Марокканско-испанская иммиграция
Марокканская иммиграция началась с шестидесятых годов, её основной поток был направлен в Европу. На легальной основе в Европейском Союзе проживают 2,6 марокканцев. В Испании, стране, географически ближайшей к Марокко, число иммигрантов с 1993 по 2004 год увеличилось на 358 086 человек. По достижении определённого экономического развития, Испания стала страной принимающей иностранных граждан, которые легально или нелегально проживают на её территории в течение достаточно продолжительного времени. Из 2.873.250 иммигрантов по данным от 31 марта 2007 года легально проживают в Испании, марокканцы, составляющие 509.964 человека от этого числа, имеют вид на жительство - на 4,9% больше чем по данным от 31 марта 2005 года. Однако, из-за своего географического положения, Испания вынуждена пропускать через себя тысячи иммигрантов, в основном из северной Африки и с юга Сахары, чьей целью является добраться до других государств, входящих в Европейский Союз. Всё более растущее неравенство между Африкой и Европой вместе с ограничительными критериями, навязанными европейскими нормативами и визовыми требованиями с мая 1991 для марокканцев, спровоцировало появление нелегального или, так называемого, подпольного маршрута, который широко используется в иммиграции не только из Марокко, но и с юга Сахары, жители которой перебираются в Марокко с целью пересечь Гибралтарский пролив. Несмотря на то, что нет официальных ежегодных данных о количестве людей мигрирующих в Испанию нелегально через пролив, число перехваченных в Гибралтаре в период с 2004-2007 год составило 24.105 человек. Массовое прибытие миграционных потоков и текущие требований Европейского сообщества, привели к значительному пересмотру испанского законодательства в отношении иностранцев и иммиграции. В первую очередь изменения в законодательстве регламентировали условия и характер трудовой миграции; во-вторых, была разработана особая политика испанского правительства по отношению беженцев.
Дальнейшее развитие испанской экономики и её вступление в Европейский Союз привело к тому, что испанское правительство было вынужденно изменить национальное миграционное законодательство. В 1985 году был принят закон "О Свободах и правах иностранцев", с этого времени иммиграционное законодательство регулярно изменяется, также в него вносятся изменения, главная цель которого - упорядочить пребывание переселенцев в стране. Испанское законодательство этого периода, в целом признает равенство многих прав и свобод легальных мигрантов с коренным населением. Однако, миграция в Испанию постепенно приобретает массовый характер, что ведёт к повышению социальной напряженности, таким образом, испанское правительство постепенно ужесточает свое законодательство по этому вопросу. В первую очередь это касалось нелегальных иммигрантов. Начало этого процесса пришлось на начало XXI века. С 1 февраля 2000 года в Испании вступил в силу "Закон об иностранцах", который регулирует нормы, касающиеся предоставления вида на жительство в этой стране и интеграции мигрантов в социально-экономическую и политическую жизнь страны, а также определяющий их основные права и обязанности. Этот закон заменил предыдущий законодательный акт, который был принят в 1985 году. Данный закон делит иностранцев, прибывающих в Испанию на три категории: 1) Мигранты, намеривающиеся пробыть в стране менее девяноста дней; 2) Мигранты, которые собираются жить в Испании временно - от девяноста дней до пяти лет. Для получения права на проживание в стране в течение указанного срока, переселенцы должны доказать наличие средств для содержания себя и своей семьи. Также к этой категории относятся те, кто намерен заниматься предпринимательской деятельностью или имеют предложение о работе от испанского работодателя. Также сюда относятся недокументированные (не легализованные) мигранты, прожившие на территории Испании безвыездно более двух лет, которые имеют доказательство материального обеспечения.
