Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Боевые дела




В период народного вооруженного восстания боевые операции партизан приобрели особенно широкий характер. В войне против немцев участвовал весь народ. Под [164] контроль партизан были взяты целые районы и большие участки железных и шоссейных дорог, парализована вся жизнь немецкого тыла.

Основное внимание 5-й бригады в октябре 1943 года было сосредоточено на борьбе за сохранение советского народа и его имущества. Партизаны выслеживали немцев на железных дорогах и шоссе, отбивали хлеб, скот и имущество советских людей, отправляемые в Германию, освобождали народ и брали его под свою защиту. Хлеб, скот и другое имущество раздавали населению или уничтожали, но не давали увозить в Германию.

9 октября после диверсии на Витебской линии железной дороги, на участке Уторгош — Дно, отрядом Горюнова (из полка Егорова) были остановлены три эшелона с населением, эвакуируемым немцами из-под Ленинграда. Охрана, сопровождавшая эшелоны, была перебита. Из числа освобожденных людей 1200 человек, способных носить оружие и бороться, пошли в партизанские отряды, а остальные были размещены по лесным лагерям и среди местных жителей.

13 октября на станцию Низы прибыл порожний состав для погрузки населения деревни Лубино. Немецкое командование, зная о том, что вблизи находятся партизаны, отправило в Лубино усиленный отряд — более 100 гитлеровцев. Немцы окружили деревню Лубино и начали охоту на русских людей. В полк Егорова из деревни прибежала девушка и сообщила о происходящем. Егоров выслал на помощь населению боевую группу партизан-автоматчиков. В деревне разгорелся жаркий бой. Гитлеровцы не выдержали и отошли. 350 женщин и мужчин партизаны увели с собой в лесные лагери, а их имущество взяли под охрану.

Отряд Кирдянкина отбил у немцев до 2000 пудов хлеба, из них 750 пудов возвратил населению, а остальные вынужден был сжечь, так как соседний гарнизон немцев спешил на помощь. В октябре полк Егорова несколькими налетами на Варшавскую и Витебскую линии железной дороги отбил у немцев до 10 тысяч пудов хлеба.

В конце октября Ленинградский штаб партизанского [165] движения решил вручить 5-й бригаде боевое партизанское знамя за спасение советских людей от истребления и угона в немецкое рабство. Это было первое знамя, врученное партизанскому соединению. Торжество вручения состоялось в день 26-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Это было большим событием для партизан. Кругом шли жаркие бои. Командование бригады собрало часть партизанских соединений и выстроило колонну в центре деревни Ручьи. Представитель штаба передал боевое знамя в руки Карицкого. Командир бригады в своем выступлении сказал: «Это боевое знамя завоевано кровью. Там, в пяти километрах от нас, кипит жаркий бой, там бьются партизаны полка Егорова за нашу родину, за советский народ. Передайте ленинградцам, что мы с честью пронесем это знамя через все бои и испытания, до полного разгрома немецких захватчиков на ленинградской земле. А после победы над врагом войдем с этим знаменем в город Ленина! »

В районах боевой деятельности 5-й бригады почти полностью были сорваны планы немецкого командования по осенним заготовкам продуктов и эвакуации населения в Германию. Оставшиеся гарнизоны находились под угрозой разгрома, держать же в тылу крупные части немецкое командование не имело возможности, так как положение на фронтах требовало пополнений. Небольшие группы немецких солдат в сохранившихся гарнизонах сидели и ждали смерти. Старший ефрейтор Роберт Код писал своему приятелю на родину: «Вчера партизаны совершили нападение недалеко от нас. Они взорвали поезд с солдатами, а потом завязался бой. Можешь себе представить, что осталось после этого. Не чувствуешь себя в безопасности даже, когда идешь в уборную. Партизаны орудуют совсем близко. Их силы исчисляются тысячами... »

Радист обер-ефрейтор Курт Дангер жаловался: «У нас на рациях страшно много работы, так как почтово-телеграфная связь прервана партизанами, которых здесь насчитывается до 6000. Они ежедневно перерезают провода. Мы почти оторваны от внешнего мира. Все мосты и железнодорожные линии взорваны. Но это [166] еще не все: русские почти ежедневно нападают на нас, и немногие часы нашего отдыха приходится лежать в обороне. Часто завязывается такой сильный бой, что не надеемся выбраться живыми».

