Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дэвид Фроули, Васант Лад «Йога Трав»




ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение
2. Предисловие
3. Гербология: восток и запад
a)Три гуны
б)Пять элементов
в)Три доши

г)Семь дхату и оджас
д)Пять пран
е)Системы организма (сротас)
ж)Агни и растения

4. Энергетика трав
а)Вкус (раса)
б)Энергия (вирья)
в)Випака. Пост-пищеварительный эффект
г)Прабхава. Особая сила воздействия
д)Описание шести вкусовых характеристик
5. Коррекция индивидуальной конституции (доши)
а)Лечение капхи
б)Лечение питты
в)Лечение ваты
г)Детоксикация - снижение амы

6. Травы, используемые для терапевтических целей
а)Антипаразитические и антигельминтные травы (Крумингхна карма)
б)Ветрогонные травы (вата-ануломан)
в)Вяжущие травы (стамбхана карма)
г)Горькие тонизирующие и антилихорадочные травы
д)Месячегонные травы (рактабхисарана карма)
е)Мочегонные травы (мутрала карма)
ж)Отхаркивающие и мягчительные травы (каса-свасахара)
з)Слабительные травы (виречана карма)
и)Диафоретические травы (сведана карма)
к)Стимулирующие и улучшающие пищеварение травы (дипана-пачана карма)
л)Тоники
м)Укрепляющие нервы и антиспастические травы
н)Кровоочистительные травы (ракта шодхана карма)

7. Приготовление и использование трав в соответствии с аюрведой
а)Пять основных способов приготовления трав (панча кашая)
б)Дополнительные способы приготовления трав
в)Проводники (анупана)
г)Травы для наружного применения
д)Способы и время приёма травяных препаратов
е)Сборы трав
ж)Рецепты

 

ВВЕДЕНИЕ

Гербология основывается на древней науке Аюрведе, посвященной энергетике растений. Эта наука располагает системой, позволяющей определять качество и свойства растений, соответствующие законам природы, таким образом, что оказывается возможным использовать эти травы индивидуально, сообразуясь с состоянием конкретного пациента. Использование трав в рамках йоги означает, таким образом, гармоническое применение тех возможностей, которыми обладает трава.

В этой книге впервые наука Аюрведы о растениях применена к западным травам, равно, как и к немногим специфическим восточным травам, причем как индийским, так и китайским. Цель настоящей книги состоит в том, чтобы представить Аюрведу не как нечто, принадлежащее далекому прошлому, а как применяемую практически систему гербализма.

Мы живем в совершенно особое и опасное время, когда в муках рождается новая глобальная культура. Нашему времени брошен вызов - соединить человеческие культуры и накопленные человечеством знания. Весьма важно, чтобы этот процесс совершился также и на уровне науки об исцелении. Исцеление - всегда дело объединения. И, если наши сведения об исцелении не могут быть объединены, то еще более обреченной оказывается задача обрести согласие человечеству в целом.

Аюрведа является вечной системой, которая уже объединила в себе восемь элементов исцеления, начиная от трав и кончая хирургией и психологией. Именно в этом своем качестве она и представляет плацдарм для объединения. Самой ее сущностью являются духовные знания древних провидцев Индии и то Космическое Сознание, в котором они жили.

Эта книга не имеет целью представить традиционную форму Аюрведы. Она является попыткой представить живую Аюрведу, ее творческое и практическое применение в новых условиях. Она мыслится как мост между Востоком и Западом, в этом плане она является плодом сотрудничества человека Востока, обладающего глубоким знанием Запада, и человека Запада, с глубоким знанием Востока. Мы очень бы хотели, чтобы эта книга способствовала утверждению принципов объединения и сотрудничества. Что касается использования Аюрведы на Западе, то большинство традиционных лечебных средств Аюрведы не всегда могут найти практического применения. Действительно, они представлены специфическими тропическими травами, которые в основном недоступны на Западе или же содержат особые минеральные вещества, которые могут быть использованы лишь после длительных и трудоемких операций по их приготовлению. Данная книга была задумана как средство, позволяющее использование лечебного потенциала Аюрведы, на основе веществ, доступных на Западе, и имеющих лишь небольшое число побочных эффектов.

В то же время мы пытались сохранить целостность Аюрведы как лечебной системы. Именно поэтому мы включили раздел о специфическом действии растений на психику, равно как раздел о более глубоких психологических и духовных аспектах лечения. Гербализм является частью этого, более раздела. Никакой процесс исцеление не может быть по-настоящему эффективным, если он не затрагивает глубокие аспекты человеческой жизни.

