Методические рекомендации к проведению занятий
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ
В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания. С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя — он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов. Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель или учитель, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания»; он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырех лет и продолжается до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.
Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый «дефицит внимания». Учащимся с гиперактивностью трудно сосредоточить внимание и удержать его на чем-то одном, трудно запоминать и выполнять инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители. В течение нескольких десятилетий и в нашей стране, и за рубежом проводились биохимические исследования работы мозга таких детей, в результате которых было выявлено снижение метаболической активности в лобной и средней долях мозга, то есть в тех областях, которые ответственны за контроль поведения. Таким образом, не следует обвинять ребенка в отсутствии желания или волевых усилий («может, но не хочет1»), необходимо понять, что проблемы, связанные с его обучением и воспитанием, являются результатом измененной биохимической активности мозговых структур («хочет, старается, но не может!»). В отечественной медицине детям с недостаточной зрелостью отдельных зон головного мозга ставят диагноз «минимальная мозговая дисфункция»[1] (ММД) и связывают ее с определенными «вредностями», переживаемыми плодом во время беременности матери и родов. Дети с ММД оказываются менее стрессоустойчивыми, у них снижена умственная работоспособность, наблюдаются моторная неловкость, повышенная утомляемость, излишняя чувствительность; у мальчиков может отмечаться гиперактивность, агрессивность, упрямство. Наблюдения ученых показали, что ММД чаще сопровождается снижением внимания и умственной работоспособности и только некоторым детям присуща гиперактивность. Однако гиперактивные дети всегда страдают дефицитом внимания. В последние годы специалисты в таких случаях ставят диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью»[2] (СДВГ). В 1997-1999 гг. этот синдром был выявлен у каждого пятого дошкольника средней полосы России (по данным И.П. Брязгунова).
Какую помощь могут оказать психологи при выявлении у детей нарушений внимания, сочетающихся с гиперактивностью? Во-первых, необходимо посоветовать родителям отвести ребенка на консультацию к психоневрологу для постановки точного диагноза и разграничения СДВГ с рядом состояний и заболеваний, при которых наблюдаются сходные внешние проявления. Во-вторых, следует объяснить педагогам, что гиперактивный ребенок не «вредный» и не «плохой», просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват. В общении с гиперактивным ребенком воспитатель должен стараться соблюдать следующие правила: => не «замечайте» мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается; => при необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребенка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе; => во время занятий посадите за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты; => в середине занятия дайте возможность подвигаться: попросите что-нибудь поднять, принести, предложите протереть доску и т.п.; => хвалите за каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свой восторг, если он довел какое-то дело до конца. При проведении встреч с родителями детей, страдающих СДВГ, психологу следует популярно описать причины и признаки синдрома, убедить родителей в том, что только упорные, последовательные и специальные воспитательные приемы способны сгладить проявления этого состояния. Психолог предлагает родителям ознакомиться со списком признаков СДВГ (см. Приложение) и отметить те из них, которые проявляются в поведении ребенка. Это поможет родителям понять, что они не одиноки в своей «борьбе», что у них особенные — активные, любознательные, творческие — дети, которым надо помочь овладеть собственным поведением. Психологу необходимо настроить родителей на длительную работу с ребенком, иногда вплоть до подросткового возраста, дать каждому «Рекомендации для родителей гиперактивных детей» (см. Приложение). После этой встречи родители должны прийти к убеждению, что последовательное и спокойное приучение ребенка к внимательной работе, к сдерживанию своих импульсивных желаний и реакций является основной лечебно-воспитательной задачей, которая в конечном итоге приведет к успеху.
