Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Исследование роли положительного уровня мотивации, познавательных интересов студентов и потребности в достижении успеха в учебной мотивации




 

Проблема воспитания положительного отношения к учению рассматривается в современной педагогике в диалектической связи с воспитанием целостной личности, которая является субъектом единого процесса обучения и воспитания.

«Интерес к учению, тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности и в этом плане его выражение и проявление состояния других сторон мотивационной сферы - мотивов и целей.

Иногда в качестве основной черты интереса называют эмоциональную окрашенность, связь с эмоциональными переживаниями студента. Связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на первых этапах возникновения любознательности, но для поддержания устойчивости интереса необходима сформированность учебной деятельности, а также связанные с ней способности к самостоятельной постановке учебных целей и их разрешения.» [7,с.90-100]

«В последние годы усилилось понимание психологами и педагогами роли положительной мотивации к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. При этом выявлено, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей; однако в обратном направлении этот фактор не срабатывает - никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую выраженность, не может привести к значительным успехам в учёбе.

А.И. Гебос выделены факторы (условия), способствующие формированию у студентов положительного мотива к учению:

осознание ближайших и конечных целей обучения;

осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний;

эмоциональная форма изложения учебного материала;

показ «перспективных линий» в развитии научных понятий;

профессиональная направленность учебной деятельности;

наличие любознательности и «познавательного психологического климата» в учебной группе.» [1,с.266]

Итак, можно предположить, что учебная мотивация студентов зависит от уровня позитивной познавательной мотивации, от познавательных интересов и потребности в достижении успеха в учебной деятельности.

Для подтверждения выдвинутой рабочей гипотезы мною было проведено исследование студентов профессионального училища города Тихорецка.

Характеристика испытуемых. В исследование приняло участие две группы студентов, группа №67 и №59. В группе №67 обучается 29 человек, возраст студентов от 15 до 18 лет, в группе только мальчики. Специализация данной группы - газоэлектросварка, обучение 3-х годичное, 2-ой курс. В группе обучается 4 человека из так называемой «группы риска», это ребята из неблагополучных семей и оставшиеся без попечения родителей. В группе, как правило, они занимают позицию сторонних наблюдателей, замкнуты и малообщительны. Групповой коллектив развит слабо, внутри группы сложились мелкие подгруппы, включающие 5-6 человек, при этом некоторые студенты не включёнными не в одну из них. Группа безинициативна и мало активна.

В группе №59 учится 33 человека, из них 20 девочек и 13 мальчиков. Возраст учащихся 16-17 лет. Группа проходит обучение по специализации - оператор ЭВМ, 2-ой курс, 3-х годичного обучения. В группе установлен тесный контакт между куратором, мастером и студентами, что способствует высокой общественной активности группы, учащиеся принимают участие в мероприятиях, проводимых училищем, и общегородских. У учащихся отмечаются такие качества как доброта, душевность, ответственность, отзывчивость, дисциплинированность, вежливость. Коллектив группы развит достаточно хорошо, между учащимися сложились дружеские отношения.

Описание методик. Как и в случае диагностики других психологических показателей, при диагностики мотивационной сферы в своём выборе средств необходимо остановиться на определённом уровне диагностических средств.

Использование опросников, как например «Опросник для определения интенсивности познавательных интересов» В.С.Юркевич, позволяют реконструировать мотивы обследуемого исходя из полученных данных. Данная методика напрвлена на диагностику мотивационной сферы личности, позволяющая определить, на что направлена активность индивида.

Использование «Методики диагностики личности на мотивацию к достижению успеха и избеганию неудач Т.Элерса» применённые в комплексе позволяют выявить насколько сильна мотивация к достижению поставленной цели у исследуемого, насколько выражен у него уровень личностной защиты, мотивация к избеганию неудач, страх перед несчастьем, также методики помогают выявить готовность к риску (риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределённости).

«Опросник для определения привлекательности для учащихся своей группы» позволяет выявить возможные типы восприятия индивидом группы. Особенности индивидуального восприятия определяются многими факторами: сложившимися социальными установками, прошлым опытом, особенностями самовосприятия, степенью информированности друг о друге. Восприятие индивидом группы во многом детерминирует межличностные отношения.

