Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Документы, необходимые для получения выплат по возмещению вреда

Закон № 125-ФЗ вступил в силу с 6 января 2000 г. – с момента опубликования Федерального закона от 02.01.2000 № 10-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». С этого момента работодатель (в соответствии с Законом № 125-ФЗ – страхователь) должен производить отчисление страховых тарифов в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – страховщик), а выплаты в возмещение вреда работнику должен производить страховщик.

Однако для того, чтобы страховщик начал производить выплаты, работодатель должен передать ему личные дела лиц, имеющих право на возмещение вреда, при этом дела должны содержать все необходимые документы, в том числе:

· заявление застрахованного, его доверенного лица или лица, имеющего право на получение страховых выплат, о назначении таких выплат;

· акт о несчастном случае на производстве или акт расследования профессионального заболевания;

· справку о среднем заработке застрахованного;

· заключение учреждения медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности застрахованного;

· заключение учреждения медико-социальной экспертизы о необходимых видах социальной, медицинской и профессиональной реабилитации застрахованного;

· документы, подтверждающие расходы на осуществление по заключению учреждения медико-социальной экспертизы социальной, медицинской и профессиональной реабилитации застрахованного.

Порядок назначения и выплаты возмещения вреда подробно описан в ст. 15 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Она выглядит следующим образом:

«Статья 15. Назначение и выплата обеспечения по страхованию

1. Назначение и выплата застрахованному пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по государственному социальному страхованию.

2. Днем обращения за обеспечением по страхованию считается день подачи страховщику застрахованным, его доверенным лицом или лицом, имеющим право на получение страховых выплат, заявления на получение обеспечения по страхованию. При направлении указанного заявления по почте днем обращения за обеспечением по страхованию считается дата его отправления.

Застрахованный, его доверенное лицо или лицо, имеющее право на получение страховых выплат, вправе обратиться к страховщику с заявлением на получение обеспечения по страхованию независимо от срока давности страхового случая.

3. Ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному за весь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, исключая период, за который застрахованному было назначено пособие по временной нетрудоспособности, указанное в пункте 1 настоящей статьи.

Лицам, имеющим право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного, единовременная страховая выплата и ежемесячные страховые выплаты назначаются со дня его смерти, но не ранее приобретения права на получение страховых выплат.

При наступлении обстоятельств, влекущих перерасчет суммы страховой выплаты в соответствии с пунктом 9 статьи 12 настоящего Федерального закона, такой перерасчет производится с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства.

Требования о назначении и выплате обеспечения по страхованию, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на получение этих выплат, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие обращению за обеспечением по страхованию.

4. Назначение обеспечения по страхованию осуществляется страховщиком на основании заявления застрахованного, его доверенного лица или лица, имеющего право на получение страховых выплат, на получение обеспечения по страхованию, и представляемых страхователем (застрахованным) следующих документов (их заверенных копий):

акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании;

справки о среднем месячном заработке застрахованного за период, выбранный им для расчета ежемесячных страховых выплат в соответствии с настоящим Федеральным законом;

заключения учреждения медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности застрахованного;

заключения учреждения медико-социальной экспертизы о необходимых видах социальной, медицинской и профессиональной реабилитации застрахованного;

гражданско-правового договора, предусматривающего уплату страховых взносов в пользу застрахованного, а также копии трудовой книжки или иного документа, подтверждающего нахождение пострадавшего в трудовых отношениях со страхователем;

свидетельства о смерти застрахованного;

справки жилищно-эксплуатационного органа, а при его отсутствии органа местного самоуправления о составе семьи умершего застрахованного;

извещения лечебно-профилактического учреждения об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления);

заключения центра профессиональной патологии о наличии профессионального заболевания;

документа, подтверждающего, что один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи умершего, занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами застрахованного, не достигшими возраста 14 лет либо достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения медико-социальной экспертизы или лечебно-профилактического учреждения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе, не работает;

справки учебного учреждения о том, что имеющий право на получение страховых выплат член семьи умершего застрахованного учится в этом учебном учреждении по очной форме обучения;

документов, подтверждающих расходы на осуществление по заключению учреждения медико-социальной экспертизы социальной, медицинской и профессиональной реабилитации застрахованного, предусмотренной подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона;

заключения учреждения медико-социальной экспертизы о связи смерти пострадавшего с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;

документа, подтверждающего факт нахождения на иждивении или установление права на получение содержания;

программы реабилитации пострадавшего.

Перечень документов (их заверенных копий), необходимых для назначения обеспечения по страхованию, определяется страховщиком для каждого страхового случая.

Решение о назначении или об отказе в назначении страховых выплат принимается страховщиком не позднее 10 дней (в случае смерти застрахованного – не позднее 2 дней) со дня поступления заявления на получение обеспечения по страхованию и всех необходимых документов (их заверенных копий) по определенному им перечню.

