Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль психических процессов в обучении и профессиональной деятельности




В психических процессах выделяют познавательные процессы.

Природа одарила каждого человека способностью к по­знанию того мира, в котором он родился:

- способностью ощущать и воспринимать окружающий мир - людей, природу, культуру, различные предметы и явления;

- способностью помнить, думать, соображать;

- способностью говорить и понимать речь других людей и пр.;

- способностью быть внимательным.

Все эти способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательной деятельно­сти человека.

Психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей, называ­ются познавательными процессами. К таким процессам от­носятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мыш­ление и воображение.

Простейшими, но очень важными психическими по­знавательными процессами являются ощущения. Они сиг­нализируют нам о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственном организме. Они дают возможность ориентироваться нам в окружающих услови­ях и сообразовывать с ними свои действия и поступки.

Ощущения - начальный источник всех наших знаний о мире. При помощи ощущений мы познаем величину, фор­му, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружаю­щих нас предметов и явлений, улавливаем различные зву­ки, постигаем движение и пространство и пр. Именно ощущения дают материал для сложных психических про­цессов - восприятия, мышления, воображения.

Если бы человек был лишен всех ощущений, он ника­кими способами не мог бы познавать окружающий мир и понимать, что происходит вокруг.

Обязательным условием возникновения ощущения яв­ляется непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств. Окружающая действительность, воздействуя на наши органы чувств (глаз, ухо, окончания чувствительных не­рвов в коже и т.д.), вызывает ощущения.

В настоящее время насчитывают около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на организм. Различные виды ощущений возникают в результате воздействия различных раздражителей на различные анализаторы.

Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолированно друг от друга Работа одного анализатора мо­жет влиять на работу другого, усиливая или ослабляя ее. Например, слабые музыкальные звуки могут повысить чувствительность зрительного анализатора, а резкие или сильные звуки, наоборот, ухудшают зрение.

Чувствительность, т е. способность иметь ощущения, в элементарном проявлении врожденна и является безусловно рефлекторной. Ребенок, только что появившийся на свет, уже реагирует на зрительные, звуковые и неко­торые другие раздражители. Человеческий слух формиру­ется под влиянием музыки и звуковой речи. Все богатство человеческих ощущений есть результат развития и вос­питания.

Нередко развитию ощущений уделяют недостаточное внимание, особенно по сравнению с более сложными познавательными процессами - памятью, мышлением, воображением. Но ведь именно ощущения лежат в основе всех познавательных способностей, составляют мощный потенциал развития ребенка, который чаще всего в пол­ной мере не реализуется.

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощуще­ния, но и через восприятия. И ощущения и восприятия - звенья единого процесса чувственного познания. Они не­разрывно взаимосвязаны, но имеют и свои отличитель­ные особенности. В результате ощущений человек получа­ет знания об отдельных свойствах, качествах предмета - о его цвете, температуре, вкусе, звучании и пр. Но в реаль­ной жизни мы видим не просто пятна света или цвет, слышим не просто громкие или тихие звуки, ощущаем запах не сам по себе. Мы видим свет солнца или электри­ческой лампы, слышим мелодии музыкального инструмен­та или голос человека и пр. Восприятие дает целостные образы предметов или явлений, обладающих рядом свойств. В отличие от ощущения при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом.

Восприятие - это отражение предметов и явлений, це­лостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Без ощущений невозможно восприятие. Однако кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Воспринимая, мы не толь­ко выделяем группу ощущений и объединяем их в целост­ный образ, но и осмысливаем этот образ, понимаем его, привлекая для этого прошлый опыт. Иначе говоря, восприятие человека невозможно без деятельности памяти и мыш­ления. Большое значение в процессе восприятия имеет речь, называние, т.е. словесное обозначение, предмета.

Физиологической осно­вой восприятия является комплексная деятельность систе­мы анализаторов.

Восприятие пространства является необходимым для ориентации человека. Сюда относится восприятие формы, величины, взаимного расположения предметов, рельефа, удаленности, направления. Восприятие времени — это оценка длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Восприятие движения, т.е. изменение положения предметов во времени.

Возможности к восприятию отражает такая характеристика человека, как наблюдательность. Наблюдение — преднамеренное, планомерное восприятие окружающего мира. Эта способность тре­нируема и влияет на возможность обучения.

