Теория непосредственных впечатлений
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
«Андрею Болконскому, чтобы увидеть обыкновенное неясное небо с медленно ползущими серыми облаками, нужно было пережить сражение, оказаться раненным, лежать одиноким, оставленным в поле. Небо он видел и раньше и все же по-настоящему он увидел его впервые, лишь находясь в исключительных условиях». («Искусство видеть мир»,с. 538). Шестая глава первой части «Мертвых душ» открывается лирическим признанием Гоголя, что в лета его юности «любопытного много открывал… детский любопытный взгляд… все останавливало меня и поражало.. ничто не ускользало от свежего, тонкого внимания…Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на пошлую наружность». Андрей Белый в «Котике Летаеве» жалеет о потерянной и забытой, но свежей в детстве древней тайне первоначальных восприятий, находившихся у порога сознания. Вся поэзия Сергея Есенина есть тоска об утраченной свежести, о былом буйстве глаз и половодье чувств…(538-539). Вспомните «Жизнь Арсеньева» И.Бунина и ту огромную пластическую силу, с которой изображаются впечатления ребенка (ну хотя бы, например, эпизод с баночкой гуталина - С.С.) «Увидеть мир, прекрасный сам по себе, так, чтобы чувствовать «природы жаркие объятья», мир во всей его свежести и непосредственности, увидеть небо, как увидел его однажды Болконский,- очень трудно. Ближе всего к этому мы бываем в детстве, в юности и в необычайные, редкие моменты нашей жизни. Тогда нами как бы раздирается кора, скрывающая от нас мир, человек неожиданно для себя в новом освещении, с новой стороны видит предметы, вещи, явления, события, людей, в самом обыкновенном, примелькавшемся он вдруг находит свойства и качества, какие он никогда не находил, окружающее начинает жить своей особой жизнью, он открывает вновь мир, удивляется и радуется этим открытиям…. Привычки, предрассудки, ходячие мнения и суждения оттесняют вглубь сознания, за его порог, самые могучие и радостные впечатления.
Но, окруженный этим искаженным в его представлениях миром, человек все же хранит в памяти, быть может, иногда лишь как далекое, смутное сновидение, неиспорченные, подлинные образы мира…. Неподдельное, подлинное искусство иногда сознательно, а еще чаще бессознательно, всегда стремилось к тому, чтобы восстановить, найти, открыть эти образы мира. В этом – главный смысл искусства и его назначение. (540). Тайна искусства - в воспроизведении самых первоначальных и непосредственных ощущений и впечатлений. У М. Пруста, одного из самых тонких аналитиков-психологов, есть поистине замечательные художественные наблюдения, относящиеся к существу творческого процесса (например, его размышления о художнике-живописце Эльстиоре) (545). Его замечания крайне поучительны. Для того чтобы дать волю художественным потенциям, надо стать невежественным, глупым, отрешиться от всего, что вносит в первоначальное восприятие рассудок. Художник должен посмотреть простыми глазами на мир, как бы впервые увидеть его (546).. Книги, спектакли, оперы (разумеется, истинно художественные), в сущности, возвращают человека к ребяческому возрасту. Искусство заставляет умолкнуть рассудок, и человек верит приключениям Ф.Купера и А. Дюма. Лишь только у зрителя, у читателя начинает работать ум, все очарование, вся сила эстетического чувства исчезает» (546).. Искусство всегда условно, и не было и нет на свете героев множества захватывающих воображение читателя историй, описанных в литературе. Художественное творчество в своих истоках интуитивно. Однако художник не должен пренебрегать интеллектуальным миром. Наоборот, существо и психология художественного творчества, в нашем понимании, требует настоятельно, чтобы художник обладал высоким интеллектуальным уровнем. «Невежественная», «глупая» манера, о которой мы говорили, возможна лишь в том случае, если художник обладает не только тонким эстетическим чутьем, но и развитым интеллектом. Без огромной и очень упорной сложной рассудочной деятельности, без знания истории искусства, своих предшественников художник не может как следует постигнуть и свою манеру. Чтобы следовать ей, он должен быть психологом; чтобы найти в своих восприятиях наиболее ценные из них, чтобы очистить их, сгустить, надо быть острым аналитиком. Самая невежественная манера есть в то же время и самая интеллектуальная» (549).
Таковы основные положения интуитивистской в своей основе теории искусства А.К Воронского, тонкого критика, вдумчивого читателя и эстетически глубоко образованного человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|