Использование санскритских терминов в книге сведено к минимуму, причем они снабжены легкими для понимания русскими эквивалентами. За дальнейшим разъяснением некоторых медицинских понятий и представлений, фигурирующих в книге, читателю следует обратиться к книге “Ayurveda, the science of self-healing”, которая как бы дополняет данный труд.

Классификация растений Запада согласно системе восточной энергетики - задача, которая не может быть решена однозначно. Даже в рамках Аюрведы разнличные авторские классификации растений обнаруживают расхождения в отношении того или другого вида. Поэтому мы приветствуем любые замечания и критику по этому вопросу и приглашаем всех желающих сотрудничать с нами в этом деле.

Мы хотим выразить нашу глубокую признательность многим друзьям и коллегам, которые помогали нам и вдохновили нас предпринять этот труд, а также многим другим нашим коллегам, работающим в данном направлении. Да будет их труд благотворным.

Д-р Давид Фроли

Д-р Вазант Лэд

1986, Санта Фе, Новая Мексика

 

[Введение]

ПРЕДИСЛОВИЕ

Будучи гербалистом с 18-летним опытом использования растений Запада, Китая и Аюрведы, я давно уже пришел к выводу, что без учета общей энергетики трав и пищи, и соотнесения их с особенностями индивидуальной конституции, наши усилия обречены на полный провал.

При такой ситуации оказывается невозможным сделать различные полезные открытия, которые бы позволили предотвращать и лечить болезни. В этом деле биохимия сама по себе оказывается недостаточной. Древние системы врачевания, относящиеся к восточной и западной научной традиции, имеют много общего. Немало людей глубоко проникшихся западными научными подходами и концепциями, убеждены в том, что наши подходы являются наиболее прогрессивными и потому единственно верными. Мы не осознаем, что существуют совершенные и четко обоснованные теоретически медицинские системы Индии и Китая, которые на протяжении более трех тысяч лет показали свою состоятельность. Между тем, наша медицинская система сложилась лишь в течение нескольких последних столетий.

Медицина Аюрведы безусловно является одной из старейших систем, обладающей целостной теоретической основой и отработанной клинической практикой. В этот кладезь, с его богатым арсеналом средств, эффективного и мудрого врачевания некоторые гениальные врачи и провидцы внесли бесценный вклад своих самых проникновенных прозрений и открытий.

В то же время, чтобы полностью оценить нектар этой целительной мудрости Востока, люди Запада должны отказаться от присущего им прямолинейного и упрощенно-буквального стиля мышления и стать на путь нелинейного логического анализа. Именно это определяет приоритет подхода с позиций широкой перспективы, основанной на интуитивном видении целого, перед микроскопическим взглядом современной науки.

Сила Аюрведы определяется широким, всеобъемлющим взглядом на динамические взаимосвязи между органическими и физиологическими процессами, внешними факторами, включая климат, профессиональный профиль и рацион /диету/ при учете внутренних, эмоциональных состояний. В противоположность этому западная наука подходит с более конкретных позиций, основывающихся на специфической молекулярной структуре и химических аспектах.

Парадоксальным является то обстоятельство, что оба подхода описывают одно и то же состояние в столь различных терминах и с прямо противоположных позиций.

В настоящее время многих привлекают восточные системы лечения и восточные гербологии, поскольку эти подходы открывают перспективы системы лечения, которая будучи высокоэффективной, является в то же время весьма мягко действующей и представляет минимальную опасность возникновения побочных эффектов. Эти люди правильно считают, что заболевание возникает не как совершенно случайное явление, а обусловлено определенными причинами, которые, если они правильно поняты, могут быть использованы при исцелении, и, что еще более важно, могут служить целям профилактики.

Аюрведа с ее тридошей, или тремя гуморальными системами, позволяет понять причину здоровья в терминах метаболического равновесия. Заболевание, с этих позиций, представляет собой лишь дисбаланс между нервной энергией /ватой/, катаболической энергией огня /питтой/ и анаболической питательной энергией /капхой/. Все виды потребляемой человеком пищи, равно как его опыт и переживания, оказывают влияние на общее равновесие этих трех гуморальных сред. Правомерность этой концепции доказывается тем фактом, что только при восстановлении диетического баланса оказывается возможным устранить многие паталогические состояния /к сожалению, это обстоятельство еще не осознанно как реальность большинством врачей-медиков, воспитанных на западной медицинской традиции/.

