Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ФОРМАТ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ ДАННЫХ




 

 

Назначение формата для классификации данных – предоставление полной информации о классификационных индексах, присваиваемых документу. Это сами индексы, иерархия заголовков, заголовок и пояснительные термины индексирования. Работа над форматом RUSMARC для классификационных данных была завершена в 2005 г.

В формате определены три вида классификационных записей:

Запись основных таблиц- запись, в которой классификационный индекс или ряд индексов в поле заголовка относится к основным таблицам классификации, классификационный индекс может быть простым или сложным (то есть может состоять из комбинации индекса основных таблиц классификации с одним или несколькими индексами основным или вспомогательных таблиц).

Запись вспомогательных таблиц- запись, в которой, классификационный индекс или ряд индексов в поле заголовка относится к вспомогательным таблицам классификации. Индексы вспомогательных таблиц, как правило, могут использоваться только в сочетании с индексами основных таблиц. Записи основных и вспомогательных таблиц, содержат инструкции по дальнейшей детализации индекса и построению сложных индексов, а также дополнительные термины, обеспечивающие тематический доступ к индексам. Для сложных и составных индексов приводится информация о составляющих индекса- из каких составляющих и по каким правилам построен индекс.

Запись термина индексирования- запись, в которой поле заголовка содержит общий пояснительный термин индексирования, который выражает понятие и не может быть ассоциирован только с одним классификационным индексом или рядом индексов [10, С. 49]

Идентификаторы подполей не определяют порядок следования подполей в поле. Порядок подполей в записи определяется структурой классификационного индекса, термина индексирования или примечания. В отдельных случаях форматом определяется особое расположение подполей в записи. Полная запись со всеми определителями содержания является предпочтительной для обмена машиночитаемыми записями. Однако в некоторых случаях при конвертировании записи в обменный формат может оказаться невозможным полное и точное конвертирование некоторых меток полей, индикаторов и идентификаторов подполей, а также кодированной информации. Чтобы избежать противоречий, которые могут возникнуть, если идентификацию отсутствующей информации передать в ведение организаций, столкнувшихся с вышеописанными проблемами, взамен необходимой, но отсутствующей в записи информации используется символ « | », впредь определяемый как «символ-заполнитель» (вертикальная черта, позиция 7/12 по ISO 646). Символ-заполнитель используется, когда организация, создающая (модифицирующая) запись, не может установить определитель содержания или код. Это бывает в следующих случаях: а) организация, создающая (модифицирующая) запись, не использует данный определитель содержания или не кодирует данную информацию; б) создающая (модифицирующая) организация использует данный определитель содержания или кодирует данную информацию, но в данной конкретной записи не может определить их точное значение; в) создающая (модифицирующая) организация использует близкие значения для данного определителя содержания или кодированной информации, но их нельзя точно соотнести с эквивалентами, применяемыми в настоящем формате.



При использовании символа-заполнителя соблюдаются следующие правила: символы-заполнители могут применяться только в позициях индикаторов и кодированных данных, значения которых не являются обязательными. Таким образом, символы-заполнители нельзя использовать в маркере и справочнике записи, а также в качестве идентификаторов подполей или для замещения знаков пунктуации или других специальных знаков в данных, записанных в поле.

 

Функциональные блоки формата:

0 – Блок идентификации: содержит номера, идентифицирующие запись и / или содержащиеся в ней данные. Поля блока идентификации заполняются автоматически.

1 – Блок кодированной информации: содержит поля кодированных данных. Значение элементов данных в этих полях, как правило, определяется в соответствии с позицией символа в подполе. Если в поле используются не все данные, позиции неиспользуемых элементов данных содержат символы-заполнители.

2 - Блок заголовков: содержит один или несколько классификационных индексов основных или вспомогательных таблиц (поле 100 $a, позиция символа 8, код a – индекс основных таблиц и код b – индекс вспомогательных таблиц) и связанные с ними заголовки, либо общий пояснительный термин индексирования (поле 100 $a, позиция символа 8, код с – запись термина индексирования).

