Использование средств массовой информации и массовой коммуникации в информационном противоборстве
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
На протяжении тысячелетий происходила эволюция и совершенствование технологий власти и социального управления в обществе. Современные средства массовой информации и коммуникации создали для этого принципиально новые возможности, многократно усилив эффективность использования информации в этих целях. Они произвели настоящую революцию в политических отношениях и способах социального управления в XX веке. В связи со стремительным развитием информационных технологий в конце XX - начале XXI веков возрастает зависимость мировой политики от надежного функционирования автоматизированных информационно-коммуникационных систем. Рассматривая роль массовых коммуникаций и их влияние на сферу информационного противоборства, российские политологи отмечают, что в постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения [18]. Причем непосредственными носителями и, особенно, распространителями знаний и другой социально значимой информации являются средства массовой коммуникации. Основная направленность эволюции технологий власти и социального управления, цель их изменений и совершенствования заключались и заключаются в настоящее время в том, чтобы, используя наименьшие затраты средств и ресурсов, получить максимальный эффект воздействия на людей, обеспечив их «добровольную» подчиняемость. Как отмечает О. Тоффлер, высшее качество и наибольшую эффективность современной власти придают знания, позволяющие «достичь искомых целей, минимально расходуя ресурсы власти; убедить людей в их личной заинтересованности в этих целях; превратить противников в союзников» [19].
Усложнение и динамичность социальных процессов в обществе, влияние происходящих общественных изменений непосредственно на повседневную жизнь человека делают его все более зависимым от потока сообщений средств массовой коммуникации. Все меньше сведений, необходимых для своего социального поведения и жизни в обществе, он может получить, основываясь только на своем повседневном опыте. Все больше необходимой социальной информации он получает из теле- и радио программ, периодических изданий. Особенно ярко это проявляется в формировании мнений по вопросам, которые не находят отражения в его непосредственном опыте, например, об обстановке в других городах, регионах, странах, о политических лидерах, об экономической конъюнктуре и т.п. Человек и его повседневная жизнь все больше зависит от массовой коммуникации, которая создает для него своего рода «вторую реальность», «субъективную реальность». Коммуникативные ситуации, в которых на человека осуществляется информационно-психологическое воздействие средствами массовой информации, можно выделить в одну группу коммуникативных процессов. В этих ситуациях осуществляется односторонняя опосредованная коммуникация по типу «СМК - человек (аудитория)». Их можно обозначить как масс-коммуникационные ситуации. Это ситуации просмотра телепередач, прослушивания радиопрограмм, чтения газет, журналов, различных печатных изданий, взаимодействия с разнообразными информационными системами и т.п. [20]. Массовая коммуникация осуществляется путем подготовки и передачи информации. Содержание этой деятельности должно составлять сбор, обработку и распространение актуальной, социально значимой информации. Масс-медиа обеспечивают расширенную форму человеческой коммуникации, выступая при этом субъектом и одновременно объектом политической, экономической, социальной, культурной и других сфер жизнедеятельности человека. Совокупность программ и материалов масс-медиа оказывает влияние на формирование общественного мнения и в современном обществе роль СМИ и МК в этом процессе возрастает.
Особую роль масс-медиа в информационном противоборстве можно определить следующим образом. СМИ являются посредником в установлении общественных связей между государственной властью и населением, а также обладают монопольным правом на получение и распределение информации о деятельности органов государственной власти[21]. В сущности, масс-медиа является связующим звеном в прохождении информации от органов государственной власти к гражданскому обществу. При этом субъектам информационной деятельности предоставляется возможность оказывать управляющее воздействие на массовое сознание. Само общественное мнение формируется как отражение объективно происходящих процессов с одной стороны, а с другой - является результатом целенаправленного воздействия, реализуемого через различные коммуникационные каналы. Влияя на общественное мнение, масс-медиа выполняют следующие задачи: ─ формирование повестки дня (списка приоритетов): что именно и в каком аспекте обсуждается общественным мнением; ─ переключение общественного мнения с одного аспекта на другой; ─ введение в общественное мнение новых тем и ситуаций; ─ организация поддержки инициатив властных структур общественным мнением; ─ контрпропагандистская работа, заключающаяся в ответе на информационные действия другой страны [22]. Формирование общественного мнения является результатом целенаправленного воздействия, реализуемого через коммуникационные каналы (масс-медиа) с помощью различных методов воздействия. Наиболее эффективные из них: дезинформация, лоббирование, манипулирование, пропаганда. Дезинформирование - это способ психологического воздействия, заключающийся в намеренном предоставлении противнику такой информации, которая вводит его в заблуждение относительно истинного положения дел [23]. Дезинформирование включает в себя использование заведомо ложных данных и сведений. В этом случае оно становится обманом. Грани между дезинформированием и обманом трудно различимы.
