Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наступление. На коммуникациях врага




Наступление

15 января 1944 года настал долгожданный час: началось наступление войск Ленинградского и Волховского фронтов. В этот день Ленинградский штаб партизанского движения отдал приказ партизанам: все силы направить на помощь наступающей Красной Армии.

Партизанские бригады были сосредоточены на главных коммуникациях врага. Все участки железных дорог были охвачены боевыми действиями партизанских бригад. Взрывались рельсы, мосты, пускались под откос вражеские эшелоны, разрушались проселочные дороги. В первые же дни наступления командир 2-й партизанской бригады им. Васильева Синельников сообщил Ленинградскому штабу партизанского движения: «Все мосты на большаках Струги Красные — Сланцы, Новоселье — Полна полностью уничтожены партизанами и восставшим населением».

Под натиском Красной Армии немцы поспешно отводили свои истрепанные дивизии от Ленинграда на Псков. В это время важное значение приобрела шоссейная дорога Струги Красные — Гдов, по которой сплошной вереницей шли отступающие немецкие части. Здесь партизаны 2-й бригады ежедневно уничтожали живую силу и технику врага. Особенно большой бой разыгрался у населенного пункта Зовки, где партизаны совместно с наступающей стрелковой дивизией разгромили [186] 58-ю пехотную дивизию немцев. 16 февраля Ленинградский штаб партизанского движения получил следующую радиограмму от командира наступающей дивизии. «Примите привет и красноармейское спасибо за оказание боевой помощи 2-й партизанской бригадой. Помощь и содействие партизан ускорили разгром 58-й дивизии противника».

Активно помогали наступающим войскам также партизаны 6, 11, 12 и 13-й бригад. Они дезорганизовали движение по Варшавской линии железной дороги, по шоссе от Плюссы до Гатчины, по Балтийской дороге от Красного Села до Нарвы. Партизаны еще до подхода частей Красной Армии занимали города, районные центры и станции железных дорог. Так были заняты Плюсса, Оредеж, Гдов, Сланцы, Осьмино, Ляды.

Но основная задача партизан состояла в том, чтобы парализовать тыловые коммуникации противника. Только за первые шесть недель наступления партизанами было взорвано 58563 рельса, 300 мостов, 133 эшелона с живой силой и техникой противника.

На коммуникациях врага

Особенно большую помощь воинам Ленинградского и Волховского фронтов оказала 5-я партизанская бригада. В дни наступления она представляла собой крупное боевое соединение и занимала очень важные участки железных и шоссейных дорог (Варшавской линии — от Новоселья до Луги, Витебской — от Дно до Батецкой, Псковской — от Порхова до Старой Руссы, Новгородской — от Батецкой до Новгорода, а также большой участок Псковского шоссе и других важных коммуникаций).

К 15 января 1944 года район деятельности 5-й бригады был превращен в партизанский край. Партизаны дислоцировались в населенных пунктах, прикрывая подступы к лесным лагерям мирных жителей, и ежедневно вели бои на коммуникациях врага. Немцы поспешно укрепляли города и занятые ими населенные пункты и старались любой ценой очистить свои тылы от партизан. [187]

К моменту наступления 5-я бригада имела четыре закаленных в боях партизанских полка и создала пятый полк из местных партизанских отрядов.

Партизанские полки были расположены на главных коммуникациях. Первый полк Пучкова дислоцировался в юго-западной части района деятельности бригады. Он имел задачу срывать движение противника по Варшавской линии железной дороги, на участке Новоселье — Струги Красные Псковского шоссе, на участке Цапелька — Лудони, на шоссе Лудони — Хредино — Городок. Кроме того, полк держал оборону на рубежах Лудони — Щирск — Хредино — Залазы.

Второй полк Тараканова дислоцировался на северо-западном участке, в поселке Артель «Самодеятельность», деревне Ляды Уторгошского района. Полк имел задачу разрушать Варшавскую линию железной дороги на участке Серебрянка — Луга, Витебскую — на участке Батецкая — Уторгош, Псковское шоссе на участке Заполье — Городец и местные грунтовые дороги южной части Лужского, Батецкого и западной части Уторгошского районов. Перед полком стояла также задача не допускать немцев в лесные лагери мирных жителей, сосредоточенные в уторгошских лесах.

Третий полк Чебыкина занимал южный сектор на рубеже Рогачево — Мокрицы, Зачеренье, Язювка, Дубки. Полк имел задачу дезорганизовать движение по шоссе Сольцы — Порхов и местным дорогам, юго-западной части Уторгошского, западной части Стругокрасненского и северной части Порховского районов. Диверсионные группы полка дезорганизовывали движение по железной дороге Порхов — Дно.

