Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономические показатели деятельности предприятия

Результативность деятельности предприятия можно охарактеризовать следующими показателями:

Экономический эффект (Пр) — это абсолютный показатель (прибыль, доход от реализации и т.п.), характеризующий результат деятельности предприятия (т.е. результат производства). От размера полученной прибыли зависит финансовое положение предприятия в целом, а также своевременное выполнение обязательств и платежей. Экономический эффект показывает полезный результат экономической деятельности, измеряемый обычно разностью между денежным доходом (выручкой) и денежными расходами на ее осуществление:

Пр = В - Зтп

 

где Пр — прибыль от реализации продукции;

В — выручка от продажи продукции (без НДС);

Зтп — затраты на производство и сбыт продукции (руб.),

Пр1= 57121200-46968949.18=10152250.82 руб.,

Пр2= 42724800-35542378.86=7182421.14 руб.,

Пр3= 36378000-30201942.85=6176057.15 руб.,

Пр= 136224000-112713270.9=23510729.11 руб.

Экономический эффект (прибыль) необходимо рассчитать по каждому заказу и в целом по предприятию.

Недостаток этого показателя заключается в том, что по этому показателю нельзя сделать вывод об уровне доходности предприятия.

По данным таблицы 10 рассчитать выручку от продажи продукции без НДС по формуле:

 

В = Ов* Ц,

 

где Ов - объем годового выпуска продукции (шт.);

Ц - оптовая цена единицы продукции (руб.),

В1= 4644000*12,30=57121200 руб.,

В2= 3096000*13,80=42724800 руб.,

В3= 2580000*14,10=36378000 руб.,

В= 136224000 руб.

 

Таблица 10 Годовой объем выпуска продукции и оптовая цена единицы продукции

Ассортимент продукции Годовой выпуск, тыс. банок № 19 Оптовая цена одной банки, руб.
Консервы «Тресочка полярная натуральная с добавлением масла» 4644 12,30
Консервы «Тресочка полярная бланшированная в масле» 3096 13,80
Консервы «Тресочка полярная обжаренная в томатном соусе» 2580 14,10

 

Экономический эффект (прибыль) рассчитать по каждому заказу и в целом по предприятию.

Экономическая эффективность (Ээ) — это результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам ресурсов, обусловившим получение этого результата. Это относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами, обусловившими этот эффект, или с ресурсами, использованными для достижения этого эффекта [1]:

Ээ = Пр / Зтп

 

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 246 главы 25 «Налог на прибыль организаций»), российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций. Объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций (ст. 247 НК РФ) признается прибыль, полученная налогоплательщиком - доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Сумма налога на прибыль (Нп) рассчитывается в целом по предприятию по формуле:

Нп = Пр * 24 / 100 (руб.),

 

где 24 – ставка налога на прибыль, (%),

Нп= 23510729.11*24/100=5642574.99 руб.

После уплаты налога на прибыль в распоряжении организации остается чистая прибыль (нераспределенная прибыль) предприятия, которая может быть использована на различные цели: создание резервного капитала, выплаты дивидендов акционеров, увеличение уставного капитала и др.

Чистая прибыль (ЧП) определяется по формуле:

ЧП = Пр – Нп (руб.),

ЧП= 23510729.11-5642574.99=17868154.12 руб.

Рентабельность – эффективность, прибыльность, доходность, предприятия или предпринимательской деятельности. Количественно рентабельность исчисляется как частное от деления прибыли на затраты, расход ресурсов, обеспечивающих получение прибыли. Степень доходности предприятия можно оценить с помощью показателей рентабельности. Можно выделить следующие основные показатели рентабельности:

а) рентабельность основной деятельности (Род) рассчитывается как отношение прибыли от продажи продукции всей произведенной продукции р) к затратам на производство данной реализованной продукции (Зтп ):

Род = Пр / Зтп,

Род=( 23510729.11/112713270.9)*100=21

Экономический смысл этого показателя заключается в определении среднего значения полученной прибыли на 1 руб. полных затрат.

в) рентабельность конкретного вида продукции (Ред) — отношение прибыли от продажи продукции конкретного вида (Ппр) к затратам на производство реализованной продукции конкретного вида (Зпр ):

Ред = Ппр / Зпр,

Ред1= (10152250.82/4644000)/ 10.11=21.6%,

Ред2=( 7182421.14/3096000)/11.48=20.2%,

Ред3=( 23510729.11/2580000)/11.71=77.8%,

Ред=( 23510729.11/10320000)/33.3=6.8%

Рост рентабельности – необходимое условие решения задач по снижению себестоимости. Рассчитав рентабельность по каждому из выпускаемых заказов, необходимо сделать вывод о целесообразности выпуска конкретного заказа.

Уровни рентабельности продукции:

· убыточная – уровень рентабельности отрицательный;

· низкорентабельная – уровень рентабельности находится в пределах +10%;

· рентабельная – уровень рентабельности находится в пределах от +10% до +50%;

· высокорентабельная – уровень рентабельности свыше +50%.

б) рентабельность основного капитала (Рок) — отношение прибыли от продажи продукции всей произведенной продукции (Пр) к средней стоимости основного капитала (ОФ):

Рок = Пр / ОФ,

Рок= 23510729.11/13529500=1.73 руб.

Экономический смысл этого показателя заключается в определении среднего значения полученной прибыли на 1 руб. основных фондов предприятия..

