятие".

4.2.92. Правильный ответ - б, по определению делителя как структурного элемента деления. Делители иногда называются в логике также членами деления.

4.2.93. Правильный ответ - б, по определению основания деления как структурного элемента деления.

4.2.94. Правильный ответ - в. Два делителя могут быть получены не только в дихотомическом делении. Например: "Суждения бывают простыми и сложными".

4.2.95. Правильный ответ - б. Производя деление по наличию признака и его отсутствию, мы неизбежно получим противоречивые понятия. Например: "Суждения бывают простыми и непростыми".

4.2.96. Правильный ответ - а.

4.2.97. Правильный ответ - в. Деление в вариантах а и б произведено с учетом видоизменения признаков (полового и возрастного).

4.2.98. Правильный ответ - б. Правило единства основания касается конкретных делений.

4.2.99. Правильный ответ - в, согласно правилу соразмерности деления.

4.2.100. Правильные ответы - б, г.

4.2.101. Правильный ответ - б. Согласно одному из правил деления, каждый элемент объема делимого понятия должен попасть в объем только одного из делителей.

4.2.102.Правильный ответ - б. При дихотомическом делении делители обязательно являются противоречивыми понятиями.

4.2.103. Правильный ответ - б.

4.2.104. Правильный ответ - в. Столы могут быть, например, овальной формы.

4.2.105. Правильный ответ - б. Делители "качественные продукты" и "съедобные продукты" выделены с учетом разных признаков.

4.2.106. Правильный ответ - в. Американской породы слонов не существует.

4.2.107. Правильный ответ - г. Есть люди, которые обедают и дома, и в столовой и т.д.

4.2.108. Правильный ответ - в. Атрибутивные и релятивные суждения являются подвидами суждений.

4.2.109. Правильный ответ - г. См. п.4.2.87.

4.2.110. Правильный ответ - в.

4.2.111. Правильный ответ - б, по определению сквозной классификации.

4.2.112. Правильный ответ - б. Это связано с тем, что основная функция классификации - систематизация изученного знания. В науке же степень изученности тех или иных классов и подклассов, как правило, бывает различной.

4.2.113. Правильный ответ - б, по определению искусственной классификации.

4.2.114. Правильный ответ - б.

4.2.115. Правильный ответ - б, поскольку наука ориентирована на исследование существенных признаков явлений и процессов.

Тема «Суждение»

4.3.1. Правильный ответ - в, согласно определению суждения как логической формы.

4.3.2. Правильный ответ - б.

4.3.3. Правильный ответ - г. Восклицательные предложения в отдельных случаях могут выражать суждения, а именно, когда восклицание усиливает утверждение или отрицание. Например: "Никакая сила не сломит нас!"

4.3.4.Правильный ответ - а. Суждение может быть выражено грамматически только предложением, но некоторые предложения (вопросительные, например) не содержат суждений.

4.3.5. Правильные ответы - б, д, е.

4.3.6. Правильный ответ - б. Поскольку суждение - это мысль, а субъект - составная часть суждения, постольку ни человек (в), ни другой любой реальный предмет (а) не может быть субъектом.

4.3.7. Правильный ответ - б. Так же как и субъект суждения, предикат является мысленным образованием. Признак же предмета (а) - реальная характеристика. Любое отношение (б) - разновидность признака.

4.3.8. Правильные ответы - а, в. Вариант а характеризует простое атрибутивное суждение, в - простое релятивное суждение. Наличие более одного предиката в суждении говорит о его сложном характере, даже если грамматической его формой является простое предложение. Например: "Мы умны и храбры".

4.3.9. Правильный ответ - в, согласно определению логической связки.

4.3.10.Правильные ответы - в, г. Суждения, приведенные в вариантах а и б, являются сложными. См. п.4.3.8.

4.3.11.Правильные ответы - а, б. Эти термины используются в логике как синонимы.

4.3.12.Правильный ответ - в, согласно определению релятивного суждения.

4.3.13.Правильный ответ - б.

4.3.14.Правильные ответы - б и в, поскольку суждения этих вариантов образованы утвердительными логическими связками.

4.3.15. Правильный ответ - в, согласно определению количества как логического понятия.

4.3.16. Правильный ответ - в.

4.3.17. Правильный ответ - а. Смысловое значение, приведенное в варианте б, характерно для использования слова "некоторые" в сложных суждениях: "Некоторые реки текут на север, а некоторые - не текут на север".

4.3.18.Правильный ответ - б. Например: "Люди разумны".

