Раздел 6. Основы обучения и тренировки.
Лекции – 4 часа Понятие об обучении и спортивной тренировке. Обучение и тренировка как единый педагогический процесс. Принципы обучения и тренировки пловца. Ведущая роль учителя в осуществлении учебно-воспитательного процесса. Всестороннее физическое развитие как методическая основа обучения и спортивной подготовки. Основы обучения плаванию. Задачи обучения. Фазы формирования двигательных навыков и этапы обучения (создание представления о движении, разучивание движения, закрепление и совершенствование навыка). Начальное обучение и обучение спортивным способам. Принципы комплектования учебных и подготовительных групп (ДЮСШ). Возрастные группы. Индивидуальное и групповое обучение. Методы обучения и требования к ним. Целостно-раздельная система обучения (грубый синтез – анализ – последующий синтез). Методические приемы по обучению плаванию. Общая схема обучения плаванию: 1. демонстрация способа и его элементов; 2. теоретическое обоснование техники; 3. попытка плыть изучаемым способом; 4. практическое ознакомление с элементами способа на суше; 5. практическое изучение элементов способа и отдельных согласований в воде; 6. освоение в воде способа в целом; 7. совершенствование техники плавания в воде (по элементам и в согласовании). Основные средства обучения плаванию. Общеразвивающие упражнения. Подготовительные упражнения для освоения с водой: элементарные движения рук и ног; передвижения по дну; погружения; выдох в воду; всплывания; лежания и скольжения. Подготовительные упражнения для изучения облегченных и спортивных способов: гимнастические и имитационные упражнения на суше и упражнения в воде. Специальные упражнения: для устранения ошибок, для освоения вариантов техники, для нахождения стиля. Игры.
Методика проведения упражнений на суше и в воде: подбор упражнений, последовательность выполнения, использование методических приемов, дозировка упражнений. Порядок выполнения упражнений в воде: на месте с опорой; в движении с опорой, без опоры, с подвижной опорой. Начальное обучение плаванию (облегченные способы). Задачи, условия и организация начального обучения. Последовательность изучения элементов в облегченных способах. Основные группы упражнений для изучения облегченных способов: упражнения для изучения движений ног; упражнения для согласования движений рук и дыхания; упражнения для изучения согласования движений ног и дыхания; упражнения для изучения избранного облегченного способа в целом. Элементарные координационные ошибки и пути их исправления. Обучение спортивным способам плавания. Особенности методики обучения спортивным способам. Основные системы обучения спортивным способам плавания. Изучение техники спортивных способов плавания. Последовательность изучения элементов в каждом способе. Основные группы упражнений для изучения спортивных способов: упражнения для изучения движений ног (рук); упражнения для изучения дыхания; упражнения для изучения согласования движений ног (рук) и дыхания; упражнения для изучения движений рук (ног); упражнения для изучения согласования движения рук (ног) и дыхания; упражнения для изучения согласования движений рук и ног; упражнения для освоения способа в целом. Элементарные координационные ошибки и пути их исправления. Обучение стартам и поворотам. Упражнения для изучения стартов и поворотов. Последовательность их выполнения на суше и в воде. Ошибки при обучении стартам и поворотам и пути их исправления. Обучение прикладному плаванию. Обучение нырянию в глубину и в длину. Упражнения для подготовки организма занимающегося к задерживанию дыхания и перенесению повышенного давления воды.
Упражнения для изучения техники погружения в воду: прыжки с бортика и погружение с поверхности воды ногами и головой вниз. Упражнения для обучения умению изменять глубину погружения и направление движения. Обучение технике основных способов ныряния в длину по элементам и в целом. Дозировка упражнений при нырянии. Методика проведения упражнений на суше и в воде. Возможные несчастные случаи и меры их предупреждения. Обучение спасанию тонущих. Обучение приему подплывания к тонущему. Обучение приема освобождения от захватов утопающего в воде. Доставание утонувшего со дна. Последовательное изучение приемов транспортирования тонущих. Обучение приемам искусственного дыхания. Возможные несчастные случаи и меры их предупреждения. Обучение простым прыжкам в воду. Изучение прыжков ногами вниз и головой вперед: основные упражнения и последовательность их усложнения по форме движения и высоте снаряда. Урок плавания. Основные задачи урока. Построение урока. Содержание и продолжительность отдельных частей урока. Нагрузочная и эмоциональная кривые урока. Спортивная тренировка. Определение тренировки. Цель, задачи и условия тренировки. Содержание тренировки: теоретическая, физическая, техническая, тактическая, психологическая, моральная и волевая подготовка пловца. Основные средства спортивной тренировки. Понятие о спортивной форме. Специфические принципы спортивной тренировки. Теоретическая подготовка: ее содержание и значение. Различные формы ознакомления юных пловцов с основными вопросами теории. Общая физическая подготовка как процесс формирования всесторонне развитого юного пловца. Особенности развития силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости. Средства общей физической подготовки: ходьба и бег, общеразвивающие упражнения, прыжки и метания, элементы акробатики, упражнения со штангой, лыжная подготовка, подвижные и спортивные игры, общая плавательная подготовка. Специальная физическая подготовка как процесс совершенствования специфических физических способностей юного пловца.
