Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология и педагогика как науки




Психология и педагогика. Психологические процессы. Личность

 

Психология и педагогика как науки

 

Психология Педагогика
1. Определение
Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение, наука) имеет два значения: психология как наука и психология как совокупность особенностей характера, внутренний мир человека (ее житейское понимание). Отличие научной психологии от житейской – в том, как, на основе чего делаются заключения и выводы. Научная психология базируется на строгих, полученных в ходе специальных исследований и неоднократно проверенных фактах, которые логически систематизируются и объясняются в специальных научных теориях. Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» (пайд — дитя, гогос — веду), кото­рое означает детоводство или дитя­ведение. Это наука, изучающая сущность, закономерности, тен­денции и перспективы развития педагогического процесса (образо­вания) как фактор и средства раз­вития человека на протяжении всей его жизни.
Общим между психологией и педагогикой является то, что обе науки отражают в себе такое понятие как личность. Психопедагогика выступает межпредметным направлением, в котором данные психологических теорий обучения и воспитания личности практически реализуются в ходе процессов обучения и воспитания, в результате чего делаются выводы как об эффективности применяемых педагогических методик, так и о закономерностях развития у детей психических процессов и способностей.
2. Предмет изучения
Изучение сущности и законо­мерностей развития психики человека и животных составляет предмет научной психологии. Предметом педагогики является исследование сущности развития и формирования мышления и личностных свойств человека и разработка на этой основе теории и методики обучения и воспита­ния как специально организован­ного учебно-воспитательного процесса.
3. Фундаментальные отрасли
Основной фундаментальной от­раслью является общая психоло­гия. Этот раздел психологии изучает и описывает наиболее общие психологические закономерности, основные понятия психологии, обосновывает и определяет ее методический аппарат. Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. В общей педагогике выделяют два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела: 1) Общие основы; 2) Дидактика; 3) Теория воспитания; 4) Школоведение.
4. Прикладные отрасли
Прикладные отрасли психологии связаны с такими сферами прак­тической деятельности, как обра­зование, медицина, труд, управ­ление и другие. Соответственно имеются такие отрасли, как воз­растная и педагогическая психо­логия, психодиагностика, меди­цинская психология, психология труда и инженерная психология, психология управления, юриди­ческая психология и т.д. Психопе­дагогика, история педа­гогики, преддошколъная и до­школьная педагогика, школьная педагогика, де­фектология: сурдо-, тифло- и олигофренопедагогика, педагогика высшей школы, част­ные методика преподавания раз­личных предметов в учебных за­ведениях.
5. Специфические методы исследования
- моделирование – изучение искусственной модели изучаемого явления, когда прямое изучение недоступно или затруднено; - метод анализа результатов деятельности чело­века (написанные рассказ или стихотворение, нарисованная картина и т.д.) - метод анализа био­графиче­ских данных (поступков и решений человека, его размышлений, зафиксированных в дневнике или продуктах творчества) и др. - метод, основанный на изучении, теорети­ческом анализе и обобще­нии практической работы лучших школ и учителей; - социологиче­ские методы исследования: рей­тинг (метод исследования, при котором респондентам предлагается оценить то или иное педагогическое явление), метод экспертных оценок (близок к предыдущему, здесь опрашивают лиц, являющихся экспертами в данном вопросе); - методы математической стати­стики; - теоретический анализ.
6. Основные категории науки
Психика – способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность. Психические процессы описывают три основные сторо­ны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. К познаватель­ным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Психические состояния - относительно устойчивые пси­хические явления. К психическим состояниям относятся бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др. Психические свойства - наиболее устойчивые и суще­ственные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся осо­бенности личности человека, его направленность, качества личности, черты характера, темперамент, способности. Воспитание — целенаправленный и организованный про­цесс формирования личности. Обучение - специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможно­стей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соот­ветствии с поставленными целями. Образование — это объем систе­матизированных знаний, умений, навыков, способов мышле­ния, которыми овладел обучаемый. Формирование — процесс становле­ния человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов — экологических, социальных, эко­номических, идеологических, психологических и т. д. Развитие — это процесс и результат количественных и качественных изме­нений в организме человека.
7. Психолого-педагогические проблемы в Вашей профессиональной деятельности
В ходе профессиональной деятельности руководитель может столкнуться с некоторыми проблемами: Аффекты — это сильно выраженные эмоциональные состояния, которые могут возникнуть при длительном напряжении, при переутомлении, при ситуации, опасной для жизни и т д. Сопровож­даются бурной реакцией, влекут за собой, как правило, ощущение подавленности, усталости. Одним из самых распространенных аффектов является стресс. Стресс возникает тогда, когда организм под­готавливается к «тяжелым» испытаниям, когда деятельность связана с чрезмерными переживаниями. Одним из видов стресса является профессиональный стресс. Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельно­стью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоцио­нальный и коммуникативный стресс. Особой сферой является девиантное поведение. Если многие личностные особенности взрослых почти не поддаются воспитанию и их приходится только учитывать, например, в профессиональной деятельности, то девиантное поведение требует сосредоточения всех усилий для того, чтобы воздействие было оказано. Отклоняющееся по­ведение можно определить как отдельные поступки или их совокупность, входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами. К наиболее выражен­ным проявлениям девиации можно отнести так противоправное поведение. Крайне опасными и трагическими проявлениями девиации следует считать также такие отклонения от нормы, как суициды, сексуальные извращения, акцентуации характера, психопатии и др.
     

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...