Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тактика «рельсовой войны»




По указанию Центрального штаба партизанского движения, в июле 1943 года Ленинградский штаб партизанского движения предложил новую тактику партизанской борьбы на железных дорогах, назвав ее «рельсовой войной». Она требовала объединения разрозненных актов боевой деятельности на дорогах (массовый взрыв рельсов, мостов и железнодорожных станций, со всем путевым хозяйством и уничтожением гарнизонов). Это было под силу только крупным, хорошо вооруженным партизанским соединениям.

29 июля командование 5-й бригады получило приказ штаба начать рельсовую войну в своем районе деятельности. В этом приказе требовалось всеми силами обрушиться на Варшавскую и Витебскую линии железной дороги, взрывчаткой, ломами, пилами, топорами разрушать железнодорожное полотно, мосты, спиливать телеграфные столбы, обрывать провода, нападать на станции и разъезды, уничтожать рельсы, стрелки, семафоры, водокачки, — тем самым срывать перевозки немцев к фронту, не давать врагу увозить в Германию награбленное советское добро. На рельсовую войну приказано было выходить всем бойцам и командирам, вовлекать в эту войну широкие слои местного населения.

Командование бригады собрало комсостав отрядов, опытных подрывников. После обмена мнениями были [94] отданы приказы по отрядам. Чебыкину и Егорову выделялся участок Струги Красные — Плюсса, Тараканову и офицерской группе — участок Плюсса — Серебрянка. С 29 по 31 июля отряды должны были подготовиться и сосредоточиться на исходных рубежах. Было решено как можно больше нагрузить бойцов взрывчаткой и заряды для взрыва рельс делать не больше чем в 200 — 400 граммов; взрывать при помощи бикфордова шнура.

Отправились в путь 29 июля. На операцию отправились также начальник штаба Новиков и начальник политотдела Исаков. К вечеру 31 июля все подошли к исходным рубежам. Рассредоточились на всем протяжении от станции Серебрянка до станции Плюсса, на расстоянии до 50 километров. В эту ночь на 1 августа все партизанские отряды области также вышли на железные дороги.

Перед подрывниками была поставлена задача: взрывать каждый рельс. К назначенному времени все подошли к линии, приготовились и ждали сигнала командиров групп. По сигналу (в большинстве случаев это была ракета) партизаны поднимались, быстрым броском выходили на полотно железной дороги. К шейке рельса, на стыках, прикладывали шашки тола с коротким концом бикфордова шнура, по команде зажигали шнур и быстро отходили. Один за другим загремели взрывы. Стоял сплошной гул, который перекатывался от одного участка дороги к другому. Так продолжалось в течение двух часов. Немецкая охрана вначале не поняла, что происходит; во многих местах немцы разбежались. Только подконец кое-где завязались бои между партизанскими боевыми охранениями и группами немцев.

Попутно с подрывом рельсов разрушались мосты, спиливались или подрывались телеграфные столбы, разбивались изоляционные чашки, сматывались провода. Где нехватало взрывчатки, партизаны ломами разворачивали рельсы и шпалы, разбирали их и уносили в лес.

Немцы были ошеломлены разрушениями, которые партизаны произвели на всех важнейших коммуникациях оккупированных районов области. Вид железных дорог был потрясающий. На десятках километров от путей оставались одни обломки рельсов, сплошные рытвины [95] в насыпи, разрушенные мосты и трубы, спиленные столбы и разбитые изоляторы на месте линий связи. Движение по дорогам было сорвано на несколько дней. Немцы с лихорадочной поспешностью снимали рельсы и провода на других участках и ремонтировали взорванные пути. Запасных рельсов не было и во многих местах ставились укороченные, с отпиленными концами. Наскоро строились деревянные мосты. Столбы телеграфной линии ломаными концами вкапывались в землю. Ремонтно-восстановительных бригад нехватало. Немцы снимали отдыхающие боевые части, выгоняли на дороги поголовно все мирное население. Но не успевали они восстанавливать дорогу в одном месте, как партизаны производили взрыв в другом.

Пятого августа партизаны 5-й бригады стали возвращаться с железной дороги. Командование радировало штабу: «Выполняя ваше приказание о рельсовой войне на железных дорогах, в ночь на 1. 8. 43 г. подрывные группы под командованием Исакова, Тараканова, Киселева, Смирнова на Варшавской железной дороге, между станциями Плюсса — Серебрянка, взорвали и уничтожили 286 рельсов. С задания возвратились, имеют одного раненого».

10 августа возвратились боевые группы отряда Чебыкина. Командование дополнительно сообщало штабу:

«Подрывные группы отряда Чебыкина под командованием Шамбурова, Полетаева, Анемирова и Соколова на Варшавской железной дороге, на участке Плюсса — Струги Красные, взорвали 120 рельсов. Всего за первый выход уничтожено 306 рельсов. Задание было выполнено без потерь, за весь поход только один раненый».

К 10 августа все отряды собрались на острове у деревни Клабуки. Там приняли самолеты, получили взрывчатку и боеприпасы. После этого вышли в путь, в свои лагери.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...