Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административные и уголовные нарушения налогового законодательства




Нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки). Особой разновидностью юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах выступает ад­министративная ответственность. Основными характерными чертами применения административных мер воздействия за на­рушения законодательства о налогах и сборах являются следую­щие:

· административная ответственность применяется относи­тельно составов противоправных деяний, не представляющих высокой степени общественной опасности. Противоправные деяния, содержащие признаки состава административного пра­вонарушения, называются административными проступками (правонарушениями). Деяния, содержащие признаки составов нарушений законодательства о налогах и сборах, но представ­ляющие высокую степень опасности для общества, относятся к преступлениям и преследуются в уголовном порядке;

· ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных проступков, представляет собой следствие противоправного (в нарушение
норм налогового права) действия или бездействия граждан или должностных лиц. В правоотношениях по применению админи­стративной ответственности всегда на одной стороне выступают публично-правовые субъекты — налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов. Санкции за наруше­ния законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений, налагаются только органа­ми (должностными лицами) государства, уполномоченными выступать от его имени в налоговых правоотношениях;

· родовым объектом административных правонарушений в налоговой сфере выступают фискальные интересы государства(Российской Федерации, ее субъектов) или муниципальных об­разований;

· объективная сторона налоговых деликтов характеризуется формальным признаком, поскольку законодатель не ставит на­ложение административного штрафа в зависимость от образо­вания вредных последствий для отношений налоговой сферы. Наказуемым в административном порядке является сам факт совершения противоправного деяния, признаки которого пре­дусмотрены КоАП РФ и иными нормативными правовыми ак­тами.

Характерными основными чертами нарушений законода­тельства о налогах и сборах, содержащих признаки администра­тивных, являются:

· общественная опасность (вредность);

· проти­воправность;

· виновность;

· наказуемость в соответствии с адми­нистративным законодательством.

По общему правилу административной ответственности подлежат граждане РФ, иностранные граждане и лица без гра­жданства. Гражданин может быть привлечен к ответственности за налоговые деликты только в случае, если он к моменту их совершения достиг 16-летнего возраста. Относительно составов налоговых деликтов, ответственность за которые предусмотрена КоАП РФ, субъектный состав является усеченным. Согласно примечанию к ст. 15.3 КоАП РФ административная ответствен­ность, установленная за нарушения законодательства о налогах и сборах ст. 15.4—15.9 и 15.11 Кодекса, не применяется к граж­данам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Преобладающим субъектом ответственности за совершение налоговых деликтов является должностное лицо, что обуслов­лено спецификой отношений в сфере управления. Должност­ное лицо может быть привлечено к административной ответст­венности за нарушения законодательства о налогах и сборах в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением слу­жебных обязанностей.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностным лицом признается лицо, обладающее одним из следующих признаков:

· постоянно, временно или в соответствии со специальны­ми полномочиями осуществляющее функции представителя власти;

· наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от его;

· выполняющее организационно-распорядительные или ад­министративно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Си­лах РФ, других войсках и воинских формированиях Россий­ской Федерации.

Применительно к правовому институту административной ответственности в качестве должностных лиц рассматриваются также руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятель­ность без образования юридического лица, совершившие адми­нистративные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядителъных или административно-хозяйствен­ных функций.

Кодекс РФ об административных правонарушениях содер­жит открытый перечень обстоятельств, смягчающих админист­ративную ответственность:

· раскаяние лица, совершившего административное право­нарушение;

· предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий, добровольное возме­щение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

· совершение административного проступка в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тя­желых личных или семейных обстоятельств;

· совершение административного проступка лицом, не дос­тигшим 18 лет;

· совершение административного проступка беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

В отличие от смягчающих перечень обстоятельств, отяг­чающих административную ответственность, является исчер­пывающим и расширительному толкованию не подлежит. Так­же не могут учитываться в качестве отягчающих обстоятельст­ва, если аналогичные юридические факты одновременно являются квалифицирующими признаками налогового право­нарушения.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответ­ственность, признаются:

· продолжение противоправного деяния, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

· повторное совершение однородного административного деликта одним и тем же лицом в течение одного календарного года;

· вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;

· совершение административного проступка группой лиц;

· совершение административного проступка в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятель­ствах;

· совершение административного проступка в состоянии опьянения.

Назначение административного наказания не освобождает гражданина или должностное лицо, представляющее организа­цию, от налоговой обязанности, за неисполнение которой и был взыскан штраф.

При неоднократном нарушении законодательства о налогах и сборах штраф взыскивается отдельно за каждое правонаруше­ние. В то же время КоАП РФ предусматривает возможность поглощения санкций в пределах одной суммы штрафа при ус­ловии, что налоговый деликт совершен одним лицом и дела о данном правонарушении рассматриваются одним и тем же ор­ганом или должностным лицом.

Давность привлечения гражданина или должностного лица к административной ответственности не может превышать одно­го года со дня, когда было нарушено законодательство о нало­гах и сборах.

Налоговые преступления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...