Психологи детских садов могут внести свой вклад в воспитание гиперактивных детей. В их арсенале имеется достаточно игр, направленных на развитие произвольных процессов и внимания. Не менее важный фактор — коллективность игр, их соревновательный характер, что создает у детей дополнительную мотивацию на овладение своим поведением. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
Курс, состоящий из 16 коррекционных занятий, предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Численность детей, посещающих занятия, составляет 5-8 человек. Поводом для зачисления ребенка в коррекционную группу служат: диагноз врача, заключение психолога, наблюдения и отзывы воспитателей, пожелания родителей. В состав коррекционной группы кроме гиперактивных могут входить неуверенные, импульсивные и невнимательные дети, а также один уравновешенный ребенок. Последний служит примером для подражания (но без излишнего восхваления его за образцовое поведение). Неуверенные в себе, боязливые дети получают возможность проявить большую активность, и в то же время их безопасность охраняется правилами, которые обязательны для всех участников группы. Перед тем как приступить к основному курсу занятий, с гиперактивными детьми желательно провести индивидуальную работу, направленную на развитие внимания или контроля за импульсивностью. Групповые занятия можно проводить как в первой, так и во второй половине дня. Продолжительность занятия — 30 минут. Каждое из коррекционных занятий включает в себя игры на развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью, психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. (Необходимость введения последних объясняется тем, что, по наблюдениям медиков и психологов, гиперактивные дети не только плохо управляют своим поведением, но и плохо владеют собственным телом, недостаточно ощущают части тела.)
В начале каждого этапа занятия приводится рекомендуемая продолжительность его выполнения. Занятия лучше проводить в музыкальном зале — там достаточно просторно, присутствует ковровое покрытие и в то же время мало отвлекающих моментов. Для лучшей организации введение группы в зал и выведение из него осуществляется в виде игры в «Поезд»: дети строятся в колонну друг за другом. Первый из детей — «паровозик», остальные — «вагончики». Дети кладут руки на плечи впередистоящим — «вагончики сцепляются», и, издавая звуки «Ту-ту», «поезд въезжает» в зал или «выезжает» из него. Психокоррекционная работа требует длительного времени и, конечно, большего количества занятий. Данный комплекс следует рассматривать как ориентировочный, из отдельных частей которого можно составить дополнительные занятия. Дети с удовольствием играют в одни и те же игры много раз, а польза предложенных игр состоит еще и в том, что они позволяют натренировать недостаточно развитые психические функции. КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ЗАНЯТИЕ 1 Задачи: => налаживание отношений психолога с группой и детей между собой; => развитие произвольности и самоконтроля; => развитие внимания и воображения; => развитие согласованности движений; => снятие психоэмоционального напряжения; => развитие эмоционально-выразительных движений. Материалы к занятию: мяч средних размеров. 1. Упражнения из «Йоговской гимнастики для малышей» (см. Приложение) (2-3 мин). 2. Упражнение «Прогулка в лес» (7 мин). Психолог приглашает детей прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения психолога: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежник, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болоте, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр. ■ Можно спросить детей, какие они знают грибы, цветы, деревья и т.д. 3. Телесно-ориентированное упражнение «Камень и путник» (5 мин). Психолог говорит, что после прогулки нужно отдохнуть. Предлагает кому-то из детей стать «камнями», а другим — «путниками». Дети, которые изображают камни, опускаются на пол, обхватывают колени руками и сидят неподвижно, напряженно. Каждый из «путников» садится, облокачиваясь спиной на спину ребенка, изображающего камень. Потом дети меняются ролями.
