Лена Л. Горячее сердце. Волшебный мешочник
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 В одном городе, которым правил злой султан, жил мальчик. У него была очень бедная семья, и он работал с раннего утра до поздней ночи, чтобы прокормить своих младших братьев, сестер и маму. Отец у него погиб в море, когда ловил рыбу. Мама мальчика очень тяжело перенесла смерть своего мужа и сильно заболела, и никто из врачей не мог помочь ей. И как-то поздней ночью, когда мальчик шел с работы домой, неся немного хлеба для своих родных, он увидел нищего старика, который умирал от голода. Старик просил есть, и мальчик подошел к нему и угостил его хлебом. Потом они разговорились, и старик увидел грусть в глазах у мальчика и спросил, что с ним. Мальчик рассказал о своей семье, смерти отца и болезни матери. Тогда старик рассказал ему, что где-то на земле есть волшебный город, где все люди счастливы, в этом городе нет ни злости, ни жадности. А в центре города есть волшебный источник. Если выпить из этого источника, то любой человек выздоравливает. Мальчик спросил, как добраться туда, но старик сказал, что не знает, ни на одной карте этого города нет, надо иди туда, куда подсказывает сердце. «Единственное, что может тебе помочь, - сказал старик, - это две вещи». И старик дал мальчику мешочек: "Если открыть его, там всегда будет кусок хлеба и кружка молока". И дал он еще накидку, которая согревает в холод и охлаждает в жару. Мальчик поблагодарил старика. Мешочек он оставил дома, чтобы его родные не умерли с голоду, и отправился в путь. Долго скитался мальчик в поисках этого волшебного города, и как-то однажды в горах он увидел человека, который замерзал от холода. Мальчик дал ему свою накидку и спросил про волшебный город. Человек сказал, что он как раз оттуда, это совсем не далеко. Но городом завладел злой большой змей, и он - этот человек - отправился за помощью и так попал в горы.
Мальчик отправился к городу. Подойдя к нему, он не увидел ничего волшебного. Город был в руинах, весь черный от огня. Дракон, который завладел городом, прилетал каждую неделю и забирал одну из молодых девушек, чтобы съесть ее, и жителям города приходилось смиряться с этим. А волшебный источник пересох... Мальчик, не задумываясь, пошел на битву со змеем. Ему не нужно было никакого оружия, потому что он очень сильно хотел помочь жителям и своей маме, и у него было горячее сердце. Началась битва. Долго сражались мальчик и змей, и когда змей почувствовал, что сил у него нет, он попросил мальчика не убивать его, за что он готов выполнить любое его желание. Мальчик сказал, что ему ничего не надо. Он желает только вылечить маму, но это он сделает сам. И тут мальчик вспомнил о том, что его мама очень хотела и много говорила о том, что как было бы хорошо, если бы все люди были счастливы. Он сказал об этом змею. Змей сказал "хорошо" и улетел. Мальчик вернулся в волшебный город, где все население радостно встречало его. Жители предложили ему остаться в городе и стать королем, но мальчик отказался и сказал, что ему надо только набрать воды из источника, который опять ожил. Жители согласились, они провели мальчика к источнику, тот набрал воды и отправился в обратный путь. Когда мальчик подошел к своему родному городу, он услышал веселые песни жителей. Все веселились, город стал более красочным. Оказывается, в город прилетел змей и стал охранять город от всякого зла. А злой султан убежал, испугавшись змея. Мальчик принес воды своей маме, и она тот же выздоровела. И с тех пор в городе не было ни одного несчастного жителя. А в центре города пробился источник, в котором текла волшебная вода.