Три варианта восприятия индивидом своей учебной группы.

. Студент воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов.

. Индивид воспринимает группу как инструмент достижения тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения её «полезности» для индивида. Отдаётся предпочтение более способным оказать помощь, или послужить источником необходимой информации.

. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план у таких студентов выступают проблемы группы и отдельных её членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность. Имеет место потребность в коллективных формах работы.

С помощью методик: «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса»(1) и «Методика диагностики личнсоти к избеганию неудач Т. Элерса»(2) выявляю уровень стремления к достижению успеха.

Полученные результаты.

 

1.

№ группы Общее количество студентов, участвующих в исследовании Низкая мотивация к успеху(число человек) Средний уровень мотивации Умеренно высокая мотивация Слишком высокая мотивация
 59  29  1  15  7  6
 67  24  10  11  2  1
Средний результат по двум группам  53  5,5  13  4,5  3,5

 


2.

№ группы Общее количество человек, участвующих в исследовании Слишком высока мотивация к защите (число студентов) Низкая мотивация к защите Средняя мотивация к защите Высокая мотивация к защите
 59  29  1  13  9  6
 67  24  8  10  2  4
Средний результат по двум группам  53  4,5  11,5  5,5  5

 

Итак, данные полученные в результате исследования, говорят о том, что умеренно сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска, сравнивая оценочные данные учебных журналов, именно эти студенты имеют стабильный уровень знаний и преобладающие у них отметки 4-5. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.

Те кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защите). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.

Установка на защиту зависит от трёх факторов: степени предполагаемого риска; преобладающей мотивации; опыта неудач в учёбе. Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое - когда без риска удаётся получить желаемый результат; второе - когда рискованное поведение ведёт к неудачи. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т.е. мотивацию к избеганию неудач.

Проведя методику «Опросник для определения интенсивности познавательных интересов» В.С. Юркевич, мною были получены следующие данные.

 

№ группы Число студентов, участвующих в исследовании Сильно выраженная познавательная потребность (число студентов) Слабо выраженная познавательная потребность
 59  26  17  9
 67  24  8  16
Среднее по двум группам    12,5  12,5

 

Итак, полученные данные подтверждают зависимость учебной мотивации от интенсивности познавательных интересов, так как, сравнивая результаты данного исследования с показателями успеваемости студентов, выявлено, что сильно выраженный познавательный интерес имеют студенты с высокими показателями успеваемости, активно проявляют себя в учебной деятельности, участвуют во всевозможных конкурсах, олимпиадах и т.д.

Несомненно, на уровень учебной мотивации огромное влияние оказывают межличностные отношения в группе и уровень оценки студентом привлекательности своей группы. Это находит своё подтверждение в следующем исследовании с использованием методики «Определение привлекательности для учащихся своей группы».

 


Полученные результаты.

№ группы Количество студентов, принимавших участие в исследовании Самая неблагоприятная оценка привлекательности группы (число студентов) Средняя оценка привлекательности Самая высокая оценка привлекательности
 59  22  5  14  3
 67  20  9  9  2
Среднее по двум группам    7  11,5  2,5

 

Из полученных данных видно, что наибольшее количество студентов оценивают привлекательность для себя группы, в которой они обучаются как среднюю, однако баллы по неблагоприятной оценки привлекательности группы тоже достаточно высоки, а это значит, что многие студенты, неудовлетворенны своей группой и взаимоотношениями в ней, что существенно сказывается на уровне учебной мотивации у данных студентов, она, как правило, низкая, особого интереса к учёбе и активности они не проявляют. Большинство студентов оценивают свою группу с точки зрения её «полезности», как средство для достижения своих индивидуальных целей. Как правило, взаимодействие среди представителей осуществляет только с теми, кто может поддержать, помочь в решении тех или иных вопросов. Высоки показатели негативной оценки группы её членами, это свидетельствует об уклонении студентов от коллективных форм деятельности, ограничению контактов с одногруппниками. Лишь единицы студентов из двух групп готовы ставить интересы группы выше своих личных, настроены на групповую деятельность, как правило, это очень активные студенты, контактные и предприимчивые.