■ По окончании упражнения психолог спрашивает детей: какие были «камни» — удобные или неудобные, твердые или мягкие? 4. Игра «Будь внимателен!» (5 мин). Дети встают в круг. Психолог берет мяч и входит в центр круга. Он называет имена детей и бросает мяч. Ребенок, услышав свое имя, должен поймать мяч и кинуть его обратно. = Игра проводится в быстром темпе. 5. Упражнение «Передай движение» (5 мин). Дети стоят в кругу и по сигналу психолога делают вид, что передают друг другу большой мяч, тяжелую гирю, горячий блин, цветочек и др. ■ Упражнение выполняется молча. 6. Заключительный этап (3-5 мин). Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями. ЗАНЯТИЕ 2 Задачи: => развитие произвольности и самоконтроля; => развитие внимания, наблюдательности и воображения; => развитие эмоционально-выразительных движений; => развитие и совершенствование коммуникативных навыков. Материалы к занятию: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; мольберт (подставка); доска и мел (лист ватмана и фломастеры); палочка (длина — 30 см). 1. Упражнения из «Йоговской гимнастики для малышей» (см. Приложение) (2-3 мин). 2. Игра «Изобрази явление» (8 мин). Психолог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи. Психолог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям: «Дует ветер» — дует, вытянув губы. «Качаются деревья» — покачивает вытянутыми вверх руками. «Падают листья» — выполняет плавные движения руками сверху вниз. «Идет дождь» — выполняет мелкие движения руками сверху вниз. «Появляются лужи» — смыкает руки в кольцо перед собой. Когда дети запомнят показанные движения, объясняются правила игры: пока звучит музыка, дети бегают, танцуют, как только музыка прекращается, дети останавливаются и слушают, какое явление назовет психолог. Дети должны выполнить движения, которые соответствуют данному явлению. 3. Игра «Самолеты» (2-3 мин). Дети сидят на корточках далеко друг от друга — «самолеты на аэродроме». Психолог говорит: — Самолеты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели. Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны. — Полетели, полетели и сели. Дети садятся на корточки, ждут команды психолога. Так делается несколько раз. В конце игры «самолеты прилетают к морю» — дети садятся на стульчики или ложатся на ковер так, чтобы не задевать друг друга. 4. Упражнение «Надоедливая муха» (2 мин). Психолог говорит: — Представьте, что вы лежите на пляже, солнышко вас согревает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и на лобик села. Чтобы прогнать муху, пошевелите бровями. Муха кружится возле глаз — поморгайте ими, перелетает со щеки на щеку — надувайте по очереди каждую щеку, уселась на подбородок — подвигайте челюстью и т.д. 5. Упражнение «Раз, два, три — говори!» (10-12 мин). Дети сидят на стульчиках. Перед ними стоит мольберт, на котором установлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги). Психолог рисует морской берег, волны, чаек, пароходик. Затем он вызывает одного из детей и шепотом предлагает ему внести в рисунок дополнение (изобразить облако, лодочку, камешек на берегу, еще одну птицу и т.п.). Мольберт переворачивается, вызванный ребенок выполняет инструкцию, и рисунок вновь демонстрируется детям. Психолог просит детей определить, какая новая деталь появилась на картине, и назвать ее, но только после того, как прозвучит команда: «Раз, два, три — говори!». = Картина дополняется поочередно всеми детьми. 6. Упражнение «Одно большое животное» (2 мин). Дети и психолог встают в круг и берутся за руки. Психолог говорит: — Представьте себе, что мы — одно большое животное. Будем дышать все вместе: шаг вперед — вдох, шаг назад — выдох. Упражнение повторяется 3 раза. 7. Заключительный этап (2-3 мин). Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение. ЗАНЯТИЕ 3 Задачи: => развитие произвольности и самоконтроля; => развитие внимания и воображения; => развитие координации движений; ð снятие психоэмоционального напряжения; ð развитие эмоционально-выразительных движений; => развитие и совершенствование коммуникативных навыков. Материалы к занятию: три-четыре кубика средних размеров. 