Учитель возвращается домой.
Цели: • развитие умений перевоплощения и вхождения в необычную роль; • эмоциональная поддержка учителя; • развитие эмпатических умений педагогов; • тренировка гибкости поведения. Размер группы: не более 12 человек. Время: 40 - 50 мин. Ход упражнения 1 вариант Упражнение "Учитель возвращается домой..." может быть использовано в тренинге развития профессионального педагогического самосознания. Идея упражнения заимствована у М. Кипниса, использующего сходную технику для отработки актерских навыков2. Лучше использовать описываемую психотехнику в подготовленной группе, во всяком случае, не на первом занятии. Ведущий. Когда каждый из вас возвращается после школы домой, то, наверное, не ожидает застать дома ничего необычного. Но давайте представим, что настал такой волшебный день, когда вы, войдя в свою квартиру, не увидели там никого из близких, зато обнаружили неожиданных гостей. Гости эти были необычными. Их можно назвать "гости-сюрпризы". Они могут быть людьми или животными, явлениями, чувствами, качествами, временами года, фантазиями - да чем угодно! С ними можно поговорить, пообщаться, напоить чаем или — если возникнет такое желание - выставить за дверь. Процедура проведения этого упражнения такова. Один из участников тренинга становится тем самым учителем, вернувшимся после работы домой. Остальные участники распределяют между собой роли гостей-сюрпризов. Пока будет проходить это распределение, учителю надо будет подождать за дверью; участникам можно сказать, он еще ведет уроки. Зайдя в квартиру, он должен будет познакомиться с неожиданными гостями. Для этого нужно вступить с каждым из них в контакт, задать вопросы, уточнить что-то. Гости имеют право отвечать на вопросы, рассказывать о себе и даже описывать свой внешний вид. Они могут двигаться так, как, с их точки зрения, предполагает выбранная роль. Фактически участники тренинга пытаются в максимальной степени сыграть - через пластику и вербально — своего персонажа, будь он одушевленным предметом или абстрактным понятием. Единственное, что им запрещено, - прямо называть себя. Задача учителя — догадаться о том, что за гости собрались у него дома, а там уж решать, как с ними поступить.
Во время отсутствия главного игрока участники тренинга обсуждают, какие именно персонажи могли бы оказаться для него приятным сюрпризом. Появление эпитета приятный перед словом сюрприз не случайно: члены группы, не желая быть выдворенными из квартиры вернувшимся домой хозяином, естественным образом приходят к мысли о том, что незваные гости должны быть приятными и желанными для хозяина. Если же кто-то из игроков предлагает сыграть роль гостей-сюрпризов сомнительной для учителя привлекательности (например, проверяющего из районо, новой болезни, зловредной тетушки из Тьмутараканска или повестки из военкомата для сына), то ведущий может задать вопрос: "Вы полагаете, что N. будет рад, если обнаружит дома таких гостей?" Если группа велика, то не обязательно привлекать к исполнению ролей гостей-сюрпризов всех ее членов. Достаточно включить в игру пять-шесть участников. Однако в группе из 12 человек можно включить всех, ограничив время распознавания каждого персонажа, например, 3 мин. Среди гостей-сюрпризов можно встретить едва ли не любую вещь - от конкретного материального предмета до абстрактных категорий. Назовем некоторые персонажи, появлявшиеся в различных тренинговых группах: • глубокая и сильная любовь; • мобильный телефон; • путевка в сочинский санаторий (или на Байкал, на Канарские острова, в Прагу);
• новый холодильник; • хорошее настроение; • потерявшийся котенок; • ветерок в форточку; • надежда; • горячий ужин, приготовленный в новой электроплите; • букет цветов; • написанный отчет о работе; • уверенность в себе; • друг (подруга); • покой; • третья комната в двухкомнатной квартире и т.п.