Даша Г. Волшебный порошок Однажды маленькая девочка гуляла по лесу и собирала ягоды. Внезапно она услышала странный шепот: кто-то говорил на непонятном языке. Она прислушалась и пошла на звук голоса. Девочка раздвинула кусты и увидела старый дуб, в который очень давно попала молния: у него не было кроны, большая часть веток была сломана, а его корни не впивались в землю, как у всех деревьев, а были подняты, и под ними находилась огромная дыра, уходящая вглубь земли. Было видно, что в эту дыру вели ступени, вырезанные из камня. У дуба стояли два непонятных и незнакомых существа: они разговаривали, даже ссорились. Вдруг, как только девочка все это увидела, они перестали говорить и резко, как будто сговорившись, повернулись к ней лицом. Их глаза будто прожгли ее, она почувствовала холод и тяжесть. Вдруг один из говорящих прыгнул к ней, преодолев в прыжке порядка двух метров, и бросил ей в лицо какой-то порошок. Она хотела бежать, кричать, но ничего не выходило: ее тело не слушалось, оно выполняло команды маленького человечка. Только ее глаза и мысли были подвластны ей. И последнее, что она запомнила, было то, что ее уменьшили до кукольного размера, корзина с ягодами выпала из рук, и второй маленький человечек взял ее на руки и внес в дыру. Прошло 12 лет. В государстве умер король и к власти пришел его старший сын - злой, самовлюбленный принц Эго. Он увеличил налоги, казнил всех арестантов, забрал всех мужчин и почти всех мальчиков в армию и начал войны сразу с несколькими соседними королевствами. А его младший брат Деран был не согласен с его политикой и пытался помешать ему, но ничего не получалось. Эго с каждым днем становился все более жестоким и расчетливым. В один из дней, когда Деран в очередной раз попытался поговорить с братом, Эго приказал заточить его в крепость и казнить через неделю, как изменника родины. В последнюю ночь перед казнью, когда ждать было уже нечего и помочь никто не мог, Деран вспоминал их няню Ариану, которая читала им сказки о магии и добрых существах, живущих под землею, помогающих людям в трудные минуты и умеющих колдовать. Вдруг странный свет озарил камеру, стены раздвинулись и перед Дераном появилась маленькая девочка. Но маленькая она была только с виду, а ее глаза были мудрыми и яркими.
Она освободила Дерана, пообещав помочь. И для того, чтобы вызволить его из тюрьмы, бросила ему в лицо порошок. Он запомнил лишь ее улыбку, которую ему бы хотелось видеть всегда... Девочка привела Дерана в странный замок под землей и познакомила его со своими родными - гномами! А они рассказали им, что у них, у гномов, есть легенда, по которой лишь девочка, обладающая силой и знаниями гномов, сможет помочь принцу спасти государство, людей и гномов от гибели. Именно поэтому они похитили эту самую девочку, которой уготовано было великое предназначение. Они рассказали, что помочь спасти государство, остановить войны и вразумить короля может только волшебный порошок, которым пользуются гномы уже много сотен лет. Но гномий порошок закончился, а принести его может только человек, сердце которого пылает любовью к людям, родным и Родине. Этим человеком мог быть только Деран. После этого они расколдовали девочку и Дерана, но не увеличили их рост, и сказали, что куда идти Дерану, они знают и расскажут, но путь труден и опасен, и лишь ему выбирать, идти по нему или оставаться. Девочка же может ему помочь в пути. И Деран, и девочка согласились и отправились в путь. Долго шли они к волшебному порошку и не меньше обратно, много опасностей и трудностей встречалось на их пути, но они все их преодолевали. После того, как они вернулись с порошком в свое государство, они сразу же отправились к тем королям, с которыми вел войну Эго. Как только девочка бросила им в лицо волшебный порошок, они забыли ненависть и злобу и прекратили войну. Вернувшись домой, в свой родной замок, Деран встретился с Эго. Девочка бросила порошок и ему в лицо, после чего Эго изменился и стал таким, каким Деран помнил его до смерти отца. С тех пор он мудро и честно правил их государством и люди любили его. А гномы вернули Дерану и девочке их нормальный рост, после чего они поженились и жили долго и счастливо!