1. Игра «Запретное движение» (5 мин). Дети стоят полукругом напротив психолога. Психолог говорит: — Я буду показывать различные движения. Вы будете повторять все движения, кроме одного. Сначала психолог показывает разные движения (например, руки вверх, в стороны и др.). Дети повторяют их. Затем психолог называет и показывает «запретное» движение (например, подпрыгивание), которое дети не должны повторять. Дается сигнал к началу игры. Дети повторяют все движения психолога, кроме «запретного». ■ Ошибки обычно вызывают бурные эмоциональные реакции, смех, но выводить детей из игры не следует. 2. Игра «Зоопарк» (8-10 мин). Психолог говорит: — А теперь попробуйте изобразить движения различных животных. Если я хлопну в ладоши один раз — прыгайте, как зайчики, хлопну два раза — ходите вразвалочку, как медведи, хлопну три раза — «превращайтесь» в аистов, которые умеют долго стоять на одной ноге. Начинаем игру. 3. Упражнение «Я кубик несу и не уроню» (10 мин). На расстоянии 5-6 метров друг от друга ставятся два ряда стульчиков (по количеству детей). Дети делятся на две команды. Каждая команда занимает ряд стульчиков. Психолог кладет кубики на ладони детей, входящих в одну из команд. Дети должны, маршируя, как роботы, донести кубики, передать их участникам другой команды и вернуться на место. Дети, получившие кубики, выполняют те же действия. Упражнение повторяется несколько раз. ■ Если дети легко справляются с заданием, кубик кладется на тыльную сторону ладони или на голову. Характер движений при этом меняется — дети должны двигаться плавно. 4. Упражнение «Шалтай-болтай» (2-3 мин). Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и поворачивают корпус вправо и влево. Руки при этом свободно болтаются вдоль тела. Психолог произносит: — Шалтай-болтай сидел на стене, Шалтай-болтай свалился во сне. Дети приседают или падают на ковер. 5. Заключительный этап (2-3 мин). Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу кубик, поочередно высказывают свое мнение. ЗАНЯТИЕ 4 Задачи: => развитие произвольности и самоконтроля; => развитие внимания и воображения; => развитие координации движений; => снятие психоэмоционального напряжения; => развитие эмоционально-выразительных движений; =>удовлетворение потребности в признании; => развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу. Материалы к занятию: мяч. 1. Упражнение «Расскажем и покажем» [3] (3 мин). Дети встают полукругом напротив психолога и повторяют за ним слова и движения.
2. Игра «Передай мяч» (8-10 мин). Дети встают в круг и передают друг другу мяч с закрытыми глазами. ■ Можно модифицировать игру: психолог закрывает глаза, а дети (с открытыми глазами) молча передают мяч друг другу. Как только психолог скажет «Стоп!», мяч остается в руках одного из детей. Психолог, не открывая глаз, пытается отгадать, у кого находится мяч. 3. Телесно-ориентированное упражнение «Насос и мяч» (5 мин). Психолог предлагает детям разделиться на пары. Один из детей изображает мяч, другой — насос. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с полученной ролью. «Мяч сдутый» — ребенок сидит на корточках. «Насос надувает мяч» — ребенок делает соответствующие движения руками, сопровождая их звуками «С-с-с...». «Мяч становится все больше» — ребенок постепенно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх. «Насос прекращает работу» — ребенок делает вид, что выдергивает шланг. «Мяч вновь сдувается» — ребенок медленно садится, выпускает воздух из щек, опускает руки. Упражнение повторяется несколько раз, затем дети меняются ролями. 4. Игра «Паровозик с именем». Дети сидят на стульчиках, расположенных возле стены в один ряд. Ребенка, который первым будет изображать паровозик, выбирают с помощью считалки. «Паровозик отправляется в путь» — ребенок встает со стульчика и медленно бежит по кругу, попеременно работая согнутыми в локтях руками и произнося: «Чух-чух-чух». Сделав круг, «паровозик» останавливается возле одного из детей и произносит его имя. Названный по имени ребенок становится «паровозиком» и встает впереди, а первый ребенок становится «вагончиком». Теперь они вдвоем «едут» по кругу со словами «Гух-гух-гух» и, «подъезжая» к детям, выбирают новый «паровозик». Игра заканчивается после того, как последний из детей изобразит «паровозик». ■ Дети повторяют имя ребенка, который изображает «паровозик», в то время, когда он бежит по кругу. При необходимости психолог просит «паровозик» двигаться медленнее, чтобы «вагончики» не отцепились. 5. Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны» (2-3 мин). Дети встают в круг и поднимают руки вверх. По команде психолога последовательно выполняют следующие движения: кисти рук опускаются вниз; руки сгибаются в локтях; руки расслабляются и падают вниз; туловище сгибается, голова опускается вниз; колени сгибаются, дети приседают на корточки. 6. Заключительный этап (3 мин). Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями. ЗАНЯТИЕ 5 Задачи: => развитие произвольности и самоконтроля; => развитие внимания и памяти; => развитие мышления и воображения; => развитие эмоционально-выразительных движений; => снятие психоэмоционального напряжения; => развитие и совершенствование коммуникативных навыков. Материалы к занятию: листы плотной бумаги и фломастеры. 1. Игра «Космическое путешествие» (10 мин). Дети стоят возле стульчиков, расположенных вдоль стены в один ряд. Психолог говорит: — Представьте, что вы превратились в космонавтов, а стульчики — в ракету. Вам предстоит отправиться в путешествие на другую планету. Наденьте скафандры. Дети делают вид, что надевают скафандры. — Скафандры надеты. Экипаж космонавтов делает круг почета перед посадкой в ракету. Дети, идя друг за другом, обходят зал. Психолог напоминает, что на них надеты большие скафандры, поэтому идти нужно медленно, широко расставляя ноги. — Космонавты занимают места в ракете. Дети садятся на стульчики. — Внимание! До старта осталось 5 секунд. Начинается отсчет времени: «Пять, четыре, три, два, один, старт!» Дети имитируют звук двигателей. По ходу игры можно предложить детям «испытать перегрузки (откинуться назад, прижаться к спинке стула, напрячь ночи и руки) и изобразить человека в невесомости (привстать со стульчиков, выполнять замедленные плавные движения). — Объявляется общая готовность. Перед вами неизвестная планета. Ракета идет на посадку. Дети делают вид, что пристегиваются. Кладут руки на колени, откидывают голову назад, напрягают мышцы тела. — Поздравляю вас. Посадка прошла успешно. Дети расслабляют мышцы. — Сейчас вы высадитесь на незнакомой планете. Будьте внимательны. Вам предстоит рассказать всем жителям Земли о том, что вы увидите. Дети встают со стульчиков, широко расставив ноги, ходят по залу, внимательно смотрят по сторонам. — Внимание! Говорит командный пункт. Всем космонавтам необходимо вернуться в космический корабль. Дети садятся на стульчики. — Сосредоточьтесь, скоро вы будете выходить на связь с Землей. Дети опускают голову и закрывают глаза. 2. Упражнение «Интервью» (2-3 мин). Психолог говорит: — Земля на связи. Вам предстоит ответить на вопросы журналистов. Отвечайте хором, но помните, что Земля находится очень далеко, звук будет доходить не сразу, а через 3 секунды, поэтому говорить нужно только после счета «Раз, два, три». Все готовы? Начали! — Космонавты здоровы? Раз, два, три! — Люди на планете есть? — Небо какого цвета? — Вода есть? — Животные есть? — Домой хотите? ■ Можно придумать любые вопросы, относящиеся к описанию зала. 3. Упражнение «Росток» (2-3 мин). Психолог говорит: — Теперь представьте, что вы посадили на планете деревья. Покажите, как они будут расти. Дети встают со стульчиков и садятся на корточки. — Я буду считать до десяти, а вы постепенно поднимайтесь, растите. На счет 10 деревья должны стать уже большими.. Упражнение повторяется несколько раз. В конце психолог спрашивает, какие деревья посадил каждый ребенок. 4. Упражнение «Пловцы» (2-3 мин). Психолог говорит: — Пришло время отправляться в обратный путь. Дети садятся на стульчики, имитируют звук двигателей. — Ракета приближается к Земле. Садимся. Что произошло? Мы не приземлились, а «приводнились». Ракета оказалась в море. Придется выбираться из нее и плыть к берегу. Дети встают со стульчиков и, имитируя движения пловцов, обегают зал и садятся на места. 5. Рисование на заданную тему (10-12 мин). Детям раздаются листы плотной бумаги и фломастеры. — Представьте и нарисуйте то, что каждый из вас мог бы (хотел бы) увидеть во время путешествия по незнакомой планете. Дети выполняют задание. ЗАНЯТИЕ б Задачи: => развитие произвольности и самоконтроля; => развитие внимания, наблюдательности и памяти; => снятие психоэмоционального напряжения; => развитие и совершенствование коммуникативных навыков. Материалы к занятию: красный, желтый и зеленый круги; ширма; палочка (длина — 30 см). 