По поводу последнего персонажа: как ни старалась третья комната объяснить вернувшемуся домой учителю, кто она такая, тот никак не мог уразуметь, что значит твоя самая большая мечта, высокая, просторная, светлая, я помогу тебе разместить многие вещи, более удобно. Зато сколько было радости, когда, наконец, персонаж был угадан! Обсуждение игры имеет смысл провести с опорой на следующие вопросы: • Какие чувства вы испытали, когда увидели в своей квартире неожиданных гостей? • Кто из гостей оказался вам наиболее приятен? • Есть ли такие гости, которых вы не рады видеть? почему? • Кого из персонажей вам было особенно трудно определить? • Кого вы угадали довольно легко? почему? • Можете ли вы назвать гостей, которых вам хотелось бы увидеть в своем доме, но в игре они не появились? Если позволяет время, можно повторить упражнение. 2 вариант Другие возможности этого упражнения связаны с более глубокой проработкой межличностных и внутриличностных отношений учителя. Они подразумевают наличие у ведущего группы навыков психотерапевтической работы, в частности - психодраматического опыта. Сценарий остается прежним. Только гости-сюрпризы - это не просто люди или животные, явления, чувства, качества, фантазии, а вполне конкретные персоналии из определенной области, задаваемой ведущим. Такими персонажами могут быть, например, важнейшие жизненные мотивы учителя. Или его личностные качества. Или его отношения с наиболее важными в его жизни людьми. Именно с ними разворачиваются диалоги вернувшегося домой учителя. Он также определяет персонажей, как и в первом варианте. Возвращение учителя домой, в свою квартиру, когда там нет никого из близких, фактически превращается во встречу с самим собой - своими особенностями, желаниями, отношениями.
Разумеется, такая конкретизация подразумевает хорошее знание участниками тренинга нюансов жизни друг друга и высокую стадию развития группы. В этом случае речь идет о предоставлении разносторонней обратной связи главному игроку. Его переживания, возникающие в этом процессе, далеко не всегда могут быть только положительными. Следовательно, важно, чтобы исполнители ролей качеств и свойств протагониста сами имели некоторый опыт участия в психодраме и были достаточно эмпатичными, чтобы почувствовать границу возможной импровизации. Ведущий может периодически включаться в процедуру, направляя участников и помогая им. По завершении упражнения, помимо вопросов, названных в первом варианте, необходимо обсудить, насколько совпадают личные представления учителя о своих внутренних составляющих с особенностями тех персонажей, которых сыграли участники группы. Как принято в психодраматических процедурах, упражнения следует завершать деролингом (снятием ролей) и шерингом, при необходимости — процесс-анализом. Представляется, что эмоциональная поддержка протагониста в этом варианте является обязательной. 3 вариант Этот вариант является чисто психодраматическим. Как требуют правила психодрамы, протагонист сам определяет исполнителей ролей. Можно заранее договориться, каким будет круг гостей-сюрпризов: внутренними качествами и свойствами человека или конкретными людьми, с которыми он реально взаимодействует в жизни. В обоих случаях протагонист сам объясняет вспомогательным лицам, что от них требуется при исполнении ролей и какими видит персонажей он сам. При третьем варианте упражнения у учителя нет необходимости покидать тренинговый зал (поскольку угадывать персонажей ему не придется). Достаточно символически изобразить его возвращение домой. После взаимодействия протагониста со своими внутренними качествами можно попросить его расставить персонажи по степени близости к его Я: чем ярче и больше представлено это качество в нем, тем ближе к себе его следует расположить в пространстве. Другое возможное задание протагонисту: разместить свои качества в квартире, найти им наиболее подходящее место (некоторые, может быть, выставить в прихожую, а то и вовсе - за дверь, в подъезд). Правда, все подобные действия нужно будет обосновать.
Завершить упражнение следует теми же процедурами, что и во втором варианте.
Кроль Л.М. Образы и метафоры в интег-ративной гипнотерапии. М.: Независимая фирма "Класс", 2001. "Терапевтическая метафора - это не столько сравнение, сколько искра, возникающая от удара двух реальностей друг о друга. Она, как вспышка, освещает соответствие двух сфер: словесного и невыразимого, реального и воображаемого, сознательного и бессознательного. Так высекается искра смысла, искра понимания..." (с. 28). "Метафора напоминает фигуру из двух колец, вложенных друг в друга, некую ленту Мебиуса: одно кольцо - это реальное состояние. А другое кольцо является зеркалом, отражающим его в словах, жестах или предметах" (с. 30).