Герои и анти-герои
Цели: • развитие креативности; • применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; • пробуждение архетипических ресурсов; • формирование умения расслабляться и снимать напряжение; • тренировка навыков совместного сочинения сказок. Размер группы: не более 15 человек. Ресурсы: листы формата А4 для записи сказок, авторучки (по числу участников). Время: примерно 80 мин. Ход упражнения 1 этап - образ сказочного героя Ведущий. Сядьте поудобней. Займите такую позу, в которой вам будет комфортно и не потребуется ее менять в течение нескольких минут. Глаза молено закрыть, но это не обязательно. Образы, которые будут появляться перед вами, можно увидеть и с открытыми глазами. Итак, приготовились... Сейчас вы окажетесь в волшебной сказочной стране. Эта страна населена самыми разными жителями. Герои всех сказок, какие только есть на свете, живут в этой волшебной стране. Здесь вы можете встретиться с любым из сказочных персонажей... Сейчас перед вашим мысленным взором появится какой-то сказочный ге рой... Не пытайтесь вызывать его сознательно... Пусть придет тот, кто нужен именно в данный момент... Может быть, перед вами промелькнет череда сказочных героев. Но тот, кто будет нужен, наверняка окажется самым настырным и останется с вами даже тогда, когда все остальные персонажи исчезнут... (пауза). Теперь повнимательней рассмотрите того героя, который оказался перед вами. Обратите внимание на его внешний облик. Он движется или неподвижен? Что он делает? Какие чувства отражены в его облике? На каком фоне вы его видите? в какой обстановке? Есть ли кто-то еще рядом с ним? Насколько ярка и отчетлива возникшая картинка? А теперь мысленно попрощайтесь с вашим героем. Давайте вернемся сюда, в нашу комнату. Тот, кто закрывал глаза, откройте их. Не торопитесь, не делайте резких движений. Можно потянуться, расправить плечи, подвигать руками и ногами... Прошу вас поделиться тем, что вы увидели во время этого упражнения. Участники группы рассказывают о том, какие сказочные герои появились перед ними в процессе свободного фантазирования. Довольно часто случается, что сказочный персонаж оказывается совершенно неожиданным: хотел увидеть одно, а вдруг невесть откуда появился, скажем, Винни-Пух, бредущий в тумане, или грустный Карабас-Барабас. Уже этот этап вызывает у участников сильные впечатления и порождает вопросы о значении возникшего образа. Ведущему следует воздержаться от комментариев и лишь внимательно выслушать каждого. Необходимо уточнить, какие чувства вызвал у участника его сказочный герой. Обычно это либо приятные чувства, либо недоумение, хотя порой фиксируются тревога, волнение или равнодушие.
2 этап - создание команд Ведущий. Вы познакомились с теми образами, которые возникли у других участников. Я прошу всех еще раз по кругу назвать своих героев -уже без всяких объяснений. Каждому из вас нужно выбрать среди них одного, который, как вам кажется, чем-то похож на вашего персонажа. Не надо пока называть этого героя, просто подумайте и сделайте свой выбор... А теперь выберите еще одного героя, похожего на вашего. Пусть он будет под номером «два» в списке героев, у которых, по вашему мнению, есть сходство с вашим персонажем. Ну и добавьте в этот список еще одного героя - под номером «три»... Сейчас вам станет понятно, зачем нужно было выбирать трех персонажей. Подойдите к тому участнику, чей герой в вашем списке оказался первым. Если этот участник выбрал не вашего, а другого героя, то подойдите к участнику, чей персонаж у вас оказался вторым. Если и в этом случае выбор оказался не взаимным, то у вас есть в запасе третий персонаж. В результате предложенной процедуры участники разбиваются на пары. В ситуации, когда участников нечетное количество, можно образовать одну тройку. Если кому-то пары так и не досталось, то ведущий вынужден дополнить пару сам. Ведущий. Вам дается 5 мин на то, чтобы обсудить в парах, что же все-таки является похожим у ваших персонажей. Сформулируйте главное, что вас объединяет, в коротком девизе, афоризме, в образе или метафоре. Участники предлагают свои формулировки, после чего ведущий просит каждую пару выбрать другую пару - по аналогии с предыдущей процедурой, чьи девизы (афоризмы, образы, метафоры) чем-то сходны с их собственными. Снова необходимо отразить сходство героев в четверках в виде метафоры. Затем участники точно таким же образом объединяются в восьмерки и формулируют окончательный вариант метафоры, объединяющей их героев. В случае небольшого количества участников можно остановиться на работе в четверках. Ведущий. Удивительно: на каждом следующем этапе метафорические образы, предлагаемые вами, становились все более обобщенными, емкими, глубокими, я бы даже сказал - архетипическими. Действительно: волшебная вода, цветочные часы феи, волшебная палочка - сколько красоты и тайны прячется за этими словосочетаниями! Как хочется узнать подробней о загадках этих чудесных образов! Поэтому я предлагаю вам сочинить сказку, названием и - соответственно — основной темой которой служил бы найденный вами метафорический образ, а героями - те сказочные персонажи, которые явились вам во время первого упражнения. 3 этап - сочинение сказок На сочинение сказок в командах надо выделить не менее 30 мин: это процесс очень простой. Сочинить сказку в одиночку порой оказывается значительно легче, чем в большой команде, когда необходимо не просто учесть мнение каждого, но и отразить сущность выбранных сказочных героев. По окончании отведенного времени каждая команда представляет свою сказку другим. Ведущий. Мы поочередно выслушаем сказку каждой группы. Потом у команд-слушательниц будет три волшебные минуты, чтобы показать иллюстрацию к сказке. Вы можете выбрать любой момент из сказки своих товарищей и невербально в течение несколько секунд представить живую картинку. В качестве примера приведем сказку, созданную во время тренинга по сказкотерапии психологами Волгограда. Героями, объединившимися в одну группу, оказались Коза (из сказки "Волк и семеро козлят"), Винни-Пух, Красная Шапочка и Мамонт.
