Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Принципы осуществления инвестиционной деятельности

Содержание

Введение

Раздел 1. Принципы осуществления инвестиционной деятельности

Раздел 2. Источники и методы инвестирования

2.1 Собственные финансовые ресурсы (самофинансирование)

2.2 Акционирование как метод инвестирования

2.3 Кредитования инвестиций

2.4 Лизинг как методы инвестирования

Раздел 3. Структура инвестиционного процесса

Раздел 4 Основные аспекты разработки инвестиционной деятельности

Раздел 5.Налоговое регулирование инвестиций

Раздел 6. Расчетная часть

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

Одним из факторов экономического и инновационного развития государства является высокая инвестиционная активность, способствующая обеспечению экономического роста и, как следствие, повышению благосостояния общества. Она находит свое выражение в инвестиционной деятельности предприятий.

Наращивание объемов инвестиций и повышение эффективности управления инвестиционной деятельностью предприятий, является основополагающим условием структурной перестройки хозяйства, создающим предпосылки экономическому росту. От оптимального использования инвестиций как на микро, так и на макро уровне зависит производственный потенциал страны, его эффективность, отраслевая и воспроизводственная структура общественного производства.

Сегодня управление инвестиционной деятельностью промышленных предприятий становится неотъемлемым звеном структуры общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства.

Российский рынок относится к числу развивающихся рынков, для которых, как правило, характерны повышенные инвестиционные риски. По мере того, как такого рода рынки структурируются и на них стабилизируются правила игры, приток инвестиционных капиталов увеличивается. Во многом этому способствуют мероприятия по улучшению инвестиционного климата на макроуровне, с одной стороны, а с другой – постепенно нарабатываются новые методы современного управления инвестиционной деятельностью на микроуровне.

Вместе с этим, инвестиционная деятельность промышленных предприятий в России, так же как и организация внутренней среды предприятия, нуждаются в серьёзном реформировании: до сих пор нет адекватной законодательно-нормативной базы в данной области, отсутствуют новые подходы к формированию инвестиционных ресурсов и методам управления ими.

Нерешенность в практическом плане проблемы совершенствования процесса инвестирования и управления инвестиционной деятельностью промышленных предприятий, реорганизации форм и методов управления в сфере материального и нематериального производства в условиях незавершенности трансформации российской экономики в рыночное хозяйство определили выбор темы работы.

Значительный вклад в разработку различных аспектов проблем инвестирования и управления инвестициями, содержится в трудах таких экономистов как: Кейнс Дж., Макманус Дж., Маркс К., Шумпетер Й., Фишер Б., и другие.

Среди отечественных ученых-экономистов вопросам инвестиционной деятельности и эффективности инвестиций уделяли внимание такие экономисты как: Аганбегян А., Бланк И., Беляева И., Воскресенский Г., Глазьев С., Долгов С., Железова В., Идрисов А., Ильин М., Воропаев В., Киреев А., Колесов В., Коссов В., Кондратьев Н., Осьмова М., Орешин В., Петраков Н., Смирнов А., Телегина Е., и другие.

Целью работы является исследование эффективных методов управления инвестиционной деятельностью предприятиях.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

1. ознакомление с понятием инвестиций и принципами осуществления инвестиционной деятельности;

2. рассмотрение способов и методов инвестирования;

3. анализ структуры инвестиционного процесса;

4. исследование стратегий осуществления инвестиционной деятельности;

5. ознакомление с налоговым регулированием инвестирования.

При написании работы использовались экономических исследования, материалы периодической печати и учебные пособия.


Раздел 1. Принципы осуществления инвестиционной деятельности

 

Под инвестициями понимаются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения доходов (прибыли).

Инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций (инвестирование) и совокупность практических действий по реализации инвестиций.

Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности определены Федеральным законом от 25.02.1999 № 39 ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон об инвестиционной деятельности).

Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений. При этом под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Под капитальными вложениями понимаются, прежде всего, инвестиции в формирующиеся объекты основных средств, иначе такие инвестиции утрачивают свой специфический смысл и назначение.

Инвестиционные средства вкладываются в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) предпринимательской считается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке. Данная деятельность требует наличия у субъекта специфического статуса юридического лица либо индивидуального предпринимателя.

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные фонды) и другие участники инвестиционного процесса. Субъектами инвестиционной деятельности согласно п. 2 ст. 4 Закона об инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица, а также иностранные инвесторы, государства и международные организации. Инвесторы осуществляют финансирование капитальных вложений за свой счет, используя как собственные, так и заемные средства, обеспечивая их целевое использование.

Заказчиками могут быть инвесторы, а также уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, которые реализуют инвестиционные проекты. Заказчик наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом, на основании п. 3 ст. 4 Закона об инвестиционной деятельности.

Пользователи объектов капитальных вложений - физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

Подрядчиками признаются физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с ГК РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.

Объектами инвестиционной деятельности в РФ являются:

1. вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях промышленности;

2. ценные бумаги;

3. целевые денежные вклады;

4. научно-техническая продукция и другие виды собственности;

5. имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором, заключаемым между ними. В частности, инвесторы могут быть заказчиками, а также пользователями объектов капитальных вложений; генподрядчики могут совмещать функции заказчиков или инвесторов.

Закон наделяет инвесторов независимо от их государственной принадлежности целым комплексом прав, в том числе правами:

- на осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;

- на самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с ГК РФ;

- на владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;

- на передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- на осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;

- на объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- на осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Инвесторы вправе рассчитывать на поддержку и гарантии государства в обеспечении стабильных и экономически безопасных условий для инвестиционной деятельности. В случае принятия законодательных актов, положение которых ограничивает права субъектов инвестиционной деятельности, соответствующие положения этих актов не могут вводиться в действие ранее, чем через год с момента их опубликования. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы и т.п. Применение таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, включая упущенную выгоду.

