Индивидуальная работа с обучающимися по формированию у них учебной мотивации
«В любой группе учащихся имеется несколько человек, с которыми необходимо вести индивидуальную работу. Как правило, это учащиеся с отрицательным отношением к учебной деятельности, а также студенты с низким уровнем мотивации. Прежде чем рассмотреть особенности работы с такими учащимися, обратимся к уровням учебной мотивации, установленным в психологических исследованиях. Знание возможных состояний мотивационной сферы учащихся поможет более уверенно выбрать пути индивидуальной работы с ними. А.К. Маркова выделила следующие уровни развития учебной мотивации у учащихся. 1. Отрицательное отношение к преподавателю. Преобладают мотивы избегания неприятностей, наказания. Объяснение удач внешними причинами. Неудовлетворённость собой и педагогом, неуверенность в себе. 2. Нейтральное отношение к учению. Неустойчивый интерес к внешним результатам учения. Переживание скуки, неуверенности. . Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению. Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке преподавателя. Широкие нерасчленённые социальные мотивы ответственности. Неустойчивость мотивов. . Положительное отношение к учению. Познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний. . Активное, творческое отношение к учению. Мотивы самообразования, их самостоятельность. Осознание соотношения своих мотивов и целей. . Личностное, ответственное, активное отношение к учению. Мотивы совершенствования способов сотрудничества в учебно-познавательной деятельности. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности. Описанные уровни мотивации показывают направление процесса формирования мотивов. Однако достижение высоких уровней не обязательно предполагает прохождение всех более низких. При определённой организации учебной деятельности большинство учащихся с самого начала работают на положительной познавательной мотивации, не проходя уровней отрицательной мотивации. Но если у студентов сложилась отрицательная мотивация, то задача преподавателя - обнаружить её и найти способы коррекции.
Диагностика мотивации. Для установления уровня мотивации существуют специальные методики. Для выявления указанных выше уровней мотивации, следует использовать наблюдение. Учащиеся с отрицательным отношением к учению склонны пропускать занятия. Они небрежно выполняют задания, не задают вопросов педагогу. Преподаватель может использовать беседу со студентом во время проверки того или иного задания. В ходе беседы преподаватель спрашивает, какие задания вызвали интерес учащегося, какие задания были для него трудны. Третий метод - создание ситуации выбора. Например, преподаватель предполагает учащемуся вместо занятий, если он хочет, пойти отнести пакет в соседний факультет. При этом добавляет, что пакет он может отнести и после занятий. Используют также и такой приём: предлагают студенту составить такое расписание которое больше всего его устраивает. После того как преподаватель будет иметь объективные факты, говорящие об отрицательном или нейтральном уровне учебной мотивации, встаёт вопрос о причинах этого. Прежде чем говорить об этом, отметим, что преподаватель должен обеспечить гуманные, доброжелательные отношения со студентом. Полученные данные о нём не должны быть предметом обсуждения в группе. Учащемуся нельзя ставить в упрёк его низкий уровень учебной мотивации. Надо установить причины такого положения дел. Как показали исследования, причиной является довольно часто неумение учиться. Это приводит к плохому пониманию изучаемого материала, слабым успехам, неудовлетворённостью результатами и в итоге - низкой самооценке.
Пути коррекционной работы. Данная работа должна быть направления на ликвидацию причины, приведшей к низкому уровню мотивации. Если это неумение учиться, то коррекция должна начинаться с выявления слабых звеньев. Поскольку в эти умения входят как общие, так и специфические знания и умения, то необходимо проверить и те, и другие. Для ликвидации слабых звеньев необходимо провести их поэтапную отработку. При этом обучение должно быть индивидуальным, с включением преподавателя в процессе выполнения действий. В процессе работы преподаватель должен отмечать успехи студента, показывать его продвижение вперёд. Приобретение учащимся необходимых средств учения позволит учащемуся лучше понимать материал, успешно выполнять задания. Это приводит к удовлетворению своей работой. Разумеется, мотивация не всегда будет внутренней, но положительное отношение к предмету обязательно появиться.» [10,с.274-276] «Исследования показали, что познавательные интересы учащихся существенно зависят от способа раскрытия учебного предмета. Обычно предмет предстаёт перед учащимся как последовательность частных явлений. Каждое из этих явлений преподаватель объясняет и даёт возможность дальнейшего плана действия. При таком построении предмета есть большая вероятность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идёт через раскрытие сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность учащийся сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает творческий характер. При этом, как показало исследование В.Ф.Моргуна, мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения: учащемуся интересно изучать какой-то предмет самостоятельно. Второе условие связано с организацией работы над предметом малыми группами. В.Ф. Моргун обнаружил, что принцип подбора учащихся при комплектовании групп имеет большое мотивационное значение. Если студентов с нейтральным отношением к предмету объединить со студентами, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить студентов с нейтральным отношением к предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых к предмету не меняется.
мотивация обучение студент В этом же исследовании показано, что большое значение для повышения интереса к изучаемому предмету имеет групповая сплочённость учащихся, работающих малыми группами. В связи с этим при комплектовании групп важно, чтобы учитывалось кроме успеваемости, общего развития ещё и желание. В группах где не было групповой сплочённости, отношение к предмету резко ухудшалось. В другом исследовании М.В. Матюхиной обнаружено, что успешно можно формировать учебно-познавательную мотивацию, используя отношения между мотивом и целью деятельности. Цель поставленная преподавателем, должна стать целью учащегося. Между мотивами и целями существуют весьма сложные отношения. Наилучший путь движения - от мотива к цели, т.е. когда учащийся уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к цели. К сожалению, в практике обучения такие ситуации редки. Как правило, движение идёт от цели к мотиву. В этом случае усилия педагога идут на то, чтобы поставленная им цель была принята учащимися, т.е. мотивационно обеспечена. В этих случаях важно прежде всего использовать саму цель как источник мотивации, превратить её в мотив-цель. Для превращения целей в мотивы-цели большое значение имеет осознание учащимся своих успехов, продвижение вперёд.» [11,с.94-99]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|