Фондоемкость (Фе) показывает, сколько затрачено основных фондов для производства 1 рубля продукции. Фондоемкость определяется как частное от деления стоимости основных фондов (средств) на годовой выпуск продукции произведенных с помощью этих средств. Обратный показатель эффективности использования основных средств называется фондоотдачей.

Фе= ОФ ср.г / Зтп = 1 / Фо,

Фе= 13529500/112713270.9=0.12

Фондоотдача (Фо), показывает, сколько продукции (в стоимостном выражении) выпущено на 1 рубль стоимости основных производственных фондов:

Фо = Зтп / ОФ ср.г

 

где ОФср.г — среднегодовая стоимость основных производственных фондов,

Фо= 8.33

Фондовооруженность (Фв) – показатель, характеризующий оснащенность работников предприятий сферы материального производства основными производственными фондами (средствами). Определяется как отношение стоимости основных средств предприятия к средней годовой списочной численности работников. Фондовооруженность труда показывает стоимость основных фондов, приходящихся на одного работника:

Фв = ОФ / Ч

 

где Ч — среднесписочная численность работников.

Для расчета фондовооруженности труда примем численность работников - 23 чел.,

Фв= 13529500/23=588239.13

Основные показатели работы предприятия необходимо свести в таблицу 11.

 

Таблица 11 Результаты работы предприятия

Показатели Обозначения Всего по предприятию Заказ №1 Заказ №2 Заказ №2
Выручка от продажи продукции В 136224000 57121200 42724800 36378000
Производственная себестоимость продукции З 102466609.9 42699044.75 32311253.51 27456311.68
Полная себестоимость товарной продукции Зтп 112713270.9 46968949.18 35542378.86 30201942.85
Себестоимость единицы продукции Зпр - 10.11 11.48 11.71
Экономический эффект (прибыль) Пр 23510729.11 10152250.82 7182421.14 6176057.15
Экономическая эффективность Ээ        
Сумма налога на прибыль Нп 5642574.99 - - -
Чистая прибыль ЧП 17868154.12 - - -
Рентабельность основной деятельности Род 21 - - -
Рентабельность единицы продукции Ред 6.8% 21.6% 20.2% 77.8%
Рентабельность основного капитала Рок 5.26 - - -
Фондоемкость Фе 0.12 - - -
Фондоотдача Фо 8.33 - - -
Фондовооруженность Фв 588239.13 - - -

Заключение

Руководители многих российских компаний не выделяют в своей деятельности инвестиционную составляющую. Однако практически каждая компания обязательно занимается не только основной, но и инвестиционной деятельностью. Инвестиции требуют отдельного управления.

Также следует отметить, что рост эффективности основной деятельности зависит от инвестиционных проектов (выход на новые рынки, разработка новых продуктов). С другой стороны, последствия неэффективных инвестиций обходятся дороже, чем операционные просчеты. Например, если предприятие купило неэффективную технологию, никакого совершенствования операционной деятельности добиться невозможно. Если компания инвестировала средства в освоение новых рынков и выбрала неправильное направление, то, как бы эффективно она ни действовала на осваиваемом рынке, результата не будет. Если допущены ошибки в разработке нового продукта, то, каким бы экономичным ни было его производство, тоже успеха не добьешься.

В настоящее время многие из тех, кто, так или иначе, имел отношение к инвестициям, разделились во мнениях и во взглядах на состояние инвестиционного процесса. Одни люди успешно занимаются вопросами капиталовложений, освоив многообразные его формы; другие, определившись, получив опыт, работают в каких-то определенных направлениях; другие, у которых этот опыт пока остается безрезультатным, не потеряли надежду на то, что инвестиции они найдут и эти средства помогут начать ту или иную общественно-полезную деятельность. Но есть люди, которые разуверились в то, что инвестиции можно получить. И эта группа людей достаточно многочисленна. Причем даже когда им предлагают реальные инвестиции, они уже не веря в их реальность, не проявляют к предложениям должного внимания.

На мой взгляд, именно связи с общественностью, деятельность многих органов общественности и средств массовой информации могут оказать существенное влияние на оптимизацию инвестиционной деятельности в России.

 


Список использованной литературы

1. Коркишко М. Как управлять инвестициями// Генеральный директор.- №9 – 2006.;

2. Вахрин, П. И. Инвестиции: Учебник/ П.И. Вахрин— М.: «Дашков и К о», 2009.

3. Попков В. П., Семенов В. П. Организация и финансирование инвестиций. — СПб: Питер, 2001.

4. Ковалева, А.М. Финансы: учебное пособие/ А.М. Ковалева. – издание второе. – М.: «Финансы и статистика», 2010

5. Игошин Н. В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

6. Бясов К.Т. Разработка инвестиционной стратегии// Финансовый менеджмент. - №4-2002


[1] Вариантов выражения прибыли и затрат немало: операционная прибыль, валовая прибыль, чистая прибыль и т. д., а также затраты полные, сокращенные, цеховые и т.д. В зависимости от того какие учтены при расчетах результаты производства и какие учтены затраты, изменяются и формулы эффективности. Разнообразие в систему показателей эффективности вносят также объекты оценки. Это может быть участок, цех, предприятие в целом, основной капитал, оборотный капитал, и др. Следовательно, показатели экономической эффективности можно представить следующим образом:

 Ээ =В/ Зтп или Ээ = Пр / Зтп

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...