В работе по формированию здорового нравственного климата в учебном коллективе центральное место должно занимать налаживание хороших межличностных отношений.

Использование методики «Оценка учебной мотивации» позволяет непосредственно оценить уровень учебной мотивации.

 

Полученные результаты.

№ группы Число студентов, принимавших участие в исследовании Кол-во студентов имеющих высокий уровень мотивации Хороший уровень мотивации Положительное отношение к учёбе Низкий уровень мотивации Негативное отношение к учёбе
 59  23  5  8  6  3  1
 67  19  2  7  4  4  2
Среднее по двум группам    3,5  7,5  5  3,5  1,5

 

Полученный данные свидетельствуют о том, что у большинства студентов этих групп хороший уровень мотивации к учебной деятельности и положительное отношение к учёбе. Показатели хорошего уровня мотивации имеет большинство учащихся, успешно справляющихся с учебной деятельностью, они проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Положительное отношение к учёбе имеют, как правило, ребята, которые благополучно чувствуют себя в учебном заведении, однако чаще ходят на занятия, чтобы общаться с друзьями, преподавателями. Познавательные мотивы у таких студентов в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

Вывод: в ходе исследования учебной мотивации в двух группах, мною было выявлено, что большинство представителей данных учебных коллективов имеют хороший или средний уровень мотивации, сочетающийся с положительным отношением к самому учебному заведению. Было выявлено, что уровень учебной мотивации зависит от ряда факторов: от личностных особенностей учащегося, его самооценки, общей мотивации к успеху и избеганию неудач, познавательных интересов студентов и, конечно, от отношения к изучаемому материалу и своей учебной группе.

В результате изучения групп было установлено, что высокий и средний уровень учебной мотивации преобладает у учащихся, которые имеют высокий и средний уровень самооценки, то есть не имеют «комплекса неполноценности», более уверенны в себе, имеют выраженный познавательный интерес и стремление к обучению. Студенты, обладающие средним уровнем мотивации к успеху и низкой мотивацией к защите, как правило, и имели более высокую мотивацию к учебной деятельности. Огромное влияние на уровень мотивации оказывает и отношение к своей учебной группе и учебному заведению в целом. Так студенты, у которых было положительное отношение к учёбе и отмечавшие привлекательность своей группы как среднюю или высокую показывали высокие результаты и по уровню общей учебной мотивации.

Итак, гипотеза, выдвинутая в курсовой работе о том, что учебная мотивация зависит от познавательных интересов учащихся, потребности в достижении успеха в учебной деятельности и положительного уровня учебной мотивации и отношения к своему учебному коллективу, полностью подтвердилась.

Практические рекомендации. Для формирования полноценной учебной мотивации необходима целенаправленная, специально организованная работа. Учебно-познавательные мотивы, связанные с внутренним содержанием и процессом учения, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности, а не вне её. Поэтому именно организация полноценной учебной деятельности является главным условием, обеспечивающим развитие наиболее действенных учебных мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.

Прежде чем приступать к коррекции мотивации и улучшению её, необходимо произвести диагностику мотивационной сферы, затем, разработать план коррекционной работы, исходя из полученных данных диагностики, и только затем приступать к самим коррекционным мероприятиям.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мотивация - это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека.

Учебная мотивация - это система факторов, вызывающих активность индивида, направленную на овладение знаниями, умениями и навыками. Учебная мотивация, тот элемент психической жизни человека, который позволяет повышать свой интеллектуальный уровень, способствует самореализации и самоактуализации личности.

Мотивационный этап один из главных этапов формирования умственных действий и понятий. Мотивация личности складывается из внутренних и внешних мотивов. Под внутренними мотивами имеется ввиду интерес к предмету изучения и удовлетворение от самого процесса получения знаний и успешного выполнения деятельности. Внешние мотивы создаются с помощью поощрения или наказания.