4.3.19.Правильный ответ - а. Так называемые единичные суждения следует считать общими, поскольку в них характеризуется весь класс предметов, состоящий из одного элемента, а не часть класса.

4.3.20.Правильные ответы - а, д. Вариант ж содержит единичное суждение, которое считается общим (см. п. 4.3.19). Суждения б и е не содержат кванторного слова, а значит также являются общими (см. п.4.3.18). На частный характер суждения в, казалось бы, указывают слова "временами бывают". Но субъектом этого суждения является понятие "юноши" и, поскольку квантор в суждении отсутствует, данное суждение также является общим. Его чистая логическая форма: "Все юноши суть таковы, что временами они бывают в некоторой степени сентиментальными". Другое дело - суждение варианта д, в котором характеризуются времена, и слово "бывают" выступает как кванторное слово частного суждения.

4.3.21.Правильные ответы - а, в, г. См. п. 4.3.18,4.3.19.

4.3.22.Правильный ответ - в, согласно определению распределенности терминов.

4.3.23.Правильный ответ - б. Согласно закону распределенности терминов, распределены субъекты общих и предикаты отрицательных суждений. Поэтому, если предикат суждения распределен, то суждение может оказаться как общим (отрицательным), так и частным (отрицательным).

4.3.24.Правильный ответ - в. По закону распределенности терминов таким суждением могут оказаться и частноутвердительное, и частноотрицательное суждения.

4.3.25.Правильные ответы - б, в. У общеотрицательного суждения оба термина распределены, у частноутвердительного - не распределены.

4.3.26.Правильный ответ - в, согласно определению сравнимости суждений.

4.3.27.Правильные ответы - а, д. См. п.4.3.26.

4.3.28.Правильный ответ - в. Противоречивыми считаются суждения, различные и по количеству, и по качеству.

4.3.29.Правильный ответ - а. Противоположными считаются общие суждения, различные по качеству.

4.3.30.Правильный ответ - б. Разные по количеству суждения одного качества находятся в отношении подчинения.

4.3.31.Правильный ответ - в. Исходное суждение - общеутвердительное. Противоположное ему суждение будет общеотрицательным (в). Суждение (б) частноотрицательное и, значит, находится в отношении противоречия с исходным суждением. Суждение (а) является несравнимым с исходным суждением, поскольку у них различаются предикаты.

4.3.32.Правильный ответ - в, поскольку первое суждение является общеотрицательным, а второе (если привести его к чистой логической форме) - частноотрицательным.

4.3.33.Правильные ответы - а и б, согласно законам логического квадрата.

4.3.34. Правильные ответы - а, в, г, согласно законам логического квадрата.

4.3.35.Правильный ответ - в. Суждения находятся в отношении подчинения. Согласно закону подчинения, истинность частного суждения не обусловливает с необходимостью ни истинность, ни ложность общего суждения.

4.3.36.Правильный ответ - в. Суждения являются противоположными. Противоположные суждения не могут быть одновременно истинными, но могут быть (а могут и не быть) одновременно ложными.

4.3.37.Правильный ответ - а. Суждения являются противоречивыми, а значит, имеют разное логическое значение: если одно истинно, то другое ложно.

4.3.38.Правильный ответ - а. Сложное отрицательное суждение может включать в свою структуру одно простое суждение и логический союз отрицания.

4.3.39.Правильный ответ - б. Сложное суждение может быть выражено простым предложением с несколькими подлежащими или несколькими сказуемыми.

4.3.40.Правильные ответы - б, в, г, д. Суждение варианта а является простым, поскольку в нем есть только одно утверждение.

4.3.41.Правильный ответ - б. Логический союз в отличие от грамматического не передает смыслового оттенка фразы. Поэтому один и тот же логический союз может фиксироваться несколькими грамматическими союзами, количество которых в любом языке достигает нескольких сотен. Логических же союзов - всего шестнадцать. Причем в практике обычных рассуждений из них используются только шесть.

4.3.42.Правильные ответы - а и б.

4.3.43.Правильный ответ - в, согласно определению логического союза.

4.3.44.Правильные ответы - а, г.

4.3.45.Правильный ответ - а, согласно закону конъюнкции.

4.3.46.Правильный ответ - а. Для истинности дизъюнктивного суждения достаточно, чтобы истинным было хотя бы одно из простых суждений, входящих в его состав.

4.3.47.Правильный ответ - б.

