Налеты, взрывы, диверсии. Диверсионная техника
Налеты, взрывы, диверсии Несмотря на тяжелые условия, в которых находились партизаны 5-й бригады, в июле они продолжали боевые действия на железных и шоссейных дорогах. В ночь на 14 июля группа коммуниста Мудрова на шоссе Уторгош — Николаево, у деревни Рямешка, взорвала большой деревянный мост через реку Черная. Эта диверсия остановила движение по шоссе на несколько [89] дней. В течение недели немцы быстрыми темпами восстанавливали мост. Группа, совершив взрыв, без потерь отошла. В ночь на 15 июля ротой отряда Чебыкина на том же шоссе у деревни М. Звад из засады был разбит и сожжен штабной автобус, уничтожено 18 офицеров. Группа отошла без потерь. 16 июля ротой того же отряда Чебыкина в лесном бою северо-восточнее Николаево, в двух километрах от шоссе Псков — Луга, было убито и ранено более 80 солдат и офицеров противника. Отряд потерял одного убитым и двух ранеными. В ночь на 18 июля отрядом Шерстнева в деревне Хредино был сожжен льнозавод. Сгорели основной цех, оклад и кузница. Завод до этого вырабатывал продукцию для отправки в Германию. Попутно в эту ночь были разгромлены Павское и Всинское волостные управления, уничтожены старшины и полицейские, захваченные документы отправлены в советский тыл. В ночь на 23 июля группой Горюнова из отряда Егорова на шоссе Псков — Ленинград был взорван деревянный мост с шедшей по нему автомашиной; убито 13 гитлеровцев. 24 июля основные силы бригады совершили налет на большой немецкий гарнизон в Большой Уторгоши. Налет был сделан с целью освобождения военнопленных. Недели за две перед налетом через одного уторгошского паренька, пойманного партизанами, с лагерем была установлена связь и туда засланы листовки. Спустя несколько дней к партизанам пришел врач лагеря Ваневский с шестью бойцами. С помощью Ваневского была налажена постоянная связь с военнопленными. Через три дня к партизанам пришли еще 24 военнопленных. После разгрома лагеря остальные военнопленные вначале разбежались, а затем пришли к партизанам. Это была первая операция бригады по освобождению советских военнопленных.
Предварительно проверив каждого через особый отдел бригады, командование основательно побеседовало со всей группой военнопленных. Народ оказался хороший, много переживший в немецком застенке. Каждый [90] горел желанием мстить немцам. Карицкий выстроил группу бывших бойцов Красной Армии, прочитал им клятву ленинградских партизан, и каждый повторял за ним слова клятвы: «Я клянусь до последнего дыхания быть верным своей Родине, не выпускать из своих рук оружия, пока последний фашистский захватчик не будет уничтожен на земле моих дедов и отцов. За сожженные порода и села, за смерть женщин и детей наших, за пытки, насилия и издевательства над моим народом я клянусь мстить врагу жестоко, беспощадно и неустанно... » Тридцати бывшим бойцам Красной Армии от имени родины второй раз было вручено оружие. Новые партизаны написали обращение ко всем военнопленным с призывом следовать их примеру — вступать в ряды народных мстителей. Диверсионная техника С февраля по август основным методом вооруженной борьбы партизан были диверсии на железных дорогах. Они совершались небольшими боевыми группами. Три — пять и самое большее семь человек получали задание командира и действовали на каком-то определенном участке дороги. Отправляясь из лагеря, командир группы тщательно изучал маршрут движения. Диверсионные группы шли на задание скрытыми местами, чаще всего лесом, руководствуясь картой и компасом. Из лагеря брали запас взрывчатки — от 3 до 5 килограммов на человека. Тол заранее увязывался в несколько пачек. Брали с собой также капсюли, детонаторы, упрощенные взрыватели, бикфордов шнур, а иногда детонирующий шнур. Кроме взрывчатки, партизан нес автомат с запасом патронов и запас продуктов питания на путь следования к месту диверсии и обратно. Боевой груз партизана-подрывника составлял от 15 до 20 килограммов. На задание уходили за 60—80 километров. По пути партизаны изучали обстановку, распространяли газеты и листовки, проводили беседы с крестьянами. Приблизившись к месту диверсии, партизаны укрывались в кустах или складках местности и начинали [92] наблюдать за движением и охраной объекта. Изучили порядок смены караула, следили за патрулированием, за движением поездов или автомашин. Наблюдение продолжалось до тех пор, пока командир группы не собирал всех данных, необходимых для успешного проведения диверсии. Наблюдать приходилось иногда целыми сутками.
Затем назначался момент взрыва. Обычно минировали пути ночью или рано утром, когда ослабевала бдительность врага. Заряд от 8 до 12 килограммов закладывался под рельсы с обеих сторон и соединялся детонирующим шнуром. Взрыв производился в момент приближения паровоза. Способы взрыва применялись разные: натяжного действия, «на удочку», как его называли партизаны, нажимного действия или колесным замыкателем. Чаще всего партизаны-подрывники пользовались способом натяжного действия, так как он проще и вернее. От заряда к ближайшим кустам или канаве протягивался шнур. В ожидании поезда один или два человека находились у шнура, а остальные несли охрану по сторонам. Приближался поезд. Рывком дергали шнур, следовал оглушительный взрыв и грохот вагонов. Партизаны снимались со своих мест и уходили. Через день в ближайший населенный пункт посылалась разведка, чтобы через местных крестьян установить результаты диверсии. Диверсии на железных дорогах были основным методом партизанской борьбы. При удачном выполнении боевого задания небольшие группы подрывников уничтожали целые воинские эшелоны с живой силой и техникой врага и, кроме того, на определенный период задерживали движение по железной дороге. В результате того, что все важнейшие коммуникации подвергались нападению партизан, немцы вынуждены были держать на железных дорогах большие охранные гарнизоны и устанавливать круглосуточное наблюдение. Дороги патрулировались группами немцев. Помимо этого, определенные участии дороги немцы закрепляли за близлежащими населенными пунктами и обязывали крестьян охранять свои участки. Если на таком участке дороги происходил взрыв, немцы расстреливали заложников. [93] Немцы заставили население вырубить леса вдоль всех железных и крупных шоссейных дорог, чтобы затруднить подходы к ним партизан. Когда на дорогах начинали греметь партизанские взрывы, немцы уменьшали скорость движения поездов до 14 километров в час. Перед каждым поездом проходил патруль, осматривал полотно; иногда патрули шли с собаками. Когда и эти меры оказались недостаточными, немецкое командование отдало приказ: перед каждым воинским эшелоном, идущим на фронт, пускать дрезину или паровоз с двумя — тремя пустыми вагонами. Но и это не помогало. Количество разбитых эшелонов, валяющихся под откосами, с каждым днем все увеличивалось.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|