Двоечник тоже человек! Описываемая деловая игра предназначена для учителей. Ее может провести школьный психолог на одном из занятий психологического тренинга развития профессионально-педагогического самосознания. Сразу следует оговориться: эта игра должна выступать лишь как элемент целенаправленной работы психолога в системе оказания помощи учителям в самоизменении и преобразовании стереотипных взглядов на себя, учеников, коллег. Специальной работе по формированию новой позиции в отношении отстающих детей должно быть посвящено немало занятий. Цели: • изменение отношения педагогов к неуспевающему школьнику; • развитие профессионального педагогического самосознания; • формирование эмпатических умений. Размер группы: 10-12 человек. Ресурсы: картонные карточки (по 5 штук на участника), листы для рисования (по числу участников), 3-4 листа ватмана. Время: не менее двух с половиной часов. Ход игры. 1 этап Ведущий. Уважаемые коллеги! Каждый из вас практически ежедневно сталкивается в своей работе с учениками, которых мы привычно называем отстающими. Вы хорошо знаете особенности их поведения и те трудности в их обучении. Сегодняшнее занятие будет посвящено обсуждению нашего взаимодействия с такими детьми. Первым этапом станет работа по выявлению наиболее типичных трудностей обучения отстающих или слабоуспевающих детей. Ведущий вручает каждому педагогу по пять картонных карточек и дает следующую инструкцию: Подумайте, пожалуйста, какие проблемы встречаются вам наиболее часто при обучении школьников в тех классах, где вы работаете. Выделите эти проблемы и проранжируйте их следующим образом: самую типичную трудность запишите на карточке, поставив на ней номер "один". Вторую по частоте встречаемости трудность напишите на следующей карточке, присвоив ей номер "два", и так далее, до пятой карточки.
Через 5 — 7 мин ведущий собирает карточки и обрабатывает их (в этом ему может помочь ассистент или кто-либо из участников группы). Как правило, обработка не занимает много времени. Ее результаты заносятся на доску или планшет, разбитый на пять столбцов. Наибольший интерес представляют записи, сделанные в первом столбце, то есть те, которые лидируют в рейтинге. Наиболее распространенные варианты выделяемых учителями трудностей: Ребята невнимательны на уроке, часто отвлекаются на постороннее. Не умеют видеть свои ошибки, отсутствует "орфографическая зоркость". Испытывают затруднения при решении математических задач. Ребята постоянно совершают ошибки в письменных работах, пропускают буквы. Дети затрудняются пересказывать тексты. Очень подвижны, не могут усидеть на месте. Названные трудности обучения в целом сходны с теми, которые указываются в специальных исследованиях (см., например: Ануфриев А.Ф., Костроми-наС.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: "Ось-89", 2001). Ведущий организует с участниками группы обсуждение, в процессе которого выделяются самые типичные, самые распространенные трудности. Учителя высказывают свои комментарии, не возбраняется приведение конкретных примеров из практики обучения. 2 этап Ведущий. Как мы убедились, многие из вас испытывают сходные трудности в своей педагогической работе. Может быть, потому что все наши неуспевающие очень похожи? Но, наверное, опыт каждого из вас позволит найти массу возражений против такого утверждения. Неуспевающие бывают очень разными. И хотя проблемы в работе с ними действительно мало отличаются, но причины этих проблем вряд ли всегда совпадают. Следующее упражнение, надеюсь, поможет понять что-нибудь новое в наших отношениях с отстающими. Выберите, пожалуйста, одного из своих двоечников. Только одного. Называть его имя не нужно. Ведущий выжидает минуту и уточняет у каждого участника группы, сделан ли такой выбор. Затем продолжает. Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и положите его перед собой. Разделите его пополам вертикальной чертой. Над левым столбцом напишите: "Мне трудно с этим учеником, потому что...". Над правым столбцом - "У этого ученика есть замечательные черты...". Заполните эти столбцы, закончив каждое из начатых двух предложений не менее чем семью способами. Без вашего желания и согласия никто не будет читать ваши записи. Время на работу - 20 минут. Возможно, что эта работа займет и большее время. Ведущему необходимо внимательно наблюдать за участниками группы. Если он видит, что участники погружены в размышления над своими записями и в отведенное время не укладываются, ему не следует прерывать их работу: этот процесс важнее, чем соблюдение регламента. По завершении организуется обсуждение. Возможные вопросы: 1. Насколько сложным оказалось выполнение этого задания? 