4.3.48.Правильный ответ - а. Логические условия истинности строгой дизъюнкции более "суровы" по сравнению с дизъюнкцией. Поэтому в условиях грамматической неопределенности лучше исходить из "презумпции слабости".

4.3.49.Правильные ответы - а и б. Не случайно, что элементы импликации имеют разное название.

4.3.50. Правильные ответы - б, в, согласно таблиц истинности логических союзов.

4.3.51. Правильный ответ - г.

4.3.52. Правильные ответы - б, в. При истинном консеквенте и ложном антеце денте импликативное суждение будет истинным. См. таблицу истинности импликации.

4.3.53.Правильный ответ - б. При ложном антецеденте импликативное суждение будет истинным независимо от логического значения консеквента.

4.3.54. Правильные ответы - в, г. См. п.4.3.53.

4.3.55. Правильный ответ - б. Предположим, что и антецедент, и консеквент импликации являются истинными. В этом случае импликативное суждение будет истинным и оно останется истинным, если антецедент и консеквент поменяются местами. Но возьмем случай, когда антецедент истинный, а консеквент ложный. Импликация в этом случае ложна. Поменяв же местами антецедент и консеквент, мы сделаем антецедентом ложное суждение, а значит, импликация в этом случае станет истинной.

4.3.56.Правильные ответы - а, в. См. таблицы истинности логических союзов.

4.3.57.Правильный ответ - б. По закону инверсии логическое значение отрицательного суждения противоположно логическому значению отрицаемого суждения.

4.3.58.Правильный ответ - б.

4.4. Тема «Умозаключение»

 

4.4.1.Правильный ответ - в, согласно определению умозаключения как логической операции и логической формы. Вариант а дает определение лишь одной из разновидностей умозаключения. Варианты б и г не являются определениями умозаключения.

4.4.2.Правильный ответ - б. Помимо этого названия для обозначения исходных суждений умозаключения иногда используют также термин "основание".

4.4.3.Правильный ответ - б. Одна посылка в умозаключении должна быть обязательно, но не обязательно только одна. Может быть одна, две, три и более посылок.

4.4.4.Правильный ответ - б, согласно закону "из лжи все, что угодно", то есть вывод при ложных посылках может оказаться как истинным, так и ложным. Логика в данной ситуации "умывает руки", поскольку она может гарантировать истинность вывода только при условии истинности посылок.

4.4.5.Правильный ответ - в. Истинность посылок является необходимым условием для получения истинного вывода; но в некоторых умозаключениях (например, во многих видах индукции) это условие не является достаточным даже при соблюдении правил данного умозаключения.

4.4.6.Правильный ответ - б, согласно определению необходимого умозаключения, которое иногда называется также демонстративным.

4.4.7.Правильный ответ - б, согласно определению вероятностного (правдоподобного) умозаключения.

4.4.8.Правильный ответ - б, поскольку любое дедуктивное умозаключение, если оно соответствует правилам своего вида, гарантирует истинность вывода с необходимостью.

4.4.9.Правильный ответ - в, согласно определению непосредственного умозаключения.

4.4.10.Правильные ответы - б и г.

4.4.11.Правильный ответ - в. Из общеутвердительной посылки по законам логического квадрата следует вывод об истинности частноутвердительного суждения, ложности общеотрицательного и частноотрицательного суждений.

4.4.12.Правильный ответ - б. Из частноотрицательной посылки по законам логического квадрата (закону противоречия) можно сделать вывод о ложности общеутвердительного суждения.

4.4.13.Правильный ответ - б. Вывод из посылки можно получить, опираясь на закон противоречия: "Противоречивые суждения не могут быть одновременно ложными".

4.4.14.Правильный ответ - б. Умозаключение сделано по схеме обращения. Одно из правил обращения не разрешает обращать суждения, субъектами которых являются пустые понятия. К последним относится и понятие "вечный двигатель".

4.4.15.Правильные ответы - б и в. Обращение этих суждений без изменения количества не ведет к изменению распределенности терминов.

4.4.16.Правильный ответ - г. Обращение частноотрицательного суждения нельзя осуществить без нарушения правила: "Термин, нераспределенный в посылке не должен быть распределенным в выводе".

4.4.17.Правильный ответ - б, согласно определению превращения как логической операции.

4.4.18.Правильный ответ - а.

4.4.19.Правильные ответы - а, б, в, г. Превращаются суждения всех четырех видов.

4.4.20.Правильный ответ - в, согласно определению противопоставления предиката как логической операции.