В каждый момент своего бодрствования человек что-то слышит, видит, чувствует, о чем-то думает или с кем-то говорит, что-то делает. Сознание человека не в состо­янии охватить одновременно с достаточной ясностью все, что на него воздействует. Он выделяет то, что пред­ставляет для него интерес, соответствует его потребнос­тям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. К.С. Станиславский замечал: «Внимание к объекту вы­зывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действи­ем и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом».

Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно - предметы, явле­ния, отношения, свойства предметов, действия, мыс­ли, чувства других людей и свой собственный внутрен­ний мир.

Внимание не является самостоятельной психической функцией. Это особая форма психической активности че­ловека; она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание - характеристика любого психического процесса: восприятия, когда мы вслу­шиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь раз­личить какой-либо зрительный или звуковой образ, за­пах; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памя­ти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе. Таким образом, внима­ние - это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припо­минание, воображение и др.

П.Я. Гальперин отмечал, что, во-первых, внимание ниг­де не выступает как самостоятельный процесс. И для са­мого человека, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности. И во-вторых, внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

За вниманием всегда стоят потребности, мотивы, цели, установки субъекта. Направленность внимания определяет­ся как готовность к действию. Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечи­вает глубину, полноту и ясность отображения в сознании объектов, с которыми субъект взаимодействует.

Внимание - необходимое условие качественного выпол­нения любой деятельности. Оно выполняет функцию кон­троля и особенно необходимо при всяком обучении, ког­да человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

То, что нами ощущается и воспринимается, не исче­зает бесследно, все запоминается в той или иной степе­ни. Так же, как ощущение и восприятие, память является процессом отражения, причем отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом.

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, пе­реживали или делали. Иными словами память - это отра­жение опыта человека путем его запоминания, сохране­ния и воспроизведения.

Память - это удивительное свойство человеческого со­знания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление.

Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немысли­ма вне других психических процессов.

В процессе запоминания и воспроизведения исключи­тельно важную роль играют смысловые связи: причина - следствие, целое - его часть, общее - частное.

Память связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности. Человеку надо много знать и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше.

Основные процессы памяти - запоминание, воспроизве­дение, сохранение, узнавание, забывание. По характеру вос­произведения судят о качестве работы всего аппарата памяти.

Память начинается с запоминания. Запоминание - это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего вос­произведения.

Если запоминание имеет характер специально органи­зованной работы, связанной с применением определен­ных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно назы­вается заучиванием.

Воспроизведение - существеннейший компонент памяти.

Воспроизведение может протекать на трех уровнях: уз­навание, само воспроизведение (произвольное и непро­извольное), припоминание (в условиях частичного забы­вания, требующего волевого усилия).

Сохранение и забывание - это две стороны единого про­цесса долговременного удержания воспринятой информа­ции. Сохранение - это удержание в памяти, а забывание - это исчезновение, выпадение из памяти заученного.

Благодаря забыванию человек расчищает место для но­вых впечатлений и, освобождая память от груды ненуж­ных деталей, дает ей новую возможность служить нашему мышлению.

Мышление является высшим познавательным процессом, представляющим собой обобщение и опосредованное отражение действительности. Одним из основных свойств мышления является систе­матизация информации, или эффект понятия — т.е. обобщенное отражение класса предметов, в их наиболее существенных особенностях. В общем виде мышление выступает как уникально усовершенствованная при­способительная реакция организма, в то же время в своем высшем проявлении «работающее» с абстракт­ными, не связанными напрямую с внешним миром и конкретной ситуацией, образами и понятиями.

Мышление дискретно и состоит из отдельных единиц — мыслей, связанных между собой с помощью мыслительного процесса. Мысль есть основная и неделимая единица мышления, в ее осно­ве находит выражение процесс понимания окружающего мира, других людей и себя. В основе мысли лежит отражение таких фундаментальных признаков явлений, как их сходство и смежность во вре­мени и пространстве. Мысль заключает в себе соотнесение фактов по признакам «различие — сход­ство», «причина — следствие», «действительное — возможное».

Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти все­гда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменени­ем условий, в которых эта задача задана. Мышление, в отличие от восприятия, выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы.

Мышление совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно в структу­ре мышления выделяют следующие основные логические операции: сравнение, анализ, синтез, аб­стракция, обобщение, конкретизация. Сравнение позволяет вскрывать тождество разных вещей, классифицировать их. Синтез — это построение целого из аналитически заданных частей. Анализ — это, наоборот, расчленение предмета, мысленное или практическое, на составные части с последую­щим их сравнением.