Травы используются как "особая пища", имеющая назначением устранить избыточность и компенсировать дефицит. Хотя они могут оказывать весьма мощное воздействие на ослабленный организм, их основное действие направлено на стимуляцию функций конкретных органнов. Это-наиболее трудный для восприятия, энергетический аспект трав, да и всех вообще лекарственных средств, препаратов и пищевых факторов, который следует освоить. Наряду со специфической функцией лечебного средства или пищи, наблюдается и более общий эффект, который состоит в том, что у лиц, которые имеют соответствующее предрасположение, они могут повысить или снизить общий метаболизм, увеличить или уменьшить нервную энергию,стимулировать или угнетать катаболические процессы, которые входят в состав гуморальной системы тридоши.

Фундаментальная ошибка западной медицины заключается в том, что она лечит болезнь, а не больного. Если бы лекарства назначались с тонкой избирательностью, согласно индивидуальной природе пациента, так, как обстоит дело с назначением трав в восточных системах врачевания, то оказалось бы возможным избегать многих побочных эффектов. Ценность использования растений и пищи, в большой степени определяется их относительно неспецифическим действием и их "мягкостью". При неправильном использовании лечебных трав последствия оказываются сравнительно незначительными и обычно исчезают спустя короткое время, примерно через сутки, необходимые организму для удаления остатков соответствующего растения из организма. Этот процесс элиминирования протекает труднее при использовании синтетических препаратов или экстрагированных концентратов. Печень может быть не в состоянии элиминировать тот или другой препарат из организма, поскольку она не "определилась", каким образом нейтрализовать его для удаления из организма. Когда отсутствует возможность полной переработки соответствующего вещества, оно депонируется либо в тканях печени, либо циркулирует в организме, создавая токсический "груз", который нарушает естественный ход физиологических процессов.

Чтобы в полной мере реализовать целительные возможности Аюрведы или китайской медицины, которые являются энергетическими системами лечения, все виды пищи и растения должны быть классифицированы и осмыслены в понятиях их более широких энергетических воздействий на общие метаболические процессы. Я считаю, что книга доктора Давида Фроли и доктора Васанта Лэд впервые предлагает такую классификацию, причем вполне удавшуюся, включающую западные травы и травы, общие как для Востока, так и для Запада. Совершенно случайно их рукопись попала ко мне, когда я, в основном завершил мое собственное исследование по классификации растений Запада, согласно традиционной Китайской энергетической системе.

Поистине замечательно то обстоятельство, что их метод классификации, как и мой собственный, демонстрирует идентичную энергетическую концепцию.

Создав эту ценную книгу, д-р Давид Фроули и д-р Васант Лад внесли исключительно большой и уникальный вклад в сферу лечения и профилактики, осуществляемых альтернативными естественными средствами. Чтобы убедиться в практической ценности этой оригинальной работы, для большинства людей, которые недостаточно знакомы с Аюрведой, потребуется время. Однако, несомненно, что этот труд знаменует разработку логичной и действенной системы лечения на основе растительных препаратов.

Этот труд не только будет способствовать повышению практической ценности медицины Аюрведы для людей Запада, но также продвинет всю систему западного гербализма в сторону его большей эффективности. Мне думается, что каждый, интересующийся траволечением, должен обстоятельно изучить эту книгу, независимо от того, интересуется ли он западной гербологией, традиционной китайской гербологией или медициной Аюрведы.

Михаил Тьерра, гербалист,

апрель 1986, Санта Крус, Калифорния

[Предисдовие]

ГЕРБОЛОГИЯ: ВОСТОК И ЗАПАД

Травы как на Востоке, так и на Западе были главным средством традиционной медицины. На Востоке, особенно в Индии и в Китае, сложилась весьма развитая и сложная наука о травах.Возникнув как концепция, созданая теми, кто нёс духовные знания, лечение травами в последующем было усовершенствовано на основе опыта, насчитывавшего тысячелетия. В этом плане Аюрведа включает в себя очевидно наиболее древнюю, наиболее проникнутую интуитивным видением, наиболее совершенную науку о траволечении. Такая полностью развитая система не требует совершенствования, а нуждается лишь в переводе и адаптации. Эта книга начинается с попытки поставить на службу потребностям современного человека древнюю науку гербализма Аюрведы.

