Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игры и упражнения для индивидуальных занятий




 

Прежде чем начать коллективные игровые занятия, же­лательно провести несколько индивидуальных тренировоч­ных занятий с детьми. В этом особенно нуждаются дети рас­торможенные, заторможенные, чрезмерно застенчивые и дети с плохой координацией движений.

При проведении индивидуальных занятий можно ис­пользовать следующие игры и упражнения.

1. Для развития произвольности:

=> «Да» и «нет» не говори» (занятие 14);

=> «Летает - не летает» (занятие 8);

=> «Съедобное - несъедобное» (занятие 13);

=> «Запретное движение» (занятие 3);

=> «Запретное слово»: ребенок вслед за психологом повторяет

все слова, кроме одного, которое «назначили запретным».

Вместо этого слова он может, например, хлопнуть в ладоши;

=> «Раз-два-три - говори!» (занятие 2);

=> «Море волнуется» (занятие 10).

2. Для развития внимания и памяти:

=> «Что исчезло?»: психолог ставит на стол 10 игрушек. Ре­бенок рассматривает их и закрывает глаза. Психолог уби­рает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и определя­ет, «что исчезло»;

=> «Что изменилось?»: игра похожа на предыдущую, только игрушки не убирают, а меняют местами;

=> «Внимание - рисуй!»: психолог показывает ребенку в те­чение 2 секунд несложный рисунок (см.: Никитин В. Раз­вивающие игры. — М., 1985). Затем рисунок убирают, и ребенок рисует его по памяти;

=> «Слушай хлопки»: психолог договаривается с ребенком, что если звучит один хлопок, нужно маршировать на мес­те, два хлопка - стоять на одной ноге (как аист), три хлоп­ка - прыгать (как лягушка);

=> «Игрушку рассмотри, а потом ее опиши»;

=> «Запомни и повтори движения»: психолог показывает три разных движения, ребенок смотрит, запоминает и повто­ряет их. Затем демонстрируются четыре движения;

=> работа за столом на листах: «Корректурная проба», «Ла­биринты», «Соедини по порядку» и др.

3. Для развития моторики и координации движений:

=> «Бирюльки»: на столе горкой лежат мелкие игрушки или спички. Их нужно двумя пальцами брать так, чтобы не задеть остальные;

=> «Насос и мяч» (занятие 4);

=> «Я кубик несу и не уроню» (занятие 3);

=> «Клоуны» (занятие 4);

=> «Хождение по линии»: ребенок должен пройти по прямой линии, ставя пятку одной ноги перед носком другой и дер­жа руки в стороны;

=> «Перекрестные хлопки»: психолог и ребенок встают друг на­против друга; Сначала делается обычный хлопок, затем хло­пок руками психолога о руки ребенка, опять обычный хлопок, потом правая ладонь психолога делает хлопок о правую ладонь ребенка, опять обычный хлопок, затем хлопок левой ладонью психолога о левую ладонь ребенка и обычные хлопки;

=> «Робот»: психолог говорит, что ребенок сейчас превратит­ся в робота, который умеет только подчиняться командам. Ребенок замирает в стойке «смирно». Далее психолог, дает ему команды, например: «Три шага вперед, два шага на­право, правую руку вперед, два шага налево, левую руку в сторону, руки опустить, стоять смирно»;

=> любые пальчиковые или жестовые игры, которые у дан­ного ребенка вызывают затруднения.

4. Для преодоления застенчивости:

=> «Незнайка»: ребенку предлагают играть роль Незнайки. В ответ на любой вопрос, который ему задаст психолог, он должен сделать удивленное лицо, пожать плечами и ска­зать «Не знаю...»;

=> «Зайка испугался»: ребенок должен представить себя зай­цем, который боится волка, и изобразить испуг при помо­щи пантомимики;

=> «Злой волк»: ребенок при помощи пантомимики изобра­жает злого и голодного волка;

=> «Петушки»: ребенок при помощи пантомимики изобража­ет храброго петушка, гордого петушка, грустного петуш­ка, веселого петушка;

=> «Вкусная конфета»: ребенок должен представить, что его угостили вкусной конфетой, и показать, как он развора­чивает, берет в рот и медленно раскусывает ее, при этом лицо его изображает удовольствие.

Эти и другие упражнения — см.: Чистякова М.И. Пси­хогимнастика. — М., 1995; Катаева ЛИ. Работа пси­холога с застенчивыми детьми. — М.: Книголюб, 2004.

