Тема 1. 2. Генезис социальной психологии как самостоятельной дисциплины
План практического занятия Истоки социально-психологических знаний. Основные направления теоретических и прикладных исследований в социальной психологии. Этапы становления социальной психологии: философско-социологический этап, описательный и экспериментальный этапы. Первые социально-психологические теории. Развитие социальной психологии в России. Теоретические и методологические особенности первых западных социально-психологических теорий: поиск единственного «определяющего» фактора социального поведения (жажда удовольствия, эгоизм, симпатия, подражание, внушение); обращение к наблюдению, отсутствие эксперимента, анализ различных источников, продуктов культурной деятельности и т.д.
Задания для практической работы Составьте перечень ключевых слов в соответствии с содержанием темы. Составление перечня дефиниций предполагает отражение основных моментов темы, взаимосвязи ее основных смысловых концептов. Используя дополнительную литературу, подберите и законспектируйте материал, иллюстрирующий исторические предпосылки оформления социальной психологии в самостоятельную науку. Какие изменения происходили в мире на рубеже XIX—XX вв. в экономической, социальной и политической жизни мира? Каким образом эти изменения связаны с новым осмыслением жизни в контексте социальной психологии как науки?
Темы для самостоятельного изучения 1. «Внутриамериканская» критика современной американской социальной психологии. 2. Теория социальных представлений С. Московичи. 3. Теория социальной идентичности А. Тэшфела. 4. Теоретические и методологические особенности первых социально-психологических теорий: изучение «народного духа», «психология народов» (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт).
5. Виды социальной психологии. 6. Становление объяснительной экспериментальной социальной психологии на Западе в XX столетии Тесты промежуточного контроля знаний по теме 1.2. Инструкция. из предложенных вариантов выберите один или несколько правильных ответов.
1. С точки зрения Г. Тарда, предметом социальной психологии является: а) личность; б) большая социальная группа; в) общение.
2. Психология в середине XIX в. развивалась: а) как психология индивида; б) наука о специфических формах взаимодействия людей; в) психиатрическая практика.
3. Создателями теории «психологии народов» являются: а) М. Лацарус и X. Штейнталь; б) В. Вундт; в) А. А. Потебня.
4. Идея о том, что главная сила истории народов, или "дух целого", который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях, и т.д., принадлежит: а) психологии народов; б) теории инстинктов социального поведения; в) теории рекапитуляции; г) психологии масс.
5. Что признается причиной социального поведения в теории У. Мак-Дугалла: а) врожденные инстинкты; б) склонности; в) инстинкты и эмоции.
6. Какое время считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку: а) начало XX в.; б) конец XIX в.; в) начало XIX в.
7. Что представляет собой скопление людей с точки зрения Г. Лебона: а) массу; б) толпу; в) элиту.
8. Согласно теории поля К. Левина поведение есть: а) соотношение различных силовых полей среды; б) функция состояния личности и среды; в) состояние образующих личности.
9. С позиции какой концепции задача социальной психологии - «познавать психологически сущность духа народа, открывать законы, по которым протекает духовная деятельность народов»: а) психологии масс; б) «психологии народов»;
в) теории «инстинктов социального поведения».
10. Социальная психология прошла в своем развитии следующие этапы: а) конфронтации; б) стилизации; в) донаучный; г) описательный; д) согласования; е) экспериментальный; ж) уникальный; з) философско-социологический.
11. Для исторического развития социальной психологии в России является характерным: а) отсутствие дискуссий; б) представление о трех предметных областях социальной психологии; в) непрерывность развития; г) монополизм деятельностного подхода; д) методологические и теоретические кризисы; е) научный плюрализм; ж) отсутствие идеологических ограничений.
12. Первыми социально-психологическими теориями были: а) психология масс; б) рефлекторная теория; в) теория «инстинктов социального поведения»; г) теория деятельностного опосредования межличностных отношений; д) теория «народного духа»; е) психология народов; ж) теория подражания.
13. Для гуманистического направления в социальной психологии является характерным: а) внимание к психоанализу; б) применение понимающей интерпретации; в) опора на теории взаимной выгоды; г) опора на теории базовых потребностей; д) идеи «вершинного» развития человека; е) представления о завершающих этапах развития личности; ж) представления о непрерывности и бесконечности развития личности.
14. Теоретическими направлениями социальной психологии являются: а) интеграционизм; б) когнитивизм; в) социальный конструкционизм; г) психоанализ; д) конвенциальный интеракционизм; е) социальный бихевиоризм; ж) композиционизм.
15. Из перечисленных теоретических направлений социальной психологии социологические корни имеет: а) когнитивизм; б) конструктивизм; в) интеракционизм; г) бихевиоризм; д) транзактный анализ; е) психоанализ. 16. Для современной западной социальной психологии является характерным: а) ориентация на российскую социальную психологию; б)развитие деятельностного подхода; в) усиление контактов между Европейскими и Американскими социальными психологами; г) сосуществование нескольких теоретических ориентаций; д) отказ от методологических и теоретических дискуссий;
е) переименование социальной психологии в «просто психологию»; ж) пропаганда культурно-исторического измерения в социально-психологических исследованиях. Темы рефератов 1. Развитие предпосылок социально-психологического знания в системе марксизма. 2. «Американизм» социальной психологии начала XX в. 3. История формирования научного социально-психологического знания в России. 4. Исторические предпосылки оформления социальной психологии в самостоятельную науку. 5. Три мира социальной психологии (североамериканская социальная психология; европейская социальная психология; социальная психология развивающихся стран). Список литературы к теме 1.2. Приводится учебно-методическое и информационное обеспечение учебного раздела согласно рабочей программе дисциплины а) основная литература: Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. М: Аспект Пресс. 1999. 375 с. Социальная психология. Учебное пособие / отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. 351 с.
б) дополнительная литература: Андреева, Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс. 2009.303 c. Андриенко, Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед учеб заведений / Е. В. Андриенко / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия». 2000. 264 с. Журавлев, А. Л. Актуальные проблемы социально-ориентированных отраслей науки / А. Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН. 2011. 560 с. Журавлев, А. Л. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / А. Л. Журавлев, В. А. Соснин, М. А. Красников. М.: Форум; Инфра - М. 416 с. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс / пер. с англ. СПб.; М.; Харьков; Минск, 2000. 512 с. Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Проблемы... Проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин. СПб.: ИГУП, 1999. 592 с. Платонов, Ю. П. Психология коллективной деятельности / Ю. П. Платонов. Л.: ЛГУ, 1990. 184 с. в) интернет – ресурсы: http://library.sgu.ru http:// www.ht.ru http:// www.psytest.ru http://koob.ru http://ihtik.lib.ru http://elibrary.ru http://vsetesti.ru http://azps.ru http://ipras.ru/ http://www.voppsy.ru/rubr/0102.htm http://akmepsy.sgu.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|