Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационное общество и самообразование




 

Технологии образования претерпевают в наши дни кардиальные изменения. Суть их состоит в том, что в соотношении «образование - самообразование» все более доминирует последнее. Самообразование превращается в дифференцирующий фактор: формируются отдельные социальные группы, для которых самообразование выступает условием воспроизводства их общественной позиции. Это прежде всего социально-профессиональные группы, занятые творческим трудом, для которых самообразование -неотъемлемый способ жизнедеятельности. Одну из таких групп представляют культурологи, в самом содержании профессиональной деятельности которых заложено стремление к непрерывному самообразованию. Осознание этого факта должно стать отправной точкой для развития новых технологий обучения культурологов.

Профессиональное образование в обязательном порядке предусматривает самообразование как готовность человека освоить и «присвоить» мир профессии, сделать его своим индивидуальным достоянием. Если образование, как подчеркивал Б.Г. Матюнин, предполагает в основном переход от незнания к знанию, то самообразование - от знания к незнанию. Это объясняется тем, что самообразование - это систематический процесс разрушения, преодоления самодостаточности образовательного уровня.

Эволюция самообразования идет по пути увеличения разнообразия его форм и содержания. «Самые удивительные открытия XXI века будут сделаны не благодаря развитию науки и техники, а благодаря тому, что мы по-новому оценим понятие "человек"». Самообразование станет основой переосмысления места и роли человека в обществе, переоценки его интеллектуального, эмоционального, творческого потенциала. По мере усложнения общества повысятся требования к самообразовательной активности личности.

В информационном обществе самообразование становится ведущим видом деятельности, поскольку информационная революция коренным образом преобразует всю систему социальных отношений, в том числе и самообразование.

Во-первых, меняется его социальная роль и значение. Если в доиндустриальный период общественного развития самообразование осуществлялось преимущественно в контексте межличностных отношений, а в индустриальном обществе доминировал «книжный» тип самообразования, то в постиндустриальный период новые информационные и коммуникационные технологии породили «экранную» культуру (Б.С. Ерасов), основанную на компьютерных средствах связи и обработки информации. Компьютер, мгновенно раздвигающий пространство и сжимающий время, надежно хранящий и быстро преобразующий информацию, становится универсальным средством самообразования.

Во-вторых, новые информационные и коммуникационные средства меняют принципы организации и функционирования самообразования. Компьютерные технологии не только обеспечивают доступность и разнообразие информации, но и активизируют самообразовательные процессы, сопутствующие производственной, научной, управленческой, организационной, образовательной, досуговой и любой другой деятельности.

В-третьих, информационные технологии трансформируют способы организации самообразования, обеспечивая доступность информации и облегчая ее поиск, одновременно предоставляя соответствующие инструментальные средства работы с ней: логические, математические, статистические и пр. Совмещенность этих процедур оптимизирует и расширяет возможности самообразовательной деятельности, создает условия для творчества. В информационном обществе происходит интегрирование всех доминировавших в ходе исторического развития видов самообразования и актуализация их потенциала в новых условиях.

В-четвертых, для «экранной» самообразовательной деятельности характерны специфические формы управления и социального контроля. Следует отметить, что подобные формы возникли еще в индустриальных обществах (в виде элементов социальной политики) - различные системы государственной и филантропической помощи самообразованию, народные библиотеки, доступная по цене книжная продукция, разработка специальных методик и технологий самообразования для разных групп населения. Можно сказать, что сфера самообразования определенным образом институциализируется. Это связано с тем, что базовая система образования перестает играть прежнюю роль, а сроки обновления фундаментального образования резко сокращаются.

В информационном обществе наиболее полно раскрывается смысл управленческой деятельности, направленной на создание оптимальных условий для самообразования. Можно говорить о переходе самообразования на качественно иной уровень, когда оно становится фактором материального и духовного производства, а также о возникновении в информационном обществе новой технологии самообразования - компьютерной. Формируется такой тип социальных отношений, при котором человек, избавляясь от экономической зависимости и различных форм социального подавления, реализует в самообразовании свой творческий потенциал, выходя на новый уровень духовной свободы.

В постиндустриальном обществе управление самообразованием осуществляется через воздействие, в первую очередь, на информационную сферу и имеет не иерархический, а децентрализованный, сетевой тип организации.

