Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

СМК и СМИ в современном обществе




век не просто породил явление масс-медиа, но и развил средства массовой коммуникации и информации, создав их новые виды.

СМИ выступают предметом изучения в разных областях знания - журналистике, социологии, политологии, культурологии, лингвистике. Одним из ключевых понятий данных наук является термин «СМИ», не имеющий однозначного толкования в современной литературе.

В узком смысле к СМИ относятся печать, радио, телевидение. СМИ в широком смысле включают в себя такие средства массового распространения информации как кино, книгоиздание, звуко- и видеозапись, реклама, а также новые компьютерные технологии в виде глобальной сети Интернет [8].

В одних исследованиях понятие СМИ считается тождественным понятию СМК (средства массовой коммуникации), поскольку они, как коммуникативные системы, участвуют в общении между людьми в процессе их социальной деятельности на основе технологий печати, телевидения, радиовещания, Интернета [9].

В других работах отмечается что, несмотря на близость понятий СМИ и СМК, не следует рассматривать их как синонимы, поскольку массовая коммуникация представляет собой процесс систематического распространения информации на массовую гетерогенную аудиторию с помощью СМИ с целью воздействия на оценки, мнение и поведения людей. При этом СМИ рассматриваются как совокупность технических средств, общественных организаций и человеческих ресурсов, которые задействованы в массовом распространении информации [10].

Согласно Закону РФ «О средствах массовой информации», под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием. Массовая информация трактуется как предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы [11].

Сегодня средства массовой информации имеют ряд разнообразных функций.

Пожалуй, важнейшей из них является информационная функция. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

Информационная деятельность СМИ позволяет людям адекватно судить о политических событиях и процессах, если она выполняет и образовательную функцию. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.

Суть пропагандистской функции СМИ определяется как постоянное, целенаправленное воздействие на аудиторию с целью утверждения определённого образа жизни, политических и духовно-нравственных ценностей.

Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

Информационная, образовательная и социализационная деятельность позволяют СМИ выполнять функцию критики и контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта. Контрольная функция СМИ основывается на авторитете общественного мнения.

Функции СМИ прямо или косвенно служат осуществлению ими мобилизационной функции. Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения.

Инновационная функция СМИ проявляется в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности [12].

Все вышеперечисленные функции СМИ настолько взаимосвязаны, что исключив ту или иную функцию, будет сложно осуществить работу средств массовой информации и получить тот результат, на который направлена их деятельность.

Таким образом, СМИ, изначально возникшие для удовлетворения потребности людей в получении информации в общении, стали неотъемлемой частью жизни человека. Они информируют, анализируют, формируют картину мира, развлекают. При этом любая функция СМИ в какой-то степени может рассматриваться как воздействующая: с целью сообщить новые знания о той или иной ситуации, сформировать или изменить ценностные ориентиры, модели поведения, привычки, создать определенную картину мира, приобрести тот или иной товар или услугу.

Стремительное развитие науки и техники за последние два десятилетия привело к появлению новых цифровых и информационно-компьютерных технологий, которые активно и успешно внедряются по многим направлениям общественной жизни, в том числе и в сфере коммуникации. Их использование привело к изменению традиционных средств массовой коммуникации и способствовало появлению новых, ранее не существовавших каналов распространения информации.

Современные СМИ обеспечивают широкие слои населения информацией. В социуме информация начинает распространяться между людьми с помощью различных каналов связи. Если с помощью СМИ люди воспринимают информацию, то в рамках средств массовой коммуникации население получает возможность обмениваться ею [2].

Слово коммуникация происходит от лат. communico - делаю общим: связываю, общаюсь [13]. Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение, обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т.п. Коммуникацией традиционно принято называть обмен значениями (информацией) между индивидами через посредство общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности. Эта сфера знаний и научных интересов, как и многие другие, начала формироваться еще в древние времена.

Средства массовой коммуникации могут включать различные формы коммуникации. Так, телевидение и кино использует слова устного языка, картинки, музыку; газета - слова письменного языка, шрифты, иллюстрации и т.п. Некоторые из свойств форм и средств коммуникации, а также коммуникативных жанров условны или традиционны. Радио и телевидение считаются средствами массовой коммуникации, хотя нет никаких препятствий для использования их в групповой и межличностной коммуникации (радиотелефон, видеотелефон) и т.п. В СМК входят не только СМИ, но и все каналы передачи информации, например, Интернет и сотовая связь.

