Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Массовая коммуникация в социальных системах




Роль масс-медиа в современном информационном противоборстве

 


Введение

массовый информационный коммуникация информационный

Актуальность данной темы обусловлена следующими факторами:

Во-первых, процессами информатизации общества и прежде всего появлением новых средств массовой коммуникации. Массовая коммуникация представляет собой одну из разновидностей массового общения людей. Под средствами массовой коммуникации подразумеваются традиционные средства массовой информации (телевидение, радио, печатные издания) и новые мобильные системы связи и компьютерные сети (Интернет). С помощью этих средств осуществляется оперативная доставка информации широким слоям населения.

Массовая коммуникация предполагает наличие четырех компонентов, задействованных в процессе общения:

)   коммуникатор-то есть тот, кто сообщает информацию;

)   аудитория-то есть, кому адресована информация;

)   канал коммуникации, с помощью которого субъект коммуникации передает информационное сообщение целевой аудитории;

)   непосредственно сама информация [1].

Во-вторых, всеобщая информатизация и внедрение передовых компьютерных технологий усиливает влияние СМК на все стороны социальной жизни: экономику, политику, культуру, образование. С помощью средств массовой коммуникации определенные стереотипы внедряются в сознание людей, моделируют их поведение, внушают желания, пути и способы их реализации. С помощью СМК возможно манипулирование общественным мнением, создание необходимых социально-психологических предпосылок для формирования индивидуального и общественного сознания. Современные СМК, объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, оказывают чрезвычайно важное влияние на жизнь людей во всем мире.

В-третьих, изменяется само содержание СМК. Наряду с традиционными формами коммуникации, такими как: пресса, радио, телевидение. Все большую роль в процессах информатизации общества играют современные мобильные средства связи, Интернет. Появление новых технических средств, информационных технологий обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Благодаря этому становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество и человека.

Целью курсовой работы является определение роли масс-медиа в условиях современного информационного противоборства.

Задачи исследования:

)   определить роль и место средств массовой информации и массовой коммуникации в социальных системах;

)   проанализировать цели и задачи информационного противоборства в обществе;

)   доказать, что информационное противоборство есть особая форма проявления конкуренции.


Масс-медиа в современном обществе

Массовая коммуникация в социальных системах

 

В научной литературе даются различные понятия массовой коммуникации.

А.В. Манойло определяет массовую коммуникацию, как совокупность открытых, упорядоченных процессов передачи социально значимой информации, поддающихся целенаправленному регулированию и использующихся правящей элитой для утверждения определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей [2].

По мнению Г.Г. Почепцова массовая коммуникация является процессом передачи информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории. Первым в истории средством массовой информации стала печать [3].

Существует еще один подход к определению «массовой коммуникации». В этом смысле массовая коммуникация понимается как систематическое распространение сообщений (через печать, Интернет, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись и другие каналы передачи информации) среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания идеологического, политического, экономического, психологического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей [4].

Итак, массовую коммуникацию можно определить как совокупность открытых, упорядоченных процессов передачи и распространения социально значимой информации через печать, Интернет, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись и другие каналы передачи информации с целью информирования и оказания идеологического, политического, экономического, психологического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Массовая коммуникация обладает рядом характеристик. Наиболее значимые из них - это принципиальная доступность информации для всех желающих и передача информации одновременно по различным каналам массового информирования. Последнее активно используется для манипулирования сознанием людей (аудитории). Исследователи массовой коммуникации (Терин В.П., Харрис Р) сходятся во мнении о том, что её характер и цели используются как орудия идейно-политической борьбы, управления, пропаганды, распространения культуры, рекламы [5], [6].

В системе социально-политических отношений современного общества процессы массовой коммуникации являются важнейшим средством воздействия субъекта на объект и элементом реализации процесса государственного управления. Роль массовой коммуникации в обществе заключается в предоставлении субъектам информационной деятельности возможности оказывать управляющее воздействия на массовое сознание [1].

Массовая коммуникация обладает различными функциями: интегрирующая, коммуникативная, актуализирующая, геополитическая и социальная.

Наиболее важную роль играет коммуникативная функция, так как с её помощью создается особая среда трансграничной, интерактивной и мобильной активности различных субъектов деятельности, в рамках которой они осуществляют информационный обмен; иными словами коммуникативная функция обеспечивает поле взаимодействия субъектов массовой коммуникации.

Второй по значимости является актуализирующая функция. Именно благодаря использованию технологий массовой коммуникации появляется возможность осуществлять управляющее воздействие на массовое сознание и актуализировать различными субъектами деятельности свои жизненно важные интересы в информационно-психологическом пространстве посредством реализации ими информационной политики.

Третье место по значимости разделили интегрирующая и социальная функции. В рамках интегрирующей функции массовая коммуникация объединяет различные виды человеческой деятельности и занимающихся ими субъектов в единую пространственно-коммуникативную и социокультурную среду. В то время как социальная функция выполняет трансформацию состава общества и изменяет характер и содержание социально-политических отношений во всех сферах. Получается, что одна функция выполнима с учетом другой функции [1].

Единая теория массовой коммуникации исторически складывалась и до сих пор формируется из научных подходов, позиций и исследований многих ученых: Д. Локк, Т. Гоббс, Л.С. Выготский, Г. Лассуэлл, Н. Луман и др. Изучая труды вышеназванных ученых, можно выделить два историко-концептуальных подхода к определению самого понятия «теория массовой коммуникации» [7].

Первый, наиболее широкий, дает возможность исследования массовой коммуникации до периода первобытного общества, через изучение процессов общения древних людей и племен друг с другом, особенностей средств этого общения, приемов и знаков передачи трудовых, сакрально-обрядовых, бытовых и культурных текстов. По мере накопления человеком социально-культурного опыта усложнялись орудия труда, и вместе с тем упрощались способы передачи сообщений друг другу. А это означает, что упрощались и приобретали все большую массовость способы и знаковые системы коммуникативных процессов.

Второй подход - теория массовой коммуникации в том смысле, в каком ее понимали западные теоретики, столкнувшиеся с феноменом наращивания сообщений посредством технических средств коммуникации. Если изобретение печати послужило массовому расширению коммуникации в вертикальном историческом (диахроническом) процессе, то изобретение других технических средств дало толчок массовости коммуникации, как в вертикальном, так и в горизонтальном (синхроническом) процессе. Последнее проявилось особенно интенсивно и ярко.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...