Самообразование, развивавшееся в русле инновационных изменений образования, обретает автономию, а социальные последствия функционирования и изменения самообразования, чем далее, тем более сказываются на развитии общества в целом и обусловливают актуальные и будущие социальные трансформации.

В результате возникновения общественной потребности в непрерывном образовании в XXI веке сложилась особая ситуация, в которой самообразование выступает в качестве феномена, приобретающего все большее значение как для общества в целом, так и для личности и отдельных социальных групп. Это диктуется глобальными изменениями, связанными с переходом общества от постиндустриальной к информационной ступени развития, предполагающей в качестве ведущего вида деятельности работу человека с информацией. По своей природе такая деятельность является разновидностью самообразования. Одновременно процесс становления рыночной системы отношений актуализирует ценность самообразования как инструмента социальной мобильности, в известном смысле противопоставляя его консервативности образования. Таким образом, самообразование превращается в один из доминантных элементов образа жизни ряда социальных групп, способствуя изменению их места и роли в социальной структуре общества.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом исследование показало, что самообразование является актуальным, жизненно необходимым процессом культурного просвещенного человека, способствующим его развитию и самосовершенствованию.

В современной культурной ситуации самообразование может предопределять социокультурную независимость и самостоятельность личности. Сам феномен самообразования порожден кризисом мировой образовательной системы. Оно-то и прокладывает путь к выходу из этого тупика.

Самообразование ценно не как узкое «собирание» знаний. Самообразование - это путь развития как интеллекта, так и личности в целом. Самообразование - свободное движение личности в культуре, неформальное общение с ней - а значит, это полное, многостороннее, естественное самочувствие человека в ноосфере. Самообразование - это неформальное бытие человека в знании.

Самообразование как вид свободной духовной деятельности - самый свободный путь к ускоренному саморазвитию. Его важно понимать как целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я.

Выстраивается цепочка: образование себя средствами Культуры - выстраивание общества вокруг себя средствами своей личности.

Особая ценность самообразования - в самостоятельном поисковом размышлении, в свободном усвоении свободно избранной области знания.

Это тип свободного экспериментирования, духовного поведения.

Уже в первобытном обществе сложилась система индивидуального обучения и воспитания как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал эту премудрость общения посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь с ним индивидуально.

Кроме чтения книг, одним из важных средств самообразования является посещение публичных лекций, особенно если последние читаются сколько-нибудь систематически. По мере развития стремления к самообразованию со стороны людей, могущих удовлетворить этой общественной потребности, обнаруживается большая охота оказывать помощь самообразованию <http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php?title=%D0%9F%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D1%8C_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E&action=edit> на всех его ступенях путем соединения индивидуальных усилий. Существует целая научная литература <http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php?title=%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0&action=edit>, рассчитанная исключительно на популяризацию научных знаний, между прочим и среди народа. Сюда же нужно отнести народные библиотеки и читальни <http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B8_%D0%B8_%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8> и народные чтения <http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F>.

Основой приобретения нужных для жизни (не только для работы по той или иной профессии) знаний всегда было, есть и будет самообразование, это и является одной из проблем самообразования.

Самообразование может выступать как цель (самоцель) и как средство для самореализации каких-либо целей (таких, как подготовка к труду, овладение профессией, новым для человека видом деятельности и т.д.). Самообразование дает возможность человеку испытать счастливые мгновенья открытия чего-то нового.

Таким образом, самообразование - необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

В умах молодежи российской провинции отсутствует точный образ самообразования. А большая советская энциклопедия подтвердила, что этот факт является общероссийским.

Самообразование превращается в один из доминантных элементов образа жизни ряда социальных групп, способствуя изменению их места и роли в социальной структуре общества.

Еще с ранних лет человек сам того не осознавая получает самообразование, ребенок познает мир путем проб и ошибок.

Самообразование необходимо всем тем индивидам, которые стремятся повысить не только свою квалификацию, но и расширить свой кругозор, повысить интеллектуальный уровень, и в конце- концов усовершенствовать уже имеющиеся навыки. Самообразование длительный процесс, который может протекать до самой старости, с каждым днем информация обновляется и для того что бы не отставать от общественного развития люди вынуждены пополнять и обновлять свои «багажи знаний». Человек самообразовывается из разных источников, таких как: средства массовой информации, учебная литература, семинары, курсы, тренинги, также сюда еще можно отнести и личный опыт индивида.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...