Особенности развития силы, гибкости, быстроты и специальной выносливости юного пловца на суше. Средства специальной физической подготовки на суше: гантели, резиновые и блочные амортизаторы и др. Развитие абсолютной скорости и скоростной выносливости в воде. Средства специальной физической подготовки в воде: проплывание отрезков и дистанций с помощью рук, ног или в координации с различной интенсивностью на тренировках или соревнованиях. Методика повышения абсолютной скорости. Максимальный темп, скорость и техника пловца. Основные методы, применяемые при выполнении упражнений «на ускорение», при плавании в максимальном темпе по элементам и с задержкой дыхания. Методика развития скоростной выносливости. Основные методы спортивной тренировки пловца: повторный, интервальный, равномерный, переменный и контрольный. Техническая подготовка пловца. Задачи и методические приемы технической подготовки. Классификация основных ошибок, возникающих в технике пловцов при обучении. Основные упражнения для совершенствования техники кроля на груди и на спине, брасса и дельфина. Тактическая подготовка пловца. Содержание тактической подготовки. Основные варианты тактики в соревнованиях на короткие, средние и длинные дистанции. Приемы обучения и совершенствования тактического мастерства. Воспитание и совершенствование психологических, моральных и волевых качеств в процессе тренировки и соревнований по плаванию. Планирование тренировки пловца. Перспективное планирование подготовки юного пловца. Основные документы перспективного планирования: многолетний учебный план, программа и индивидуальные планы тренировки. Планирование круглогодичной тренировки. Многоцикловое, двухцикловое и одноцикловое планирование. Сдвоенный тренировочной цикл. Оперативное планирование тренировки пловца. Тренировочной микроцикл. Одноурочная, поурочная и циклическая схема тренировки. Применение отдельных схем в периодах тренировки. Структура и содержание тренировочного урока. Распределение основных упражнений по частям урока.
Индивидуальная и групповая форма тренировок. Режим пловца. Утомление и перетренировка.
Практические и лабораторные занятия – 4часа Основы обучения и тренировки пловцов. Прикладное плавание.
Самостоятельная работа-6часов Спортивная тренировка. Определение тренировки. Цель, задачи и условия тренировки. Содержание тренировки: теоретическая, физическая, техническая, тактическая, психологическая, моральная и волевая подготовка пловца. Основные средства спортивной тренировки. Понятие о спортивной форме. Специфические принципы спортивной тренировки. Теоретическая подготовка: ее содержание и значение. Различные формы ознакомления юных пловцов с основными вопросами теории. Общая физическая подготовка как процесс формирования всесторонне развитого юного пловца. Особенности развития силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости. Средства общей физической подготовки: ходьба и бег, общеразвивающие упражнения, прыжки и метания, элементы акробатики, упражнения со штангой, лыжная подготовка, подвижные и спортивные игры, общая плавательная подготовка. Специальная физическая подготовка как процесс совершенствования специфических физических способностей юного пловца. Особенности развития силы, гибкости, быстроты и специальной выносливости юного пловца на суше. Средства специальной физической подготовки на суше: гантели, резиновые и блочные амортизаторы и др. Развитие абсолютной скорости и скоростной выносливости в воде. Средства специальной физической подготовки в воде: проплывание отрезков и дистанций с помощью рук, ног или в координации с различной интенсивностью на тренировках или соревнованиях. Методика повышения абсолютной скорости. Максимальный темп, скорость и техника пловца. Основные методы, применяемые при выполнении упражнений «на ускорение», при плавании в максимальном темпе по элементам и с задержкой дыхания. Методика развития скоростной выносливости. Основные методы спортивной тренировки пловца: повторный, интервальный, равномерный, переменный и контрольный. Техническая подготовка пловца. Задачи и методические приемы технической подготовки. Классификация основных ошибок, возникающих в технике пловцов при обучении. Основные упражнения для совершенствования техники кроля на груди и на спине, брасса и дельфина. Тактическая подготовка пловца. Содержание тактической подготовки. Основные варианты тактики в соревнованиях на короткие, средние и длинные дистанции. Приемы обучения и совершенствования тактического мастерства.
Воспитание и совершенствование психологических, моральных и волевых качеств в процессе тренировки и соревнований по плаванию. Планирование тренировки пловца. Перспективное планирование подготовки юного пловца. Основные документы перспективного планирования: многолетний учебный план, программа и индивидуальные планы тренировки. Планирование круглогодичной тренировки. Многоцикловое, двухцикловое и одноцикловое планирование. Сдвоенный тренировочной цикл. Оперативное планирование тренировки пловца. Тренировочной микроцикл. Одноурочная, поурочная и циклическая схема тренировки. Применение отдельных схем в периодах тренировки. Структура и содержание тренировочного урока. Распределение основных упражнений по частям урока. Индивидуальная и групповая форма тренировок. Режим пловца. Утомление и перетренировка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|