В студенческом возрасте мотивы самообразования сливаются с мотивами самовоспитания. В целом это способствует гармоничному развитию личности человека. Происходит обогащение личностным смыслом как социальных, так и познавательных мотивов, т.е. превращение их в смыслообразующие.

На основе сплава зрелой социальной направленности и познавательных установок закладывается мировоззрение молодого человека как основной регулятор его социально обусловленного поведения.

В ходе работы и в практической части была разрешена поставленная в начале работы цель и задача по выявлению значимости высокого показателя учебной мотивации на успехи в учёбе и на общий уровень овладения знаниями.

Проблема изучения учебной мотивации весьма актуальна в настоящее время, её исследование позволяет разрабатывать новые программы, которые носят как психологический, так и педагогический характер. Разработка и применение программ по повышению уровня учебной мотивации может привести к развитию познавательного интереса учащихся, стремлению повышать свой интеллектуальный уровень и овладевать всё новыми и новыми навыками, несомненно, всё это приведёт к более успешному использованию образовательных программ и новых педагогических технологий.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ильин Е.П., Мотивация и мотивы, - Питер, 2000,512с.

2. Калягин В.А., Овчинникова Т.С., Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики, - КАРО, 2004, 180с.

.   Крившенко Л.П., Педагогика, - М.:ТК Велби, 2004, 432с.

.   Крылов А.А., Психология, - М.: ПБОЮЛ 2001, 584с.

.   Леонтьев В.Г., Психологические механизмы мотивации учебной деятельности, - Новосибирск, 1987, 92с.

.   Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М., Мотивация учения и её воспитание, - Москва.:Педагогика, 1983, 102с.

.   Маркова А.К., Формирование мотивации учения, - Владимир, 1970, 129с.

.   Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф., Психодиагностические методы изучения личности, Москва, 2005, 130с.

.   Стимулы и мотивы познавательной деятельности учащейся молодёжи//Материал научной конференции, - Владимир, 1970.

.   Столяренко Л.Д., Педагогическая психология, - Ростов н/Д: Феникс,2004,544с.

.   Талызина Н.Ф., Формирование познавательной деятельности подростков, - М.: Просвещение, 1988,175с.

.   Чернявская А.П., Психологическое консультирование по профессиональной ориентации, - Владос, 2004,80с.

 


Приложени Я

 

Приложение 1

 

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

«Вам предложено 41 утверждение, на каждое из которых ответьте «да», если вы согласны с ним, или «нет», если не согласны».

Список утверждений.

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определённое время.

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на 100% выполнить задание.

.   Когда я что-то делаю, это выглядит так, будто я всё ставлю на карту.

.   Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.

.   Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

.   В некоторые дни мои успехи ниже средних.

.   По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

.   Я более доброжелателен, чем другие.

.   Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нём бы я добился успеха.

.   В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдых.

.   Усердие - это не основная моя черта.

.   Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

.   Меня больше привлекают другие занятия, чем те, которыми я занят обычно.

.   Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

.   Я знаю, что мои ровесники считают меня способным человеком.

.   Препятствия делают мои решения более твёрдыми.

.   У меня легко вызвать честолюбие.

.   Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

.   При выполнении задания я не рассчитываю на помощь других.

.   Иногда откладываю то, что должен сделать сейчас.

.   Нужно полагаться только на самого себя.

.   В жизни мало вещей более важных, чем деньги.

.   Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чём другом не думаю.

.   Я менее честолюбив, чем многие другие.

.   В конце каникул я обычно радуюсь, что скоро выйду на учёбу.

.   Когда я расположен к работе, я делаю её лучше, чем другие.

.   Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно трудиться.

.   Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

.   Мне приходится выполнять ответственные задания чаще, чем другим.

.   Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.

.   Мои друзья иногда считают меня ленивым.

.   Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.

.   Бессмысленно противодействовать воли преподавателя.

.   Иногда не знаешь, какое задание придётся выполнять.

.   Когда что-то не ладится, я не терпелив.

.   Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.

.   Когда я работаю вместе с другими, моя работа даёт большие результаты, чем работа других.