Нигде не находили себе покоя фашистские захватчики. Везде настигала их карающая рука народных мстителей.

Боевые действия партизан и восставшего народа были направлены также на разрушение Варшавской и Витебской линий железной дороги, Псковского и Уторгошского шоссе и улучшенных грунтовых дорог Городище — Вшели — Дубенка, Уторгош — Каменка — Вшели, Струги Красные — Лудони, Плюсса — Милютино. Одновременно подвергались разрушению все местные проселочные дороги района деятельности бригады.

Партизанские отряды бригады и местные отряды троек при поддержке всего населения каждый день совершали десятки боевых операций.

16 ноября партизаны полка Скородумова получили задание выйти на широкое Псковское асфальтированное шоссе. Это шоссе имело для немцев исключительное значение, так как оно питало Ленинградский фронт. Полк должен был взорвать мосты, уничтожив телефонно-телеграфную связь, из пулеметов, минометов и противотанковых ружей обстреливать транспорты противника с целью остановить движение. Ночью между населенными пунктами Маяково и Новоселье партизаны рассредоточились на 10 километров вдоль дороги. По краям — у Новоселья и Маяково — были выставлены заслоны; кроме того, на всем протяжении занятого участка дороги залегли засады из боевых групп, пулеметчиков и автоматчиков. Местное население с пилами и топорами вышло на дорогу.

Вскоре на флангах завязался бой. Заработали пулеметы и автоматы — это обстреливались подходящие транспорты. Тем временем на всем протяжении дороги звенели пилы, стучали топоры, временами слышались взрывы. Разрушительная работа шла быстро и споро. На утро были взорваны мосты, спилены телеграфные столбы, разбиты изоляторы. На дороге выросли целые баррикады из спиленных столбов и натасканного леса; [167] все это было перепутано телеграфной проволокой и заминировано.

С рассветом местное население ушло в лесные лагери, остались только боевые группы полка. Днем закипел горячий бой. С обеих сторон — от Маяково и Новоселья — на дороге скопились вереницы немецких машин и повозок. В обозах царила паника. Из ближних гарнизонов подошли боевые группы, команды саперов были брошены на восстановительные работы.

Партизаны тоже не теряли времени. Они заходили в хвост колонн и в упор расстреливали немецкие транспорты. После уничтожения завалов немецкие саперы натыкались на партизанские засады. Бой на шоссе продолжался два дня. Днем 18 ноября немцы стянули сюда большие силы с бронемашинами, минометами и открыли бешеный огонь по всем кустам и опушкам леса. Под прикрытием огневой завесы усиленно работали восстановители. Но партизаны, выполнив свою задачу, отошли. За два с лишним года партизанской войны в этих районах это был первый крупный бой на Псковском шоссе. Успешный исход его послужил началом крупных операций на шоссейных и грунтовых дорогах.