Сказка о волшебной воде Далеко-далеко, там, куда не могут добраться даже сны, расположилась страна Люизоя. В ней мирно жили люди и животные благодаря волшебным свойствам воды в роднике, питающем колодец у дома мамы Козы и ее козлят. Этот родник давал начало всем водам Люизои. Тот, кто хотя бы раз пробовал эту воду, становился добрым и терпеливым, трудолюбивым и сильным, выносливым и способным добиться поставленной цели. Благодаря волшебной воде в Люизое были богатые урожаи, а в семьях рождалось много детишек. Из всех ближних стран приезжали в Люизою за волшебной водой... Но вот однажды в страну проник Волк. Он был настолько злым, что даже волшебная вода ему не помогала, и от этого он становился еще злее. Да, это был тот самый Волк, который хотел съесть семерых козлят. Коза расправилась с ним, набив его ненасытное брюхо камнями и сбросив в колодец. Откуда ей было знать, что, падая, Волк разобьется на мелкие части, и камни завалят волшебный родник? С того времени воды в Люизое становилось все меньше и меньше. Жители стали ссориться, лениться, терять силы и болеть. Когда они поняли, что им грозит гибель, собрались они на совет и решили послать Винни-Пуха на поиски волшебной воды. Он любил путешествовать и умел приобретать друзей. Но для путешествия нужны были силы, а где их взять, если вода в стране кончается и ее едва хватит, чтобы дождаться возвращения Винни? Тут Красная Шапочка и вспомнила, что ее бабушка все запасает впрок, на всякий случай, значит, и воды она запасла. Девочка вызвалась проводить Винни-Пуха до дома бабушки, чтобы он мог восстановить силы перед дорогой. Они добрались до бабушки. Винни подкрепился, и Красная Шапочка проводила его через лес. Здесь на границе леса и поля они и встретили Мамонта с маленьким человеческим детенышем. Они рассказали Мамонту о своей беде. Тот выслушал и сказал, что мог бы помочь им, но ему нужно сначала пристроить малыша, потерявшего родителей, в добрые руки. Красная Шапочка обрадовалась, она давно хотела братика. В доме бабушки им будет хорошо и они дождутся возвращения Винни-Пуха. Простившись с девочкой и малышом, Пух забрался на Мамонта и отправился в путь. Они шли так долго, что стали терять счет дням. И вот, наконец, показался родной Мамонту полюс. Не теряя времени, Мамонт нашел волшебный айсберг и, усадив на него медвежонка, так уперся в него, что айсберг сдвинулся с места. Скользя, он плавился от соприкосновения с землей, из-под него бежали ручьи, и от этого он двигался еще быстрее. "Торопись! Ты должен успеть добраться до волшебного колодца прежде, чем льдина достигнет величины арбуза. Иначе она не сумеет пробудить родник, ведь ей предстоит пробить слой камней", - сказал на прощание Мамонт. Мишка правил льдиной, сидя на ней, пока она была большой. Она перемещалась с огромной скоростью и таяла, наполняя по пути все водоемы. Вскоре на горизонте показалось то место, где они расстались с Красной Шапочкой. Какова же была радость Винни, когда он увидел девочку! Оказывается, она ежедневно приходила сюда в надежде встретить медвежонка. Винни-Пух видел, как быстро уменьшается ледяная глыба, а до колодца было еще далеко. Он пересказал Красной Шапочке слова Мамонта. Девочка предложила обратиться за советом к бабушке, и они направились к ее домику. Теперь уже нельзя было ехать на льдине, и они решили ее катить впереди себя. Бабушка встретила их на пороге. Узнав, чем опечалены медвежонок и внучка, она принесла корзину с опилками, обваляла в опилках тающую льдину и подала ее путешественникам. "Теперь вы успеете донести льдину до колодца", - сказала она. Пух и Шапочка взяли корзину и побежали по тропинке к дому Козы. Вот и волшебный колодец. Они сбросили в него льдину, и как только она коснулась дна, колодец доверху наполнился волшебной водой. Родник ожил, и вместе с ним в Люизою вернулись мир и достаток. В принципе, на этом можно завершить упражнение и перейти к обсуждению. Однако если ведущий хочет помочь участникам сделать еще несколько шагов навстречу себе, то можно перейти к следующему этапу. При этом следует отдавать себе отчет, что описываемые ниже процедуры могут оказаться трудными для участников и потребуют от ведущего достаточно высокой квалификации.