3 – Блок примечаний: поля блока используются в записи классификационных данных для представления дополнительной информации об области использования классификационного индекса, а также информации о связи классификационного индекса (ряда индексов) в поле 250 с другими индексами (рядами индексов), когда связи между индексами не могут быть адекватно и в полном объеме раскрыты через поля блоков 4-- и 5--. Справки или примечания поясняют связи между недействующим и соответствующим действующим индексом.

4 – Блок формирования (трассировки) ссылок «см.»: содержит недействующий классификационный индекс, от которого формируется ссылка «см.» к действующему (или частично действующему) классификационному индексу в поле 250 для вывода на экран, а также указания о типе связи и необходимости такого вывода или его блокировки в подполе $5. Если не должна устанавливаться особая связь и ссылка не блокируется, подполе $5 не используется.

Текст ссылки может генерироваться на основе значений контрольного подполя $5. Если этих значений недостаточно, текст может указываться в подполе $i поля 453.

5 – Блок формирования (трассировки) ссылок «см. также»: содержит действующий классификационный индекс, от которого формируется ссылка «см. также» к действующему (или частично действующему) классификационному индексу в поле 250 для вывода на экран, а также указания о типе связи и необходимости такого вывода или его блокировки в подполе $5. Если не должна устанавливаться особая связь и ссылка не блокируется, подполе $5 не используется. Если классификационный индекс в трассировке является действующим не для всех предметных областей, используется поле 553, и в подполе $t указывается предметная область, к которой относится ссылка.

6 – Блок построения индексов: содержит поля, содержащие инструкции для индексаторов по формированию классификационных индексов на основе данных основных или вспомогательных таблиц системы классификации, указанной в поле 184 СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИИ И ЕЕ ИЗДАНИЕ.

7 – Блок терминов индексирования: поля блока предназначены для дополнения терминов, содержащихся непосредственно в данных записи классификационного индекса, и используются для дополнительного тематического доступа к классификационному индексу. Структура полей и значения индикаторов блока 7-- соответствует структуре соответствующих полей формата RUSMARC для библиографических данных.

8 – Блок источников информации: содержит информацию об организациях, ответственных за запись, и примечания для сотрудников библиографических учреждений, составленные в этих учреждениях. В поля 8-- блока вводится информация об использованных при составлении записи справочных изданиях, методических пособиях, а также фиксируются решения, принятые в сложных частных случаях, не предусмотренных общей методикой каталогизации и предметизации. Примечания, необходимые для других групп пользователей, приводятся в блоке справок и примечаний 3--.

9 – Блок локального использования: поля могут содержать любую информацию, имеющую сугубо локальное значение. Блок зарезервирован для использования организациями, для которых Российский коммуникативный формат является форматом каталогизации. Поля этого блока не предназначены ни для международного обмена, ни для обмена внутри страны.

Пример записи для индекса ББК в формате RUSMARC в (Приложении: ) :

 

 

ВЫВОДЫ К 1 ГЛАВЕ

Первый формат MARC был разработан с целью получения данных каталогизации в машиночитаемой форме. Целями создания формата стало обеспечение:

§ гибкости решения каталогизированных и других библиотечных задач

§ соответствия для национального библиографического описания любых видов документов и использования структуры записи в автоматизированных системах

В дальнейшем были созданы в разных странах национальные виды MARC – схожих форматов, которые в итоге превратились в комплекс специализированных форматов для записи различных данных. Предстала необходимость в формате – посреднике для использования мировым сообществом в целях обмена информацией, а также более простого и удобного составления описания библиографических единиц, их поиск и контроль. В качестве такого посредника был создан формат UNIMARC.

Появление формата представления библиографических данных, разбитого по полям, привело к изменению правил описания документов, облегчающих поиск документа в электронном каталоге. Также дало возможность для создания сводных баз и банков данных, и выделение центров каталогизации, откуда есть возможность заимствовать записи для собственных каталогов [4]

Машиночитаемый формат для представления авторитетных данных позволил создавать авторитетные записи, разрешающие расширить информационные возможности автоматизированной системы, учесть принятые методические решения и проследить историю развития предмета ( организации) и т.д. [2, с. 57]

 

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.