Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации педагогам и родителям




* учить детей различать предметы на ощупь.

* Формировать умение выделять признаки в предмете.

* Учить соотносить предметы по величине.

* Учить способам распознающего наблюдения.

* Развивать наблюдательность; учить внимательно и пос­ледовательно рассматривать предмет или явление.

* Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.

* Формировать умение составлять из частей целое.

* Учить выбирать предметы и соотносить их вели­чину по словесному описанию, действовать в соот­ветствии со словесной инструкцией.

* Различать основные признаки разных времен года.

* Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы.

* Закреплять пространственные представления по кар­тине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом.

* Формировать сенсорные эталоны формы.

* Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.

* Способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.

Упражнения и игры для развития восприятия

* «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок.

* «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь». Ориентация в про­странстве по плану-схеме.

* «Звезды на небе». Соотносить схематическое изоб­ражение созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с худо­жественным.

* «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.

* «Найди отличия». Учить находить отличия у по­хожих предметов.

* «Построй по росту». Построить предметы в ряд со­ответственно их высоте.

* «Сложи картинку». Составить из частей целую кар­тинку.

» «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать, о каком пред­мете идет речь,

* «Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.

* «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, ребе­нок должен узнать предмет.

ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ

Занятие 1

4.1. «Чего не хватает?»

Цель; развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении.

Дидактический материал: карточка с заданием (при­ложение 10).

Описание задания. Психолог предлагает ребенку рас­смотреть карточку и сказать, какая фигура должна быть в пустой клеточке.

Сыщик»

Цель: развитие умения декодировать информацию.

Дидактический материал: схема кабинета психолога, на которой отмечены стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван; крестиком отмечено место, где спрятана игрушка.

Описание задания. Психолог говорит ребенку: «На ли­сточке нарисован план моего кабинета. Вот нарисован стол, рядом стул, этот прямоугольник — диван, это — дверь, это — шкаф, это — окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуй по плану найти ее».

Сравнение предметов»

Цель: развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мысли­тельных операций.

Описание задания. Для сравнения ребенку предлага­ются следующие пары слов: муха и бабочка, стол и стул, книга и тетрадь, вода и молоко, собака и белка.

Ребенок должен представить себе то, что он будет срав­нивать. Психолог задает ребенку вопросы; «Ты видел бабоч­ку? А видел муху?» После коротких вопросов о каждом сло­ве из пары ребенку предлагают их сравнить. Снова психолог задает вопросы: «Похожи бабочка и муха или нет? Чем по­хожи? А чем они отличаются друг от друга?»

Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного и эмоционального напря­жения, развитие воображения и фантазии. Описание. Приложение 1, упражнения 1—3.

4.5. «Пчелка» Цель: обучение переходу из одного режима громкости

Дидактический материал: вырезанные из бумаги цветы, колокольчик.

Описание задания. Ребенок, изображая пчелку, жуж­жит и перелетает с одного цветка на другой. Взрослый объясняет пчелке: «Если я позвоню в колокольчик 3 раза, значит, летит трутень. Его надо прогнать. Для этого надо жужжать громче. Два звонка будут означать, что трутень улетел, можно возвращаться к своим делам и жужжать тихо. Один звонок означает страшную опасность — пчелка должна мгновенно замолкнуть и спрятаться».

Занятие 2

Чего не хватает?»

Цель: развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении.

Дидактический материал: карточка с заданием {при­ложение 11).

Описание задания. Психолог предлагает ребенку рас­смотреть карточку и сказать, какая геометрическая фи­гура должна быть в пустой клеточке.

Сыщик»

Цель: развитие умения декодировать информацию.

Дидактический материал: схема кабинета психолога, на которой отмечены окно и дверь; крестиком отмечено место, где спрятана игрушка.

Описание задания. Психолог говорит ребенку: «На ли­сточке нарисован план моего кабинета. Вот нарисована дверь, вот — окно. А здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуй по плану найти ее».

Четвертый лишний»

Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.

Дидактический материал: пять карточек, на каждой карточке изображены четыре предмета; три предмета связаны между собой каким-либо общим признаком, а четвертый — лишний.

