Встреча с Красной Армией
Конкретное представление о мощи партизанских ударов в этот период может дать боевая деятельность одного 2-го полка под командованием Тараканова. Положение на участке, занимаемом полком, во время наступления было чрезвычайно напряженным. Отходящие от Луги и Батецкой немецкие части рвались в населенные пункты и лесные лагери, где они пытались достать продовольствие путем ограбления населения. Испытывая затруднения на железных дорогах и шоссе, они искали возможности для отхода войск по грунтовым дорогам. Немцы упорно дрались за каждый населенный пункт. В этой борьбе полк Тараканова взаимодействовал с частями Волховского фронта. Передовые части фронта, наступавшие от Новгорода, к концу января подходили к Витебской железной дороге и находились в 4-х километрах от станции Передольская. В это время создалась необходимость перерезать Витебскую линию железной дороги, чтобы не дать противнику подбрасывать по ней подкрепления и преградить пути отхода оредежско-батецкой группировке немцев. Военный совет фронта дал приказ командованию бригады занять станцию [192] Передольская с тыла и удержать ее до подхода частей Красной Армии. Выполнение операции было возложено на 2-й партизанский полк. Командование полка хорошо знало месторасположение гарнизона и огневых точек противника. Ведь всего лишь семнадцать дней назад была совершена удачная операция по разгрому этого гарнизона. 27 января в 8 часов утра к Передольской было подведено пять партизанских отрядов полка. Командир полка расставил силы, направление главного удара определил с запада и выдвинул сильные боевые группы на фланги, с юга и севера. В 10 часов утра внезапно для противника партизаны атаковали гарнизон и штурмом овладели станцией. Немецкий гарнизон был подготовлен к обороне с востока. С запада, из своего тыла, он не ожидал нападения и поэтому не мог оказать существенного сопротивления. Одновременно была выдвинута сильная боевая группа на юг, к разъезду Кчера, а на север послана подрывная группа для взрыва железнодорожного полотна у моста через реку Луга. Бой продолжался два с половиной часа. Партизаны полностью овладели станцией, уничтожив значительную часть гарнизона.
Выполнив задачу, партизаны выслали свою разведку для связи с частями Красной Армии в деревню Щепино. Получив сообщение партизан, танковая бригада с приданными ей десантными частями автоматчиков без боя вступила в Передольскую и прилегающие деревни, занятые партизанами. Важнейшая железная дорога Ленинград — Дно была перерезана. К исходу дня командование 5-й партизанской бригады и танковой бригады встретились в деревне Щепино. В Ленинградской области это была первая встреча партизан с Красной Армией. Командир бригады Карицкий доложил обстановку в своем районе деятельности. Танковой бригаде была придана партизанская разведка. Раненые партизаны на 70 подводах отправились через образовавшийся прорыв в армейские госпитали. Был намечен план совместных боевых действий. Узнав о прорыве и о том, что танковая бригада далеко вырвалась вперед, немецкое командование стало [194] срочно перебрасывать из Луги по шоссе в направлении Медведь войсковые части с задачей отрезать советских танкистов от основных сил фронта. Второй партизанский полк, пополнившись у танкистов боеприпасами, выдвинул на шоссе Луга — Медведь сильный боевой заслон из двух партизанских отрядов. В районе поселков им. Герцена и Б. Торошковичи отряды закрыли дорогу. Здесь произошло столкновение партизан с немецкими частями, и враг был остановлен. Закрепившись, партизаны продержались на этом рубеже до 29 января, до подхода частей Красной Армии. В сдерживающих боях партизаны уничтожили до 70 немецких солдат и офицеров.
Так впервые за 32 месяца установился непосредственный боевой контакт партизан 5-й бригады и войск Красной Армии. Встреча еще крепче объединила народных мстителей и воинов Красной Армии. Им предстояли еще упорные совместные бои, чтобы окончательно разгромить врага на ленинградской земле. После соединения партизаны плечом к плечу с армией встали против врага. Их помощь сейчас была очень существенна. Здесь намечался основной удар немцев, и поэтому командование бригады приняло решение подтянуть на север 1-й, 3-й и 4-й полки. На юге весь освободившийся участок заняли 10-я партизанская бригада и 5-й полк Скородумова, которому было приказано оседлать шоссе Псков — Луга и держать его под своим контролем. Для большей оперативности руководства командный пункт бригады был перенесен в район боевых действий 2-го партизанского полка, в деревню Б. Ляды. По прибытии в этот район 1-й полк был размещен в деревне Буйно, 5-й полк — в Б. Березицах и 4-й полк — в лесных лагерях, в 8 километрах от Б. Уторгоши. Партизаны получили задание держать Витебскую линию железной дороги, Уторгошское шоссе и действовать совместно с частями Красной Армии по разгрому опорных пунктов врага. В южной части Лужского района и в центре Уторгошского намечались сильные бои, так как наши войска к этому времени продвинулись к Сланцам, Гдову и Лядам. [195] Для немецкой группировки, сосредоточенной в районе Батецкая — Оредеж — Луга — Медведь — Уторгош — Плюсеа, создалась угроза окружения. Сосредоточив большие силы на одном участке, немцы предприняли отчаянные попытки вырваться. Чрезвычайное значение для них приобрели не только железные дороги и шоссе, но и проселочные дороги. Все важнейшие дороги в этом месте контролировались партизанами. Дороги нужно было удержать во что бы то ни стало. Овладев ими, немцы не только улучшили бы свое положение, но и поголовно истребили бы все мирное население, а его в этих лесах было сосредоточено до 50 тысяч человек. Немцы чувствовали свой неминуемый разгром. В начале февраля 1944 года обер-ефрейтор Эмиль Иосель записал в своем дневнике: «Нам осталось пройти еще полпути, и мы выйдем из этой проклятой партизанской области. Здесь очень скверно в отношении партизан. Они нападают даже на большие колонны. Будем надеяться, что все кончится благополучно. До сих пор нам везло». Эта запись была сделана около Луги и попала в руки партизан. Надежда гитлеровца не сбылась — ему не повезло...
Другой немец, обер-ефрейтор А. Газ, 4 февраля 1944 года писал своей фрау: «Со вчерашнего дня мы вышли из котла. Наверное вы слышали о местах, в которых я был несколько дней тому назад: Мга, Шапки, Любань, Тосно, Гатчина, а теперь я в Луге. Мы за короткое время прошли 150 километров. Русских было много, а здесь, кроме того, очень много партизан». Обер-ефрейтор Газ попал из огня да в полымя: уцелев от ударов Красной Армии и удирая от Мги, за Лугой он получил партизанскую пулю.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|