2. Было ли для вас трудным заполнить второй столбец? почему? 3. Удалось ли вам назвать семь пунктов, описывающих "замечательные черты" отстающих? почему? 4. Появились ли у вас неожиданные новые мысли о вашем ученике? 5. Захотелось ли вам пристальнее понаблюдать за ребенком и лучше понять его? 3 этап Ведущий. До этого момента мы говорили с вами о трудностях и проблемах, с которыми вы как педагоги сталкиваетесь в своей работе и с которыми теми или иными способами справляетесь — особенно если вам удается увидеть достоинства своих двоечников. Пока речь шла о наших с вами - взрослых - трудностях. Трудностях обучения. Но ведь обучение - процесс двусторонний. То, что является трудностями для учителя, — не меньшая проблема и для ученика. Порой нам кажется, что ему все равно, что он равнодушно, а то и скептически относится к учебе. Но так ли это? Давайте попробуем понять, как видит мир, как воспринимает свою учебу самый "выдающийся" из ваших неуспевающих учеников. Ведущий просит участников группы поудобнее расположиться в своих креслах, закрыть глаза и расслабиться. При наличии у ведущего соответствующих навыков можно провести сеанс релаксации, а затем перейти к визуализации. Ведущий. Вы чувствуете себя спокойно и легко. У вас размеренный ритм дыхания. Вы расслаблены... А теперь представьте себе класс, с которым вы работаете. Обегите мысленным взором лица учеников. Идет урок, который ведете вы. Дети слушают вас, выполняют задания, отвечают на вопросы. Посмотрите на своего двоечника, на того ребенка, о котором вы только что думали и описывали ваши трудности взаимодействия с ним и его замечательные черты. Представьте его лицо во всех подробностях, рассмотрите его одежду, понаблюдайте за тем, как он движется, как разговаривает... Оставайтесь совершенно спокойным, расслабленным... На уроке его поведение и манеры, возможно, раздражали вас. Но сейчас вы спокойны и сдержанны... Вообразите картинку, на которой ваш ученик, как можно ярче. Добавьте в нее яркости и цвета, сделайте более четкими детали. Попробуйте насытить эту картинку звуками и движением. Представьте, что может видеть этот ребенок со своего места в классе. Как выглядит все окружающее оттуда? Вот этот ребенок посмотрел на вас. Попробуйте взглянуть на себя его глазами. Каким кажетесь ему вы? Станьте на короткое время этим ребенком, почувствуйте себя сидящим за его столом, откройте тетрадь, возьмите авторучку, услышьте слова учителя... Попытайтесь выполнить то задание, которое он дает ученикам. Трудно? Если вам трудно, попробуйте осознать, почему... Что вы чувствуете, будучи этим ребенком? О чем вы думаете?.. А теперь вернитесь в свое собственное тело. Посмотрите на этого ребенка со стороны... Взгляните в его глаза... Вы снова здесь, в нашей комнате. Вы сидите в кресле. Не открывая глаз, пошевелите руками и ступнями ног... Теперь головой... Не делайте резких движений... Откройте глаза. Убедившись в том, что все участники группы чувствуют себя нормально, ведущий предлагает обсудить результаты упражнения. Участники делятся впечатлениями от визуализированных образов и тем, насколько успешно удалось с ними поработать. Важно обратить внимание на те чувства и мысли, которые возникли у педагогов в ситуации превращения в избранного ими двоечника. 4 этап Ведущий. Вместе мы продвинулись по пути лучшего понимания тех детей, которых мы сами относим к категории отстающих. Конечно, не всех, а тех, кого выбрали. Продолжим эту работу. Каждый из этих детей оригинален и своеобразен, он думает и чувствует по-своему, по-своему воспринимает окружающее. Когда мы думаем о таких детях, могут возникать яркие и порой неожиданные метафорические образы. Я прошу вас нарисовать метафорический портрет вашего двоечника. Принципы соцреализма в искусстве нас не интересуют. Пусть основой вашего рисунка станет именно метафора. Для рисования лучше всего использовать краски. Время для выполнения метафорического портрета двоечника — от 15 мин до получаса. По завершении этого процесса желающие могут прокомментировать собственные рисунки. При этом ведущий строго оговаривает запрет на интерпретации чужих рисунков. Участники группы могут лишь задавать друг другу уточняющие вопросы и сообщать о своих чувствах, которые вызвали у них портреты двоечников. 