 

 

Варианты карточек:

1) сапог, тарелка, тапок, ботинок;

2) вилка, тарелка, яблоко, кастрюля;

3) яблоко, груша, виноград, огурец;

4) помидор, морковь, машина, картофель;

5) шапка, машина, самолет, поезд.

Описание задания. Ребенку поочередно показывают кар­точки. Психолог говорит: «Посмотри на эти предметы; их — четыре, три предмета как-то связаны между собой, что-то у них есть общее, похожее, а четвертый — лишний, его нужно убрать. Покажи и назови этот предмет». Если ребенок затрудняется с ответом, психолог должен объяс­нить правильный ответ на примере первой карточки. (Са­пог, тапок, ботинок — это обувь, а тарелка — это не обувь, а посуда.)

Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного и эмоционального напря­жения, развитие воображения и фантазии. Описание. Приложение 1, упражнения 4—6.

Дыхание»

Цель: обучение приемам ритмичного дыхания для сня­тия напряжения; достижение состояния спокойствия и быстрого психотехнического отдыха.

Описание задания. 1. Дышать обычным способом. 2. Вы­дох сделать вдвое длиннее, чем вдох. 3. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 20—30 с. Упражнение вы­полнять 5 мин.

Занятие 3

Четвертый лишний»

Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.

Дидактический материал: пять карточек, на каждой карточке изображены четыре предмета; три предмета свя­заны между собой каким-либо общим признаком, а чет­вертый — лишний.

Варианты карточек:

1) огурец, капуста, пирожок, свекла;

2) ручка, пенал, карандаш, фломастер;

3) тетрадь, журнал, книга, газета;

4) мальчик, девочка, мужчина, дедушка;

5) лампа, свеча, торшер, фонарик.

Описание задания. Ребенку поочередно показывают кар­точки. Психолог просит показать и назвать лишний предмет на каждой карточке (аналогично заданию 4.8).

Сыщик»

Цель: развитие умения кодировать информацию.

Дидактический материал: схема кабинета психолога, на которой отмечены стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван; любая небольшая игрушка.

Описание задания. Психолог объясняет ребенку схему своего кабинета, просит спрятать в кабинете игрушку, от­метив крестиком на схеме место, где она спрятана. Затем по схеме ищет игрушку, спрятанную ребенком.

Сложи узор»

Цель: развитие способности к анализу и самоана­лизу, умения решать нестандартные задачи, интеллек­туальных способностей.

Дидактический материал: кубики Б.П. Никитина «Сложи узор».

Описание задания. Ребенку предлагаются поочередно три первые картинки с нарисованным на них узором. Он должен из кубиков выложить такой же узор.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного и эмоционального напря­жения, развитие воображения и фантазии. Описание. Приложение 1, все упражнения.

Улыбка»

Цель: обучение целенаправленному управлению мыш­цами лица; обучение свойствам невербального обшения.

Описание задания. Ребенок попеременно улыбается, затем расслабляет мышцы лица. Упражнение повторить 6—8 раз.

Занятие 4

Найди лишнее слово»

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Описание задания. Ребенку читают серию, состоящую из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно отличается от них и должно быть исключено.

Варианты серий слов:

1} храбрый, злой, смелый, отважный;

2) яблоко, слива, огурец, груша;

3) ложка, тарелка, кастрюля, сумка; 4} платье, свитер, шапка, рубашка;

5) береза, дуб, сосна, земляника;

6) мыло, мочалка, шампунь, веник.

Сыщик»

Цель: развитие умения кодировать информацию.

Дидактический материал: схема кабинета психолога, на которой отмечены окно и дверь.

Описание задания. Психолог объясняет ребенку схему и просит спрятать в кабинете игрушку, отметив крести­ком на схеме место, где она спрятана. Затем по схеме ищет игрушку, спрятанную ребенком.

Сложи узор»

Цель: развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей.

Дидактический материал: кубики Б. П. Никитина «Сло­жи узор».

Описание задания. Ребенку предлагаются поочередно три картинки с нарисованным на них узором. Ребенок Должен из кубиков выложить такой же узор.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тон­кой моторики рук.

Описание. Приложение 3, упражнения 1—3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...