4 этап - поиск анти-героя Ведущий. Спасибо вам за чудесные сказки. Без сомнения, сейчас произошло чудо. Ведь еще 30 мин назад у человечества было на несколько сказок меньше, чем сейчас! Но не будем почивать на лаврах, радуясь заслуженному сказочному успеху. Давайте работать дальше. Возьмите, пожалуйста, пустой листок и положите перед собой. Разделите поверхность листа на две части вертикальной чертой. В верхней части левого столбца напишите имя выбранного вами на первом этапе игры сказочного персонажа. А теперь запишите в этом столбце пять-семь качеств характера, которыми обладает этот герой. Именно ваш герой, а не классический персонаж известной сказки. Ведущему необходимо дать участникам достаточное время для этой работы. Можно обратить внимание участников группы, что чем больше качеств зафиксировано, тем лучше. Ведущий. На вашем листе остался пустым правый столбец. В нем я прошу записать такие качества, которые, по вашему мнению, являются в чем-то противоположными названным. Подчеркиваю: это необязательно должны быть явные антонимы. Они должны быть именно противоположными на уровне ваших ощущений и понимания обозначенных качеств... А теперь, когда эти качества записаны, подумайте: есть ли такие сказочные герои, которые обладают именно такими качествами - теми, что записаны в правом столбце? Если кто-либо из участников затрудняется в нахождении соответствующего героя, следует вынести этот вопрос на обсуждение группы. Как правило, в результате совместных поисков нужный персонаж находится. Таким образом, у каждого участника есть два персонажа, оказавшихся противоположными друг другу. 5 этап - образ анти-героя Ведущий. Мы с вами очень много времени уделили проработке образа вашего сказочного героя, первым появившегося в вашей сказочной стране. Но ведь и этот возникший только что персонаж нуждается в вашем внимании. Я предлагаю немного поработать и с ним. Для этого я:• прошу вас сесть поудобней, расслабиться и как можно ярче представить себе этого персонажа. Обратите внимание на облик вашего героя. Он движется или неподвижен? Что он делает? Какие чувства отражены в его облике? На каком фоне вы его видите? в какой обстановке? Есть ли кто-то еще рядом с ним? Насколько ярка и отчетлива возникшая картинка? А теперь откройте глаза — те, у кого они были закрыты. Вернемся сюда, в нашу комнату. Можно потянуться... Вы только что видели своего нового персонажа. Давайте попробуем вжиться в этот образ. Сядьте на стуле так, как мог бы сидеть этот герой... Займите позу, наиболее характерную для него... Сделайте какой-либо жест, который мог бы сделать он... Встаньте, пройдитесь внутри круга так, как ходит этот персонаж... Остановитесь, обратитесь к тому человеку, с которым вы оказались рядом, скажите ему что-нибудь, что мог бы сказать ваш герой... Пройдите дальше... Скажите другому человеку что-либо от имени этого персонажа... Снова сделайте несколько шагов и снова - теперь уже в последний раз - выскажетесь так, как говорил бы ваш персонаж-Ведущий должен внимательно следить за происходящим, при необходимости помогать участникам, испытывающим затруднения, не теряя при этом контроля за всей группой и выдерживая необходимый темп. Ведущий. Давайте встанем в круг. Отделите от себя выбранного персонажа. Представьте, что он стоит сейчас перед вами. Он вас видит и слышит. Вы можете сказать ему все, что посчитаете нужным. Если не захотите говорить — не надо. Итак, кто готов сказать что-нибудь своему персонажу? Не следует поочередно передавать слово по кругу. Пусть начнут говорить те, кто окажется готовым к этому непростому монологу (может быть, диалогу). Важно, чтобы слова звучали вслух. И не имеет особого значения, что не все участники помнят, к какому именно персонажу обращается человек. Главное - смысл сказанного. (Любопытно, что чаще всего звучат прямые советы и рекомендации...) После того, как выскажутся все желающие, ведущий предлагает занять места в кругу для подведения итогов игры и общего обсуждения. Представляется важным затронуть следующие вопросы: • Что вам особенно трудно было выполнять в нашей игре? • Что далось легко? • Какие чувства вы испытывали по отношению к герою, появившемуся вначале? • Что значит для вас этот герой? • Удовлетворены ли вы сказкой, которую создали в своей команде? • Как протекал этот творческий процесс? • Какие чувства вызвал у вас персонаж, появившийся на последнем этапе? • Насколько сложно было вжиться в образ этого персонажа? • Что вы при этом чувствовали? • Что значит для вас этот персонаж? • Изменилось ли ваше отношение к этому герою? • Что вам дала проведенная в группе работа? Возможно, что в процессе тренинга еще не раз придется возвращаться к этим персонажам — герою и анти-герою. Некоторым участникам наверняка еще захочется встретиться с ними снова и поговорить. Это не удивительно: многие участники сами признаются в том, что в сказочных персонажах они увидели себя...
Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказко-терапия. СПб.: Издательство ДНК, 2001. "Абсурд как изыск интеллекта является мощнейшим мотиватором к самоизучению и психокоррекции. Сказка ведет нас к человеческим ценностям, разуму от обратного, предъявляемого в гротескной форме. Давайте ужаснемся и сразу начнем думать в пользу позитивного самоизменения. Сказка - целитель сознания человека, затерявшегося в хаосе безумия и абсурда повседневности. Простота героя-дурака придает нам чувство веры в постижение возможностей собственной воли, интеллекта и могущества. Каждый - творец своей судьбы в этнокультурном контексте!" (с. 39).
Путешествие к волшебнику Предлагаемую игру можно использовать как совершенно самостоятельную процедуру, так и в рамках психологического тренинга для подростков. В последнем случае игра встраивается в программу тренинга в форме отдельного занятия, в котором представлены все необходимые этапы - разогрев, основная часть, рефлексия и обсуждение. Игру полезно проводить при возникновении ссор и конфликтов в группе подростков. Цели: • сплочение группы; • помощь в развитии эмпатии и самосознания; • формирование навыков совместной деятельности; • развитие умений чувствовать группу и ее отдельных членов; • выработка навыков предоставления и получения обратной связи. Размер группы: не более 12 человек. Ресурсы: просторное помещение, свободное от лишней мебели, легкие стулья по числу участников, толстая веревка длиной не менее 5 м, листок бумаги с текстом ("письмо от дедушки"), повязки (не более 6), лист ватмана, магнитофон, кассета с релаксационной музыкой, пачки фломастеров, карточки (по числу участников) с написанными на них именами участников. Время: не менее двух часов. Ход игры. Л этап - физический разогрев Упражнение "Багажная полка" Ведущий. Давайте представим, что наступили, наконец, долгожданные летние каникулы. Вы отправились на отдых в деревню, далеко-далеко, в самую лесную глухомань, подальше от городской суеты и шумных улиц. Ехать туда вам пришлось на поезде. Вот вы входите в вагон, отыскиваете свое купе и обнаруживаете, что свободна от вещей только верхняя полка для багажа. Вам нужно поставить свою большую и тяжелую | дорожную сумку наверх. Но вначале как можно ярче представьте эту свою сумку. Вот она стоит перед вами. Какого она цвета? какой формы? Ощутите ее вес: он довольно внушительный, но вам все же по силам справиться с задачей. Вы достаточно сильны и ловки, чтобы закинуть багаж наверх. Приготовились. Поставили ноги на ширине плеч! Взяли груз. Поднимаем его вверх... Ощущаете напряжение рук? работу мышц спины? Полка находится высоко. Приходится приподняться на носки, чтобы задвинуть сумку до самой стены. Еще одно усилие и... сумка на полке! У-у-х! Теперь можно полностью расслабиться и сесть. Несколько раз сожмите и разожмите пальцы, повращайте кистями рук. Упражнение "Спагетти" Ведущий. Хорошо. Но дорога дальняя. Неплохо было бы перекусить. Представьте, что вы залили кипятком лапшу быстрого приготовления. Но это не просто лапша - это настоящие спагетти! Длинные тонкие макаронины лежат в тарелке перед вами. Захватим пальцами одну из них. Она висит, свободно раскачиваясь. Если мы начнем вращать кистью руки, то и наша воображаемая макаронина начнет извиваться, наподобие шнурка или веревки. Попробуйте зацепить спагетти вилкой. Накрутите их на вилку. Поймайте макароны ртом. А теперь сами превратитесь в спагетти. Расслабьтесь, поболтайте руками, почувствуйте себя настоящее макарониной... Упражнение "Деревенский дом" Ведущий. Вот вы, наконец, добрались до той самой глухой деревушки, где собираетесь провести несколько дней и замечательно отдохнуть. Вы пришли к дому, в котором вас должен был ждать дедушка-охотник. Но между дощечками калитки вы обнаружили записку, в которой дедушка сообщал, что он на некоторое время уехал и вам самим следует обустроиться в доме. Для начала неплохо было бы растопить печку. А для этого нужно напилить и наколоть дрова. Разбейтесь на пары... А теперь, пожалуйста, приготовьте козлы, положите на них бревнышки и распилите их на чурбачки большой двуручной пилой. Это не слишком-то просто: надо согласовывать свои движения, добиться единого ритма. Так, а теперь каждый берет в руки топор и начинает колоть