Скульптура переходного периода к империи (Правление Окавиана Августа)
Скульптура переходного периода к империи (Правление Окавиана Августа)
Время правления Октавиана, прозванного Августом, называют «золотым веком» Римского государства (27 г. до н. э. − 14 г. н. э. ) Скульптура эпохи правления Августа – новые задачи и формы (изображение императора, идеализация, «исправление природы» высокой классикой, изображение человека в некоем возрасте «расцвета», интерес к женскому и детскому портрету ). Мастера копировали шедевры греческой скульптуры. В расцвете власти Октавиан Август изображен в знаменитой статуе из виллы Ливии в Прима Порта, найденной в 1863 году и справедливо считающейся лучшим портретом императора.
Октавиан Август из Прима Порта
Август представлен обращающимся с речью к войску, в позе оратора, с поднятой правой рукой. На груди его — панцирь, украшенный рельефами: в центре изображен парфянин, передающий римскому полководцу знаки легиона, захваченные парфянами в 40 году до н. э. и возвращенные в 20 году до н. э. римлянам в результате дипломатических переговоров. По сторонам — фигуры, олицетворяющие побежденные Августом Германию и Дакию. Выше — колесница с Гелиосом, Аполлоном и Артемидой. Рельефы создают декоративный эффект на гладкой поверхности панциря. Бедра Августа охватывает перекинутый через левую руку плащ, расположенный красивыми складками. Построение статуи свидетельствует об изучении мастером искусства классической Греции. Подобно скульптурам Поликлета и Лисиппа, Август изображен опирающимся на правую ногу, левая свободно отставлена назад. Однако протянутая вперед рука — этот чисто римский жест оратора — изменяет основной ритм фигуры.
Символична и фигура амура на дельфине. Она говорит о воспевающемся Вергилием происхождении рода Юлиев от Венеры и Энея. Образ Августа — это сформировавшийся тип его портретов: прямой лоб, небрежная прическа падающих на лоб волос с характерным разделением прядей над правым глазом, красивый, чуть изогнутый нос, тонкие, плотно сжатые губы, спокойный и ясный взгляд. Скульпторы в те годы создавали многочисленные портреты Августа, изображая его как бога, жреца, полководца, государственного деятеля. Появляются парадные портреты в рост, исполненные спокойной сдержанности и величия. Идеалом художественного стиля в скульптуре считались чистота линий, изысканность и монументальность. Август в образе Юпитера
Октавиан Август в образе жреца Все статуи представляли Августа могучим атлетом, почти классическим героем, хотя, по словам римского писателя Светония, император не отличался крепким здоровьем. «Он с трудом переносил и холод, и жару. Зимой он надевал не только четыре туники и толстую тогу, но и сорочку, и шерстяной нагрудник, и обмотки на бедра и голени». В области монументальной скульптуры римляне обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторические рельеф, который составил важнейшую часть архитектурного декора. В эпоху империи получили дальнейшее развитие рельеф и круглая пластика. Один из основных видов изобразительного искусства Рима − рельеф. Мастера склоняются к анализу, детальному изображению образов, достоверно фиксируют исторические события. Алтарь Мира, воздвигнут в 13 − 9 гг. до н. э. в честь римской богини мира Пакс и победы императора Августа над Галлией и Испанией. Площадка на Марсовом поле обнесена стенами, в центре на ступенях поставлен алтарь. Алтарь Мира
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|