1. Цели, задачи и организация работы по исследованию и расследованию пожаров
Стр 1 из 15Следующая ⇒
После того, как пожар потушен, работа пожарной охраны и милиции не заканчивается - наступает новый ее этап, не менее ответственный, чем тушение пожара. В России (так уж традиционно сложилось) эта работа протекает в двух направлениях – процессуальном направлении и направлении, регламентированном ведомственными актами. Первое (процессуальное) направление включает в себя работу по установлению наличия признаков преступления и его предварительному расследованию (установлению обстоятельств преступления и их предварительной оценке). Эту работу выполняют органы и должностные лица, определенные законом. Действия, проводимые вне процессуальных рамок (регламентированные ведомственными актами), в основном включают в себя работы, выполняемые исключительно техническими специалистами и не преследующие конечной цели правовой оценки случившегося. К ним относятся: исследование пожара, которое выполняется сотрудниками соответствующих подразделений испытательных пожарных лабораторий (ИПЛ) ГПС; подготовка описания пожара, которая проводится по крупным пожарам комиссией, создаваемой ГПС; а также работа ведомственных комиссий, организуемых после пожара на предприятиях. Сюда же можно добавить работу по установлению причины и обстоятельств пожара, которую параллельно с правоохранительными органами проводят нанимаемые владельцем сгоревшего объекта или страховой компанией консультанты и независимые (частные) эксперты. Участие пожарных специалистов в расследовании и исследовании пожаров можно проиллюстрировать схемой (рис. 1). Рассмотрим эту схему подробнее. Первое упоминание о причине пожара и виновных в нем лицах появляется в составляемом " по горячим следам" Акте о пожаре, в котором имеется соответствующая графа. Значит ли это, что установлением причины пожара занимается начальник караула или другой руководитель тушения пожара? Конечно, не значит; дело РТП - тушить пожар, а не расследовать его. Первым должностным лицом, кто должен заняться непосредственно этим вопросом, является дознаватель ГПС или сотрудник (инспектор) Госпожнадзора (ГПН ГПС), на которого, помимо всего прочего, возложены эти функциональные обязанности.
Как известно, в соответствии с Законом о пожарной безопасности, органы ГПН осуществляют дознание по делам о пожарах и о нарушении правил пожарной безопасности. Пожар редко возникает без участия человека, как правило, он является следствием чьей-то небрежности или злого умысла, поэтому уже сообщение о пожаре, поступившее, например, по телефону «01», является, по сути, сообщением о возможном преступлении. Дознаватель, орган дознания должны в соответствии со статьей 144 УПК РФ, «…принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение » - если есть состав преступления, то возбудить уголовное дело, если нет - отказать в возбуждении уголовного дела. Выполняется данная работа в форме так называемой «проверки по факту пожара» и является одной из основных функциональных обязанностей пожарных дознавателей. Проверку по факту пожара проводят путем: - осмотра места происшествия; - опроса очевидцев, потерпевших, участников тушения; - истребования и изучения технической и служебной документации, имеющей отношение к происшествию. Основными целями проверки являются установление причины пожара; лиц, причастных к его возникновению; суммы материального ущерба, и, в конечном счете, признаков состава преступления.
Проверка по факту пожара должна быть проведена, как это предусмотрено статьей 144 УПК РФ, в течение 3 суток (в исключительных случаях срок может быть продлен до 10 суток прокурором или начальником органа дознания). Предварительная проверка не заменяет дознания и ограничивается установлением наличия признаков преступления. На стадии предварительной проверки дознаватели не могут производить никакие следственные действия (за исключением осмотра места происшествия в случаях, не терпящих отлагательства). По результатам проверки дознаватель должен вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, если нет признаков преступления. В том случае, если установлены основания и отсутствуют обстоятельства, исключающие производство по делу, он обязан возбудить уголовное дело и, руководствуясь статьями. 150-158 УПК РФ, начать предварительное расследование (см. схему). Предварительное расследование - следующая за возбуждением уголовного дела стадия уголовного процесса. Формами предварительного расследования являются дознание и предварительное следствие (ст. 150 УПК РФ). В уголовном процессе различают два вида дознания: - по делам, по которым предварительное следствие обязательно; - по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Так, в частности, по применяемым в связи с пожарами статьям 167, ч. 2, 219, ч. 2 предварительное следствие обязательно (ст. 151 УПК РФ), а по статьям 168, ч. 2, 219, ч. 1 УК РФ предварительное следствие не обязательно. По первому варианту дознаватель производит все неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по установлению и закреплению следов преступления - осмотр места пожара, обыск, выемку, освидетельствование, задержание, а также допрос свидетелей, подозреваемых, потерпевших. После выполнения неотложных следственных действий осуществляется передача уголовного дела по подследственности. Дальнейшие следственные действия по данному делу дознаватель может проводить только по поручению следователя. При проведении дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно (вариант II на схеме), орган дознания принимает все предусмотренные законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. И материалы дознания после его завершения могут передаваться в суд (если, конечно, дело не приостановлено или не прекращено).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|