Новый этап в развитии римского скульптурного портрета начинается со времени правления императора Константина.
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 В начале IV века христианство становится равноправной религией, наряду с другими верованиями, а вскоре признается единственной общегосударственной религией Римской империи. Оно оказывает большое влияние на развитие позднеримского искусства, в частности, искусства портрета. Возрастает значение портретной скульптуры восточных провинций Римской империи; произведения, создаваемые в европейских провинциях, представляют меньший интерес в силу своего невысокого художественного уровня. Примером может служить групповой портрет с фигурами обнимающих друг друга императоров-тетрархов. Странные на первый взгляд позы знаменуют идею единства Римского государства, возглавляемого тетрархами. тетрархи Неправильные, укороченные пропорции фигур, почти квадратные головы, увенчанные венками, и характерные подчеркнуто большие, орнаментальные глаза, — черты, прежде всего обращающие на себя внимание. Схематизм и абстрактность исполнения, отсутствие индивидуального сходства сочетаются в этих изображениях с торжественной репрезентативностью поз и жестов. Материал — твердый красный порфир. В этих вещах нарушены связи с римским реалистическим искусством, изображение превращено в отвлеченную схему, символ. Художника, создавшего эти произведения, не привлекает задача передать сходство с оригиналом — задача, долгое время бывшая краеугольным камнем развития римского скульптурного портрета. Он стремится выразить ощущение душевной взволнованности, мистической экзальтации, владевшее людьми этой эпохи. Новый этап в развитии римского скульптурного портрета начинается со времени правления императора Константина.
Передача внешнего портретного сходства в изображении конкретного человека отступает на второй план. Новые черты с большой силой проявляются в датирующейся около 325 года колоссальной голове императора Константина, находящейся во дворце Консерваторов в Риме. император Константин Голова эта, высота которой достигает двух с половиной метров, принадлежала гигантской статуе, изображавшей императора сидящим. Сохранились и другие части, сделанные из мрамора, — руки, ступни ног. Голова Константина является наиболее ярким образцом того репрезентативного официального портрета, который окончательно складывается в эту эпоху. О портретном сходстве здесь нет уже и речи. Это лицо является отвлеченным образом императора — земного божества. Трактовка образа властителя в древневосточном искусстве, несомненно, оказала большое влияние на сложение этого типа изображения. Строгая симметрия, моделировка большими нерасчлененными плоскостями, четко очерченные губы красивого рисунка, традиционная прическа в виде ровного валика полукруглых локонов над лбом и правильные дуги бровей характерны для подобных изображений. Огромные глаза с большими, обозначенными широкими дугообразными врезами зрачками придают этому лицу выражение замкнутого, недоступного для простых смертных величия. Голова императора Константина представляет определенное направление в развитии портрета этого времени, которое можно назвать официальным. Наряду с этим направлением существовали портреты, сохраняющие элементы реалистического подхода к задаче воспроизведения конкретного человеческого лица. портрет Догмация Чрезвычайно четкая, сдержанно обобщенная скульптурная моделировка этого лица, несомненно реалистический подход к передаче индивидуального образа воскрешают в памяти выразительные портреты старых римлян эпохи Республики; но в то же время орнаментальная трактовка волос, бровей, бороды, характерный рисунок глаз свидетельствуют о принадлежности его к IV веку. Для выразительности скульптор использует новый арсенал изобразительных средств — строго фронтальную постановку головы, симметричное построение черт лица, графичность и орнаментальность в передаче деталей. Но главным становятся глаза с их неподвижно-пристальным, застывшим взглядом, в котором концентрируется вся экспрессия лица.
Портрет Догмация особенно интересен тем, что в нем соединяются скульптурные приемы прошлого и будущего, он показывает становление нового направления и одновременно завершает старое. Римская скульптура оставила неизгладимый след в истории человечества.
Домашнее задание: Прочитать текст, рассмотреть все изображения, сделать конспект (выписать выделенное жирным шрифтом и обязательно записать все названия скульптур)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|