Наряду с предоставлением прав и обеспечением гарантий на инвесторов возлагаются обязанности:

1. осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами);

2. исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации;

3. использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.

Субъекты инвестиционной деятельности действуют в инвестиционной сфере, где осуществляется практическая реализация инвестиций. В состав инвестиционной сферы включаются:

1. сфера капитального строительства, где происходит вложение инвестиций в основные и оборотные производственные фонды отраслей. Эта сфера объединяет деятельность заказчиков –инвесторов, подрядчиков, проектировщиков, поставщиков оборудования, граждан по индивидуальному и кооперативному жилищному строительству;

2. инновационная сфера, где реализуются научно-техническая продукция и интеллектуальный потенциал;

3. сфера обращения финансового капитала.

Законом запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством, действующим на территории РФ, или наносят ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

Инвесторы вправе совмещать функции различных субъектов инвестиционной деятельности, например заказчиков, подрядчиков, при условии соблюдения ими требований законодательства, предъявляемых к заказчикам и подрядчикам.

В отношении инвесторов, являющихся иностранными лицами, следует иметь в виду, что согласно ст. 5 Закона об инвестиционной деятельности отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории Российской Федерации, регулируются прежде всего международными договорами Российской Федерации и только затем нормами внутреннего законодательства - ГК РФ, законодательством об инвестиционной деятельности, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании ст. 2 Закона об иностранных инвестициях иностранными инвесторами признаются:

1. иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

2. иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

3. иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

4. лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

5. международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

6. иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 18.01.2001 № 58 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов" разъясняется, что к иностранному инвестору должен применяться принцип защиты от ужесточения национального законодательства, регулирующего режим инвестиций в течение конкретного периода, и должны предоставляться льготы в связи с устранением двойного налогообложения согласно вступившим в силу международным договорам Российской Федерации. В то же время иностранный инвестор, осуществляющий свою деятельность на территории Российской Федерации, должен соблюдать требования российского законодательства наравне с российскими резидентами.

Кроме того, иностранные инвесторы после уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов имеют право на свободное использование доходов и прибыли на территории Российской Федерации для реинвестирования или иных не противоречащих ее законодательству целей и на беспрепятственный перевод за пределы страны доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными ими инвестициями, в том числе:

- доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов;

- денежных сумм во исполнение обязательств иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории Российской Федерации, по договорам и иным сделкам;

- денежных сумм, полученных иностранным инвестором в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, и др.

Целью любой инвестиционной деятельности является реализация инвестиционного проекта. По смыслу Закона об инвестиционной деятельности под инвестиционным проектом понимается совокупность мероприятий по организации инвестиционной деятельности и строительства инвестиционного объекта, включающих обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций в инвестиционный объект, разработку в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами) необходимой проектно-сметной документации, производство строительных работ и ввод в эксплуатацию инвестиционного объекта.

Отличительными признаками инвестиционного проекта являются:

1. обоснование экономической целесообразности капитальных вложений;

2.указание объема и сроков их осуществления;

3.необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами);

4. описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

При этом предполагается, что отсутствие любого из вышеперечисленных признаков не позволяет характеризовать проект как инвестиционный.

Для предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений Законом об инвестиционной деятельности предусмотрена обязательная экспертиза всех реализуемых инвестиционных проектов независимо от источников их финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений. Особое внимание уделяется инвестиционным проектам, финансируемым за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также инвестиционным проектам, имеющим важное народно-хозяйственное значение.

Инвестиционный проект включает любые документы, содержащие его обоснование и описание. Именно они определяют реализацию инвестиционного проекта, в том числе его цель и содержание, номенклатуру и объемы необходимых материальных, трудовых и денежных ресурсов, объемы, сроки и порядок выполнения проектных, строительных, пусконаладочных и эксплуатационных работ. Документы рекомендуется разрабатывать в соответствии с действующими нормативными требованиями. Для всесторонней и полной оценки эффективности проекта в целом и выработки рекомендаций о целесообразности его реализации необходимо, чтобы проектные материалы содержали следующую информацию:

- момент начала реализации проекта или требования к нему, условия прекращения реализации проекта;

- обоснование принятых в проекте цен на производимую продукцию, работы и (или) услуги и потребляемые ресурсы;

- описание форм и размеров государственной поддержки проекта.

Инвестиционный проект представляют, как правило, различные договоры (инвестирования, займа, кредитования, подрядные, в том числе на выполнение проектно-изыскательских работ, оказания услуг, гарантии, в том числе банковской, лизинга и др.), бизнес-планы, технические задания, графики выполнения работ, сметы расходов и др.

Предъявляя серьезные требования к содержанию инвестиционных проектов, государство, в свою очередь, предоставляет инвесторам и гарантии, которые выражаются в обеспечении равных для всех инвесторов прав, гласности в обсуждении инвестиционных проектов, а также права на судебное обжалование действий и решений органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц. Кроме того, государство гарантирует для всех инвесторов стабильность условий и режима реализации инвестиционного проекта независимо от текущих изменений в законодательстве в течение всего срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более 7 лет с момента начала финансирования проекта.

Инвесторы несут ответственность за нарушение требований законодательства и несоблюдение условий инвестиционных контрактов в общем порядке в соответствии с гражданским законодательством.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...