Понятие мотивации и значение учебных мотивов
Стр 1 из 3Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ И УЧЕБНЫЕ МОТИВЫ Понятие мотивации и значение учебных мотивов Мотивация как обязательный компонент учебной деятельности Студент как субъект учебной деятельности ГЛАВА 2. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Мотивация учения Психологическая характеристика отдельных сторон мотивационной сферы учения Роль положительного уровня мотивации и познавательных интересов студентов в мотивации их учения Индивидуальная работа с обучающимися по формированию у них учебной мотивации ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО УРОВНЯ МОТИВАЦИИ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТОВ И ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА В УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Тема моей курсовой связана с изучением учебной мотивации студентов вузов, студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая прежде всего определяется через два мотива: мотивация достижения и познавательная мотивация. Последняя является основой учебно-познавательной деятельности человека, соответствуя самой природе его мыслительной деятельности. Она возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии и отношении студентов и преподавателей. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации. Теоретическая значимость работы заключается в том, чтобы осветить учебную мотивацию как сложную, многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д. Рабочая гипотеза. Высокие показатели позитивной учебной мотивации существенно влияют на успехи студентов в учёбе и общий уровень овладения знаниями. Положительный уровень мотивации, познавательных интересов студентов и потребности в достижении успеха в учебной деятельности существенно влияют на общую учебную мотивацию.
Практическая значимость состоит в подтверждении гипотезы о том, что учебная успеваемость и позитивное овладение знаниями и умениями зависит от познавательных интересов, положительного уровня мотивации и от потребностей в достижении успеха. Предмет исследования учебная мотивация как основной фактор высокой успеваемости и овладения знаниями и умениями. Объект исследования - учебная группа вуза, в составе 33 человек. Возраст студентов от 18 до 21 года. Группа проходит обучение по специализации оператор ЭВМ, 2-ой курс 3-х годичного обучения. Цели и задачи исследования - выявить зависимость высоких показателей учебной успеваемости и быстрого овладения знаниями и умениями от положительного уровня мотивации, познавательных интересов и потребностей в достижении успеха. Новизна. При проведении исследования мною были использованы современные методики такие как «Опросник для определения интенсивности познавательных интересов» В.С.Юркевич, «Оценка учебной мотивации» и «Методика диагностики удовлетворённости основных потребностей». Актуальность. В последние годы усилилось понимание психологами и педагогами роли положительной мотивации к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями, разработки и результаты исследований используют при внедрении в практику новых методик и программ обучения, позволяющих существенно повысить успеваемость среди студентов, общий уровень образования и грамотности.
ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ И УЧЕБНЫЕ МОТИВЫ Понятие мотивации и значение учебных мотивов
«Мотивация - это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Учебная мотивация - это система факторов, вызывающих активность индивида, направленную на овладение знаниями, умениями и навыками. Учебная мотивация, тот элемент психической жизни человека, который позволяет повышать свой интеллектуальный уровень, способствует самореализации и самоактуализации личности. Принято различать две большие группы мотивов: 1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения; 2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями студента с другими людьми. Познавательные мотивы делятся на: 1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации студентов на овладение новыми знаниями; 2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации студентов на усвоение способов добывания знаний: интересы к приёмам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда; ) мотивы самообразования, состоящие в направленности студентов на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечить наличие у студентов так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении к успеху в ходе постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых всё более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами. Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей студентов в учебной деятельности, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным.» [4,с.182-184] «Учебные мотивы обладают содержательными и динамическими характеристиками. К первым относятся такие характеристики как: 1) наличие личностного смысла учения для студента; 2) наличие действенности мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения учащегося; ) место мотива в общей структуре мотивации. Каждый мотив может быть ведущим, доминирующим или второстепенным, подчинённым.
) Самостоятельность возникновения и проявления мотива. Он может возникать как внутренний в ходе самостоятельной учебной работы или только в ситуации помощи постороннего, как внешний. ) уровень осознания мотива; ) степень распространённости мотива на разные типы деятельности. Что касается динамических характеристик, то они следующие: 1) устойчивость мотивов, они могут быть как ситуативными, устойчивыми или относительно устойчивыми, связанными с определённым кругом предметов и заданий. 2) модальность мотивов, она может быть положительной и отрицательной; ) сила мотива, его выраженность, быстрота возникновения и т.д. Формы выражения мотивов учения должны находиться в поле зрения преподавателя; по ним он определяет характер мотивации учения данного студента. Но затем желательно двигаться к анализу внутренних, содержательных особенностей мотивов, определять, что же именно стоит, например за отрицательной модальностью - мотивами избегания, выявлять, показателем чего является неустойчивость мотива и т.д.» [1,с.264-269]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|