Игры и упражнения для индивидуальных занятий
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Прежде чем начать коллективные игровые занятия, желательно провести несколько индивидуальных тренировочных занятий с детьми. В этом особенно нуждаются дети расторможенные, заторможенные, чрезмерно застенчивые и дети с плохой координацией движений. При проведении индивидуальных занятий можно использовать следующие игры и упражнения. 1. Для развития произвольности: => «Да» и «нет» не говори» (занятие 14); => «Летает - не летает» (занятие 8); => «Съедобное - несъедобное» (занятие 13); => «Запретное движение» (занятие 3); => «Запретное слово»: ребенок вслед за психологом повторяет все слова, кроме одного, которое «назначили запретным». Вместо этого слова он может, например, хлопнуть в ладоши; => «Раз-два-три - говори!» (занятие 2); => «Море волнуется» (занятие 10). 2. Для развития внимания и памяти: => «Что исчезло?»: психолог ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Психолог убирает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, «что исчезло»; => «Что изменилось?»: игра похожа на предыдущую, только игрушки не убирают, а меняют местами; => «Внимание - рисуй!»: психолог показывает ребенку в течение 2 секунд несложный рисунок (см.: Никитин В. Развивающие игры. — М., 1985). Затем рисунок убирают, и ребенок рисует его по памяти; => «Слушай хлопки»: психолог договаривается с ребенком, что если звучит один хлопок, нужно маршировать на месте, два хлопка - стоять на одной ноге (как аист), три хлопка - прыгать (как лягушка); => «Игрушку рассмотри, а потом ее опиши»; => «Запомни и повтори движения»: психолог показывает три разных движения, ребенок смотрит, запоминает и повторяет их. Затем демонстрируются четыре движения;
=> работа за столом на листах: «Корректурная проба», «Лабиринты», «Соедини по порядку» и др. 3. Для развития моторики и координации движений: => «Бирюльки»: на столе горкой лежат мелкие игрушки или спички. Их нужно двумя пальцами брать так, чтобы не задеть остальные; => «Насос и мяч» (занятие 4); => «Я кубик несу и не уроню» (занятие 3); => «Клоуны» (занятие 4); => «Хождение по линии»: ребенок должен пройти по прямой линии, ставя пятку одной ноги перед носком другой и держа руки в стороны; => «Перекрестные хлопки»: психолог и ребенок встают друг напротив друга; Сначала делается обычный хлопок, затем хлопок руками психолога о руки ребенка, опять обычный хлопок, потом правая ладонь психолога делает хлопок о правую ладонь ребенка, опять обычный хлопок, затем хлопок левой ладонью психолога о левую ладонь ребенка и обычные хлопки; => «Робот»: психолог говорит, что ребенок сейчас превратится в робота, который умеет только подчиняться командам. Ребенок замирает в стойке «смирно». Далее психолог, дает ему команды, например: «Три шага вперед, два шага направо, правую руку вперед, два шага налево, левую руку в сторону, руки опустить, стоять смирно»; => любые пальчиковые или жестовые игры, которые у данного ребенка вызывают затруднения. 4. Для преодоления застенчивости: => «Незнайка»: ребенку предлагают играть роль Незнайки. В ответ на любой вопрос, который ему задаст психолог, он должен сделать удивленное лицо, пожать плечами и сказать «Не знаю...»; => «Зайка испугался»: ребенок должен представить себя зайцем, который боится волка, и изобразить испуг при помощи пантомимики; => «Злой волк»: ребенок при помощи пантомимики изображает злого и голодного волка; => «Петушки»: ребенок при помощи пантомимики изображает храброго петушка, гордого петушка, грустного петушка, веселого петушка;
=> «Вкусная конфета»: ребенок должен представить, что его угостили вкусной конфетой, и показать, как он разворачивает, берет в рот и медленно раскусывает ее, при этом лицо его изображает удовольствие. Эти и другие упражнения — см.: Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995; Катаева ЛИ. Работа психолога с застенчивыми детьми. — М.: Книголюб, 2004. 