) Иностранцы, которые живут в стране постоянно. Для получения постоянного вида на жительство необходимо прожить в Испании не менее пяти лет. В 2004 году правительство Испании предприняло попытку разрешить проблему нелегальных переселенцев, сделать иммиграцию легальной и упорядоченной. С этой целью, на протяжении нескольких месяцев 2005 года, действовал Закон "О проживающих в Испании без права гражданства", в соответствии с которой нелегальные иммигранты, занимавшиеся трудовой деятельностью в стране не менее шести месяцев, но не имевшие разрешения на проживание здесь, могли получить такое разрешение. Из-за критики оппозиции этот закон был отменен, а законодательство в отношении нелегальных мигрантов вновь ужесточено. Однако эти меры лишь частично решали проблему нелегальной иммиграции. По действующим в это время испанским законам, после прибытия иммигрантов в Испанию их помещают в специальные центры. Если не будет установлено гражданство или если таковое будет установлено, но между Испанией и данным государством нет соглашения о возвращении, то по истечении 40 дней человека должны выпустить на свободу. Хотя у нелегального иммигранта нет никакого документа, по испанским законам его нельзя ни выслать из страны, ни арестовать, если он не совершил преступления. Юридическая основа для массовой депортации может быть создана только после изменения законов - как в Испании, так и в других странах ЕС, - которые основываются на уважении прав человека. Иными словами, идея массовой депортации входит в противоречие с европейской либеральной традицией. В 2009 году испанское правительство вновь изменило миграционное законодательство. Причиной тому послужил мировой экономический кризис, который в Испании, привел к серьезным экономическим трудностям и росту безработицы. В силу этих причин, испанское правительство начало рассматривать возможность ограничения иммигрантских потоков в страну в целях облегчения задачи трудоустройства собственных граждан. Согласно новым правилам, предельный срок выдворения из страны нелегальных мигрантов увеличиться с 40 до 60 дней, что позволит испанским властям вести эффективную борьбу с нелегальной миграцией. Помимо увеличения срока депортации еще одной мерой, призванной ограничить иммигрантские потоки в страну, станет ограничение права мигрантов перевозить на постоянное место жительство в Испанию членов своих семей.
Специальная правительственная программа по регулированию иммиграционных процессов в Испании выделяет ряд регионов, из которых следуют нелегальные иммигранты: Северная Африка (Марокко, Алжир и другие африканские страны); Латинская Америка (Колумбия, Эквадор, Доминиканская республика); Восточная Европа (Румыния, Украина, Польша); Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Противодействие проявлениям транснациональной организованной преступности и ее составляющей - нелегальной миграции является одним из приоритетов государственной политики как Европейского союза в целом, так и Королевства Испании. Государства Европейского союза считают важными направлениями обеспечения национальной безопасности и государственных интересов, защиты прав своих граждан борьбу с незаконной миграцией и упорядочение миграционных процессов на территории всего ЕС, в том числе и Испании. В силу своего географического положения Королевство Испания испытывает особое давление со стороны нелегальной иммиграции, видит ее нарастающую опасность и старается всемерно поддержать стремление остальных европейских государств к углублению своих усилий для разрешения данной проблемы. Евросоюз оказывает необходимую финансовую поддержку тем государствам, которые являются "плацдармом" для въезда нелегалов в Европу: например, Марокко получило 40 млн. евро для укрепления границ. Испании также были выделены дополнительные денежные средства для этих же целей. Таким образом, можно увидеть, что Европейский союз уделяет должное внимание, вопросу укрепления своих границ, сотрудничая с соседними государствами Евросоюза в данном направлении и помогая как последним, так и странам - членам ЕС.
Нелегальная иммиграция, в силу своей природы, вступает в тесные связи с незаконным предпринимательством и организованной преступностью, становясь одним из наиболее прибыльных направлений нелегального бизнеса. По своей доходности противозаконная транспортировка мигрантов сопоставима с наркоторговлей. Так, преступные группировки, действующие на территории Марокко и Испании, занимаются не только нелегальными перевозками пассажиров, но и их незаконным трудоустройством. Испанское правительство, большинство политических партий, озабочены тем, что некоторые безработные иностранцы, особенно, по их мнению, это касается иммигрантов, прибывших с Юга, находящихся на территории как Испании, так и всего ЕС, занимаются контрабандой сигарет, торговлей наркотиками и т.д., что отрицательно сказывается на обстановке в Европе. По признанию правоцентристского правительства Испании, которое находилось у власти до 15 марта 2004 г., их страна уже не способна принимать огромный поток иммигрантов (зачастую нелегальных), приезжающих из Латинской Америки, Северной и Центральной Африки, Восточной Европы и других частей мира. Новая иммиграционная политика Испании направлена на обеспечение регулирования количества иммигрантов. На саммите в Севилье, состоявшемся в 2002 г., Испания, наряду с такими странами, как Германия, Италия, Великобритания, впервые выступила за ограничение въезда иностранцев в Европу. Этот шаг можно назвать своеобразным прорывом в политике Королевства Испании, так как ранее вышеупомянутое государство, оставаясь особенно заинтересованным в сохранении тесных контактов со странами Латинской Америки и одновременно являясь членом ЕС, вынуждено было проводить двойственную политику в данной сфере. Можно отметить, что с 2002 г. Испания стала полноправным членом ЕС в борьбе с нелегальной иммиграцией, а также является союзницей тех европейских стран, которые ратовали за проведение определенных нововведений в данной сфере. В целях урегулирования количества нелегальных мигрантов правящие круги Испании провели политику ограничения некоторых прав иммигрантов: нелегальные иммигранты больше не имеют права на забастовку или любое другое организованное выражение протеста, несмотря на несогласие со стороны многочисленных организаций по защите прав человека.