4.4.21.Правильный ответ - г. Умозаключение сделано по схеме противопоставления предиката, а частноутвердительное суждение не позволяет получить посредством этой операции какой-либо вывод.

4.4.22.Правильные ответы - а, б, г.

4.4.23.Правильный ответ - б.

4.4.24.Правильный ответ - б, согласно алгоритму противопоставления предиката.

4.4.25.Правильный ответ - в.

4.4.26.Правильный ответ - а.

4.4.27.Правильные ответы - а и б. Частноутвердительное суждение не позволяет получить выводы противопоставлением предиката, а частноотрицательное - не обращается.

4.4.28.Правильные ответы - в и г. См. п 4.4.27.

4.4.29.Правильные ответы - а (обращение), б (превращение), г (по логическому квадрату), д (по логическому квадрату). Вывод в некорректен, так как противопоставление предикату общеотрицательного суждения должно производится с ограничением количества.

4.4.30.Правильный ответ - б (по логическому квадрату). Остальные выводы некорректны по следующим причинам: а - истинность частноутвердительного суждения по законам логического квадрата не влечет истинности или ложности частноотрицательного суждения; в - при обращении частноутвердительного суждения нельзя получить общеутвердительное суждение; г - частноутвердительная посылка не позволяет получить вывод посредством противопоставления предикату.

4.4.31.Правильные ответы - а (вывод из общеутвердительного суждения посредством обращения должен быть частным); в (нарушен алгоритм противопоставления предиката).

4.4.32.Правильные ответы - в и г.

4.4.33.Правильный ответ - в, по определению простого силлогизма.

4.4.34.Правильный ответ - а, по определению категорического силлогизма.

4.4.35.Правильный ответ - а.

4.4.36.Правильный ответ - в.

4.4.37.Правильный ответ - в. Согласно одному из правил ПКС, в нем должно быть три и только три термина.

4.4.38.Правильный ответ - в, по определению среднего термина ПКС.

4.4.39.Правильный ответ - а, поскольку термин "счастливые люди" содержится в обеих посылках и отсутствует в выводе.

4.4.40.Правильный ответ - в. Также правильным можно считать ответ б, поскольку "больший" и "меньший" термины - это названия двух видов крайних терминов.

4.4.41.Правильный ответ - б, по определению большего термина ПКС.

4.4.42.Правильный ответ - в, по определению меньшего термина ПКС.

4.4.43.Правильный ответ - б, по определению большей посылки ПКС.

4.4.44.Правильный ответ - б, по принятой логиками договоренности.

4.4.45.Правильный ответ - б, по определению фигуры ПКС.

4.4.46.Правильный ответ - б, по определению модуса ПКС.

4.4.47.Правильный ответ - б. Вывод в правильном модусе ПКС будет истинным (при условии, конечно, истинности посылок), если в нем не нарушены правила ПКС.

4.4.48.Правильные ответы - б, в, е, и.

4.4.49.Правильные ответы - а и б, согласно правилам первой и второй фигур ПКС.

4.4.50.Правильный ответ - б. По второму правилу второй фигуры одна из посылок должна быть отрицательной. Согласно же общему правилу ПКС, если одна из посылок отрицательная, то вывод будет отрицательным. Значит, во второй фигуре ПКС вывод в правильных модусах всегда является отрицательным суждением.

4.4.51.Правильные ответы - а и в, согласно второму правилу первой фигуры и первому правилу третьей фигуры.

4.4.52.Правильный ответ - в, согласно второму правилу третьей фигуры ПКС.

4.4.53.Правильный ответ - а.

4.4.54.Правильный ответ - г. Схема четвертой фигуры практически не используется в обычных рассуждениях, поскольку субъект и предикат в посылках играют противоположные по сравнению с выводом логические функции, что делает ход рассуждения неестественным.

4.4.55.Правильный ответ - а.

4.4.56.Правильный ответ - б.

4.4.57.Правильный ответ - а.

4.4.58.Правильный ответ - г.

4.4.59.Правильный ответ - в.

4.4.60.Правильный ответ - в, по определению энтимемы.

4.4.61.Правильный ответ - а. В сохраненной посылке содержится меньший термин "Буренка". Значит, сохранена меньшая посылка, а пропущена большая.

4.4.62.Правильный ответ - б.

4.4.63.Правильный ответ - б, по определению полисиллогизма и буквальному переводу термина ("полисиллогизм" - много силлогизмов).

4.4.64. Правильный ответ - б, по определению сорита.

