Психология и педагогика. Психологические процессы. Личность
Психология и педагогика как науки
Психология
Педагогика
1. Определение
Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение, наука) имеет два значения: психология как наука и психология как совокупность особенностей характера, внутренний мир человека (ее житейское понимание). Отличие научной психологии от житейской – в том, как, на основе чего делаются заключения и выводы. Научная психология базируется на строгих, полученных в ходе специальных исследований и неоднократно проверенных фактах, которые логически систематизируются и объясняются в специальных научных теориях.
Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение. Это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактор и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
Общим между психологией и педагогикой является то, что обе науки отражают в себе такое понятие как личность. Психопедагогика выступает межпредметным направлением, в котором данные психологических теорий обучения и воспитания личности практически реализуются в ходе процессов обучения и воспитания, в результате чего делаются выводы как об эффективности применяемых педагогических методик, так и о закономерностях развития у детей психических процессов и способностей.
2. Предмет изучения
Изучение сущности и закономерностей развития психики человека и животных составляет предмет научной психологии.
Предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования мышления и личностных свойств человека и разработка на этой основе теории и методики обучения и воспитания как специально организованного учебно-воспитательного процесса.
3. Фундаментальные отрасли
Основной фундаментальной отраслью является общая психология. Этот раздел психологии изучает и описывает наиболее общие психологические закономерности, основные понятия психологии, обосновывает и определяет ее методический аппарат.
Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. В общей педагогике выделяют два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:
1) Общие основы;
2) Дидактика;
3) Теория воспитания;
4) Школоведение.
4. Прикладные отрасли
Прикладные отрасли психологии связаны с такими сферами практической деятельности, как образование, медицина, труд, управление и другие. Соответственно имеются такие отрасли, как возрастная и педагогическая психология, психодиагностика, медицинская психология, психология труда и инженерная психология, психология управления, юридическая психология и т.д.
Психопедагогика, история педагогики, преддошколъная и дошкольная педагогика, школьная педагогика, дефектология: сурдо-, тифло- и олигофренопедагогика, педагогика высшей школы, частные методика преподавания различных предметов в учебных заведениях.
5. Специфические методы исследования
- моделирование – изучение искусственной модели изучаемого явления, когда прямое изучение недоступно или затруднено;
- метод анализа результатов деятельности человека (написанные рассказ или стихотворение, нарисованная картина и т.д.)
- метод анализа биографических данных (поступков и решений человека, его размышлений, зафиксированных в дневнике или продуктах творчества) и др.
- метод, основанный на изучении, теоретическом анализе и обобщении практической работы лучших школ и учителей;
- социологические методы исследования: рейтинг (метод исследования, при котором респондентам предлагается оценить то или иное педагогическое явление), метод экспертных оценок (близок к предыдущему, здесь опрашивают лиц, являющихся экспертами в данном вопросе);
- методы математической статистики;
- теоретический анализ.
6. Основные категории науки
Психика – способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность.
Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание.
Психические состояния - относительно устойчивые психические явления. К психическим состояниям относятся бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др.
Психические свойства - наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности личности человека, его направленность, качества личности, черты характера, темперамент, способности.
Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
Обучение - специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Образование — это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов — экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д.
Развитие — это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.
7. Психолого-педагогические проблемы в Вашей
профессиональной деятельности
В ходе профессиональной деятельности руководитель может столкнуться с некоторыми проблемами:
Аффекты — это сильно выраженные эмоциональные состояния, которые могут возникнуть при длительном напряжении, при переутомлении, при ситуации, опасной для жизни и т д. Сопровождаются бурной реакцией, влекут за собой, как правило, ощущение подавленности, усталости. Одним из самых распространенных аффектов является стресс. Стресс возникает тогда, когда организм подготавливается к «тяжелым» испытаниям, когда деятельность связана с чрезмерными переживаниями.
Одним из видов стресса является профессиональный стресс. Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.
Особой сферой является девиантное поведение. Если многие личностные особенности взрослых почти не поддаются воспитанию и их приходится только учитывать, например, в профессиональной деятельности, то девиантное поведение требует сосредоточения всех усилий для того, чтобы воздействие было оказано. Отклоняющееся поведение можно определить как отдельные поступки или их совокупность, входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами. К наиболее выраженным проявлениям девиации можно отнести так противоправное поведение. Крайне опасными и трагическими проявлениями девиации следует считать также такие отклонения от нормы, как суициды, сексуальные извращения, акцентуации характера, психопатии и др.