Темы для самостоятельного изучения
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Раздел 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Тема 1.1. Место и роль социальной психологии в системе научного знания План практического занятия Определение социальной психологии как науки. Объектно-предметное поле социальной психологии. Социальная психология как междисциплинарная отрасль знания, связь с другими науками. Основные направления социально-психологических исследований. Использование результатов социально-психологических исследований для решения практических задач. Важность прикладных социально-психологических исследований и теоретических знаний в образовательной практике. Задания для практической работы 1. Составьте перечень ключевых слов в соответствии с содержанием темы. Составление перечня дефиниций предполагает отражение основных моментов темы, взаимосвязи ее основных смысловых концептов. 2. В литературе приводятся разные определения «социальной психологии» и дается перечень проблем, составляющие предмет социально-психологической науки, который различается у разных авторов. Рассмотрите и законспектируйте суждения и аргументы следующих исследователей: Г.Н.Андреева, А.В.Петровский, Б.Д. Парыгин, К.К.Платонов. 3. Как может меняться предмет исследования социальной психологии, если рассматривать ее: а) как часть социологии; б) часть психологии; в) самостоятельную область исследования, находящуюся между психологией и социологией в качестве независимой дисциплины. Определите три предмета исследования социальной психологии, исходя из каждой позиции. 4. Исходя из предмета социальной психологии, сделайте вывод о ее связи с другими науками. 5. Сфера интересов социальных психологов - узнать, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу (Д. Майерс); но выяснением тех же вопросов заняты и социологи, и личностные психологи. Так чем же отличается от них социальная психология?
Темы для самостоятельного изучения 1. Актуальность социально-психологических знаний. 2. Структура современной социальной психологии. 3. Современные тренды исследований в социальной психологии. 4. Значимость прикладных социально-психологических исследований и теоретических знаний в образовательной практике. 5. Проблемы и особенности социальной педагогической психологии.
Тесты промежуточного контроля знаний по теме 1.1. Инструкция. из предложенных вариантов выберите один или несколько правильных ответов.
1. Социальная психология - это: а) отрасль психологии, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп; б) наука, изучающая особенности систематических связей между психологическими и культурными переменными при сравнении этнических общностей; в) отрасль социологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, и психологические характеристики этих групп.
2. Научной дисциплиной, ставшей «прародительницей» социальной психологии является: а) философия; б) психология; в) педагогика.
3. Социальная психология как наука возникла на стыке таких дисциплин, как: а) социология и психология; б) философия и психология; в) физиология и психология; г) верного ответа нет. 4. Предметом изучения социальной психологии является: а) массовидные явления психики; б) личность в группе; в) психологические характеристики группы; г) массовидные явления психики и личность в группе.
5. Структура социальной психологии включает: а) социальная психология личности; б) психология групп; в) психология межгруппового взаимодействия; г) личный опыт.
6. Структура социальной психологии не включает в себя следующую отрасль: а) психология воспитания; б) психология общения; в) психология социализации; г) психология группы; д) психология массового поведения. 7. Объектом социально-психологической науки не является: а) образование; б) малая группа; в) общение; г) личность; д) большая общность. 8. Определите круг задач прикладной социальной психологии: a) продолжение углубления исследования проблем, относящихся к предмету социальной психологии; б) содержательный пересмотр социально - психологических проблем, в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране; в) исследование новых социально-психологических явлений: экономических, этнических, классовых, политических, идеологических и др; г) исследования социально-психологических изменений массового сознания, общественного настроения и общественного мнения; д) анализ возрастания роли социальной психологии в современном обществе; е) взаимодействие социальной психологии с практической психологией.
9. Основными проблемами социальной психологии являются изучение: а) закономерностей и механизмов общения, совместной деятельности; в) особенностей социально-психологических явлений в больших социальных группах; г) социально-психологические качеств личности; д) процесс и результат социализации личности; е) социальные установки личности; ж) роли личности в группе.
10. С позиций интрадисциплинарного подхода место социальной психологии: а) на границах между родительскими дисциплинами; б) внутри психологии; в) внутри одной из родительских дисциплин.
11. Социальная психология имеет следующие виды: а) гуманитарная социальная психология; б) общая социальная психология; в) эмпирическая социальная психология; г) естественнонаучная социальная психология;
д) специальная социальная психология.
12. Основные направления прикладных социально-психологических исследований: а) изучение подростков; б) исследование малых групп; в) управление; г) образование; д) изучение личности; е) политика; ж) реклама; з) анализ документов.
13. Не является категорией социальной психологии: б) социальные институты; в) восприятие; г) общественные отношения; д) группы.
14. Автор учебников по социальной психологии: а) Дейл Карнеги; б) Г. М. Андреева; в) Д. Майерс; г) Е. С. Кузьмин; д) Т. Шибутани; е) все ответы верны.
15. Объектом социально-психологического исследования является: а) общее социальное явление, процесс; б) изучение человека в обществе; в) изучение социально-психологических особенностей группы; г)Создание специальных условий для выявления различных психологических факторов и явлений.
16. Социально-психологические явления и процессы, выступающие результатом взаимодействия людей как представителей различных социальных групп, характеризуются как: а) предмет социальной психологии; б) объект социальной психологии; в) задача социальной психологии; г) принцип социальной психологии.
17. Выявление закономерностей общения человека в группе - это: а) задача социальной психологии; б) объект социальной психологии; в) предмет социальной психологии; г) принцип социальной психологии; д) проблема социальной психологии.
Темы рефератов 1. Связь социальной психологии с другими психологическими науками 2. Перспективы развития отечественной социальной психологии 3. Проблемы педагогической социальной психологии 4. Соотношение фундаментального и прикладных исследований в области социальной психологии. 5. Сравнительный анализ предметной области общей, возрастной и социальной психологии. 6. Причины отсутствия единого понимания предмета социальной психологии. Список литературы к теме 1.1. Приводится учебно-методическое и информационное обеспечение учебного раздела согласно рабочей программе дисциплины
а) основная литература: Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. М: Аспект Пресс. 1999. 375 с. Социальная психология. Учебное пособие / отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. 351 с.
б) дополнительная литература: Андреева, Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс. 2009.303 c. Андриенко, Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед учеб заведений / Е. В. Андриенко / под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия». 2000. 264 с. Журавлев, А. Л. Актуальные проблемы социально-ориентированных отраслей науки / А. Л.Журавлев. М.: Институт психологии РАН. 2011. 560 с. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс / пер. с англ. СПб.; М.; Харьков; Минск, 2000. 512 с. Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин. СПб.: ИГУП, 1999. 592 с. Платонов, Ю. П. Психология коллективной деятельности / Ю. П. Платонов. Л.: ЛГУ, 1990. 184 с. . в) интернет – ресурсы: http://library.sgu.ru http:// www.ht.ru http:// www.psytest.ru http://koob.ru http://ihtik.lib.ru http://elibrary.ru http://vsetesti.ru http://azps.ru http://ipras.ru/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|