Некоторые считают, что траволечение Индии утратило сегодня для нас актуальность. Поскольку эта система является древней и традиционной, проникнутой религией и верованиями, то легко возникает ощущение, что она утратила свой смысл. Приходит на ум и соображение, что соответствующие травы имеют своим источником тропические растения, которые нам недоступны, или же, что эти растения не представляют ценности в нашем климате, в наших конкретных условиях. С другой стороны, многие из нас осознают необходимость использовать, наряду с лечением, духовный и психологический подход к соответствующему лечению. По аналогии с тем, что физические болезни обычно проистекают из эмоциональных дисбалансов, мы можем ожидать, что духовный способ использования трав, характерный для индийской традции, окажется исключительно важным в условиях нашего, проникнутого дисбалансом общества. Иными словами, Аюрведическоетраволечение далеко не утратило своей актуальности в современном мире, а, напротив, этот мир нуждается в нём больше, чем когда бы то ни было.

Хотя некоторые травы, широко используемые в Аюрведе, не имеют аналогов в западной науке о травах, тем не менее многие распространенные на Западе травы - такие, как восковница и барбарис, аир тростниковый в Индии также находят широкое применение, и в Аюрведе имеется много полезной информации об этих растениях. Даже растения, специфичные для Аюрведы, такие как ashwagandha и haritaku могут быть включены в западную практику траволечения, подобно тому, как женьшень и дудник пришли из китайских источников, а gotu kola, которая первично пришла из Индии, теперь широко используется в нашей стране. Многие травы, используемые в Аюрведе, являются обычными пряностями - имбирь, куркума, кориандр и пажитник. Солидная фармакология на основе растений Аюрведы может быть составлена исключительно из растений и специй, обычно использующихся в Америке.

Аюрведа означает “наука жизни”. Это слово не означает индуистскую медицину; не следует также отождествлять гербализм Аюрведы с индийским гербализмом. Аюрведа означает “наука о жизни”, включающее все ее стороны и, в частности, ту, которая увязывает жизнь отдельного человека с таковой мироздания. В силу этого она открыта всем формам жизни и включает ее во всех ее проявлениях; равно как и все подходы, которые делают нас более гармоничным элементом жизни, как целого.

Аюрведа не может быть отождествлена с Востоком или Западом, с древним или современным миром. Она - неотъемлемый элемент всей жизни, знание, которое принадлежит всему сущему; причем не как система, которая ему навязана, но как источник, из которого можно свободно черпать и который может быть приведен в соответствие с уникальными потребностями отдельного человека в его или ее конкретных условиях.

Гербализм Аюрведы дает нам не только те или иные конкретные растения, но путь к познанию всех растений. Аюрведа приветствует устранение барьеров, разделяющих людей. Прежде, чем настанет новая эра, нам придется существенно продвинуться по пути объединения знаний о лечении человека. Однако в нашем мире сегодня этот процесс уже должен найти свое место. Этой задаче и должна служить данная книга.

“Сущность всего сущего-Земля. Сущность Земли-Вода. Сущность Воды-заключается в Растениях. Сущностью Растений является Человек”.

Сhandogya Upanishad 1.1.2.

ТРИ ГУНЫ

Пракрити состоит из трех основополагающих качеств, трех главных характеристик (в санскрите называемых гунами): саттва, принципа света, восприятия, интеллекта и гармонии; раджас, принципа энергии, активности, эмоций и беспокойства; и тамаса, принципа инертности, мрака, уныния, безжизненности и сопротивления.

Хотя каждое из этих трех качеств является необходимым элементом природы, тем не менее, саттва представляет собой адекватное качество сознания. Раджас и тамас-напротив, являются чуждыми, “загрязняющими” элементами сознания, которые снижают нашу способность к восприятию.

Индивиды с превалированием саттвы придают особое значение таким качествам как правда, честность, скромность и общее благо. Лица же, у которых наиболее представлен раджас, более всего ценят силу, престиж, власть и возможности править. Те же люди, у которых доминируует тамас, оказываются в плену чувства страха, раболепия, невежества и сил, ведущих к распаду.

Отсюда ясно, что важно стремиться к стилю жизни, соответствующему главным образом, саттвическому типу. Поскольку эти три качества существуют во всей природе, важно использовать виды пищи и травы, которые в основном имеют саттвическую природу. В этом плане Аюрведа классифицирует растения, согласно указанным трем гунам.

Это не означает, что травы, относящиеся к раджастическому и таматсическому типам, вообще не должны использоваться. Поскольку саттва находится в состоянии равновесия с раджасом и тамасом, то травы раджастическогго типа могут находить применение в целях коррекции тамастических состояний, и наоборот. Однако, травы саттвического характера обладают самостоятельной ценностью в плане стимуляции развития сознания..

ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ

Из трех гун формируются пять элементов. Из саттвы, состоящей из ясности, образуется элемент эфир. Из раджаса, состоящего из энергии, возникает огонь, из тамаса, состоящего из инерционного начала, формируется земля. Между саттвой и раджасом берет свое начало субтильный, однако подвижный элемент, -- воздух. Между раджасом и тамасом возникает вода, которая сочетает подвижность с инерцией.

Эти элементы представляют собой пять состояний материи: твердое, жидкое, лучистое, газообразное и эфирное. Они характеризуют пять видов плотностей, исчерпывающее все вещества, всю видимую и невидимую материю в мире. Они имеют свои психологические соответствия, которые демонстрируют состояния сознания и качества эмоциональных переживаний.

Пять частей растений, согласно Аюрведе, панчагам, показывают, каким образом строение растений соотносится с соответствующими пятью элементами. Корневая система соответствует земле, будучи наиболее плотной и самой низшей частью растения, которая связывает его с землей. Стебли и ветви соответствуют воде, поскольку они несут воду или сок соответствующего растения. Цветы коррелируют с огнем, которому присущи свет и цвет. Листья же соответствуют воздуху, поскольку через листву ветер приводит растение в движение. Плоды соответствуют эфиру, субтильной сути растения. Семя содержит все пять элементов, заключая в себе весь потенциал, которым растение обладает.

ТРИ ДОШИ

Основу Аюрведы составляет представление о трех дошах, или трех различных основных типах конституции человека. Из эфира и воздуха формируются вата, за счет огня и воды возникает питта; и, наконец, вода в сочетании с землей дает капху. По соответствующим элементам, или присущим различным лицам дошам мы определяем основную природу соответствующих лиц и устанавливаем направление лечения, специфически отвечающего их потребностям.

Соответствующие три доши распознаются по характерным их атрибутам: вата-сухая, холодная, легкая, подвижная, тонкая, твердая и грубая, подвержена переменам и ясная. Это -- наиболее мощная из дош, являясь самой жизненной силой, и наиболее мощной в формировании болезней. Эта доша управляет всем движением и несет как питту, так и капху.

Питта-горячая, легкая, с качествами флюида, субтильная и острая, с неприятным запахом, мягкая и ясная. Именно она управляет жаром, температурой и всеми химическими реакциями. Капха же - холодная, мокрая, тяжелая, медленная, лишенная живости и жизни, она статична, обладает большой плотностью и, как бы затуманена облаками. Именно функцией капхи является поддержание материального начала организма, его веса и взаимной увязанности, взаимного баланса.

Вата в ее естественном состоянии поддерживает энергию воли, вдох, выдох, движение, реализацию импульсов, равновесие тканей, остроту органов чувств. Будучи увеличенной, она вызывает сухость, очаги избыточной пигментации, потребность в теплоте, тремор, вздутие живота, запоры, снижение физической силы, бессонницу, потерю остроты восприятия, потерю остроты органов чувств, бессвязность речи и быструю утомляемость.

Питта в ее нормальном состоянии отвечает за пищеварение, теплопродукцию, зрительное восприятие, чувство голода, жажды, за хорошее состояние кожи, интеллект, целеустремленность, мужество, а также “мягкость” тела. Будучи увеличенной, питта вызывает желтую окраску мочи, каловых масс, глаз и кожи, а также вызывает ощущение голода, жажды, ощущение жжения и тяжелый сон.

Капха в ее нормальном состоянии обеспечивает твердость и стабильность, поддержание (равновесия) жидкостей тела (биологических жидкостей), “смазку” суставов и такие положительные эмоции, как умиротворенность, любовь и прощение. Будучи увеличенной, она приводит к утрате пищеварительного потенциала, к накоплению мокроты (флегмы), слизи, чувству изнеможения и тяжести, вызывает бледность, ощущение зябкости, утрату тонуса конечностей, затруднение дыхания, кашель и повышенную сонливость.

Вата концентрируется в толстом кишечнике, бедрах, боковой части тела, костях и органах тактильного восприятия.

Главным же образом вата локализуется в толстом кишечнике, где она накапливается, вызывает заболевания и откуда она может быть непосредственно удалена.

Питта концентрируется в тонком кишечнике, желудке, поте, отделяемом жировых желез, в крови, плазме и органах зрительного восприятия. Ее главной локализацией является тонкий кишечник, где она накапливается и откуда она может быть непосредственно удалена из организма.

Капха концентрируется в грудной клетке, горле, голове, поджелудочной железе, ребрах, плазме, жировой ткани, в носу и в языке. Ее основным центром является желудок, где она накапливается и вызывает заболевания и откуда она может быть непосредственно удалена из организма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...