дрова. Только будьте осторожны и не заденьте друг друга. Дедушка сообщил в записке, что вы можете достать из подпола банку с солеными огурчиками. Ход в подпол закрыт крышкой, а на крышке стоит большой тяжелый сундук. Чтобы открыть люк, нужно сдвинуть сундук. Работаем в парах. Давайте попробуем, объединив усилия, все-таки убрать в сторону этот тяжеленный сундук. Еще немного напряжения и - ура! - люк освобожден. Вы сумели добраться до вожделенной банки с огурцами. Откройте ее. Достаньте оттуда огурчик - руками! Откусите. Очень хорошо! Замечательно хрумкать огурчиками в большом и светлом деревенском доме! 2 этап - погружение в игровую ситуацию Ведущий. Вам было интересно и весело. Вы были вместе — и никого взрослых. Чудесно! Но прошел день. Наступила ночь. Вы заснули. Но наступивший день оказался совершенно иным, чем предыдущий. Было тускло и серо. Было грустно и плохо. Ребята начали ворчать друг на друга и беспричинно ссориться. Конфликты вспыхивали на пустом месте, как бенгальские огни, но, в отличие от них, сгорали совсем не так быстро. Никто не мог понять, в чем дело. Вдруг вы услышали негромкий стук в окно. Это был почтовый голубь. Он принес вам письмо. Ведущий протягивает ребятам листок бумаги. Один из членов группы зачитывает послание вслух. "Ребята! Я не успел предупредить вас, что наши места находятся на самой границе волшебного мира. Ведьма наслала на вас злые чары, вызвав ссоры и конфликты. Эти чары может снять только Волшебник, живущий очень далеко. Если вы хотите избавиться от заклятия, вам нужно будет пройти через заколдованный лес, преодолеть высокие горы, топкое болото глубокое озеро. Желаю удачи! Дедушка". Ведущий. Что же, ребята, вам решать - рискнуть и отправиться в опасное путешествие или же остаться здесь, в деревне, но при этом продолжать ссориться и конфликтовать. Что же вы выбираете? Участники группы, выбирают путешествие. 3 этап - преодоление препятствий Упражнение "Заколдованный лес"3 На полу чертят мелом или отмечают веревкой маршрут. Вдоль этого маршрута цепочкой укладывают один за другим несколько стульев. Получается извилистая тропинка длиной 3 — 5 м. Ведущий. Вы вступили в лес. Почему он считается заколдованным? Потому что есть в нем такие участки, вступив в пределы которых, человек перестает видеть. Если удается миновать такой участок дороги, то зрение возвращается. Такие участки видны со стороны. Поэтому вы можете помогать друг другу. Вам придется преодолевать заколдованные места парами. Один в паре будет ведущим, а второй ведомым. Ведомому завязывают глаза. Его задача — пройти по маршруту и не заплутать, не сойти с тропы. Ведущий будет давать ему указания словами: влево, вправо, два шага вперед и т. п. Разумеется, ему нельзя подходить к ведомому, касаться его руками и как-то, кроме слов, руководить действиями партнера. Когда ведомый преодолеет препятствие, он сам становится ведущим и помогает товарищу идти по тропе. Участники разбиваются на пары, желательно иначе, чем в предыдущих упражнениях. Уверены ли вы в своих силах? в надежности партнеров? Бывало ли с вами так, что в состоянии напряжения вы теряли контроль над собой и забывали самые простые вещи: например, где право и где лево? Не перепутайте эти направления во время прохождения по заколдованному к,- участку леса. Прежде чем мы начнем движение, важно запомнить следующее: ведущий несет полную ответственность за ведомого. Он должен четко и вовремя предупреждать его о возможных опасностях и преградах. И второе: дорогие зрители, успех прохождения зависит и от вас. Соблюдайте тишину, чтобы не мешать контакту между партнерами, проходящими по заколдованной тропе. Понаблюдайте, как организует переход каждая пара, в чем отличия действий участников. Ведущий завязывает повязку на глазах одного из членов первой пары, игра начинается. Когда все пары преодолеют заколдованный участок тропы, начинается обсуждение этого упражнения. • Что вы чувствовали при прохождении тропы с завязанными глазами? • Что для вас оказалось сложнее — проходить тропу или руководить действиями другого? • Что увидели зрители? • Кто запомнил и может продемонстрировать типичный "язык тела" проходящему по заколдованному участку игрока? • Чем отличается поведение человека, лишенного возможности видеть окружающий мир?
