Рекомендации педагогам и родителям
* учить детей различать предметы на ощупь. * Формировать умение выделять признаки в предмете. * Учить соотносить предметы по величине. * Учить способам распознающего наблюдения. * Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление. * Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом. * Формировать умение составлять из частей целое. * Учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию, действовать в соответствии со словесной инструкцией. * Различать основные признаки разных времен года. * Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы. * Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом. * Формировать сенсорные эталоны формы. * Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали. * Способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью. Упражнения и игры для развития восприятия * «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок. * «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь». Ориентация в пространстве по плану-схеме. * «Звезды на небе». Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественным. * «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры. * «Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов. * «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте. * «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку. » «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь,
* «Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки. * «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет. ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ Занятие 1 4.1. «Чего не хватает?» Цель; развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении. Дидактический материал: карточка с заданием (приложение 10). Описание задания. Психолог предлагает ребенку рассмотреть карточку и сказать, какая фигура должна быть в пустой клеточке. Сыщик» Цель: развитие умения декодировать информацию. Дидактический материал: схема кабинета психолога, на которой отмечены стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван; крестиком отмечено место, где спрятана игрушка. Описание задания. Психолог говорит ребенку: «На листочке нарисован план моего кабинета. Вот нарисован стол, рядом стул, этот прямоугольник — диван, это — дверь, это — шкаф, это — окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуй по плану найти ее». Сравнение предметов» Цель: развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций. Описание задания. Для сравнения ребенку предлагаются следующие пары слов: муха и бабочка, стол и стул, книга и тетрадь, вода и молоко, собака и белка. Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Психолог задает ребенку вопросы; «Ты видел бабочку? А видел муху?» После коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагают их сравнить. Снова психолог задает вопросы: «Похожи бабочка и муха или нет? Чем похожи? А чем они отличаются друг от друга?» Психомышечная тренировка Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. Описание. Приложение 1, упражнения 1—3.
4.5. «Пчелка» Цель: обучение переходу из одного режима громкости Дидактический материал: вырезанные из бумаги цветы, колокольчик. Описание задания. Ребенок, изображая пчелку, жужжит и перелетает с одного цветка на другой. Взрослый объясняет пчелке: «Если я позвоню в колокольчик 3 раза, значит, летит трутень. Его надо прогнать. Для этого надо жужжать громче. Два звонка будут означать, что трутень улетел, можно возвращаться к своим делам и жужжать тихо. Один звонок означает страшную опасность — пчелка должна мгновенно замолкнуть и спрятаться». Занятие 2 Чего не хватает?» Цель: развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении. Дидактический материал: карточка с заданием {приложение 11). Описание задания. Психолог предлагает ребенку рассмотреть карточку и сказать, какая геометрическая фигура должна быть в пустой клеточке. Сыщик» Цель: развитие умения декодировать информацию. Дидактический материал: схема кабинета психолога, на которой отмечены окно и дверь; крестиком отмечено место, где спрятана игрушка. Описание задания. Психолог говорит ребенку: «На листочке нарисован план моего кабинета. Вот нарисована дверь, вот — окно. А здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуй по плану найти ее». Четвертый лишний» Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать. Дидактический материал: пять карточек, на каждой карточке изображены четыре предмета; три предмета связаны между собой каким-либо общим признаком, а четвертый — лишний.
Варианты карточек: 1) сапог, тарелка, тапок, ботинок; 2) вилка, тарелка, яблоко, кастрюля; 3) яблоко, груша, виноград, огурец; 4) помидор, морковь, машина, картофель; 5) шапка, машина, самолет, поезд. Описание задания. Ребенку поочередно показывают карточки. Психолог говорит: «Посмотри на эти предметы; их — четыре, три предмета как-то связаны между собой, что-то у них есть общее, похожее, а четвертый — лишний, его нужно убрать. Покажи и назови этот предмет». Если ребенок затрудняется с ответом, психолог должен объяснить правильный ответ на примере первой карточки. (Сапог, тапок, ботинок — это обувь, а тарелка — это не обувь, а посуда.)
Психомышечная тренировка Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. Описание. Приложение 1, упражнения 4—6. Дыхание» Цель: обучение приемам ритмичного дыхания для снятия напряжения; достижение состояния спокойствия и быстрого психотехнического отдыха. Описание задания. 1. Дышать обычным способом. 2. Выдох сделать вдвое длиннее, чем вдох. 3. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 20—30 с. Упражнение выполнять 5 мин. Занятие 3 Четвертый лишний» Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать. Дидактический материал: пять карточек, на каждой карточке изображены четыре предмета; три предмета связаны между собой каким-либо общим признаком, а четвертый — лишний. Варианты карточек: 1) огурец, капуста, пирожок, свекла; 2) ручка, пенал, карандаш, фломастер; 3) тетрадь, журнал, книга, газета; 4) мальчик, девочка, мужчина, дедушка; 5) лампа, свеча, торшер, фонарик. Описание задания. Ребенку поочередно показывают карточки. Психолог просит показать и назвать лишний предмет на каждой карточке (аналогично заданию 4.8). Сыщик» Цель: развитие умения кодировать информацию. Дидактический материал: схема кабинета психолога, на которой отмечены стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван; любая небольшая игрушка. Описание задания. Психолог объясняет ребенку схему своего кабинета, просит спрятать в кабинете игрушку, отметив крестиком на схеме место, где она спрятана. Затем по схеме ищет игрушку, спрятанную ребенком. Сложи узор» Цель: развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей. Дидактический материал: кубики Б.П. Никитина «Сложи узор». Описание задания. Ребенку предлагаются поочередно три первые картинки с нарисованным на них узором. Он должен из кубиков выложить такой же узор.
Психомышечная тренировка Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. Описание. Приложение 1, все упражнения. Улыбка» Цель: обучение целенаправленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального обшения. Описание задания. Ребенок попеременно улыбается, затем расслабляет мышцы лица. Упражнение повторить 6—8 раз. Занятие 4 Найди лишнее слово» Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Описание задания. Ребенку читают серию, состоящую из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно отличается от них и должно быть исключено. Варианты серий слов: 1} храбрый, злой, смелый, отважный; 2) яблоко, слива, огурец, груша; 3) ложка, тарелка, кастрюля, сумка; 4} платье, свитер, шапка, рубашка; 5) береза, дуб, сосна, земляника; 6) мыло, мочалка, шампунь, веник. Сыщик» Цель: развитие умения кодировать информацию. Дидактический материал: схема кабинета психолога, на которой отмечены окно и дверь. Описание задания. Психолог объясняет ребенку схему и просит спрятать в кабинете игрушку, отметив крестиком на схеме место, где она спрятана. Затем по схеме ищет игрушку, спрятанную ребенком. Сложи узор» Цель: развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей. Дидактический материал: кубики Б. П. Никитина «Сложи узор». Описание задания. Ребенку предлагаются поочередно три картинки с нарисованным на них узором. Ребенок Должен из кубиков выложить такой же узор. Психомышечная тренировка Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук. Описание. Приложение 3, упражнения 1—3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|