Темы для самостоятельного изучения
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 1. Основные требования к качеству социально-психологической информации. 2. Характеристика основных методов социальной психологии образования. 3. Особенности социально-психологического исследования.
Тесты промежуточного контроля знаний по теме 2.2. Инструкция. из предложенных вариантов выберите один или несколько правильных ответов.
1. Специфика социально-психологического исследования по сравнению с другими социальными науками характеризуется: а) использованием в качестве полноправных как данных об открытом поведении и деятельности индивидов в группах, так и характеристик сознания (представлений, мнений, установок, ценностей и т. п.) этих индивидов; б) социальным контекстом исследования, влияющим на отбор, интерпретацию и изложение фактов; в) неустойчивостью и постоянным изменением социально-психологических явлений; г) культурно обусловленной относительностью социально-психологических закономерностей; д) работой с реальными конкретными объектами исследования (индивидами и группами). 2. Источники информации в социальной психологии: а) характеристики реального поведения и деятельности людей и групп; б) характеристики индивидуального и группового сознания (мнения, оценки, представления, установки, ценности и т. п.); в) характеристики продуктов человеческой деятельности – материальной и духовной; г) отдельные события, состояния социального взаимодействия. 3. К естественнонаучным методам социальной психологии относятся: а) статистика; б) наблюдение; в) анализ; г) эксперимент; д) корреляции; е) опросы; ж) изучение документов.
4. К методам практической социальной психологии относятся:
а) контент-анализ; б) включенное наблюдение; в) социально-психологический тренинг; г) консультативная беседа; д) интерпретация; е) психодрама.
5. К проблемам социально-психологического исследования относятся: а) проблема соотношения теории и эмпирического материала; б) отсутствие заинтересованных в исследовании испытуемых; в) проблема фиксации эмпирических данных; г) распространение различными изданиями социально - психологических тестов; д) проблема качества социально-психологической информации; е) огромное количество социально-психологических исследований; ж) проблема надежности и обоснованности данных; з) проблема репрезентативности; и) низкий уровень подготовки и малочисленность социальных психологов.
6. К общеметодологическим проблемам социальной психологии относятся: а) культурная и историческая относительность социопсихологических теорий; б) эмпиризм; в) соотношение теоретических и экспериментальных исследований; г) валидность североамериканских социально-психологических теорий; д) проблема «импортирования» теорий и методов российской социальной психологии; е) этические проблемы социальной психологии; ж) ограниченность социально-психологических знаний культурно-историческими рамками.
7. Методом социально-психологических исследований, позволяющих проверять причинно-следственные связи, является: а) экспертная оценка; б) эксперимент; в) корреляционные исследования; в) интерпретация; г) опрос; д) статистическая обработка данных.
8. Характеристиками качества социально-психологической информации являются: а) стабильность; б) валидность; в) достоверность; г) непротиворечивость; д) точность; е) последовательность; ж) репрезентативность.
9. Контент–анализ можно применять только в случае, если исследуемый материал обладает следующими характеристиками:
а) большой объем исследуемого материала и однопорядковость подсчитываемых смысловых единиц; б) большой объем текста; в) возможность компьютерной обработки; г) соответствие целям и задачам исследования.
10. Специфика социально-психологических исследований: а) описывают психологические характеристики самой группы; б) раскрывают некоторые характеристики сознания этих индивидов (представлений, мнений, установок, ценностей и т. п.) этих индивидов; в) имеют социальный контекст исследования, влияющий на отбор, интерпретацию и изложение фактов; г) источником данных является сам человек; д) неустойчивость и постоянное изменение социально-психологических явлений; е) культурно обусловленная относительность социально-психологических закономерностей; ж) работа с реальными объектами исследования (индивидами и группами).
11. Кем был разработан социометрический метод (укажите фамилию ученого)? а) К. Леонгард; б) Дж. Морено; в) Р. Кеттелл; г) Ж. Годфруа.
12. Социометрическая процедура может иметь целью: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
13. Основное достоинство социоматрицы: а) возможность представить выборы в числовом виде; б) позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов; в) установить порядок влияний в группе.
14. Метод социометрии позволяет выявить: а) социальные нормы; б) групповые противоречия; в) мотивы межличностных выборов; г) статус человека в группе;
15. Программа социально- психологического исследования включает: a) объект, предмет, цели, задачи и гипотезы и методологию исследования; б) концептуальную модель исследования, предполагающей разработку стратегии, отбор видов, методов и методик исследования, а также осмысление критериев и показателей для оценки его результатов; в) подведения результатов исследования и формулировки основных его выводов.
16. Метод психологии, с помощью которого выявляется наиболее значимое лицо в группе,– это: a) референтометрия; б) наблюдение; в) социометрия; г) анализ документации.
17. К уровню специальной методологии в социальной психологии относятся: а) анализ совместной деятельности группы; б) анализ группы как субъекта группового сознания; в) изучение генезиса групповых целей и ценностей; г) изучение групповой динамики в различных условиях; д) верны ответы в) и г); е) все ответы верны.
Темы рефератов 1. Социометрическая техника исследования. 2. Внешнегрупповая референтометрия. 3. Особенности социально-психологического исследования. 4. Практическое применение результатов исследований социально-психологических феноменов. 5. Метод контент-анализа в изучении социально-психологических феноменов. Этапы социально-психологического исследования. Список литературы к теме 2.2. Приводится учебно-методическое и информационное обеспечение учебного раздела согласно рабочей программе дисциплины а) основная литература: Андреева, Г. М. Лекции по методике конкретных социально-психологических исследований / Г. М. Андреева. М.: Наука, 2002. 201 с. Основы социально-психологических исследований: учебник для вузов / под общей ред. А. А. Бодалева. М.: Гардарики, 2007. 334 с. Социальная психология. Учебное пособие / отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. 351 с.
б) дополнительная литература: Андреева, Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс. 2009.303 c. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. М: Аспект Пресс. 1999. 375 с. Андриенко, Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед учеб заведений / Е. В. Андриенко / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия». 2000. 264 с. Журавлев, А. Л. Актуальные проблемы социально-ориентированных отраслей науки / А. Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН. 2011. 560 с. Журавлев, А. Л. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / А. Л. Журавлев, В. А. Соснин, М. А. Красников. М.: Форум; Инфра - М. 416 с.
Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс / пер. с англ. СПб.; М.; Харьков; Минск, 2000. 512 с. Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин. СПб.: ИГУП, 1999. 592 с. Платонов, Ю. П. Психология коллективной деятельности / Ю. П. Платонов. Л.: ЛГУ, 1990. 184 с. в) интернет – ресурсы: http://library.sgu.ru http:// www.ht.ru http:// www.psytest.ru http://koob.ru http://ihtik.lib.ru http://elibrary.ru http://vsetesti.ru http://azps.ru http://imaton.ru/ http://akmepsy.sgu.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|