Упражнение "Пропасть"'4 Это упражнение проводится около свободной стены. Желательно, чтобы пространства было много, так, чтобы, встав в шеренгу, участники занимали меньше половины длины стены. На расстоянии примерно 30 см от стены проводят черту (можно просто положить на пол веревку). Участники становятся тесной шеренгой, занимая узкое пространство между стеной и чертой. Ведущий. Должен предупредить, что теперь вы оказались высоко в горах, где вас ожидают нешуточные опасности. Черта, которую вы видите перед собой, - это не просто линия, это граница узкой тропки. За ней глубокая пропасть, падение в которую не оставляет надежды остаться в живых. По моему сигналу вы превращаетесь в причудливые скальные глыбы, самым неожиданным образом нависающие над тропинкой. Расставьте ноги, вытяните руки, пригнитесь... Только крайний слева участник становится альпинистом. Его задача - пройти вдоль пропасти на всем ее протяжении, не свалившись в нее. Альпинист может преодолевать путь любым способом: протискиваться в узкие расщелины между скалами, выискивать ниши, передвигаться ползком, цепляясь за камни... Главное — не причинять никому вреда и боли. Как только первый альпинист пройдет часть пути, следующий за ним участник может превратиться из скальной глыбы в человека и начинать свое опасное путешествие. Тот же, кто добрался до конца тропы, сам превращается в камень. Важно, чтобы все вы в целости и сохранности миновали опасный участок маршрута. Это упражнение помогает снять напряжение в отношениях и великолепно работает на сплочение группы. За счет телесного контакта и азартного протекания игра может оказаться одним из центральных моментов занятия. Вместе с тем ведущему необходимо быть внимательным и сразу же пресекать малейшие попытки с помощью силы и грубости преодолеть возникшую трудность. Того, кто ведет себя не по-джентльменски, можно вернуть к началу тропы и попросить пройти ее заново. Когда все участники группы преодолели препятствие, можно обсудить чувства, которые они испытывали во время упражнения. Упражнение "Болото" Ведущий. Едва только вам, лихим путешественникам, удалось перевалить через труднодоступные горы, как возникла новая напасть. На пути вам встретилось топкое болото. Перейти его можно только по редким кочкам. Нельзя оступаться, иначе можно запросто утонуть в трясине. Сейчас вы начнете путь через болото. Будьте очень осторожны! Помогайте друг другу перебираться с кочки на кочку. Поддерживайте своих товарищей, ведь вы идете вместе, и каждый из вас вправе рассчитывать на помощь спутников. Всякие толчки, грубость по отношению к товарищам, несдержанность, поспешность и непродуманность действий могут привести каждого участника и группу в целом к печальному результату. И наоборот: взаимопонимание, ответственность, поддержка друзей обеспечат успех.
Стулья (по числу участников) ставят в круг вплотную друг к другу. Ведущий предлагает подросткам разуться и взобраться на стулья. Ведущий. Вы начнете движение по моей команде. Будете переходить со стула на стул по часовой стрелке. Первый этап завершится, когда вы вернетесь на тот стул, с которого начали движение. Вперед! Когда участники группы справятся с этим заданием, ведущий поздравляет их и сообщает, что путь по болоту еще не закончен. Он предлагает некоторым участникам встать по двое на одном стуле и убирает из круга освободившиеся стулья (при численности группы в 12 человек можно убрать 3 стула, разумеется, не рядом стоящих). Группа снова начинает движение в усложнившихся обстоятельствах. При успешном завершении этого этапа ведущий вытаскивает из круга
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|