5 этап Ведущий. Для того, чтобы лучше понять важнейшие аспекты ваших взаимоотношений с неуспевающими школьниками и их личные особенности, мы использовали логический анализ, активное воображение и эмоционально-творческие ресурсы. А значит, нам стали яснее причины, которые негативно влияют на успеваемость этих детей. Если вначале мы описали и конкретизировали трудности в обучении детей, то последний этап нашей работы будет связан с осознанием причин этих трудностей. Группа разбивается на четыре-пять подгрупп (в зависимости от количества участников) и каждой группе предлагается одна из трудностей обучения - согласно составленному рейтингу. Задание - назвать возможные причины возникновения этих трудностей у детей. Время на подготовку - 10 мин. По истечении времени каждая подгруппа представляет найденные причины. Вот возможные варианты: Низкий уровень внимания. Низкий уровень развития произвольности процессов. Несформированность самоконтроля и умений действовать по правилу. Слабое развитие фонематического слуха. Обида на учителя. Отсутствие учебной мотивации, преобладание игровой мотивации. Быстрая утомляемость, болезни. Психологические сложности в семье. Отсутствие признания у одноклассников. Низкая самооценка, неуверенность в себе. Слабое развитие образного мышления, кратковременной памяти или/и какой-либо модальности восприятия. Слабое речевое развитие, сложности в овладении.русским языком (поскольку он не является родным). Сниженный уровень волевого развития. Казалось бы, подобные причины педагоги могли назвать и без предварительной работы. Однако все предыдущие этапы помогают им выявить указанные причины не абстрактно, не на основе сухой рациональности, а в связи с конкретными детьми в результате сопереживания, сочувствования, эмпатии. Главным итогом становится изменение отношения к двоечникам. Последующие занятия должны быть направлены на анализ оптимальных способов помощи детям в преодолении имеющихся трудностей.
Заверши сказку Упражнение используется в сказкотерапевтическом тренинге для детских психологов либо в психологическом тренинге для учителей начальных классов, желающих научиться применять в своей педагогической работе элементы сказкотерапии. Во вводной инструкции на этапе информирования участников ведущий опирается на типологию сказок, предложенную Т.Д. Зинкевич-Евсти-гнеевой и дополненную автором этого материала. При проведении упражнения можно использовать наборы сказочных зачинов, один из которых предлагается в приложении. Ведущий может предложить и собственный набор сказочных зачинов, если у него уже есть предыдущий сказкотерапевтический опыт. Цели: • знакомство с типологией сказок, используемой в сказкотерапии; • формирование умений сочинять сказки; • развитие навыков совместного творчества; • развитие умений видеть психологические проблемы за метафорой и конструктивно решать проблемы на метафорическом уровне. Размер группы: не более 15 человек. Ресурсы: карточки со сказочными зачинами (см. Приложение), 5 карточек, на каждой из которых написано название одного типа сказок, 5 листов формата А4 для записи продолжений сказок, авторучки на каждого участника. Время: примерно 100 минут. Ход упражнения 1 этап - информирование участников о типах сказок (краткая теория) Ведущий. В работе со сказками следует обязательно учитывать тип используемых сказок, поскольку у каждого типа имеются свои психологические цели. Все сказки, используемые психологами и педагогами, можно разделить на 5 типов: дидактические, медитативные, психокоррекционные, психотерапевтические и психологические. Дидактические сказки имеют цель преподнести некоторые новые знания. Используется прием одушевления абстрактных символов и создается образ сказочного мира, в котором они живут. Такие сказки раскрывают смысл и важность определенных знаний. Дидактические сказки могут содержать определенное задание учебного характера, которое должен выполнить ребенок. Медитативные сказки нацелены прежде всего на создание определенного эмоционального состояния, иногда — состояния релаксации. Они могут не иметь четкого и ясного сюжета и представляют из себя некоторую зарисовку, визуализацию ярких сказочных образов. С помощью медитативных сказок происходит глубокое погружение слушающего в сказочный процесс через обращение к своему внутреннему состоянию и пробуждение личностных потенциалов человека. Эти сказки необходимо читать и слушать не походя, не между делом, а в специально созданных условиях. Медитативные сказки содержат в себе позитивные модели внутренних состояний, сообщаемые бессознательному. Такие сказки могут, кроме того, служить прологом, настроем к новой психотерапевтической работе. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка; при этом под коррекцией понимается замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. В психокоррекционных сказках слушателю (читателю) обычно преподносится модель поведения, которую он может использовать для преодоления имеющихся у него трудностей. При этом события, происходящие с героем (героями), должны быть похожими на реальные ситуации из жизни детей. Ребенок через сказку обретает возможность осознать свои собственные переживания, отдельные психологические характеристики. Альтернативные модели поведения, понятые благодаря сказке, помогают ребенку увидеть разные грани возникающих ситуаций и найти в ней новые идеи. Психотерапевтические сказки являются наиболее важными и глубокими, обладают самой большой силой воздействия. Они имеют следующие цели: обращение к глубинному Я ребенка, его важнейшим смыслообразующим содержаниям; стремление помочь в более осознанном отношении к самому себе, миру, другим людям, а при необходимости - в изменении этого отношения; оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний, связанных с какой-либо проблемной жизненной ситуацией или психоэмоциональной травмой. Психотерапевтическая сказка часто имеет форму притчи. Психологические сказки - особый тип сказок. Психологическая сказка определяется как содержащая вымысел авторская история, содействующая оптимальному ходу естественного психического развития детей через развитие самосознания и передающая в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека. Основная цель психологической сказки - влияние на личностное развитие путем помощи в осознании своих особенностей. Таким образом, это прежде всего развивающая сказка. После информации об имеющихся в распоряжении сказкотерапии типах сказок ведущий отвечает на вопросы участников и - при необходимости - рассказывает по одной сказке каждого типа. 2 этап - сочинение сказок разных типов Для проведения этого этапа ведущему необходимо приготовить набор карточек с написанными на них сказочными зачинами и пять карточек с надписями: Дидактическая сказка, Медитативная сказка, Психокоррекционная сказка, Психотерапевтическая сказка, Психологическая сказка. Группа разбивается на подгруппы по два-три человека. Ведущий. А теперь вам предстоит опробовать свои возможности в создании сказок. Для облегчения этой задачи вам будут предложены зачины сказок. Ваша задача - на его основе сочинить сказку того типа, который будет указан на карточке из второго набора. Для этого вы должны выполнить следующее: во-первых, понять, в чем суть проблемы; во-вторых, представить, что за человек клиент и в каких жизненных ситуациях актуализировалась указанная проблема; в-третьих, придумать продолжение сказки, которое в метафорической форме содержало бы информацию, которая могла бы помочь гипотетическому клиенту справиться с его жизненными трудностями. Эта информация может быть изложена в форме дидактической, медитативной, психокоррекционной, психотерапевтической или психологической сказки. Ведущий раздает подгруппам сначала карточки со сказочными зачинами, а затем просит вытянуть карточку с названием типа сказки. 3 этап - обсуждение созданных сказок В течение 20 мин участники работают в подгруппах, после чего предлагают остальным свою сказку. По завершении каждого выступления обсуждается содержание сказок и найденные участниками способы решения проблемы. Высказываются предложения о других возможностях продолжения сюжета. Предположения о типе сочиненных сказок делается только после прослушивания всех сказок. Участники высказывают мнения о том, какой подгруппе удалось лучше выполнить задание и сочинить сказку нужного типа.
