Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие и воспитание личности




Если говорить о факторах человеческой индивидуальности, то можно выделить два основ­ных и главных фактора развития человеческой личности. Главными факторами развития индивиду­альности человека считается, с одной стороны, природа, с другой стороны — социальная среда, в ко­торой человек растет, воспитывается. О роли этих факторов дискуссии не утихают уже много столе­тий, иногда на первый план выделяется один фактор, иногда другой.

Говоря о природных факторах, можно выделить три их группы. Первый фактор — это на­следственность. Вторая группа факторов — это влияние, которое оказывается на организм во внут­риутробном развитии, эти факторы тоже связаны и с наследственностью. Это то, что человек получа­ет во внутриутробном развитии, рождения. Наконец, третья группа природных факторов — это фак­торы биологической организации человека как таковой, включая особенности вегетативной и центральной нервной системы и т.д.

Если говорить о влиянии среды, то было бы ограниченным выделять только среду социаль­ную. Накопленный значительный эмпирический материал позволяет выделять отдельную группу факторов, относящихся к влиянию среды материальной. Сюда можно отнести влияние материального окружения, разнообразия предметов и явлений, развивающих восприятие в детстве, экологические факторы — такие, как плотность населения, загрязненность окружающей среды, шумность и т.д.

Индивидуальные свойства личности образуют, прежде всего, такие ее проявления как тем­перамент, характер и способности.

Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеоб­разное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером.

Слово «характер» в переводе с греческого означает «чер­та», «печать», «признак». Характер человека, как бы накла­дывает определенный отпечаток на его поведение, на вза­имоотношения с другими людьми, является определен­ным признаком его личности.

Характер - это индивидуальное сочетание существен­ных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер представляет собой неповторимое сочетание психологических качеств, индивидуальных осо­бенностей личности, именно характер дает основание для суждения о том, хороший ли это человек или нет.

Слова, движения, действия, отдельные поступки и поведение в целом позволяют понять характер человека, они как бы высвечивают его внутреннее, скрытое от по­сторонних глаз содержание. Но, с другой стороны, каждое свойство характера приводит в определенных условиях к совершению тех или иных поступков, накладывает печать на все действия, мысли и чувства человека.

Зная основные свойства характера человека, возможно понять, с определенной вероятностью предвидеть его по­ведение.

Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспи­тания. Кое-что в характере является и врожденным - именно те черты, которые связаны с темпераментом. В формиро­вании характера решающее значение имеют первые 7-8 лет, дошкольный и младший школьный возраст, когда закладывается основа характера человека.

На формирование характера оказывают влияние в пер­вую очередь условия жизни ребенка, та среда, в которой человек растет и взрослеет, «дух» общества, его мораль и ценностные ориентации.

Характер формируется в деятельности. Характер ребен­ка приобретет свое качественное своеобразие в последо­вательно ведущих для него видах деятельности - в игре, учебе, труде.

Основное условие воспитания характера младших школьников состоит в единстве общих требований к ним с индивидуальным подходом к каждому. Индивидуальный подход не должен ни в какой мере нарушать общих требо­ваний. На воспитание характера детей влияют личный пример учителя, его поступки, отношение к детям и своей дея­тельности.

«Характер детей складывается и формируется в реаль­ных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них вплетается педа­гогический процесс, как деятельность учителя-воспитате­ля, формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как педагог руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее».

Темперамент — это относительно устойчивая и мало подверженная изменениям под влия­нием среды динамическая характеристика личности. Темперамент может благоприятствовать или противодействовать формированию определенных психологических особенностей человека.

Известны три основные системы, описывающие сущность темперамента. Первая, гумо­ральная, принадлежит древнегреческому ученому, врачу Гиппократу. Он описывал четыре типа темперамента, свойства которых определяет преобладающая в организме жидкость: у флегматика-слизь, у сангвиника - кровь, у меланхолика - черная желчь и у холерика - желчь. Названия этих че­тырех типов сохранились с тех пор.