5. Для активизации подкорковых структур мозга:

а) дыхательные упражнения:

=> дыхание с задержкой на вдохе/выдохе - сначала в соб­ственном, затем в установленном ритме. Выполняется сидя на полу «по-турецки» или стоя на коленях, ладони кладутся на область диафрагмы;

=> ребенок, сидя на полу «по-турецки» и поднимая руки вверх, делает вдох. При выдохе медленно наклоняется впе­ред, опуская руки и говоря: «Вниз»;

=> ребенок, сидя на полу, разводит руки в стороны, сжимает все пальцы, кроме большого, в кулак. При вдохе ребенок поднимает большой палец вверх, при медленном выдохе -постепенно опускает вниз и свистит;

=> ребенок, лежа на полу, кладет ладони на живот. Делая мед­ленные вдох и выдох животом, ребенок представляет, что в животе надувается и сдувается воздушный шарик.

Дыхательные упражнения — см.: Белякова Л.И., Гон­чарова Н.Н., Шишкова Т. Г. Методика развития рече­вого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М.: Книголюб, 2004.

б) упражнения на нормализацию мышечного тонуса: => «Снеговик»: ребенку предлагают представить себя только

что слепленным снеговиком - тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Но пригрело солнышко, и снеговик начал таять: сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В кон­це упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит рас­слабленный, представляя, что он - лужица воды;

=> «Дерево»: ребенок, изображая семечко, сидит на корточ­ках, голова на коленях, руки обнимают колени. «Семеч­ко» прорастает и превращается в дерево - ребенок припод­нимает голову, затем медленно встает, выпрямляется, под­нимает руки. Вдруг налетел ветер и сломал дерево - ребе­нок сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть тулови­ща, голова и руки его безжизненно повисают;

=> «Пальчики»: в положении сидя или стоя ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Затем опускает руки, расслаб­ляет и встряхивает кисти рук;

=> «Лодочка»: ребенок ложится на спину, вытягивает руки. По команде он одновременно поднимает голову, прямые ноги и руки. Поза держится максимально долго. Затем ре­бенок выполняет упражнение, лежа на животе.

в) упражнения на пространственную ориентацию:

=> ребенок берет в руки мяч и по команде психолога подни­мает его вверх, опускает вниз, кладет перед собой, справа и слева от себя, кладет его под, на, за стол и т.п.;

=> ребенок прыгает на двух ногах вперед, назад, влево, вправо;

=> «Найди клад»: в комнате спрятана игрушка. Ребенок дол­жен найти ее, ориентируясь на команды: «Два шага впе­ред, один направо и т.д.».

Эти и другие упражнения — см.: Ганичева И. В. Те­лесно-ориентированные подходы к психокоррекцион-ной и развивающей работе с детьми. — М.: Книголюб, 2004; Горячева Т. Г., Султанова АС. Сенсомоторная коррекция нарушений психического развития в дет­ском возрасте. — М., 1999.


ЛИТЕРАТУРА

Александрова Э.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учеб-но-метод. пособие. Ч. 1. — М., 2001.

Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребе­нок. — М., 2001.

Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устра­нение заикания у дошкольников в игре. — М., 1984.

Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция нарушений психического развития в детском возрасте. — М., 1999.

Заваденко Н.И. Как понять ребенка: Дети с гиперактив­ностью и дефицитом внимания. — М., 2000.

Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий. — М., 2004.

Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми деть­ми. — М., 2004.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивны­ми, тревожными и аутичными детьми. — М., 2000.

Романов А.А. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. — М., 2000.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехниче­ские упражнения и коррекционные программы. — М., 1993.

Снегирева Л А. Игры и упражнения для развития навы­ков общения у дошкольников. — Минск, 1995.

Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей. — М., 1994.

Хухлаева O.B. Лесенка радости. — М., 1998.

Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995.

Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперак­тивным и психопатическим синдромом. — М., 1997.

 

 


[1] В ряде случаев сразу после родов ставится диагноз «перинаталь­ная энцефалопатия» (ПЭП).

[2] Подробное описание факторов риска, механизма развития, диаг­ностики и коррекции СДВГ см.: Заваденко НЛ. Как понять ре­бенка: Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. — М.: Школа-Пресс, 2000.

[3] Автор благодарит логопеда Н.Е. Егорову за предоставленный цикл упражнений «Расскажем и покажем» (см. Занятия 6, 13, 14 и Приложение).

[4] Картинный материал содержится в игре: Ткаченко Т. А. Забавные истории. — М.: Прометей; Книголюб, 2002

[5] Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. — М., 2000. — С. 88

[6] Здесь и далее курсивом выделены примечания автора

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...