С этого времени полностью прекращается движение на шоссе Николаево — Уторгош. Партизаны и раньше несколько раз выходили на эту важную для немцев магистраль, взрывали мосты у Городища, Рямешки, Малая Уторгош и Радошки, устраивали засады, уничтожали связь. Но немцам удавалось наладить движение. В ноябре эта дорога была испорчена так, что гитлеровцы не могли ее использовать даже в самое тяжелое для них время. Вместе с партизанами на эту дорогу выходили тысячи местных жителей. Они работали на дорогах целыми неделями вместе с партизанами и под их охраной. Кто имел коней, выезжал в санях для подвоза леса на завалы. Народ знал, что от его помощи партизанам зависит спасение тысяч людей. В результате шоссе на участке Николаево — Большая Уторгош было приведено в полную негодность: мосты разрушены — разобраны и сожжены, в образовавшиеся провалы вбивались надолбы из заостренных бревен. На целые [168] километры тянулись мощные завалы из телеграфных столбов и леса. Как и на Псковском шоссе, завалы перепутывались проволокой и минировались шашками тола. Немцы пытались разобрать завалы, но, наскочив на мины, отходили.

В такое же состояние были приведены улучшенные дороги Городище — Вшели — Уторгош и Похонь — Киевац — Вшели — Дубенка.

Загородив дороги, партизаны установили за ними постоянный контроль. Наблюдение за дорогами было поручено местным партизанским отрядам. Конечно, сами партизаны и население пользоваться этими дорогами тоже не могли. Но для сообщения между населенными пунктами и лагерями были проложены объездные и лесные дороги. Все проселочные дороги в Уторгошском, Лужском, Плюсском, Стругокрасненском, Порховском, Батецком и других районах также были приведены в негодность: разобраны и сожжены мосты, устроены завалы. Эти дороги тоже контролировались отрядами партизан. У населенных пунктов и у поворотов дорог в лесные лагери стояли патрули. На перекрестках, у населенных пунктов и лесных лагерей, из укрытий за дорогами наблюдали женщины, девушки, старики или подростки. Патрули получали на каждый день из штаба бригады пароль-пропуск, пользуясь которым контролировали движение.

Борьба на шоссейных и проселочных дорогах имела две цели: во-первых, нарушать нормальное обслуживание войск противника; во-вторых, сорвать злодейский замысел гитлеровцев по истреблению населения.

С того времени, когда население уклонилось от эвакуации и ушло под защиту партизан, немцы относились ко всем местным жителям, как к партизанам, и, нападая на лесные лагери, поголовно истребляли людей. Народ знал это и крепко держал связь с партизанами. В них он видел единственное спасение.

Большая подрывная деятельность на шоссейных и проселочных дорогах не ослабила «рельсовой войны»: партизаны почти ежедневно пускали под откос воинские эшелоны врага, рвали рельсы, мосты, телеграфно-телефонную связь. Уже в это время на Варшавской [170] и Витебской линиях на месте телеграфных столбов стояли обломки по 1 1/2—2 метра высотой, путь состоял из укороченных рельсов; вторая колея разбиралась и шла на ремонт.

В конце ноября отрядами полка Егорова была проведена большая и очень важная операция по разгрому железнодорожных станций Леменка и Морино. Первая находится на Витебской линии железной дороги, вторая — на дороге Дно — Старая Русса. План нападения был разработан в штабе полка. Командование полка имело основные данные о количестве гарнизона и его вооружении, но не было точных данных о том, где размещаются немцы. Карицкий поставил задачу — разгромить гарнизоны и разрушить путевое хозяйство внезапным налетом с минимальными потерями. Для успешного выполнения поставленной задачи было решено послать разведку, чтобы уточнить данные о гарнизоне. На станцию была направлена разведгруппа под командованием комсомолки Марины Черненко. В прошлом ленинградская портниха, разведчица Черненко отличалась сообразительностью, беспредельной храбростью и точностью в исполнении заданий. С нею отправились три боевых комсомольца.

В километре от станции Морино, у поселка Апраксино, разведчики натолкнулись на группу немцев-саперов. Партизаны залегли в канаву, чтобы дождаться темноты. Вечером они зашли в поселок и на его окраине нашли дом, откуда было удобно наблюдать. Договорились с хозяином — железнодорожным рабочим. Марина Черненко и Николай Левонин залезли на крышу дома и там устроили наблюдательный пункт. Двое бойцов были оставлены в кустах для охраны. Наблюдали целые сутки. Установили точно, где размещены немцы, где находится казарма охраны дороги и штаб-квартира, сняли план поселка, уточнили подходы. Наблюдатели выяснили, что численность гарнизона на станции достигает 250 человек. Выполнив задачу, разведчики ушли.