Вторая система, конституциональная, описывает свойства темперамента в связи с физиче­ским строением, соотношением частей тела и другими особенностями конституции человека.

Третья связывает типы темперамента с деятельностью центральной нервной системы. Учение И.П. Павлова выделяет три основных свойства нервной системы - силу (способность долго выдерживать напряжение, реагировать на раздражитель), подвижность (скорость реагирования на раздражитель, время реакции) и уравновешенность (баланс между торможением и возбуждением). Сочетания этих свойств образуют четыре типа темперамента:

1) сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник;

2) сильный, уравновешенный, инертный - флегматик;

3) сильный, неуравновешенный - холерик;

4) слабый - меланхолик.

Темперамент выступает в качестве основы для формирования многих свойств личности. Это такие свойства, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность.

Наиболее простое, естественное проявление темпера­мента можно наблюдать в детском возрасте. Темперамент дает о себе знать очень рано, уже на первом году жизни, ибо в основе темперамента, как мы знаем, лежат врож­денные типы нервной системы. Они составляют задатки, или природные предпосылки, которые функционируют, проявляются у ребенка в его поведении, при его взаимо­отношении с окружающими людьми и условиями жизни.

У большинства младших школьников черты темпера­мента обнаруживаются весьма четко и определенно. Чем старше ребенок, тем сложнее его отношения с миром и, следовательно, тем чаще он испытывает воздействия это­го мира, которые в той или иной степени могут изменять особенности его темперамента.

Решающее значение в формировании динамических характеристик поведения ребенка имеют не сами по себе врожденные свойства нервной системы, а реальные взаимоотношения его с окружающими людьми, обстоя­тельства его жизни, направленность и характер его дея­тельности. Деятельность ребенка в сотрудничестве со взрос­лым имеет решающее значение в развитии и изменении темперамента. Организуя жизнь ребенка, мотивируя фор­мы и способы его поведения и отношений, взрослый как бы «воспитывает» темперамент ребенка.

Центральным моментом в индивидуальных особеннос­тях человека являются его способности, именно способ­ности определяют становление личности и обусловливают степень яркости ее индивидуальности.

Способности - это внутренние условия развития чело­века, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

Способности - это такие индивидуально-психологичес­кие особенности человека, которые отвечают требовани­ям данной деятельности и являются условием ее успешно­го выполнения

Иными словами, под способностями понимают свой­ства, или качества, человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности.

Показателями способностей в процессе их развития могут служить темп, легкость усвоения и быстрота про­движения в той или иной области человеческой деятель­ности.

Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.

Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способ­ность есть понятие динамическое - существует только в движении, только в развитии.

Развитие способностей совершается по спирали: реа­лизация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для даль­нейшего развития, для развития способностей более вы­сокого уровня (С.Л. Рубинштейн).

Так, способности ребенка формируются постепенно посредством овладения им в процессе обучения содержа­нием материальной и духовной культуры, техники, на­уки, искусства. Исходной предпосылкой для этого разви­тия способностей служат врожденные задатки.

Выделяют два уровня развития способностей: репродук­тивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овла­девать деятельностью и осуществлять ее по предложенно­му образцу, в соответствии с предложенной идеей. На вто­ром уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

В процессе овладения знаниями и умениями, в процес­се деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой. Соответственно изменяется и структура его спо­собностей.

Способности не могут быть поняты и не могут рассмат­риваться вне личности. Развитие способностей и развитие личности - взаимообусловленные процессы. Именно на это обращают внимание психологи, подчеркивая, что «разви­тие способности дает не только практический эффект, по­вышая качество деятельности, но и личностный эффект удовлетворения от ее процесса, который, выступая под­креплением, оказывается, в свою очередь, условием спо­собности» (К.А. Абульханова-Славская).