.   Многое за, что я берусь, я не довожу до конца.

.   Я завидую людям, которые не загружены делами.

.   Я не завидую тем, кто стремится к власти.

.   Когда я уверен, что стою на правильном пути доказательства своей правоты, я иду вплоть до крайних мер.

Ключ.

В 1 балл оцениваются ответы «да» на вопросы: 2,3,4,5,7,8,9,10,14,15,16,17,21,22,25,26,27,28,29,30,32,37,41 и ответы «нет» на вопросы: 6,13,18,20,24,31,36,38,39. Ответы на остальные вопросы не учитываются.

Результаты интерпретируются следующим образом:

-10 баллов: низкая мотивация к успеху;

-16 баллов: средний уровень мотивации;

-20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации;

свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху. [2,с.43]

 


Приложение 2

 

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса.

Инструкция: «Вам предлагается список слов на 30 строках по 3 слова в каждой. В каждой строке выберете только одно из 3 слов, которое наиболее точно вас характеризует, и пометьте его.»

 

 1 смелый бдительный предприимчивый
 2 кроткий робкий упрямый
 3 осторожный решительный пессимистичный
 4 непостоянный бесцеремонный внимательный
 5 неумный трусливый недумающий
 6 ловкий бойкий предусматрительный
 7 хладнокровный колеблющийся удалой
 8 стремительный легкомысленный боязливый
 9 незадумывающийся жеманный непредусматрительный
 10 оптимистичный добросовыстный чуткий
 11 меланхоличный сомневающийся неустойчивый
 12 трусливый небрежный взволнованный
 13 опрометчивый тихий боязливый
 14 внимательный неблагоразумный смелый
 15 рассудительный быстрый мужественный
 16 предприимчивый осторожный предусмотрительный
 17 взволнованный рассеянный робкий
 18 малодушный неосторожный бесцеремонный
 19 пугливый нерешительный нервный
 20 предусмотрительный бойкий отчаянный
 21 исполнительный преданный авантюрный
 22 укрощённый безразличный небрежный
 23 осторожный беззаботный терпеливый
 24 разумный заботливый храбрый
 25 предвидящий неустрашимый добросовестный
 26 поспешный пугливый беззаботный
 27 рассеянный опрометчивый пессимистичный
 28 осмотрительный рассудительный предприимчивый
 29 тихий неорганизованный боязливый
 30 оптимистичный бдительный беззаботный

Ключ.

В 1 балл оцениваются следующие выборы, приведённые в ключе. Первая цифра перед косой линией означает номер строки, вторая цифра после косой линии - номер столбца, в котором расположено нужное слово. Например, 1\2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце - «бдительный». При других выборах балл не выставляется.

Ключ подсчёта.

\2; 2\1; 2\2; 3\1; 3\3; 4\3; 5\2; 6\3; 7\2; 7\3; 8\3; 9\1; 9\2; 10\2; 11\1; 11\2; 12\1; 12\3; 13\2; 13\3; 14\1; 15\1;16\2; 16\3; 17\3; 18\1;19\1; 19\2; 20\1; 20\2; 21\1; 22\1; 23\1; 23\3; 24\1; 25\1;26\2; 27\3; 28\1; 28\2; 29\1; 29\3; 30\2.

Оценка результата: чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите; 2-10 баллов - низкая мотивация к защите; 11-16 баллов - средний уровень мотивации; 17-20 баллов - высокий уровень мотивации; свыше 20 баллов - слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите. [2,с.45]

 


Приложение 3

 

Опросник для определения интенсивности познавательных интересов (В.С. Юркевич).

1. Как долго вы занимаетесь умственной работой:

А) часто;

Б) иногда;

В) очень редко?

. Что вы предпочитаете, когда задан вопрос на «сообразительность»:

А) «помучиться», но самому найти ответ;

Б) когда как;

В) получить готовый ответ от других?

. Много ли вы читаете дополнительной литературы:

А) много и постоянно;

Б) неровно: иногда много, иногда ничего не читаю;

В) мало или совсем не читаю.