Получив сообщение разведки, командир полка Егоров разработал план нападения. Первый отряд получил задачу в 2 часа ночи штурмовать двухэтажный каменный дом, в котором размещались основные силы [171] гарнизона — до 100 человек. На подходе к дому нужно было уничтожить три пулеметных гнезда. Одна рота должна была захватить вокзал и разрушить путевое хозяйство. На другую роту возлагалось задание взорвать склад с боеприпасами и стрелки на путях в сторону станции Дно. Отряду Болюченко предстояло прикрыть действия на флангах и подорвать рельсы и связь в направлении деревни Шавково. С такой же задачей была направлена к деревне Общий Починок третья рота. Санчасть полка разместилась в поселке Апраксино. Сигналом к бою был взрыв гранат.

Немецкая охрана заметила партизан, подходящих к двухэтажному дому, и открыла автоматный огонь. Это не остановило партизан, они начали бросать гранаты. Рота с боем подошла к вокзалу и подожгла его. Немцы потушили пожар, но партизаны подожгли вокзал вторично. Другая рота, преодолев проволочное заграждение, при помощи проводника из местных жителей, нашла склады с оружием и боеприпасами и подожгла их. В это же время загремели взрывы — партизаны рвали рельсы, стрелки и связь. Бой продолжался три часа. В пять часов был дан сигнал на отход. Партизаны отошли без потерь, имея только двух человек ранеными. Немцы были захвачены врасплох. Стреляли много, но бесцельно.

В итоге нападения было взорвано все путевое хозяйство станции, сожжены склады и все вспомогательные станционные сооружения, разрушены связь, сигнализация, на путях по направлению к станциям Дно и Старая Русса взорвано 95 рельсов; в перестрелке убито 15 гитлеровцев.

Немцы стали быстро подбрасывать сюда силы. Полк отошел, сосредоточился у деревни Петрово и быстро выслал разведку, готовясь к нападению на станцию Леменка.

В разведку опять пошла со своей группой Марина Черненко. В деревне Фальки она зашла в дом железнодорожника и попросила у хозяина покушать. В разговоре установила, что хозяин до войны работал начальником станции Леменка, а немцы сделали его путевым рабочим. По предложению Черненко он охотно согласился [172] помогать партизанам и тщательно разведал станцию. Получив полные и точные данные, командование полка разработало задание отрядам и ротам. 28 ноября в полночь партизаны напали на станцию. Гарнизон был разгромлен, станционное хозяйство приведено в негодность.

В результате разгрома этих двух станций Витебская и Старорусская линии были надолго выведены из строя. Обе операции показали исключительную организованность и боевую подготовку партизан.

Позднее не менее удачно было организовано нападение полка Тараканова на станцию Передольская.

На станции стоял немецкий гарнизон из 520 человек. Немцы имели на вооружении большое количество автоматов, пулеметов, минометов, зенитные и противотанковые пушки. Станция была обнесена проволочными заграждениями и траншеями, укреплена дзотами. Ожесточенный бой продолжался два часа. За это время немцы успели подвезти подкрепление со станции Батецкая и из гарнизона Подберезье. Тем не менее бой закончился победой партизан: были уничтожены казармы немецкого гарнизона, взорвана водокачка, сожжены склад с зерном, механизированный элеватор, две сторожевые будки, взорваны 6 стрелок, 5 крестовин, 254 рельса и 30 вагонов.

По силе огня, ожесточенности боя и результатам это была большая операция, хотя ее осуществлял всего лишь один полк.

После этого боя немцы долгое время не могли наладить движение по Витебской линии железной дороги.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...