Задержка страховщиком принятия в установленный срок решения о назначении или об отказе в назначении страховых выплат рассматривается как отказ в назначении страховых выплат.

Заявление на получение обеспечения по страхованию и документы (их заверенные копии), на основании которых назначено обеспечение по страхованию, хранятся у страховщика.

5. Факты, имеющие юридическое значение для назначения обеспечения по страхованию в случае отсутствия документов, удостоверяющих наступление страхового случая и (или) необходимых для осуществления обеспечения по страхованию, а также в случае несогласия заинтересованного лица с содержанием таких документов, устанавливаются судом.

6. В случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата производится равными долями супруге (супругу) умершего (умершей), а также иным лицам, указанным в пункте 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, имевшим на день смерти застрахованного право на получение единовременной страховой выплаты.

7. Выплата обеспечения по страхованию застрахованному, за исключением выплаты пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем, и оплаты отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, которые производятся страхователем и засчитываются в счет уплаты страховых взносов, производится страховщиком.

Единовременные страховые выплаты производятся в сроки, установленные пунктом 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Ежемесячные страховые выплаты производятся страховщиком не позднее истечения месяца, за который они начислены.

8. При задержке страховых выплат в установленные сроки субъект страхования, который должен производить такие выплаты, обязан выплатить застрахованному и лицам, имеющим право на получение страховых выплат, пеню в размере 0,5 процента от невыплаченной суммы страховых выплат за каждый день просрочки.

Пеня, образовавшаяся по причине задержки страхователем страховых выплат, в счет уплаты страховщику страховых взносов не засчитывается.

9. При задержке страхователем производимых им выплат пособий по временной нетрудоспособности, назначаемых в связи со страховым случаем, более чем на один календарный месяц указанные выплаты по заявлению застрахованного производятся страховщиком»[8].

Для назначения страховых выплат по потере кормильца, кроме заявления и акта расследования несчастного случая, в деле должны иметься следующие документы:

· свидетельство о смерти застрахованного;

· справка жилищно-эксплутационного органа, а при его отсутствии – органа местного самоуправления о составе семьи умершего застрахованного;

· справка о нетрудоспособных членах семьи умершего застрахованного;

· справка о членах семьи, находящихся на иждивении умершего застрахованного;

· справка о том, что один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи умершего застрахованного не работает и занят уходом за его детьми, внуками, братьями, сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинского органа признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постоянном уходе;

· справка учебного учреждения о том, что имеющий право на получение страховых выплат член семьи умершего застрахованного учится в этом учебном учреждении на очной форме обучения (если он старше 18 лет).

Кроме того, при передаче дел страховщику в них должны иметься: приказы о назначении выплат в возмещение вреда, сведения о произведенных выплатах, в том числе о последней выплате. Требование страховщиком других документов является незаконным, а отказ в приеме дела в связи с отсутствием документов, не предусмотренных Законом, не правомерен.

Обязанность сбора документов остается на работодателе и после вступления в силу Закона № 125-ФЗ, когда застрахованный обращается с заявлением непосредственно к страховщику.

Необходимо отметить, что в каждом конкретном случае перечень документов может быть различным.

Так, если после смерти застрахованного осталась трудоспособная жена, осуществляющая уход за двумя несовершеннолетними детьми трех и десяти лет, то из необходимого перечня документов потребуются: свидетельство о смерти, акт расследования несчастного случая, справка жилищно-эксплутационного органа о составе семьи, справка о нетрудоспособных членах семьи, справка о том, что жена осуществляет уход за детьми и не работает, заявление о назначении страховых выплат.

 


Заключение

 

В свете изложенного материала, выяснилось, что еще одной сферой социальной защиты работников, как в процессе трудовой деятельности, так и после ее окончания, является страхование от возможных несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

В России уже несколько лет действует система обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Введение данного института социальной защиты позволило реализовать давно назревшую необходимость перехода от прямого возмещения работодателем вреда здоровью работающих от несчастного случая либо профессионального заболевания, к страхованию от них и выплатам возмещения вреда пострадавшим через органы социального страхования на местах. Помимо этого решена сложнейшая в недалеком прошлом проблема возмещения вреда пострадавшим в случае банкротства, либо ликвидации организации.

Введением нового порядка возмещения вреда пострадавшим сделана первая, но еще робкая, попытка создать экономические рычаги влияния на работодателей, в их заинтересованности стремиться к снижению уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости через систему скидок и надбавок к страховым тарифам в зависимости от динамики показателей травматизма и профзаболеваемости.

Вместе с тем, введенная система еще далека от совершенства. По моему мнению, необходимо расширить шкалу страховых тарифов, тем самым учесть различия профессионального риска по подотраслям экономики, исключить возможность работодателей, используя протекционистские методы, переводить предприятия из одного класса профессионального риска в другой без достаточных оснований. Необходимо ввести систему скидок и надбавок, позволяющую поощрять те организации, в которых динамично снижается травматизм и профессиональная заболеваемость, сокращаются рабочие места с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Помимо этого, индексация ежемесячных страховых выплат пострадавшим, по установленному порядку, производится исключительно в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда социального страхования на соответствующий год, что создает угрозу риска для пострадавших остаться в какой-либо, возможно и продолжительный период времени, без индексации суммы возмещения вреда.