5. Для активизации подкорковых структур мозга: а) дыхательные упражнения: => дыхание с задержкой на вдохе/выдохе - сначала в собственном, затем в установленном ритме. Выполняется сидя на полу «по-турецки» или стоя на коленях, ладони кладутся на область диафрагмы; => ребенок, сидя на полу «по-турецки» и поднимая руки вверх, делает вдох. При выдохе медленно наклоняется вперед, опуская руки и говоря: «Вниз»; => ребенок, сидя на полу, разводит руки в стороны, сжимает все пальцы, кроме большого, в кулак. При вдохе ребенок поднимает большой палец вверх, при медленном выдохе -постепенно опускает вниз и свистит; => ребенок, лежа на полу, кладет ладони на живот. Делая медленные вдох и выдох животом, ребенок представляет, что в животе надувается и сдувается воздушный шарик. Дыхательные упражнения — см.: Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М.: Книголюб, 2004. б) упражнения на нормализацию мышечного тонуса: => «Снеговик»: ребенку предлагают представить себя только что слепленным снеговиком - тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Но пригрело солнышко, и снеговик начал таять: сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит расслабленный, представляя, что он - лужица воды; => «Дерево»: ребенок, изображая семечко, сидит на корточках, голова на коленях, руки обнимают колени. «Семечко» прорастает и превращается в дерево - ребенок приподнимает голову, затем медленно встает, выпрямляется, поднимает руки. Вдруг налетел ветер и сломал дерево - ребенок сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, голова и руки его безжизненно повисают; => «Пальчики»: в положении сидя или стоя ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Затем опускает руки, расслабляет и встряхивает кисти рук;
=> «Лодочка»: ребенок ложится на спину, вытягивает руки. По команде он одновременно поднимает голову, прямые ноги и руки. Поза держится максимально долго. Затем ребенок выполняет упражнение, лежа на животе. в) упражнения на пространственную ориентацию: => ребенок берет в руки мяч и по команде психолога поднимает его вверх, опускает вниз, кладет перед собой, справа и слева от себя, кладет его под, на, за стол и т.п.; => ребенок прыгает на двух ногах вперед, назад, влево, вправо; => «Найди клад»: в комнате спрятана игрушка. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды: «Два шага вперед, один направо и т.д.». Эти и другие упражнения — см.: Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекцион-ной и развивающей работе с детьми. — М.: Книголюб, 2004; Горячева Т. Г., Султанова АС. Сенсомоторная коррекция нарушений психического развития в детском возрасте. — М., 1999. ЛИТЕРАТУРА Александрова Э.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учеб-но-метод. пособие. Ч. 1. — М., 2001. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. — М., 2001. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. — М., 1984. Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция нарушений психического развития в детском возрасте. — М., 1999. Заваденко Н.И. Как понять ребенка: Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. — М., 2000. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий. — М., 2004. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. — М., 2004. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М., 2000. Романов А.А. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. — М., 2000.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993. Снегирева Л А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. — Минск, 1995. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей. — М., 1994. Хухлаева O.B. Лесенка радости. — М., 1998. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивным и психопатическим синдромом. — М., 1997.
[1] В ряде случаев сразу после родов ставится диагноз «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП). [2] Подробное описание факторов риска, механизма развития, диагностики и коррекции СДВГ см.: Заваденко НЛ. Как понять ребенка: Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. — М.: Школа-Пресс, 2000. [3] Автор благодарит логопеда Н.Е. Егорову за предоставленный цикл упражнений «Расскажем и покажем» (см. Занятия 6, 13, 14 и Приложение). [4] Картинный материал содержится в игре: Ткаченко Т. А. Забавные истории. — М.: Прометей; Книголюб, 2002 [5] Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. — М., 2000. — С. 88 [6] Здесь и далее курсивом выделены примечания автора
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|