Абстракция — это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действи­тельности как самостоятельные не существуют. Обобщение соединяет существенное (абстрагирова­ние) и связывает его с классом предметов и явлений, т.е. определяет понятие. Конкретизация — это операция, обратная обобщению, позволяет делать вывод о принадлежности единичных вещей к опре­деленному классу.

Наряду с образами памяти, которые являются копия­ми восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно фор­ме в действительности не существует. Это образы вообра­жения. Итак, воображение - это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.

Каждый образ, созданный в воображении, является в ка­кой-то степени и воспроизведением и преобразованием дей­ствительности. Воспроизведение - основная характеристика па­мяти, преобразование - основная характеристика воображе­ния. Если основная функция памяти - сохранение опыта, то основная функция воображения - его преобразование.

При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожи­данных сочетаниях и связях. Воображение преобразует дей­ствительность и создает на этой основе новые образы. Во­ображение тесно связано с мышлением, поэтому способ­но активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психи­ческой деятельности человека: с его восприятием, памя­тью, мышлением, чувствами.

Без достаточно развитого воображения не может успеш­но протекать учебная работа школьника. Читая произведе­ния художественной литературы, ребенок мысленно пред­ставляет то, о чем говорит автор. Изучая географию, он вызывает в своем воображении картины незнакомой ему природы. Воображение способствует обучению, при котором становиться возможным воссоздание, моделирование действительности, например, в игре. Благодаря воображению создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было.

Чем больше будет участвовать воображение во всех по­знавательных процессах школьника, тем более творческой будет его учебная деятельность.

Непроизвольная психика.

Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной матери­ал, случай, явление, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приемов, без воле­вых усилий. Непроизвольная память - неиссякаемый ис­точник познания. В развитии памяти непроизвольное за­поминание предшествует произвольному. Очень важно понять, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельно­стью. Непроизвольно запоминается, прежде всего, то, что нам нравится, на что мы обратили случайно внимание, над чем мы активно и с увлечением работаем. Поэтому непроизвольная память тоже имеет активный характер. Непроизвольная память есть уже у животных. Однако «животному вспоминается, но животное не вспоминает. В человеке же мы различаем ясно оба эти явления памя­ти» (К. Ушинский). Лучший способ запомнить и надолго сохранить в памяти - применить знания на практике. Кроме того, память не желает удерживать в сознании то, что противоречит установкам личности.

Непроизвольное внимание не зависит ни от нашего же­лания, ни от нашей воли или намерений. Оно происхо­дит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны.

Что может привлекать к себе непроизвольное внима­ние? Таких объектов и явлений очень много, их можно разделить на группы:

- яркие световые явления (молния, красочная рекла­ма, внезапно включенный или выключенный свет);

- неожиданные вкусовые ощущения (горечь, кислота, незнакомый вкус);

- что-то новое (новое платье у подруги, проехавшая машина новой марки, изменившийся цвет и выражение лица человека, с которым только что разговаривали и пр.);

- предметы и явления, вызывающие у человека эмоци­ональное удивление, восхищение, восторг (картины ху­дожников, музыка, различные проявления природы: за­кат или восход солнца, живописные берега реки, ласко­вый штиль или грозный шторм на море и пр.), при этом многие стороны действительности как бы выпадают из поля его внимания.

Непроизвольное или пассивное воображение - новые об­разы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцина­ции, грезы, состояния «бездумного отдыха».

Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К от­крытию тайны сна люди пришли лишь в конце XIX -начале XX в. Обрывки воспоминаний прошлого причуд­ливо сочетаются в сновидениях, они рождаются непред­намеренно, вступают в неожиданные, иногда совершен­но бессмысленные сочетания. В полусонном, дремотном состоянии может происходить то же самое. Сеченов го­ворил, что сновидения - это «небывалые комбинации бывалых впечатлений». Когда человек спит, его созна­ние как бы отступает на задний план, так как прекра­щают работать те участки головного мозга, которые ве­дают сознанием, контролируют наши впечатления и представления. Сон - это разлитое торможение больших полушарий. Когда происходит полное и глубокое тормо­жение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но тор­можение происходит неравномерно, особенно в началь­ной стадии сна и в последней перед пробуждением. Сно­видения вызываются работой группы клеток, оставшихся незаторможенными. Характерными для сновидений яв­ляются:

- чувственная достоверность;

- невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний образов;

- явная связь с насущными потребностями человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...