Важным направлением в деятельности профсоюза является работа по организации профилактического оздоровления работников.

Начиная с 30-х годов прошлого века, в качестве эффективного средства снижения риска профессиональных заболеваний, проведения посттравматической реабилитации и профилактики общей заболеваемости, широкое распространение в металлургии получили профилактории, в большинстве своем развившиеся в санатории-профилактории. Они сыграли значительную роль в оздоровлении миллионов работников отрасли и продолжали бы работать эффективно, если бы не недальновидная политика государственных органов, занимающихся социальными проблемами.

Медицинский персонал и расходы на лечебную работу профилакториев финансировались за счет средств социального страхования и средств предприятий, которые несли основное бремя хозяйственных расходов по их содержанию. Начиная с 2001 года, с момента введения единого социального налога и резкого сокращения тарифа взносов на социальное страхование, расходы по оздоровлению работников в профилакториях практически полностью переложены на содержащие их предприятия. Таким образом, фактически ликвидируется эффективное средство оздоровления трудящихся, влияющее к тому же и на снижение расходов на оплату дней нетрудоспособности по общей заболеваемости, поскольку многие предприятия не в состоянии нести полные расходы по медицинскому обслуживанию и хозяйственному содержанию профилакториев. И не случайно их число буквально за несколько лет сократилось практически в 2 раза.

В последнее десятилетие в стране произошли крупные изменения, которые привели к существенной трансформации деятельности предприятий и профсоюзов. Изменилась и правовая база. В новом законодательстве об охране труда определяются и новые, по своей сути, содержание, формы и методы работы профсоюза и его органов в области охраны труда. Неизменной остается цель – безопасность работника на производстве, исключение либо сведение к минимуму влияния вредных производственных факторов на работающих.

Государство абсолютно объективно вернуло себе обязанность осуществлять государственный контроль за состоянием охраны труда, определять политику в этой области, рассматривать причины и устанавливать виновных в происшедших несчастных случаях либо заболеваниях, связанных с профессиональной деятельностью.

В то же время профсоюзам законодательно предоставлены широкие права в области осуществления общественного контроля за состоянием охраны труда. Эти права позволяют активно влиять на действия как государственных органов управления охраной труда, так и на работодателей, непосредственно осуществляющих мероприятия по охране труда и здоровья работающих. Задача профсоюзов – научиться эти права реализовывать и максимально возможно защищать человека труда[9].

К сожалению, в данной работе освещены только общие положения проблемы возмещения вреда, причиненного работникам трудовым увечьем или профессиональным заболеванием. Тем не менее, данная тема представляет большой интерес, особенно с практической точки зрения.

Несмотря на то, что ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» был принят и вступил в силу далеко не вчера, очень многие вопросов остаются открытыми. Они требуют совершенства законодательства, регулирующего данный вид гражданско-правовых взаимоотношений, а также устранения противоречия между нормативными актами. Разумеется, что это вопрос далеко не одного дня и, возможно, даже не одного года. Сколько времени уйдет на отладку этого механизма – неизвестно, но как показывает опыт, судебная практика со временем все расставит по своим местам.

 


Список использованной литературы

1. Трудовой Кодекс РФ.

2. Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

3. Федеральный закон от 02.01.2000 № 10-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

4. Федеральный закон от 24.11.95 № 180-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателем вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей».

5. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.92 № 4214-1 (в ред. от 24.07.98) «Об утверждении Правил возмещения работодателем вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей», п. 2.

6. Актуальные проблемы совершенствования законодательства об охране труда/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2003. – № 15 (208).

7. Грачев А.М., Яшин С.Н. Возмещение вреда, причиненного трудовым увечьем. // www.biota.ru.

8. Журнал «Справочник Кадровика» № 2, август 2000 г.

9. Трудовое право./Под ред. Смирнова О.В. М., 2003.

10. Трудовое право./Под ред. Гусова К.Н., Толкуновой В.Н. М., 2005.

11. Трудовое право./Под ред. Бердычевского В.С. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.


[1]Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”

[2] Возмещение вреда, причиненного трудовым увечьем. А.М.Грачев, С.Н.Яшин, д.э.н., чл. -.кор. РАЕН, www.biota.ru

[3] Возмещение вреда, причиненного трудовым увечьем. А.М.Грачев, С.Н.Яшин, д.э.н., чл. - кор. РАЕН, www.biota.ru

[4] Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”

[5] А.М.Грачев, С.Н.Яшин, д.э.н., чл.кор.РАЕН, www.biota.ru

[6] Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”

[7] Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”

[8] Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”

[9] Актуальные проблемы совершенствования законодательства об охране труда/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2003. - № 15 (208)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...