. Насколько эмоционально вы относитесь к интересному для вас занятию, связанному с умственной работой:

А) очень эмоционально;

Б) когда как;

В) эмоции ярко не выражены.

. Часто ли вы задаёте вопросы:

А) редко;

Б) иногда;

В) очень редко?

Большое количество ответа а) свидетельствует о сильно выраженной познавательной потребности. [8,с.36]

 


Приложение 4

 

Определение привлекательности для учащихся своей группы (Сишора).

Ход выполнения задания. Внимательно прочитайте каждый вопрос и подчеркните один из вариантов ответа, наиболее верно выражающий ваше мнение.

1. Как вы оцениваете свою принадлежность группе?

А) Считаю себя активным, полноправным членом коллектива. (5)

Б) Участвую в большинстве дел группы, но часто одногруппники делают это активнее меня. (4)

В) Участвую примерно в половине дел группы. (3)

Г) Не чувствую привязанности к группе и в её делах участвую редко. (2)

Д) Делами группы не интересуюсь и участвовать в них не желаю. (1)

. Хотели бы вы перейти в другую группу, если бы предоставилась возможность?

А) Очень хотел бы. (1)

Б) Скорее всего, перешёл бы, чем остался. (2)

В) Не вижу никакой разницы. (3)

Г) Скорее всего, остался бы в своей группе. (4)

Д) Очень хотел бы остаться в своей группе. (5)

. Взаимоотношения учащихся в вашей группе.

А) Лучше, чем в других. (3)

Б) Такие же, как в других группах. (2)

В) Хуже, чем в других группах. (1)

. Взаимоотношения учащихся вашей группы с преподавателями.

А) Лучше, чем в других группах. (3)

Б) Такие же, как в других группах. (2)

В) Хуже, чем в других группах. (1)

.Отношения одногруппников к учёбе.

А) Лучше, чем в других группах. (3)

Б) Такое же, как в других группах. (2)

В) Хуже, чем в других группах. (1)

Подсчитать сумму баллов по всем вопросам (они даны в скобках). Она колеблется от 5 - самая неблагоприятная - до 18 баллов - самая высокая оценка привлекательности группы. [2,с.53]

 


Приложение 5

 

Оценка учебной мотивации.

Вопросы анкеты.

.Тебе нравиться в училище или не очень?

не очень

нравиться

не нравиться

. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь на занятия или тебе часто хочется остаться дома?

чаще хочется остаться дома

бывает по-разному

Иду с радостью

.Если бы преподаватель сказал, что завтра в училище не обязательно приходить всем учащимся, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в училище или остался бы дома?

не знаю

остался бы дома

пошёл бы обязательно

.Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь занятия?

не нравится

бывает по-разному

нравится

.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

хотел бы

не хотел бы

не знаю

.Ты хотел бы, чтобы в училище остались одни перемены?

не знаю

не хотел бы

хотел бы

.Ты часто рассказываешь об училище родителям?

часто

редко

не рассказываю

.Ты хотел бы, чтобы у тебя были менее строгие преподаватели?

точно не знаю

хотел бы

не хотел бы

.У тебя в группе много друзей?

мало

много

нет друзей

.Тебе нравятся твои одногруппники?

нравятся

не очень

не нравятся

Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, для оценки используется следующий ключ:

 

№ вопроса Оценка за первый ответ За второй ответ За третий ответ
 1  1  3  0
 2  0  1  3
 3  1  0  3
 4  3  1  0
 5  0  3  1
 6  1  3  0
 7  3  1  0
 8  1  0  3
 9  1  3  0
 10  3  1  0

 

5 условных уровней учебной мотивации:

. 25-30 баллов - высокий уровень учебной мотивации, учебной активности.

. 20-24 балла - хорошая учебная мотивация.

. 15-19 баллов - положительное отношение к учёбе, но учёба привлекает больше внеучебными сторонами.

. 10-14 баллов - низкая учебная мотивация.

. Ниже 10 баллов - негативное отношение к учебному заведению, учебная дезадаптация. [8,с.64]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...