Все формы и средства коммуникации являются «продолжением человеческого тела», дополняя и усиливая недостаточные функции, в особенности зрения и слуха: громкоговорители и средства передачи звука усиливают негромкий голос, материализованные средства типа магнитной ленты сокращают расстояние между участниками коммуникации, или даже позволяют осуществлять коммуникацию через временные пласты.

Роль массовой коммуникации в обществе заключается в предоставлении субъектам информационной деятельности возможности оказывать управляющее воздействия на массовое сознание [2]. Как справедливо указывает видный российский ученый, доктор социологических наук Е.П. Тавокин, «все законы, указы, приказы, постановления, распоряжения, а также все те сведения, которые распространяются в обществе, представляют собой информационное воздействие на массовое сознание. Основной структурой, которая реализует это воздействие, является массовая коммуникация. Массовая коммуникация - система распространения информации с целью активного воздействия на представления, оценки, мнения и поведение людей, на общественное сознание людей» [14].

Следует отметить, что взаимодействие людей на основе массовых коммуникаций обеспечивает социальные действия. Массовые коммуникации есть информационный обмен. Благодаря массовым коммуникациям общество и государство решают задачи социального взаимодействия, социального контроля, формирования личности, снятия психологического напряжения у людей, влияния на общественное сознание и настроение.

Наряду с понятием СМК, в современном обществе существует такой термин, как масс-медиа. Само слово «медиум» означает определенный инструмент преобразования опыта в знание, а его форма множественного числа «медиа» обозначает знаки, которые придают смысл событиям повседневной жизни, причем подразумевается существование многочисленных знаковых систем. Термин «медиум» является достаточно обобщенным, это любой инструмент коммуникации, который передает, или «медиирует» значение. Телефон, радио, фильм, телевидение - все они являются «медиа», наряду с печатью и человеческим голосом, живописью и скульптурой [9].

Уже в конце XIX в. газета становится социальным институтом, а электронные медиа с самого начала неразрывно связаны с контекстом массовой культуры и потребительского общества. В исследованиях по теории медиа подчеркивается связь новых коммуникационных технологий с изменяющимся характером общества, начало которой уходит корнями еще в середину XIX века. Однако массовые коммуникации не следует смешивать с технологиями, делающими их возможными. Терминологическое различие между «масс-медиа» и «массовыми коммуникациями» состоит в том, что в первом случае акцент делается на знаковую природу системы передачи информации, а во втором - на ее социальную значимость как интегрирующего фактора современного социума [9].

Во второй половине XX в. мировые медиа соединились вместе в широкую универсальную систему, состоящую из спутников новостей, цветного телевидения, кабельного телевидения, кассет, видеопленки, видеомагнитофонов, лазерной техники, электронного высокоскоростного печатания, сочиняющих и обучающих машин, базы данных, Интернета и других сетевых систем. Все эти медиа постоянно формируют новые связи как друг между другом, так и со старыми медиа: печатью, радио, кино, телефоном и т.д. Важным аспектом конструирования пространства масс-медиа в конце 1980-х годов стало расширение сферы видеокультуры. Появляются новые области, имеющие специфические функции, распространяющиеся среди населения неравномерно, но значительно меняющие возможности, смыслы и структуру большой части современного культурного потребления в области массовых коммуникаций. 1990-е годы знаменуют новый этап, как в мировых, так и в отечественных массовых коммуникациях. Основной чертой ситуации в мировом медиапространстве сегодня является, по мнению многих исследователей, его непредсказуемость, неслыханная скорость технологических инноваций. С конца XX в. несомненный приоритет среди средств массовой коммуникации смещается в сторону электронных медиа, где главенствующую роль занимают телевидение и Интернет.

Таким образом, анализ научной литературы показал, что под масс-медиа можно понимать систему технологий и институтов, централизованно распространяющую информацию широким аудиториям, одну из форм выражения и развития массовой культуры. Чаще всего понятие используется в качестве синонима СМИ, но его значение шире. Помимо телевидения, прессы, радио и интернета, оно применимо к полиграфии, кино, устройствам хранения и воспроизведения аудио- и видеоданных и другим средствам трансляции коммуникативных символов. Иными словами масс-медиа объединяет в себе средства массовой информации и средства массовой коммуникации.

Кроме того, масс-медиа, с одной стороны, отражают реальность, являясь продуктом определенной социокультурной технологической среды, с другой, могут серьезно менять ее, создавая новые стандарты, стереотипы, мотивации, модели поведения и образа жизни. Масс-медиа обладают колоссальным потенциалом влияния на общество.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...