Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы для самостоятельного изучения




1. Основные требования к качеству социально-психологической информации.

2. Характеристика основных методов социальной психологии образования.

3. Особенности социально-психологического исследования.

 

Тесты промежуточного контроля знаний по теме 2.2.

Инструкция. из предложенных вариантов выберите один или несколько правильных ответов.

 

1. Специфика социально-психологического исследования по сравнению с другими социальными науками характеризуется:

а) использованием в качестве полноправных как данных об открытом поведении и деятельности индивидов в группах, так и характеристик сознания (представлений, мнений, установок, ценностей и т. п.) этих индивидов;

б) социальным контекстом исследования, влияющим на отбор, интерпретацию и изложение фактов;

в) неустойчивостью и постоянным изменением социально-психологических явлений;

г) культурно обусловленной относительностью социально-психологических закономерностей;

д) работой с реальными конкретными объектами исследования (индивидами и группами).

2. Источники информации в социальной психологии:

а) характеристики реального поведения и деятельности людей и групп;

б) характеристики индивидуального и группового сознания (мнения, оценки, представления, установки, ценности и т. п.);

в) характеристики продуктов человеческой деятельности – материальной и духовной;

г) отдельные события, состояния социального взаимодействия.

3. К естественнонаучным методам социальной психологии относятся:

а) статистика;

б) наблюдение;

в) анализ;

г) эксперимент;

д) корреляции;

е) опросы;

ж) изучение документов.

 

4. К методам практической социальной психологии относятся:

а) контент-анализ;

б) включенное наблюдение;

в) социально-психологический тренинг;

г) консультативная беседа;

д) интерпретация;

е) психодрама.

 

5. К проблемам социально-психологического исследования относятся:

а) проблема соотношения теории и эмпирического материала;

б) отсутствие заинтересованных в исследовании испытуемых;

в) проблема фиксации эмпирических данных;

г) распространение различными изданиями социально - психологических тестов;

д) проблема качества социально-психологической информации;

е) огромное количество социально-психологических исследований;

ж) проблема надежности и обоснованности данных;

з) проблема репрезентативности;

и) низкий уровень подготовки и малочисленность социальных психологов.

 

6. К общеметодологическим проблемам социальной психологии относятся:

а) культурная и историческая относительность социопсихологических теорий;

б) эмпиризм;

в) соотношение теоретических и экспериментальных исследований;

г) валидность североамериканских социально-психологических теорий;

д) проблема «импортирования» теорий и методов российской социальной психологии;

е) этические проблемы социальной психологии;

ж) ограниченность социально-психологических знаний культурно-историческими рамками.

 

7. Методом социально-психологических исследований, позволяющих проверять причинно-следственные связи, является:

а) экспертная оценка;

б) эксперимент;

в) корреляционные исследования;

в) интерпретация;

г) опрос;

д) статистическая обработка данных.

 

8. Характеристиками качества социально-психологической информации являются:

а) стабильность;

б) валидность;

в) достоверность;

г) непротиворечивость;

д) точность;

е) последовательность;

ж) репрезентативность.

 

9. Контент–анализ можно применять только в случае, если исследуемый материал обладает следующими характеристиками:

а) большой объем исследуемого материала и однопорядковость подсчитываемых смысловых единиц;

б) большой объем текста;

в) возможность компьютерной обработки;

г) соответствие целям и задачам исследования.

 

10. Специфика социально-психологических исследований:

а) описывают психологические характеристики самой группы;

б) раскрывают некоторые характеристики сознания этих индивидов (представлений, мнений, установок, ценностей и т. п.) этих индивидов;

в) имеют социальный контекст исследования, влияющий на отбор, интерпретацию и изложение фактов;

г) источником данных является сам человек;

д) неустойчивость и постоянное изменение социально-психологических явлений;

е) культурно обусловленная относительность социально-психологических закономерностей;

ж) работа с реальными объектами исследования (индивидами и группами).

 

11. Кем был разработан социометрический метод (укажите фамилию ученого)?

а) К. Леонгард;

б) Дж. Морено;

в) Р. Кеттелл;

г) Ж. Годфруа.

 

12. Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних пол­юсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

 

13. Основное достоинство социоматрицы:

а) возможность представить выборы в числовом виде;

б) позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов;

в) установить порядок влияний в группе.

 

14. Метод социометрии позволяет выявить:

а) социальные нормы;

б) групповые противоречия;

в) мотивы межличностных выборов;

г) статус человека в группе;

 

15. Программа социально- психологического исследования включает:

a) объект, предмет, цели, задачи и гипотезы и методологию исследования;

б) концептуальную модель исследования, предполагающей разработку стратегии, отбор видов, методов и методик исследования, а также осмысление критериев и показателей для оценки его результатов;

в) подведения результатов исследования и формулировки основных его выводов.

 

16. Метод психологии, с помощью которого выявляется наиболее значимое лицо в группе,– это:

a) референтометрия;

б) наблюдение;

в) социометрия;

г) анализ документации.

 

17. К уровню специальной методологии в социальной психологии относятся:

а) анализ совместной деятельности группы;

б) анализ группы как субъекта группового сознания;

в) изучение генезиса групповых целей и ценностей;

г) изучение групповой динамики в различных условиях;

д) верны ответы в) и г);

е) все ответы верны.

 

Темы рефератов

1. Социометрическая техника исследования.

2. Внешнегрупповая референтометрия.

3. Особенности социально-психологического исследования.

4. Практическое применение результатов исследований социально-психологических феноменов.

5. Метод контент-анализа в изучении социально-психологических феноменов.

Этапы социально-психологического исследования.

Список литературы к теме 2.2.

Приводится учебно-методическое и информационное обеспечение учебного раздела согласно рабочей программе дисциплины

а) основная литература:

Андреева, Г. М. Лекции по методике конкретных социально-психологических исследований / Г. М. Андреева. М.: Наука, 2002. 201 с.

Основы социально-психологических исследований: учебник для вузов / под общей ред. А. А. Бодалева. М.: Гардарики, 2007. 334 с.

Социальная психология. Учебное пособие / отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. 351 с.

 

 

б) дополнительная литература:

Андреева, Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс. 2009.303 c.

Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. М: Аспект Пресс. 1999. 375 с.

Андриенко, Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед учеб заведений / Е. В. Андриенко / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия». 2000. 264 с.

Журавлев, А. Л. Актуальные проблемы социально-ориентированных отраслей науки / А. Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН. 2011. 560 с.

Журавлев, А. Л. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / А. Л. Журавлев, В. А. Соснин, М. А. Красников. М.: Форум; Инфра - М. 416 с.

Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс / пер. с англ. СПб.; М.; Харьков; Минск, 2000. 512 с.

Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин. СПб.: ИГУП, 1999. 592 с.

Платонов, Ю. П. Психология коллективной деятельности / Ю. П. Платонов. Л.: ЛГУ, 1990. 184 с.

в) интернет – ресурсы:

http://library.sgu.ru

http:// www.ht.ru

http:// www.psytest.ru

http://koob.ru

http://ihtik.lib.ru

http://elibrary.ru

http://vsetesti.ru

http://azps.ru

http://imaton.ru/

http://akmepsy.sgu.ru

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...