Оуэн Н. Магические метафоры. 77 историй для учителей, терапевтов и думающих людей. М.: Эксмо, 2002. "Искусство установления рамок требует от рассказчика умения направить внимание слушателя к конкретному каналу понимания. Возможность интерпретации может быть ограничена довольно строго, а может остаться неоднозначной и неопределенной. То, какой выбор будет сделан - конкретное направление или полная неоднозначность, -зависит от намерений рассказчика, от результата, которого он или она хочет достигнуть, используя метафору" (с. 274).
Приложение Сказочные зачины У одного короля был сын. Когда он родился, во дворце устроили грандиозное празднование. Злая колдунья в отместку за то, что ее не пригласили на празднование, наложила на принца заклятие: он никак не мог научиться говорить, вместо ясной речи он издавал лишь невнятные звуки... В пруду жила маленькая Щука. Когда у нее выросли зубы, ей это так понравилось, что она стала кусать всех рыб, что попадались ей по пути. Маленькие рыбешки ужасно ее боялись и сразу улепетывали что было сил, как только видели ее. Но даже неторопливому Раку и добродушному Сому порой доставалось от Щуки: подкравшись, она порой кусала и их... В волшебной стране жил очень красивый Цветок. Многие восхищались его привлекательностью и чудным ароматом и хотели подружиться с ним. Но сам Цветок был такой нежный и чувствительный, что ему становилось плохо, едва кто-то пытался пообщаться с ним: даже прикосновения насекомых приносили ему боль, а запахи других цветов ему совсем не нравились... Жил-был на свете Барабан. Он был веселый и активный и очень любил громкие звуки; грохотал всегда и везде, даже не задумываясь о том, что многим это не нравится. Он громко барабанил за завтраком и в сонный час, во время игр и разговоров своих родителей. Даже когда звучала тонкая лирическая музыка, он продолжал стучать свои марши... Зайчик прослыл трусливым даже среди других зайцев, никогда не отличавшихся смелостью. Он боялся не только волка и темноты, но и новых знакомств, собственного отражения и белых халатов. Чуть что он забивался в свою норку и дрожал там, проливая слезы над собственной горькой судьбой... В одном лесу почти на опушке выросла Березка. Она была стройная и красивая и знала об этом, потому что часто любовалась своим отражением в воде маленького озера. Она очень любила себя и искренне верила, что весь остальной лес растет только для того, чтобы оберегать ее и восхищаться ею. А поэтому она считала, что является центром леса, а другие деревья окружают ее, словно подданные королеву... Мама-медведица не раз предупреждала своего сына о том, чтобы он не ел ягод с куста, растущего у болота. "Это не малина! Хотя ягоды и очень похожи, они ядовиты!" -говорила ему медведица. Но однажды Медвежонок ослушался маму и наелся этих ягод. Он не знал, в чем заключается действие яда. Теперь, как только начинал он говорить, раздавались такие ужасные звуки, что все звери вокруг затыкали уши... Один мальчик все время забывал чистить зубы. По этому поводу Зубная Щетка очень переживала: ведь она так хотела служить ему верой и правдой, но ее преданность была совершенно не нужна мальчику... В горах жил маленький Источник. Его мама Подводная Река хотела, чтобы Источник сумел влиться в воды прекрасного горного озера. Каждый день она собиралась помочь ему найти путь к этому горному озеру, но Источник начинал так волноваться, что вода в нем закипала, а при такой высокой температуре нельзя было течь и впадать в озеро... В давние времена в одном государстве правили король и королева. У них было семь дочерей одна другой краше. Но самая младшая Принцесса, смотрясь по утрам в зеркало, очень переживала и расстраивалась: ее страшно огорчала родинка на щеке. Принцесса была убеждена, что эта родинка так портит ее внешность, что теперь она никому не сможет понравиться... Необычное в обычном Описываемая ниже серия упражнений используется как система домашних заданий для участников тренинга - родителей. Психолог может оказать неоценимую помощь родителям, если даст им советы, каким образом заниматься с детьми, чтобы развить у них творческие способности. Как правило, этой проблемой особенно озабочены родители первоклассников: они хотят, чтобы их ребенок отлично и с увлечением учился, и готовы приложить усилия для оказания им помощи. Одним из важнейших условий творческих способностей и способностей к