1. Подвижная игра «Светофор» (.5 мин). Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. Психолог, изображая светофор, показывает «автобусу» круги разного цвета. При показе красного круга дети должны остановиться, желтого — «гудеть» и маршировать на месте, зеленого — продолжать движение. По окончании упражнения психолог говорит: — А теперь каждый из вас будет водителем собственного автомобиля. Внимательно следите за сигналами светофора и выполняйте правила дорожного движения. Дети, изображая автомобилистов, движутся по залу и следят за сигналами «светофора». ■ За нарушение правил дорожного движения можно «ставить автомобиль на стоянку» — сажать ребенка на стульчик. 2. Игра «Внимательные глазки» (5-7 мин). Психолог говорит: — Ехали вы, ехали и приехали в школу. Давайте посмотрим, какие вы внимательные, хорошо ли вы друг друга знаете. Психолог предлагает одному из детей спрятаться за ширму или штору. Остальные дети по очереди отвечают на вопросы: какие у него волосы, глаза, брюки или платье и т.д. Упражнение повторяется несколько раз. 3. Упражнение «Знаете ли вы цифры?» (2-3 мин). Психолог говорит: — Молодцы, все вы очень внимательные. А теперь посмотрим, знаете ли вы цифры. Отвечать нужно хором, но только после моей команды. Психолог рисует в воздухе какую-нибудь цифру, а через некоторое время дает команду: «Говори!» Дети хором отвечают. 4. Упражнение «Расскажем и покажем». Психолог говорит: — Началась переменка. Встаньте возле стульчиков, внимательно слушайте стишок и выполняйте движения, о которых в нем говорится. Вместе весело шагаем И колени поднимаем. Пальцы мы в кулак сожмем И за спину уберем. Руки в стороны, вперед, И направо поворот. Руки в стороны и вниз, И налево повернись. Дети, выполнив движения, которые упоминаются в тексте, садятся на стульчики. 5. Упражнение «Знаете ли вы буквы?» (2-3 мин). (Упражнение выполняется аналогично предыдущему — см. пункт 3.) 6. Упражнение «Кто за кем стоит?» (5-7 мин). Психолог говорит: — Вы очень внимательные, буквы знаете, цифры знаете, теперь посмотрим, как вы запоминаете. Детей выстраивают в шеренгу друг за другом, а одного ребенка просят выйти из шеренги и внимательно посмотреть на детей. Потом он отворачивается и, припоминая кто за кем стоит, воспроизводит имена детей по порядку. ■ Можно предложить детям поменяться местами, а водящему — расставить всех по-прежнему. 7. Телесно-ориентированное упражнение «Штанга» (3 мин). Психолог предлагает детям побывать на уроке физкультуры и представить себе, что они поднимают тяжелую штангу. Дети широко расставляют ноги и напрягают их. Нагибаются вперед и сжимают руки в кулаки. Медленно выпрямляются, сгибая в локтях напряженные руки, рывком поднимают воображаемую штангу, затем опускают ее вниз и расслабляют мышцы. 8. Заключительный этап (2-3 мин). Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение. ЗАНЯТИЕ 7 Задачи: => развитие внимания и произвольного поведения; => профилактика страхов; => развитие ориентировки в пространстве и тактильных ощущений; => развитие речи и воображения; => развитие эмоционально-выразительных движений; => снятие эмоционального напряжения; => развитие и совершенствование коммуникативных навыков. Материалы к занятию: шарф; матерчатый мешочек и 7-8 мелких игрушек; мяч. 1. Игра «Жмурки» (8-10 мин). С помощью считалки выбирается водящий. Психолог завязывает ему глаза шарфом. Задача водящего — поймать кого-нибудь из игроков. Пойманный ребенок становится новым водящим, игра продолжается. ■ Эта известная игра рекомендуется детям, испытывающим страх темноты, она учит ориентироваться в пространстве, способствует лучшему ощущению своего тела, развивает координацию движений, произвольное поведение. В роли водящего должен побывать каждый ребенок. Если игрок «попался» во второй раз, ему предлагают сесть на стульчик, а нового водящего выбирает психолог. 2. Упражнение «Потягушечки» (2 мин). Дети собираются в круг, садятся на корточки и закрывают глаза. Психолог говорит: — Вот мы и проснулись, сладко потянулись. Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперед, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носочки. — Сладко потянулись, друг другу улыбнулись. Дети встают на ступни, опускают руки вниз. Упражнение повторяется несколько раз. 3. Упражнение «Лимон» (2 мин). Психолог предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулачок, затем расслабляют ее. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой, затем дети садятся на стульчики. 4. Упражнение «Волшебный мешочек» (5 мин). Дети рассматривают 7-8 мелких игрушек. Психолог незаметно для детей кладет одну из игрушек в матерчатый мешочек и говорит: — Потрогайте мешочек и догадайтесь, что в нем лежит. Дети поочередно ощупывают игрушку, находящуюся в мешочке, и высказывают свои предположения. Психолог вынимает игрушку и показывает детям. Игра проводится несколько раз. 5. Упражнение «Опиши игрушку» (10 мин). Психолог складывает все игрушки в мешочек. Каждый ребенок поочередно подходит к мешочку, достает одну из игрушек и составляет о ней рассказ-описание. ■ При возникновении затруднений, можно задать детям вопросы: «Из чего сделана игрушка?», «Какого она цвета?», «Из чего она состоит (что у нее есть)?», «Как с ней можно играть?» 6. Заключительный этап (2-3 мин). Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями. ЗАНЯТИЕ 8 Задачи: => развитие произвольности и самоконтроля; => развитие внимания и наблюдательности; => развитие доверия к другому; => развитие ориентировки в пространстве; =>развитие эмоционально-выразительных движений; => снятие психоэмоционального напряжения; => развитие и совершенствование коммуникативных навыков. Материалы к занятию: шарф; мольберт (подставка); доска и мел (лист ватмана и фломастеры); указка. 1. Телесно-ориентированное упражнение «Слепой и поводырь» (10 мин). Психолог расставляет по залу несколько стульев и разделяет детей на пары. Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль слепого, другой — поводыря. «Слепому» завязывают глаза, «поводырь» берет его за руку и ведет по залу, обходя стулья. Затем дети меняются ролями. Остальные дети («зрители») наблюдают за парой. ■ После того как каждый ребенок побывает в разных ролях, можно спросить: «Кем больше понравилось быть — «поводырем» или «слепым». Почему?» 2. Игра «Летает — не летает» (3-5 мин). Все встают в круг. Психолог называет разные предметы. Дети должны поднимать руки вверх только тогда, когда психолог произносит название предмета, который может летать. ■ Психолог, провоцируя детей, поднимает руки вверх при произнесении каждого слова. 3. Совместное рисование человека и игра «Что изменилось?» (10-12 мин). Дети сидят на стульчиках. Перед ними стоит мольберт, на котором установлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги). Психолог рисует голову человека. Затем дети поочередно подходят к мольберту, шепотом называют часть тела, которую нужно дорисовать (шея, плечи и т.д.), и дополняют рисунок. По окончании совместного рисования мольберт переворачивается, психолог вносит в рисунок какую-нибудь деталь и вновь показывает изображение детям. Дети должны «воды в рот набрать» и молчать. Психолог дает указку сидящему спокойно ребенку, тот подходит к доске и показывает появившуюся деталь. ■ Дополнения в рисунок вносятся несколько раз. 4. Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик» (3-5 мин). Психолог предлагает детям встать в позу нарисованного ими человека и говорит: — Наш человечек не умеет говорить и не может двигаться. Представьте себе, что он оказался зимой на улице, снег на него падал и падал, и вскоре нарисованный человечек превратился в снеговика. Давайте попробуем изобразить снеговика. Дети разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте. — Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять. Дети постепенно расслабляются, опускают руки, «обмякают, подставляют лицо солнцу» и приседают на корточки. Упражнение повторяется 3 раза. 5. Заключительный этап (1-2 мин). По окончании упражнения психолог говорит: — Эта немного грустная история закончилась очень хорошо. Под ласковыми солнечными лучами снеговик растаял и превратился в веселый ручеек. Ручеек звонко зажурчал и пустился в путь. По дороге добрый ручеек поил водой цветы и травы. Вскоре он добрался до большой реки, влился в нее и отправился в долгое удивительное путешествие. ЗАНЯТИЕ 9 Задачи: =. развитие произвольности и самоконтроля; => развитие внимания и координации движений; — => снятие психоэмоционального напряжения; => развитие эмоционал
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|