4.4.65.Правильные ответы - б, в и г.

4.4.66.Правильный ответ - б.

4.4.67.Правильный ответ - в.

4.4.68.Правильный ответ - г.

4.4.69.Правильный ответ - б.

4.4.70.Правильный ответ - а. Обычное дизъюнктивное суждение допускает возможность истинности всех альтернативных утверждений. Поэтому, утверждая о наличии одной из альтернатив, мы не можем сделать вывод об отсутствии других альтернатив.

4.4.71. Правильный ответ - б. Как в обычном, так и в строго дизъюнктивном суждении отрицание одной из альтернатив позволяет сделать вывод о наличии оставшихся альтернатив.

4.4.72.Правильный ответ - г.

4.4.73.Правильный ответ - в, см.: п.4.4.70.

4.4.74.Правильный ответ - в.

4.4.75.Правильный ответ - б.

4.4.76.Правильный ответ - г.

4.4.77.Правильный ответ - в.

4.4.78.Правильный ответ - в. Отдельные виды индукции (например, полная индукция) относятся к необходимым умозаключениям.

4.4.79.Правильный ответ - б.

4.4.80.Правильный ответ - а.

4.4.81.Правильный ответ - б.

4.4.82.Правильный ответ - б.

4.4.83.Правильный ответ - б. Недостаточная достоверность вывода в неполной индукции варианта в, также является ее характеристикой, но производной от той, что указана в варианте б.

4.4.84.Правильный ответ - б.

4.4.85.Правильный ответ - б, см.: п.п.4.4. 83 и 4.4.84.

4.4.86.Правильный ответ - б.

4.4.87.Правильный ответ - б.

4.4.88.Правильный ответ - в.

4.4.89.Правильный ответ - б.

4.4.90.Правильный ответ - в.

4.4.91.Правильный ответ - б.

4.5. Тема "Доказательство и опровержение"

 

4.5.1.Правильный ответ -б. Умозаключение является структурным элементом доказательства, но не доказательством. Выдвижение гипотезы - логическая операция, предшествующая доказательству.

4.5.2.Правильный ответ -а. Требования к доказательствам в науке и в повседневной жизни, конечно, разные, но то, что мы постоянно что-то доказываем друг другу, не будучи учеными, несомненно.

4.5.3.Правильные ответы - б, в, г. Обосновывать правомерность принятых управленческих решений приходится постоянно, по крайней мере, для себя. Сферы же религии и нравственности могут обойтись и без доказательства своих принципов, поскольку религия поддерживается верой, а нравственность совестью. Не нуждаются в доказательстве и считающиеся истинными научные теории, поскольку они уже доказаны и до тех пор, пока они не будут опровергнуты, их будут использовать в качестве аргументов в новых доказательствах.

4.5.4.Правильный ответ - б. Вариант а содержит определение теоремы, в - трюизма.

4.5.5.Правильный ответ - в. Посылки и выводы - элементы умозаключения и к доказательству отношения не имеют. Гипотезы часто в доказательствах выступают в роли тезисов, но не в роли положений, приводимых в защиту тезиса.

4.5.6.Правильный ответ - в.

4.5.7.Правильный ответ - б. Вариант а содержит весьма спорное утверждение, поскольку довольно часто, в науке, например, обосновать истинность гипотезы значительно труднее, чем ее выдвинуть.

4.5.8.Правильный ответ - б, согласно определению строгого доказательства.

4.5.9.Правильный ответ - б. Это может показаться странным, но в большинстве наук преобладают нестрогие доказательства. Надо учесть, что в основе многих наук лежит опыт, а значит их логическая основа - неполная индукция, которая, как известно, не является необходимым умозаключением.

4.5.10.Правильный ответ - а. Апогогическое доказательство называется также доказательством "от противного".

4.5.11.Правильный ответ - б, согласно определению прямого доказательства.

4.5.12.Правильный ответ - в, согласно определению разделительного доказательства.

4.5.13. Правильный ответ - в. В апогогическом доказательстве обосновывается ложность антитезиса, а вывод об истинности тезиса делается по закону исключенного третьего: два противоречивых положения не могут быть одновременно ложными.

4.5.14.Правильный ответ - б. Древнегреческие софисты и прославились главным образом, логическими фокусами, в основе которых лежали незаметные нарушения логических законов и правил.

4.5.15.Правильный ответ - а. Если тезис не сформулирован в начале доказательства, в конечном счете оказывается трудно оценить его аргументированность, поскольку в процессе доказательства мы не знаем, с каким положением логически связаны (или не связаны) выдвигаемые аргументы.

