Самообразование: формы, виды, результативность
Самообразование индивида - необходимое условие профессиональной деятельности, это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; самостоятельное приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег. Составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие индивида к самообразованию: ежедневная работа с информацией; креативность; стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики; изменения, происходящие в жизни общества; конкуренция; общественное мнение; материальное стимулирование; интерес. Направления самообразования: профессиональное (предмет преподавания); психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей); психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.); методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения); правовое; эстетическое (гуманитарное); историческое; иностранные языки; политическое; информационно-компьютерные технологии; охрана здоровья; интересы и хобби; иное. Источники самообразования: телевидение; газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.); интернет; видео, аудио информация на различных носителях; платные курсы; семинары и конференции, мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты; Курсы повышения квалификации; путешествия.
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам индивид, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации, творческих групп обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим индивидом. Конкретные виды самообразования: систематический просмотр определенных телепередач; чтение конкретных профессиональных периодических изданий; чтение методической, профессиональной и предметной литературы; обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, профессиональных технологий; посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег; дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов; изучение иностранных языков; систематическое прохождение курсов повышения квалификации; проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег; общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете; изучение информационно-компьютерных технологий; ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Результаты самообразования: повышение качества выполняемой работы; разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования, разработка новых идей; выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии; создание комплектов профессиональных разработок; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
ГЛАВА III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Самообразование молодежи
В процессе работы со студентами, будущими менеджерами, возникла гипотеза: образ самообразования у молодежи неверный, искаженный. Проведенное анкетирование подтвердило эту гипотезу: около 95% студентов самообразование описывает так: «…образование человека без помощи других лиц; получение знаний самим без чьей либо помощи». И у части преподавателей встречается такой же образ: «самообразование - получение знаний самостоятельно, без контакта с преподавателем: книги, Интернет…». Особенно интересными были ответы группы студентов 4 курса специальности «менеджер организации», прошедших короткий курс «Понимание окружающего мира». Их ответы можно разделить на три группы. В ответах первой подгруппы самообразование определяется в таких образах: «образование из человека Человека, когда ставит цели, управляет собой», «образование самого себя, человека в человеке», «образование себя внутри себя самого», «желание человека пополнить себя новыми нужными знаниями, то есть стать человеком», «работа над собой». Во второй подгруппе уровень ответов ниже: «осознание накопленных знаний с последующим практическим использованием», «самостоятельное определение человеком: что ему надо знать и уметь», «самостоятельный выбор способа и метода познания», «сам управляет своим образованием». В третьей подгруппе ответы описывают социальный стереотип, который известен большинству: «образование человека без помощи других лиц», «получение знаний самим без чьей либо помощи», «процесс самообучения», «самообразование по интересующему вопросу», «познание, понимание информации и использование». В четвертой группе ответы расплывчатые: «дополнительная работа человека над собой, своими знаниями, образованием», «чем каждый человек должен заниматься в течение всей жизни», «человек осознает, что он делает и к чему это приведет». Для того, чтобы прояснить понимание опрашиваемыми различия между самообучением и самообразованием был задан разделительный вопрос: «Самообразование это чтение книг и журналов по специальности, художественной литературы, просмотр видеофильмов, работа в Интернет или же этого мало для самообразования?»
Ответы показали, что аудитория разделилась примерно пополам: около 60% сказали, что перечисленных занятий недостаточно, и около 40% сказали, что это и есть самообразование. Преподаватели почти единодушно ответили, что конечно, недостаточно. И с возрастом различие между самообучением и самообразованием понимается все лучше. Итак, можно было сделать вывод о том, что действительно в умах молодежи российской провинции отсутствует точный образ самообразования. А БСЭ подтвердила, что этот факт является общероссийским. На следующем этапе исследования выяснялась реальная потребность молодежи в самообразовании. Были заданы следующие вопросы: . необходимо ли вам лично самообразование и для чего необходимо? 2. сколько времени вы могли бы выделить на самообразование (часов в день)? . каков возможный бюджет вашего самообразования (рублей в месяц)? . хотели бы вы научиться самообразованию? . нужна ли вам помощь в самообразовании? . известны ли вам книги по самообразованию? Из ответов можно было получить следующий образ молодого человека и его отношение к самообразованию: Необходимость в самообразовании осознается большинством опрошенных (92%). Высшую цель самообразования меньшинство студентов первого-второго курса (от 14 до 22%) обозначило следующими выражениями: · для самореализации, совершенствования себя, самосовершенствования, · для будущей жизни, для карьеры, для развития, для всего - вся жизнь это самообразование. Половина более подготовленных студентов 4 курса (54%) цель собственного самообразования определили так: · чтобы решать проблемы, сложные вопросы; · быть интересным, востребованным обществом; · чтобы отличаться от животного…; · чтобы стать успешным человеком; · чтобы приносить пользу себе и другим. Возможный бюджет времени на самообразование у тех, кто видит в нем необходимость в среднем составляет около 2 часов в день.
Возможные финансовые средства, направляемые на самообразование, составляют в среднем от 200 до 500 рублей в месяц.
Ответы на последние три вопроса представлены в таблице 1.
Видно, что большинство студентов хотело бы научиться самообразованию. В меньшей степени эта потребность выражена у студентов 1-2 курсов, в наибольшей степени у студентов 4 курса, осознавших необходимость в самообразовании более глубоко. В помощи менее всего нуждаются студенты - заочники, а более всего студенты 4 курса. О книгах по самообразованию не знает большинство студентов всех групп. Результаты предварительного исследования позволили сформулировать несколько проблем: . Концепция высококачественного самообразования сформулирована Н.А.Рубакиным сто лет назад. Но в настоящее время самообразование понимается большинством населения как самообучение. В результате самообразование как один из наиболее дешевых и доступных «путей к успеху» молодежью и родителями не видится. . Потребность в получении качественного образования, очевидная сто лет назад, еще более усилилась. У молодежи имеются определенные ресурсы времени и финансов, а поддержка со стороны общества и государства практически отсутствует. . Блестящие возможности для самообразования - книги, диски, видео- и аудиокурсы, Интернет и многочисленные тренинги - используются малоэффективно поскольку у молодежи нет помощи в разработке программы собственного образования, где бы указанные ресурсы целенаправленно использовались.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|