метафоризации является развитое воображение ребенка. Богатое воображение позволяет создать небывалые образы, унестись в будущее, взглянуть на окружающий мир по-новому, нестандартно, творчески. Предлагаемые ниже упражнения наверняка заинтересуют родителей тем, что не требуют специальных методических пособий или стимульных материалов, а могут проводиться с детьми в домашних условиях. Эти упражнения помогут ребенку тренировать основные функции воображения, отрабатывать приемы и навыки развития фантазии, осваивать способы конструктивного преобразования действительности. Со стороны родителей потребуется лишь заботливое внимание и умеренная помощь. Нужно поощрять ребенка разными способами выполнять задание, не спешить и над каждым поработать основательно. И тогда детское воображение станет поистине творческим и активно преобразующим мир. Важнейший девиз в процессе этой работы: "Найди необычное в обычном!" И, конечно же, в процессе выполнения этих упражнений не обойтись без метафорического мышления. Большинство описанных упражнений задает определенный класс заданий, нацеленных на развитие тех или иных способностей, а потому они могут использоваться неоднократно и по-разному. При их регулярном применении творческий потенциал детей может значительно возрасти. Разумеется, приведенные здесь упражнения далеко не исчерпывают всех возможностей развития воображения детей и их способностей к ме-тафоризации с помощью родителей. Упражнение 1. Тайна под покрывалом Берется какой-либо предмет сложной формы (статуэтка, цветок в горшке, кукла и т.д.) и накрывается мягкой тканью. Ребенок должен назвать по меньшей мере три предмета, которые могут находиться под тканью. Если он затрудняется, можно предложить ему осторожно ощупать предмет через ткань. Упражнение 2. Путешественник Ребенку завязывают глаза. Вместе с родителем он должен "попутешествовать" по квартире, ощупывая встречающиеся предметы и называя их. Упражнение 3. Кляксы Акварельными красками на листок бумаги ставится клякса. Нужно придумать не меньше пяти предметов или существ, на которые похожа эта клякса. Родителям следует обратить внимание на то, сколь- ко разных типов предметов названо ребенком. Лучше, если это будут не только, например, животные, а совершенно разные предметы и существа. Нужно поощрять ребенка смотреть на эти кляксы с разных сторон, ведь лист можно поворачивать. Можно нанести на лист несколько клякс и попро-. сить ребенка дорисовать эти кляксы до каких-то узнаваемых образов. Будет особенно хорошо, если ребенку удастся объединить эти образы в цельную картину. Упражнение 4. Новый способ применения предмета Ребенок закрывает глаза, а потом по команде открывает их и называет первый предмет, попавший в его поле зрения. Задание - найти что-то необычное в этом обычном предмете. Пусть, например, таким предметом окажется стул. Задание - найти новый необычный способ его использования. На стуле можно сидеть. А еще? Как можно использовать стул необычным способом? Стоит предложить ребенку придумать по нескольку необычных способов применения таких предметов, как стол, пластиковая бутылка, линейка, пустая коробка и т.д. Лучше дать ребенку эти предметы в руки, чтобы он мог ими манипулировать. Упражнение 5. Волшебные названия Еще одна возможность раскрытия удивительного и необычного в самых простых и известных вещах возникает тогда, когда мы даем этим вещам яркие и остроумные названия. Недаром маленькие дети часто делают это спонтанно. Например: лопатка -копалка, утюг - гладюг, кастрюля - варилка. Родители могут попросить ребенка придумать, как иначе можно назвать такие предметы, как молоток, зерка ло, ключ от дверного замка, сережка, магнитофон, велосипед, компьютер, ложка и т.д. Вещей, которым можно дать новые оригинальные и забавные названия, много в любой квартире. Можно поиграть с ребенком так: по очереди предлагать друг другу предметы для придумывания нового названия. Упражнение 6. Что оттуда видно? Мама просит ребенка представить, что у всех предметов в комнате появились глаза. Что в таком случае они могли бы увидеть, а что - нет? Важно помочь ребенку сделать описание комнаты с непривычного для него ракурса. Нужно, чтобы ребенок представил себе и места, видимые воображаемому гномику, но недоступные для глаз самого ребенка (например, верх шкафа). Желательно, чтобы ребенок объяснял
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|