Новые механизмы регулирования иммиграционной политики направлены и на изменение привычки испанцев использовать дешевый труд нелегальных рабочих. Так, увеличены штрафы для предприятий, нанимающих на работу лиц, не имеющих разрешения на осуществление того или иного вида деятельности на территории Испании. Особенно строгие меры принимаются по отношению к посредникам, занимающимся поставкой нелегальных иммигрантов. В соответствии с испанским законодательством, ужесточилась ответственность за организацию незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства и в отношении самих иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших правила пребывания в Испании (в связи с ежегодным увеличением потока нелегальных иммигрантов). С 2004 г. авиакомпании, выполняющие рейсы в Испанию, обязаны направлять в эту страну списки пассажиров еще до того, как самолет вылетит в аэропорт назначения. Авиаперевозчики должны следить, чтобы все пассажиры с туристической визой использовали свой обратный билет. Если пассажиры не покидают страну в положенные сроки, компания обязана незамедлительно информировать об этом компетентные исполнительные органы. Если же она по каким-либо причинам не представила интересующие сведения, на авиакомпанию налагается штраф (около 60 тыс. евро). Были расширены полномочия центральных и местных исполнительных органов власти по задержанию и выдворению нелегалов. Испания также изменила законодательство в отношении выдворения из страны. Ранее иностранец, в отношении которого было вынесено постановление об изгнании, имел право подать апелляцию о пересмотре вышеупомянутого решения. Испанское законодательство теперь решает этот вопрос по-иному: если иностранец, в отношении которого вынесено постановление об изгнании, подает протест, то орган, принявший решение, может выдворить лицо из страны без рассмотрения апелляции (при этом отказ должен быть мотивирован). Было также предоставлено право полиции использовать для выявления нелегалов списки лиц, зарегистрированных в муниципалитетах (ранее эти списки являлись конфиденциальной информацией). В результате испанские власти в 2008 г. депортировали из страны 92 700 нелегальных иммигрантов, что на 25% больше, чем в 2007 г. Таковы основные меры борьбы с нелегальной иммиграцией в Испании в начале XXI века. Таким образом, можно сделать следующие выводы: ) Испания считается одной из основных стран Европы, на границах которой сосредоточено наибольшее количество нелегальных иммигрантов. В условиях слабого миграционного контроля, наличия "прозрачных" границ с соседними государствами и других факторов возникла проблема нелегальной иммиграции - незаконного въезда или пребывания иностранцев на территории Испании. Основной причиной массовой незаконной иммиграции в Испанию, до последних лет, была сама иммиграционная политика этой страны; 2) Для эффективной борьбы с нелегальной миграцией в Испании проводится целый ряд мер в законодательной и в административной областях. Осуществляется комплекс мероприятий, как внутриполитических (ужесточение контроля на границах, ужесточение санкций к работодателям, предоставляющим работу нелегальным мигрантам, проведение "миграционных амнистий"), так и внешнеполитических, включающих развитие сотрудничества между государствами, поиск долгосрочных решений существующих проблем, оказание экономической и технической помощи государствам происхождения нелегальных мигрантов, другие меры; ) Приоритетными становятся программы не только по борьбе с самой нелегальной миграцией, но и по предотвращению причин, порождающих её, в значительной степени - причин экономического характера. Вместе с тем учитывается, что среди мигрантов, включая нелегальных, значительна доля лиц, вынужденно решившихся на переселение, лиц, не совершавших правонарушений. В отношении таких иностранных граждан, долгое время проживших в Испании, не нарушая законов, сумевших адаптироваться, имеющих законный источник существования, проводятся меры по легализации, то есть, государственные органы принимают юридический документ о так называемой "миграционной амнистии". Глава 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|