4.5.16.Правильный ответ - в, согласно определению логомахии.

4.5.17.Правильный ответ - б. Если мы убедились, что выдвинутый тезис невозможно обосновать (а), надо отказаться от его доказательства.

4.5.18.Правильный ответ - а. Дедуктивное обоснование общих положений всегда сопряжено с трудностью их выведения из других, еще более общих положений. Индуктивные же доказательства, как правило, опираются на вероятностные умозаключения и поэтому являются нестрогими.

4.5.19.Правильный ответ - в. Не случайно, что закон тождества иногда формулируется как требование не изменять содержание мысли в процессе конкретного рассуждения, что, фактически, по смыслу совпадает с первым правилом тезиса.

4.5.20.Правильный ответ - б. Вместо тезиса "Сегодня холодно" обосновывается утверждение "Сегодня не жарко".

4.5.21.Правильный ответ - б. Для того, чтобы придать рассуждению форму доказательности, мы, как правило, приводим какие-то доводы в пользу тезиса. Но не всегда эти доводы могут считаться аргументами. Если аргументов мало для обоснования тезиса, то имеет место не "голый тезис", а ошибка "не следует".

4.5.22.Правильный ответ - а. Подобного рода самоочевидные положения ("трюизмы") составляют особую разновидность аргументов. Обычно, особенно в науке, они присутствуют в доказательстве в имплицитной форме, играя, тем не менее, важную обоснующую роль.

4.5.23.Правильный ответ - в, согласно определения трюизма.

4.5.24.Правильный ответ - в. Аксиомы, вопреки распространенному мнению, далеко не всегда фиксируют самоочевидное, но всегда являются следствием "согласия" (конвенции) научного сообщества считать их истинными без доказательства.

4.5.25.Правильный ответ - б, если речь идет о научных доказательствах. В повседневных доказательствах подобные положения мы обычно называем не теоремами, а результатами жизненного опыта.

4.5.26.Правильный ответ - б. Логика разрешает приводить в защиту тезиса самоочевидные положения. Совершая же логическую уловку "ссылка на самоочевидность", мы объявляем самоочевидным непосредственно сам тезис.

4.5.27.Правильный ответ - б. Благодаря тому, что с логической точки зрения, отсутствие опровержения не является доказательством, наука спасается от бесчисленных шарлатанов, выдвигающих бездоказательные гипотезы, опровержение которых потребовало бы иногда много сил и времени.

4.5.28.Правильный ответ - б. Вариант а соответствует логической уловке "Карлсон".

4.5.29.Правильный ответ - б.Правило аргументации требует приводить в защиту тезиса аргументы, из которых тезис может быть получен в качестве логического вывода. Вопрос о том, являются ли эти аргументы нашими или чужими, существенного значения не имеет.

4.5.30.Правильные ответы - в, г. В этих псевдоаргументах, как и в других уловках типа "к человеку", вместо обоснования тезиса дается характеристика человеческих качеств тех, кто согласен или не согласен с выдвинутым тезисом.

4.5.31.Правильный ответ - а. Согласно закону конъюнкции, ложность хотя бы одного из конъюнктов делает ложной всю конъюнкцию. Поэтому, как говорили древние: "Единожды солгав...".

4.5.32.Правильный ответ - а. Одно из правил доказательств требует приводить в защиту тезиса несомненно истинные положения. В данном случае мы имеем дело с логической ошибкой "предвосхищение основания": приведение в защиту тезиса положений, требующих обоснования не в меньшей степени, чем сам тезис.

4.5.33.Правильный ответ - б. См. п.4.2.32.

4.5.34 Правильный ответ – в.

4.5.35.Правильный ответ - б. Кто много доказывает, рискует не доказать ничего.

4.5.36.Правильный ответ - б. С логической точки зрения, если к уже найденной совокупности аргументов, из которых можно вывести тезис, мы добавим еще один истинный аргумент, то тезис будет выводим и из новой совокупности аргументов. Но см. п.4.2.34.

4.5.37.Правильный ответ - б.

4.5.38.Правильный ответ - б.

4.5.39.Правильный ответ - а.

4.5.40.Правильный ответ - а. Критика тезиса не только разрушает критикуемое доказательство, но и показывает невозможность построения другого доказательства данного тезиса.

4.5.41.Правильный ответ - а, согласно закону противоречия.

4.5.42.Правильные ответы - б, в.


 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...