Четвертый полк Егорова дислоцировался в деревнях Баранова, Дубенка, Козловичи. Перед полком стояла задача разрушать Витебскую линию железной дороги на участке Дно — Сольцы — Уторгош, дезорганизовать движение по шоссе Порхов — Сольцы и нарушать движение по дорогам: Вшели, Барановка, Дубенка, Вшели — Болоцко — Веретье — Уторгош, а также держать оборону в юго-восточном секторе района боевой деятельности бригады. Полк должен был охранять [188] лагери мирных жителей Дновского, Порховского и Солецкого районов.

Полк Скородумова, созданный в январе 1944 года по решению Окружного комитета ВКП(б) из местных отрядов, в начале наступления находился к северу от первого полка. Перед ним была поставлена задача дезорганизовать движение противника на Псковском и Уторгошском шоссе на участке Маяково — Лудони — Николаево, Николаево — Похонь — Звад и высылать диверсионные группы на Варшавскую линию железной дороги на участок Струги Красные — Плюсса. Полк имел также задачу охранять мирное население от возможного нападения немцев с запада, от Струг Красных и Плюссы.

Штаб партизанской бригады в это время дислоцировался в деревне Ручьи Струтокрасненского района. Госпиталь бригады находился в деревнях Морицко и Нимены. В деревне Морицко Порховского района партизанами и местным населением была оборудована посадочная площадка для самолетов.

Ленинградский штаб партизанского движения приказал командирам партизанских соединений привлечь на выполнение поставленных задач широкие народные массы, использовать все средства для борьбы с врагом, проявить упорную настойчивость и жесткую требовательность к партизанам. Командиру и комиссару 5-й партизанской бригады было приказано:

Ǥ 1

Все силы партизанской бригады сосредоточить по железной и шоссейной дорогам: Плюсса — Луга, Луга — Батецкая.

§ 2

Сорвать все военные перевозки немцев на железнодорожных участках Плюсса — Луга, Луга — Батецкая путем взрывов и разрушений ж. -д. рельсов, полотна, мостов, путевого хозяйства и пуска под откос эшелонов противника. [189]

§ 3

Разрушать телеграфно-телефонную связь противника вдоль железных и шоссейных дорог: Плюсса — Луга, Луга — Батецкая, путем систематической порчи проводов, подрыва телеграфных столбов, используя для этого все средства: взрывчатку, пилы, топоры, ломы и др. ».

Командование бригады отдало приказание всем партизанским полкам и отрядам, и на коммуникациях врага с новой силой загремели взрывы, заработали автоматы и пулеметы.

Рота Гусарова из 4-го партизанского полка совершила нападение на охрану Витебской линии железной дороги; уничтожено 11 гитлеровцев. Отряд Болюченко этого же полка на том же участке железной дороги взорвал 150 рельсов. Рота Возного разбила у деревни Дуброво обоз противника, захватив боеприпасы и военное имущество. Другой отряд у деревни Черемец разгромил карательный отряд немцев; уничтожено 20 гитлеровцев. Партизаны 1-го полка разгромили у деревень Хредино и Залазы колонну немцев численностью до 700 человек.

Партизанский отряд Мудрова, действовавший на Витебской линии железной дороги, взорвал 340 рельсов и вырезал 3000 метров 4-жильного кабеля. Большую боевую операцию провели партизаны полка Тараканова. На Варшавской линии железной дороги они произвели 168 взрывов, подорвав 2016 рельсов и, кроме того, уничтожили 54 пролета телефонно-телеграфной связи. Операция сопровождалась боем с немецкой охраной, в котором было уничтожено 7 гитлеровцев. В результате операции большой участок дороги был приведен в негодность, движение было остановлено до 21 января. Группой Сологубова на железной дороге Батецкая — Луга пущен под откос бронепоезд врага.

О силе боевых ударов 5-й партизанской бригады можно судить по следующим цифрам. За одну ночь с 15 на 16 января партизанами 1, 2 и 4 полков на Варшавской и Витебской линиях железной дороги был подорван бронепоезд, взорвано 2506 рельсов, сорвано [190] 28 400 метров проводов телефонно-телеграфной связи, уничтожено 126 гитлеровцев.

Так начали борьбу партизаны 5-й бригады в первый день наступления войск Красной Армии под Ленинградом. Борьба велась каждодневно с неослабевающей силой. Каждый партизанский полк действовал на своем участке, выполняя задание командования бригады. К этому времени полки настолько выросли, что каждый из них выполнял более крупные боевые задачи, чем вся партизанская бригада в летнее время. Каждый полк теперь насчитывал 1500—2000 партизан, имел хорошее вооружение, подготовленные опытные кадры командиров, хорошо знал свой район, имел прочную связь с населением и постоянную материальную и боевую помощь со стороны местных крестьян.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...