Лоббирование (от англ. lobby - крытая прогулочная площадка, коридор) - это комплекс различных приемов и методов воздействия на принимающую решения структуру с целью достижения определенной цели[2]. В 1864 г. в Америке значение этого слова приобрело политический оттенок термин «лоббирование» начал обозначать покупку голосов за деньги в коридорах конгресса. Манипулирование - это способ психологического воздействия, который с одной стороны состоит в изменении направления активности людей, осуществляемое незаметно для них; с другой стороны - это вид применения власти, при котором обладающие ею влияют на поведение других, не раскрывая характер поведения, который от них ожидают [2]. Пропаганда (лат. propaganda - подлежащее распространению) - деятельность (устная или с помощью средств массовой информации), осуществляющая популяризацию и распространение идей в массовом сознании [2]. Сущность пропаганды состоит в том, что под ее влиянием каждый индивид ведет себя так, как если бы его поведение вытекало из его собственных решений. В силу того, что пропаганда воздействует на чувства больше, чем на разум, все человеческие эмоции и инстинкты в то или иное время давали пропагандистам средства влиять или пытаться влиять на поведение тех, кто служит для них мишенью. Таким образом, проанализировав цели, задачи и методы информационного противоборства можно сделать вывод о том, что в формирующемся информационном обществе традиционная борьба за обладание материальными ценностями будет претерпевать трансформацию и смещаться больше в информационную сферу, что, естественно, приведет к усилению информационного противоборства. Развитие информационного противоборства происходило благодаря появлению и массовому распространению новых, более эффективных, по сравнению с существовавшими прежде носителей и средств доставки информации. Заключение
Таким образом, определив роль и место масс-медиа в системе современного информационного противоборства, можно утверждать, что при условии сохранения устойчивой тенденции формирования мировой информационной цивилизации в ближайшей перспективе, информационное противоборство станет основным инструментом политики цивилизационного информационного общества.
В связи с тем, что внедрение компьютерных технологий ведется масштабно и повсеместно, влияние средств массовой коммуникации усиливается во всех аспектах жизнедеятельности человека. С их помощью становится все проще воздействовать на формирование индивидуального и общественного сознания. Значителен и тот факт, что с развитием новых технических средств и технологий передача информации стала более оперативной, и благодаря этому стало возможным оказывать целенаправленное воздействие на человека и общество во всем мире. Наиболее существенное влияние на сознание людей оказывают средства массовой коммуникации. Они, являясь подсистемой масс-медиа, используют методы открытого и скрытого воздействия на формирование общественного мнения. Как показывает практика, наиболее часто используемые из них - это манипулирование сознанием людей и дезинформирование широких слоев населения. Благодаря получению возможности изменять направление активности широких масс и контролировать смещение общественного сознания посредством масс-медиа, правящая элита добивается информационного превосходства в определенной социальной системе. Именно достижение этого достоинства является главной целью информационного противоборства. Так как информационное воздействие затрагивает все сферы жизнедеятельности современного человека, информация и информационные технологии становятся действенным средством завоевания мира. Информация уже сегодня рассматривается как ресурс и источник конкурентного преимущества. В постиндустриальном обществе власть информации становится решающей в управлении им. В связи с этим стремительно возрастает зависимость мировой политики от надежного функционирования информационно-коммуникационных систем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|