И еще об одном специфическом факторе психической индивидуальности нужно говорить, опираясь на мнение Л.С. Выгодского, который выделял как один из главных фактор активности са­мой личности. Этот фактор играет особое значение для взрослой личности, которая может самостоя­тельно ставить перед собой задачи, быть целеустремленной, активной в своей жизнедеятельности. Характеризуют эту сферу такие понятия, как воля, уровень притязания, мотивация личности.

Поведение человека определяется не только индивидуально-типологическими свойствами, образованными темпераментом, характером и способностями, но и потребностями, которые имеет личность и которые определяют ее мотивацию. Потребность — это состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и разви­тия. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направляет на поиск того, что нужно. Основными характеристиками человеческих потребностей являются сила, периодичность возникновения, способы удовлетворения и предметное содержание (т.е. с помощью чего потребность может быть удовлетворена). Потребности бывают органические, материальные, социальные и ду­ховные.

Важное значение для мотивации имеет цель, т.е. ближайший ожидаемый результат деятель­ности. Цель способствует удовлетворению потребности, через нее формируется путь, способ дости­жения необходимого для личности результата.

Наличие развитой мотивационно-потребностной сферы способствует более успешному по­ведению, лучшей адаптации личности. Знание об особенностях этой сферы у определенного челове­ка: о содержании, структуре, ее развитости — позволит прогнозировать поведение в той или иной си­туации, осуществлять мотивирование и стимулирование в учебной, профессиональной деятельности.

Термин «эмоция» (от лат. emovere - потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событи­ям и ситуациям в жизни.

Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. Эмоции -более простое, непосредственное переживание в данный момент. Говорят о разных эмоциональных состояниях че­ловека в различных ситуациях. Чувство - более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение че­ловека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда пред­метны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную зна­чимость.

Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки - в потребностях человека, как простейших, орга­нических, так и социальных. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетво­рение его потребностей.

Значение эмоций в психической деятельности челове­ка и становлении его личности огромно. Они обогащают психику человека, яркость и разнообразие чувств делают его более интересным и для окружающих, и для самого себя. Богатство собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее, будь то произведения искусства - стихи, музыка, театр, или переживания других людей, или события, происходящие в мире.

Колоссально значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Если ребенок испытывает на уроке приятные чувства - ему ин­тересно, не страшно, он увлечен предметом познания, он будет хорошо учиться; если ребенку на уроке скучно или у него возникает чувство страха из-за возможной ошибки, он не уверен в себе и пр., проблем в его учебной деятель­ности будет много.

«Боль­шая воля, - писал А.С. Макаренко, - это не только уме­ние чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно».

Воля - это сознательная регуляция поведения и деятельности человека, которая проявляется по отноше­нию к себе и направлена на достижение целей и преодо­ление трудностей.

Свои потребности человек удовлетворяет с помощью определенной деятельности, которая состоит из разнооб­разных действий. Воля проявляется в действиях и поступках человека.

Воля тесно связана со всеми сторонами психики: с по­требностями, интересами, способностями, мировоззрени­ем, убеждениями, процессами мышления, чувствами.

Воля воспитывается в условиях реальной жизни челове­ка, и начинается этот процесс с момента нашего рождения. Развитие воли ребенка связано с выполнением требований взрослых, за которыми стоят потребности и нормы обще­ства. Чем выше уровень требований и большая четкость и постоянство их предъявлений - в пределах возрастных и индивидуальных возможностей человека, конечно, - тем значительнее и надежнее результаты воспитания.

 

Библиографический список

1. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник. – 2-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 2001.

2. Доронина И.В. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Психология и педагогика». – Н-ск: СибАГС, 2000.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону.: Издат-во «Феникс», 1997.

4. Макаренко А.С. Сочинения: В7т. – М., 1957, Т. IV.

5. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996.

6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник. – М.: ВЛАДОС, 1999.

7. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., 1976.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – С.Пб.: Питер, 2002.

9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2002.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...