Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самообразование: формы, виды, результативность




 

Самообразование индивида - необходимое условие профессиональной деятельности, это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; самостоятельное приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие индивида к самообразованию: ежедневная работа с информацией; креативность; стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики; изменения, происходящие в жизни общества; конкуренция; общественное мнение; материальное стимулирование; интерес.

Направления самообразования: профессиональное (предмет преподавания); психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей); психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.); методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения); правовое; эстетическое (гуманитарное); историческое; иностранные языки; политическое; информационно-компьютерные технологии; охрана здоровья; интересы и хобби; иное.

Источники самообразования: телевидение; газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.); интернет; видео, аудио информация на различных носителях; платные курсы; семинары и конференции, мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты; Курсы повышения квалификации; путешествия.

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам индивид, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации, творческих групп обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим индивидом.

Конкретные виды самообразования: систематический просмотр определенных телепередач; чтение конкретных профессиональных периодических изданий; чтение методической, профессиональной и предметной литературы; обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, профессиональных технологий; посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег; дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов; изучение иностранных языков; систематическое прохождение курсов повышения квалификации; проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег; общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете; изучение информационно-компьютерных технологий; ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

Результаты самообразования: повышение качества выполняемой работы; разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования, разработка новых идей; выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии; создание комплектов профессиональных разработок; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

 


ГЛАВА III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Самообразование молодежи

 

В процессе работы со студентами, будущими менеджерами, возникла гипотеза: образ самообразования у молодежи неверный, искаженный. Проведенное анкетирование подтвердило эту гипотезу: около 95% студентов самообразование описывает так: «…образование человека без помощи других лиц; получение знаний самим без чьей либо помощи».

И у части преподавателей встречается такой же образ: «самообразование - получение знаний самостоятельно, без контакта с преподавателем: книги, Интернет…».

Особенно интересными были ответы группы студентов 4 курса специальности «менеджер организации», прошедших короткий курс «Понимание окружающего мира». Их ответы можно разделить на три группы. В ответах первой подгруппы самообразование определяется в таких образах: «образование из человека Человека, когда ставит цели, управляет собой», «образование самого себя, человека в человеке», «образование себя внутри себя самого», «желание человека пополнить себя новыми нужными знаниями, то есть стать человеком», «работа над собой».

Во второй подгруппе уровень ответов ниже: «осознание накопленных знаний с последующим практическим использованием», «самостоятельное определение человеком: что ему надо знать и уметь», «самостоятельный выбор способа и метода познания», «сам управляет своим образованием».

В третьей подгруппе ответы описывают социальный стереотип, который известен большинству: «образование человека без помощи других лиц», «получение знаний самим без чьей либо помощи», «процесс самообучения», «самообразование по интересующему вопросу», «познание, понимание информации и использование».

В четвертой группе ответы расплывчатые: «дополнительная работа человека над собой, своими знаниями, образованием», «чем каждый человек должен заниматься в течение всей жизни», «человек осознает, что он делает и к чему это приведет».

Для того, чтобы прояснить понимание опрашиваемыми различия между самообучением и самообразованием был задан разделительный вопрос:

«Самообразование это чтение книг и журналов по специальности, художественной литературы, просмотр видеофильмов, работа в Интернет или же этого мало для самообразования?»

Ответы показали, что аудитория разделилась примерно пополам: около 60% сказали, что перечисленных занятий недостаточно, и около 40% сказали, что это и есть самообразование. Преподаватели почти единодушно ответили, что конечно, недостаточно. И с возрастом различие между самообучением и самообразованием понимается все лучше.

Итак, можно было сделать вывод о том, что действительно в умах молодежи российской провинции отсутствует точный образ самообразования. А БСЭ подтвердила, что этот факт является общероссийским.

На следующем этапе исследования выяснялась реальная потребность молодежи в самообразовании. Были заданы следующие вопросы:

. необходимо ли вам лично самообразование и для чего необходимо?

2. сколько времени вы могли бы выделить на самообразование (часов в день)?

.   каков возможный бюджет вашего самообразования (рублей в месяц)?

.   хотели бы вы научиться самообразованию?

.   нужна ли вам помощь в самообразовании?

.   известны ли вам книги по самообразованию?

Из ответов можно было получить следующий образ молодого человека и его отношение к самообразованию:

Необходимость в самообразовании осознается большинством опрошенных (92%). Высшую цель самообразования меньшинство студентов первого-второго курса (от 14 до 22%) обозначило следующими выражениями:

· для самореализации, совершенствования себя, самосовершенствования,

·   для будущей жизни, для карьеры, для развития, для всего - вся жизнь это самообразование.

Половина более подготовленных студентов 4 курса (54%) цель собственного самообразования определили так:

· чтобы решать проблемы, сложные вопросы;

·   быть интересным, востребованным обществом;

·   чтобы отличаться от животного…;

·   чтобы стать успешным человеком;

·   чтобы приносить пользу себе и другим.

Возможный бюджет времени на самообразование у тех, кто видит в нем необходимость в среднем составляет около 2 часов в день.

Возможные финансовые средства, направляемые на самообразование, составляют в среднем от 200 до 500 рублей в месяц.

 

Ответы на последние три вопроса представлены в таблице 1.

 

  Хотят научиться, % Помощь нужна, % Книги не знают, %
Студенты-заочники 88 36 70
Студенты 1-2 курсов 65 50 80
Студенты 4 курса 95 77 77

 

Видно, что большинство студентов хотело бы научиться самообразованию. В меньшей степени эта потребность выражена у студентов 1-2 курсов, в наибольшей степени у студентов 4 курса, осознавших необходимость в самообразовании более глубоко.

В помощи менее всего нуждаются студенты - заочники, а более всего студенты 4 курса.

О книгах по самообразованию не знает большинство студентов всех групп.

Результаты предварительного исследования позволили сформулировать несколько проблем:

. Концепция высококачественного самообразования сформулирована Н.А.Рубакиным сто лет назад. Но в настоящее время самообразование понимается большинством населения как самообучение. В результате самообразование как один из наиболее дешевых и доступных «путей к успеху» молодежью и родителями не видится.

. Потребность в получении качественного образования, очевидная сто лет назад, еще более усилилась. У молодежи имеются определенные ресурсы времени и финансов, а поддержка со стороны общества и государства практически отсутствует.

. Блестящие возможности для самообразования - книги, диски, видео- и аудиокурсы, Интернет и многочисленные тренинги - используются малоэффективно поскольку у молодежи нет помощи в разработке программы собственного образования, где бы указанные ресурсы целенаправленно использовались.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...